Все члены экипажа батискафа «Титан», спускавшегося к затонувшему «Титанику», погибли, заявила компания-оператор подводного судна OceanGate. Гибель туристов подтвердила береговая охрана США.
Узнайте больше в полной версии ➞На борту аппарата находились генеральный директор организации Стоктон Раш, миллиардер Хэмиш Хардинг, бизнесмен и миллиардер Шахзада Давуд и его сын Сулеман Давуд, а также французский исследователь Поль-Анри Наржоле.
Запасы кислорода на пропавшем в Атлантическом океане батискафе «Титан» закончились в четверг, 22 июня, в 14:08 по московскому времени.
В тот же день в ходе поисково-спасательной операции были найдены пять обломков батискафа. В береговой охране США заявили, что обломки свидетельствуют о направленном внутрь взрыве, который в ведомстве назвали катастрофическим. При таком сценарии смерть экипажа была мгновенной, говорят эксперты.
Подводный аппарат под названием «Титан» с пятью туристами на борту отправился на экскурсию к затонувшему в Атлантике лайнеру «Титаник» днем 18 июня. По данным береговой охраны Бостона, он перестал выходить на связь спустя 1 час и 45 минут после погружения на четыре километра вглубь. С момента спуска под воду находящимся в батискафе людям должно было хватить кислорода на 96 часов.
Сразу после исчезновения подлодки начались поисково-спасательные работы в Атлантическом океане. Над местом затопления «Титаника» находилась флотилия не менее чем из десяти кораблей, двух подводных лодок-роботов и нескольких самолетов, сканирующих океан на любые признаки пропавшего батискафа.
Соединенные Штаты выделили военно-транспортный самолет C-130, а Канада — патрульный противолодочный самолет Boeing P-8 Poseidon. Поиски велись примерно в 900 милях от мыса Кейп-Код на атлантическом побережье США. В поисково-спасательной операции также принимало участие канадское исследовательское судно Polar Prince. На второй день поисков один из членов экипажа спасателей поблагодарил всех неравнодушных за попытки связаться с командой и узнать последние новости. Дайвер Рори Голден (Rory Golden) просил всех думать о хорошем.
С момента пропажи батискафа с радаров эксперты пытались предположить причины случившегося. По разным версиям, это мог быть выход из строя электроники или попадание аппарата в сильное подводное течение с выбросом в неприступное место. Британский контр-адмирал в отставке Крис Пэрри счел, что батискаф мог застрять среди обломков «Титаника».
Бывший капитан аварийно-спасательного корабля Шон Тортора в беседе с журналистами выразил сомнения в том, что судно успеют найти вовремя с учетом того, что кислород должен был закончиться в четверг, 22 июня, в 14:08 по московскому времени.
Минимальные надежды на положительный исход ситуации появились 21 июня, когда канадский самолет P-3, оснащенный гидролокатором, обнаружил периодические стуки, которые, как надеялись эксперты, исходили от экипажа «Титана». Стуки были слышны из-под воды примерно в месте погружения исчезнувшей подлодки. Они звучали с четким интервалом в 30 минут. Тем не менее эксперты вскоре допустили, что это могли быть всего лишь звуки океана.
Председатель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ, капитан первого ранга запаса Игорь Курдин заявил, что при авариях на подводных лодках и глубоководных аппаратах обычно включается ответчик, который может отвечать на запросы по гидроакустической связи.
Кудрин предположил, что произошла разгерметизация корпуса в момент погружения, и аппарат заполнился водой.
По итогам осмотра обломков спасателями береговая охрана США заявила, что они свидетельствуют о направленном внутрь взрыве. Уверенности в том, что останки членов экипажа будут найдены, нет.
«Если части [батискафа] нашли, значит, он схлопнулся. [люди на борту] Погибли мгновенно. Я уверен, что они погибли еще в воскресенье», — считает океанолог Сергей Мухаметов.
