Больше половины россиян считают себя финансово грамотными, при этом одними из важнейших навыков в обращении с деньгами респонденты видят способность распознавать мошенничество и планировать семейный или личный бюджет. К такому выводу пришла дочерняя компания Сбера «СберСтрахование» по результатам опроса в 37 российских городах с населением свыше 500 тысяч человек.
Если в прошлом году в своих знаниях в сфере финансов было уверено 47 процентов опрошенных, то сейчас это число возросло до 55 процентов. Больше всего положительных ответов среди молодежи 18-30 лет (60 процентов), а меньше — среди респондентов старше 60 лет (49 процентов). 34 процента участников рассказали, что хотели бы повысить свой уровень финансовой грамотности, в основном — подтянуть знания о кредитовании (41 процент), пенсионной системе (29 процентов) и инвестировании (27 процентов).
Самым распространенным финансовым навыком оказалась способность распознавать мошенничество — 78 процентов опрошенных считают, что умеют это делать. Этот показатель вырос на 20 процентных пунктов по сравнению с прошлым годом: тогда о своем умении распознавать злоумышленников рассказывали 58 процентов респондентов.
Второй по распространенности навык — умение вести личный и семейный бюджет (62 процента). О навыках инвестирования и анализа экономической ситуации рассказали 13 процентов и 14 процентов опрошенных соответственно. 22 процентов респондентов говорят, что ориентируются в нюансах уплаты налогов, и 19 процентов — в тонкостях финансовых документов.
В своем умении копить и формировать подушку безопасности уверены 41 процент опрошенных, а разбираются в более сложных инструментах — инвестиционных, страховых, пенсионных и других накопительных продуктах — 18 процентов россиян.
36 процентов респондентов рассказали, что совсем не планируют бюджет. 54 процента следит за доходами и планирует расходы, и только 11 процентов участников опроса имеют четкий план на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В основном свои навыки финансовой грамотности положительно оценивают жители Ульяновска (81 процент), Кирова и Кемерова (по 80 процентов). Реже всего грамотными в этой сфере себя называют в Волгограде (39 процентов опрошенных), Самаре и Челябинске (41 процент). Москве этот показатель — 44 процента.
Чаще всего россияне узнают о финансах из книг и профильных СМИ (37 процентов), а также массовых изданий (27 процентов), однако интерес к ним немного снизился по сравнению с прошлым годом. К блогерам в YouTube и Telegram по этой теме прислушиваются 23 процента опрошенных — внимание к ним, наоборот, выросло (было 16 процентов).