Франция и государства Западной Африки, по всей видимости, готовят военную интервенцию в Нигер, где президента страны Мохамеда Базума свергла собственная гвардия. «Лента.ру» собрала все, что известно о государственном перевороте, и реакции на него Парижа и остальных африканских стран к настоящему моменту.
Узнайте больше в полной версии ➞26 июля нигерский лидер Мохамед Базум был взят под арест собственной же президентской гвардией, а границы страны — закрыты. В сообщении, распространенном президентским офисом, утверждалось, что гвардейцы не получили поддержки среди других военных, однако уже на следующий день на сторону мятежников встало руководство Вооруженных сил Нигера.
28 июля командующий президентской гвардией генерал Абдурахман Чиани выступил с первым видеообращением, в котором назвал себя главой Национального совета по защите родины — объединения военных, осуществивших госпереворот, — и призвал партнеров Нигера воздержаться от вмешательства в происходящее в стране. Он также объяснил действия мятежников борьбой с «растратой государственных средств, с безнаказанностью, коррупцией во всех ее формах и кумовством».
Секретариат Организации Объединенных Наций (ООН) и большинство стран мира, включая Россию, осудили госпереворот в Нигере.
Госперевороты в Западной Африке и особенно в Сахеле явление настолько частое, что для описания нестабильности в этом регионе даже появился специальный термин — «пояс мятежей» (англ. coup belt). Нередко госперевороты и их попытки в регионе сопровождаются выступлениями против бывшей метрополии государств региона, Франции.
Тысячи сторонников военной хунты, вышедшие на улицы после свержения президента, скандировали «Франция, уходи», сорвали табличку с французского посольства в Ниамее, повесив вместо нее флаги России и Нигерии, а также попытались поджечь здание дипмиссии.
Нигер — седьмой по величине импортер урана на мировой рынок и основной источник этого сырья для нужд энергетического сектора не только Франции, но и всего Европейского союза (ЕС). Как отмечает Politico, ситуацию значительно осложняет тот факт, что европейские страны пытаются отказаться от поставок урана из России.
В Нигере также размещены военные Франции и других стран, помогавшие местным вооруженным силам в борьбе с исламистами — в регионе действуют террористическая организация «Боко харам» (запрещена в России) и местные ячейки «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (обе террористические организации также запрещены в России). Германия уже допустила вывод своего контингента из Нигера.
Власти Франции резко осудили и сам госпереворот в Нигере, и нападение на свою дипмиссию.
Позднее нигерская хунта обвинила Францию в подготовке вторжения в Нигер для восстановления прежнего правительства. Один из организаторов госпереворота, полковник военно-воздушных сил Нигера Амаду Абдраман заявил, что министр иностранных дел Нигера Асум Масуд якобы разрешил французам нанести авиаудары по президентской резиденции. В хунте пригрозили, что любые попытки вызволить свергнутого президента из-под ареста обернутся «кровопролитием и хаосом».
В Министерстве иностранных дел (МИД) Франции не стали ни опровергать, ни подтверждать информацию о готовящихся авиаударах, но подчеркнули: Париж считает единственно легитимным главой государства Мохамеда Базума и будет защищать своих граждан и интересы в Нигере.
30 июля соседи Нигера, входящие в субрегиональную организацию Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС), ввели против хунты санкции, приостановив любые транзакции со страной, а также заморозив ее активы в центральных и коммерческих банках стран-участниц объединения. Блок также выдвинул ультиматум нигерской хунте: если те не восстановят свергнутого президента во власти в течение следующей недели, то страны-участницы сами предпримут все необходимые шаги для восстановления конституционного строя в Нигере, в том числе с применением силы.
ЭКОВАС имеет обширный опыт военных интервенций. С 1990-х годов войска стран-участниц организации использовались для урегулирования гражданских войн и госпереворотов в Сьерра-Леоне, Кот-д'Ивуаре, Либерии и Гвинее-Бисау, а также для помощи властям Мали в борьбе с исламистами в 2013-м и для обеспечения транзита власти в Гамбии в 2017-м.
Впрочем, не исключено, что страны объединения ограничатся политической и экономической изоляцией нигерской военной хунты, считает Евгений Корендясов, ведущий сотрудник Института Африки РАН и бывший посол России в Мали и Нигере. По словам специалиста, процедура по согласованию применения воинского контингента довольно длительная, а потому ЭКОВАС может ограничиться санкциями. «Режим, который выступает против ЭКОВАС, вряд ли выживет», — подчеркнул он в беседе с «Лентой.ру».
С ним согласен и премьер-министр смещенного правительства Ухумуду Махамаду, который заявил, что введенные соседними странами санкции грозят Нигеру экономической и социальной катастрофой. «Я знаю хрупкость Нигера, я знаю экономическую обстановку в стране, поскольку сам был министром финансов и сейчас возглавляю правительство. Это страна, которая не сможет противостоять таким санкциям», — заявил Махамаду.
Одновременно предпринимаются попытки урегулировать ситуацию мирным путем. В минувшие выходные Нигер посетил президент переходного периода Чада Махамат Идрис Деби Итно. Он встретился и с главой мятежников, и со свергнутым президентом, чтобы найти компромиссный выход из сложившейся ситуации.
Государственный переворот в Нигере совпал с проходившим в Санкт-Петербурге вторым саммитом «Россия — Африка». В Кремле заявили, что события в западноафриканской стране активно обсуждались на переговорах президента Владимира Путина с лидерами стран континента, а позднее призвали все стороны к сдержанности и скорейшему возвращению в «конституционное русло».
При этом протестующие, занявшие сторону мятежников, по всей видимости, проявляют симпатии к России. Как сообщают СМИ, демонстранты, собравшиеся у французского посольства в воскресенье, выкрикивали «Да здравствует Россия, да здравствует Путин», а также размахивали российскими флагами, один из которых повесили на стены дипмиссии вместо сорванной таблички.
Отличную от российского правительства позицию занял глава частной военной компании (ЧВК) «Вагнер» Евгений Пригожин, который не только поддержал госпереворот в Нигере, но даже предложил свою помощь в стабилизации ситуации в стране. По его словам, происходящее в Нигере — это «не что иное, как борьба народа со своими колонизаторами».
Однако Евгений Корендясов убежден, что никакого российского следа в событиях в Нигере нет. «Главная притягательная сила России в том, что она стоит на защите суверенитета всех стран и против всякого внешнего вмешательства. Это притягивает симпатии африканского континента и африканского общественного мнения», — подчеркнул специалист.