Как сообщил Daily Mail со ссылкой на экспертов, переход людей с пропавшего батискафа на другую субмарину под водой невозможен, так как «Титан» не имеет соответствующих механизмов. Даже в случае их обнаружения для спасения требуется сложная операция с использованием дистанционно управляемого транспортного средства. С его помощью можно присоединить трос к батискафу и вытащить его на поверхность, на что ушло бы несколько часов.
Автор книги «Погружение: нерассказанная история спасения самой глубокой подводной лодки в мире» Стивен Макгинти отмечал, что спасение людей зависит от того, найдут ли батискаф вовремя и на какой глубине он находится.
Найти затерявшийся в глубинах батискаф — непростая задача, заключает бывший председатель Комитета по проведению подводных работ особого назначения, вице-адмирал запаса ВМФ России, доктор технических наук Тенгиз Борисов в беседе с «Лентой.ру». Для этой цели необходимо взять пеленг с нескольких точек. Кроме того, задача усложняется поиском на большой глубине при скорости беспилотных аппаратов не больше трех узлов.
Последствия для здоровья людей, погружающихся под воду в батискафе, могут быть губительными. По словам ветерана ВМС США Дейла Моле, среда на борту коммерческих подводных аппаратов враждебна — пассажиры сталкиваются с истощением запаса кислорода, токсичным уровнем углекислого газа и падением температуры. Пропавший «Титан» был оснащен скруббером углекислого газа, однако у большинства кораблей его мощность ограничена. Кроме того, существует риск переохлаждения из-за низких температур в глубинах океана, а также гипервентиляции, вызванной паническими атаками.
Ветеран допускал, что туристы могли погибнуть от разрыва сосудов из-за давления. «Когда люди находятся в герметичном пространстве, большинство думает о кислороде, однако большую озабоченность вызывает углекислый газ», — сказал эксперт.
На борту подводного судна был британский миллиардер и исследователь, основатель компании Action Group Хэмиш Хардинг. 58-летнего бизнесмена называют ключевой фигурой международного авиастроения.
Хардинг был известным любителем экстремальных путешествий. В 2021 году он исследовал Марианскую впадину, а в 2022 отправился в космос на корабле основателя интернет-компании Amazon Джефа Безоса. Он успел облететь Землю через Южный и Северный полюса.
Еще один миллиардер на «Титане» — один из самых богатых людей Пакистана 48-летний Шахзада Давуд. Его 19-летний сын Сулейман тоже находился на борту.
Семья Давуд — одна из наиболее влиятельных в Пакистане и имеет тесные связи с Великобританией. По информации Daily Mail, семья проживает в особняке в графстве Суррей. Отец Шахзады, 79-летний Хуссейн, является председателем производящей удобрения компании Dawood Hercules Corporation.
Четвертым членом экипажа был французский исследователь Поль-Анри Наржоле, который считался ведущим специалистом в мире по «Титанику». Он руководил программой подводных исследований Premier Exhibitions, RMS Titanic, Inc. Ранее в беседе с прессой мореплаватель открыто говорил об опасностях погружения под воду.
Наконец, пятый турист на разбившемся «Титане» — основатель компании по подводным погружениям OceanGate Стоктон Раш. Именно его компании и принадлежит батискаф. Мужчина с детства интересовался исследованиями и мечтал отправиться в космос. В 14 лет он научился нырять с аквалангом, поскольку хотел изучать океан.
Как выяснили журналисты, жена Стоктона Раша — Венди Раш — имеет связь с жертвами крушения «Титаника». Она потомок магната Исидора Штрауса и его жены Иды, находившихся на корабле в день трагедии. Венди — праправнучка погибшей в 1912 году пары. Чету Штраусов называют самой богатой из всех жертв затопления «Титаника».
По данным архивов, Штраус с супругой были пассажирами первого класса. Выжившие в катастрофе вспоминали, что магнат отказался от места в спасательной шлюпке, уступив его женщинам и детям, ожидающим возможности спастись. При этом Ида отказалась оставить мужа и осталась с ним до конца. На тот момент супруги прожили в браке 40 лет. Эта история нашла отображение в культовом художественном фильме «Титаник» Джеймса Кэмерона.