Состоялся круглый стол Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) «Образ учителя будущего в России». Участники дискуссии посвятили тему профессиональному празднику педагогического сообщества, роли учителя и трансформации главных задач образования. По словам модератора круглого стола, кандидата политических наук, доцента факультета политологии СПбГУ, члена научно-методического совета «Движения первых» Арсения Майорова, профессия педагога напрямую связана с нашим будущим, с тем путем развития, который Россия избрала.
«Учитель — это инженер человеческих душ, который готовит будущее поколение. Можно говорить о том, что с таким подходом и наше образование – на конкурентных и даже лидирующих мировых позициях. У нас растут показатели, например, связанные с количественной оценкой знаний – число медалистов на международных олимпиадах. Только в этом году у наших школьников в зачете 31 медаль — из них 25 золотых — в международных первенствах», — добавил эксперт.
Высокие результаты связаны и с тем, что учителя тоже постоянно развиваются, растут профессионально и адаптируются к изменениям, несмотря на общий консерватизм профессии. Самый главный вызов для педагогической системы — скорость изменений, которые сегодня происходят, и цифровая среда дала нам совершенно другое представление об этой скорости. Об этом рассказала Любовь Глебова, первый зампредседателя комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Координационного совета Российского общества «Знание».
«Мы видим, что внимание к вопросам образования и воспитания — это большой комплекс действий, который реализуется в последние годы. Педагог — это не только тот человек, который выходит к доске. Учитель — навигатор, он должен помочь человеку разобраться со всем потоком информации. Важно, что воспитательная функция не просто появилась, но стала превалирующей в части работы с информацией, формирования отношений. И когда мы говорим «учитель», мы имеем в виду педагога с большой буквы», — отметила она.
В последнее время престиж профессии педагога становится все выше. На это влияет и то, как развивается образовательное пространство в целом, отметил заместитель директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения Александр Калягин.
«Мы многое делаем, чтобы восстановить престиж профессии учителя. В последние годы наблюдаем приток абитуриентов в профильные вузы. Также сейчас разрабатывается законопроект о статусе учителя Мы формируем единое образовательное пространство. Неважно, в какой школе ребенок получает образование, важно, чтобы он получал его на высоком уровне. Сегодня развиваются технологические кванториумы. Там используется высокое технологическое оборудование, которое позволяет больше заинтересовать учеников в предмете, той профессии, которые они выберут в дальнейшем», — отметил он.
О росте престижа профессии, о том, что учитель — важный человек в жизни россиян, говорят и социологические исследования. Актуальные данные привел руководитель Департамента политических исследований ВЦИОМ Михаил Мамонов.
«Порядка 90 процентов россиян при ответе на открытый вопрос о тех чувствах, с которыми они вспоминают учителей, продекларировали разные положительные чувства: благодарность, доброта, тепло, душевность. Это свидетельствует о высоком статусе учителя, отражает реальное отношение к учителям. В сумме же мы получили больше 100 процентов, потому что некоторые респонденты называли несколько характеристик. Люди воспринимают учительский труд как призвание, а учителя — не как человека, который предоставляет услуги. Наиболее популярные личные качества, которые должны быть у учителя, по мнению опрошенных — любовь к детям, доброжелательность, забота. Но самыми востребованными стали профессиональные качества: терпеливость и стрессоустойчивость, компетентность, грамотность. Сегодня учителя находятся вровень в группе наставников: преподаватель/учитель и родитель. Порядка трети заявляют о том, что для них наставник — педагог. И примерно столько же говорят о том, что функцию наставника выполняют родители. Статус учителя сегодня необычайно высок, результаты политики видны. 35 процентов положительно оценивают ситуацию в образовательных учреждениях», — подчеркнул он.
У образования есть два заказчика: государство и общество. Задачи у обоих заказчиков во многом сходятся, но есть и качественные различия. Подробнее рассказала председатель Комиссии по просвещению и воспитанию Общественной палаты Российской Федерации, член Общественного совета при Министерстве просвещения Наталья Кравченко.
Без прошлого нет будущего, ведь колоссальный опыт педагогической школы является базой, на которой сейчас происходит развитие нынешних педагогов. За тысячелетнюю историю создана уникальная система образования, пояснил председатель Совета по профессиональному образованию Российской ассоциации политической науки, кандидат исторических наук Владимир Шаповалов.
В завершение дискуссии эксперты дополнительно высказались о роли учителя и о том, что он должен нести в массы. Любовь Глебова отметила: государственный служащий — это человек определенных квалификаций, у него набор инструментариев четко определен и выстроен.
В целом все эксперты солидарны — все больше растет внимание к профессии учителя, что труд педагога — это не услуга, а служение обществу.