В Молодежном образовательном центре «Мастерская управления «Сенеж» прошел второй день II Международной школы интернет-безопасности молодежи «Цифровой рывок». Участники мероприятия продолжили обсуждение различных аспектов российского и глобального интернета, деятельности ИТ-гигантов и обсудили актуальные угрозы.
В рамках мероприятия состоялась лекция-практикум «Принцип «повестки дня» как доминанты медийного пространства: что это и почему провоцирует фейки?», которую провел руководитель отдела стратегических направлений АНО «Диалог» Тимофей Ви.
Эксперт подробно рассказал о механике воздействия фейков и совместно с аудиторией разобрал несколько примеров, в том числе касающихся СВО. Говоря о том, почему фейки имеют настолько сильное влияние в обществе, Тимофей Ви подчеркнул, что их воздействие — комплексное, и основывается на базовой человеческой психологии.
«Основной механизм действия фейков — это перевод вашего мозга в режим эмоционального мышления. Режим эмоционального мышления — это почти всегда неверные выводы, логически и рационально неверные. Но эмоциями очень просто управлять, и самое главное, эмоции очень хорошо управляют вами. Более того, эмоции — это довольно низкоэнергозатратный с точки зрения мозга режим его функционирования. Эмоционально думать гораздо легче, чем рационально», — сказал Ви, отметив что дезинформаторы, как правило, делают упор именно на эмоции страха или ощущение опасности.
О другом аспекте воздействия на общество, связанном с деятельностью цифровых платформ, рассказал эксперт АНО «Центр компетенции по глобальной ИТ-кооперации» и АНО ВО «Сколковский институт науки и технологий» Юрий Линдре. В своем докладе он подчеркнул, что сегодня интернет не является территорией безграничной свободы, как он задумывался изначально, а имеет тенденцию к распаду на зоны и отдельные сегменты в рамках стран.
«Интернет — это средство по трансформации экономических процессов, по зарабатыванию денег. И доходы от электронной коммерции, естественно, должны каким-то образом распределяться. Сейчас они идут в массе своей, цифровым платформам или компаниям, которые владеют цифровыми платформами. То есть государства, на территории которых и за счет граждан которых зарабатываются средства, на самом деле этих денег не видят или видят в очень ограниченном объеме. Отсюда возник тренд на фрагментацию интернета. Прежде всего он связан с государственной фрагментацией, когда те или иные страны пытаются ввести определенное регулирование интернета для того, чтобы прежде всего сохранить деньги от электронной коммерции в своей национальной юрисдикции.
Это, естественно, не очень нравится глобальным цифровым платформам, но тем не менее тренд такой есть, и в разных странах принимаются пакетные законы, которые ограничивают эту работу и цифровую жизнь, наводят определенную регуляторику», — сообщил Линдре.
Также эксперт рассказал о так называемом феномене коммерческой фрагментации, когда цифровые платформы сознательно решают, какой контент и политику вести в том или ином регионе.
«Например, мы все знаем, что если вы являетесь пользователем Facebook (материнская компания Meta признана экстремистской организацией и запрещена на территории РФ) в какой-нибудь западной стране, то при регистрации у вас будут спрашивать очень много информации, которую, например, не будут спрашивать, если вы регистрируетесь из Пакистана», — привел пример Юрий Линдре.
Помимо этого, спикер отметил стремление ИТ-компании к вовлечению пользователей в свои экосистемы и предупредил об опасности этого тренда. Эксперт подчеркнул, что это дает компаниям возможность разносторонне влиять на человека, распоряжаясь инструментами созданной им метавселенной.
По его словам, сегодня все крупные ИТ-гиганты консолидируются в экосистемы. И когда человек становится регулярным пользователем продукции экосистемы, а в будущем метавселенной, которая закрывает потребности буквально во всем: в общении, работе, в творчестве, во всех сферах жизни. И, при этом, все эти цифровые платформы контролируются одной компанией с их единообразной информационной повесткой, корпоративными правилами, этическими принципами, то воздействие на сознание такого пользователя становится всеобъемлющим.
«Получается, что вам могут определенные ценностные заряды, установки и принципы подсовываться в разной форме. Кому-то в игровой, кому-то через аналитику, кому-то через аудиовизуальный ряд. Кто на что клюет. И здесь самый большой риск, потому что тогда эта точечная и очень изощренная пропаганда становится всеобъемлющей, из нее просто невозможно вынырнуть. И самое главное, как мы уже говорили, что человек никогда не поймет, что его какие-то мнения, его позиции по определенным вопросам на самом деле не его, а внушенные», — предостерег он.