Одной из основных информационных угроз России являются иноагенты. Об этом на экспертной дискуссии Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ) «Открытый диалог о безопасном Рунете», которая прошла в рамках «Недели безопасного Рунета – 2024», заявил председатель правления РОЦИТ, зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. Партнером мероприятия выступил Координационный центр доменов .RU/.РФ.
На мероприятии эксперты обсудили актуальные угрозы и вызовы, с которыми сталкивается российский сегмент интернета, а также анонсировали профильные законодательные инициативы.
По словам Горелкина, иноагенты выступают откровенными инструментами информационной борьбы. «Как и в любой войне, а информационный сектор здесь не исключение, в любом большом конфликте очень важно лишить противника ресурсов. И поэтому в ближайшие дни мы внесем законопроект о запрете рекламы у иноагентов. Я считаю, что закон должен распространяться не только для компаний с государственным участием, а вообще для всех», — сказал депутат.
Также он отметил, что иностранные платформы не скрывают своего желания работать в Рунете, но при этом не соблюдают закон о приземлении и не открывают филиалов.
Кроме того, Горелкин отдельно остановился на американском видеохостинге YouTube. По его мнению, платформа не только является инструментом информационной войны, но и активно подавляет конкурентов, став фактически монополией.
«Как мне кажется, в будущем нам стоит подумать не о блокировке, но это мое частное мнение, а о замедлении YouTube, чтобы обеспечить равную конкуренцию с нашими альтернативами, которые очень хорошо растут», — сказал он.
От темы кибербезопасности к ситуации в Рунете с точки зрения аудиовизуальных сервисов перешел генеральный директор АНО «Институт развития интернета», член правления РОЦИТ Алексей Гореславский. По его словам, итоги 2023 года с точки зрения импортозамещения контента приятно порадовали.
«По состоянию на конец года, в декабре, в топ-15 сериалов, которые смотрит вся страна, было три турецких, остальные все российские. Из этих 12 было три сериала, которые сделаны при поддержке «Института развития интернета». За два года до этого, в декабре 2021 года, ситуация была ровно обратной. Из 15 топовых сериалов, которые смотрела вся страна, был один российский, все остальные были западные. Это как раз та история про импортозамещение, про замещение контента. Самое важное, что это не разовое явление, а довольно устойчивая тенденция», — отметил он.
Тему фишинга продолжил директор Координационного центра доменов .RU/.РФ, член правления РОЦИТ Андрей Воробьев. Он подчеркнул, что российские доменные зоны показывают рекордное время реагирования на сообщения о фишинговых сайтах – 21 час в среднем при рекомендованных 24. Тем не менее проблема фишинга остается актуальной: «Только за январь 2024 года было выявлено более 5000 фишинговых сайтов в национальных доменах. Рост существенный, кратный. По сравнению с 2022-м годом в 2023-м почти в три раза выросло число фишинговых атак. И здесь без повышения уровня цифровой грамотности мы все равно эту проблему не поборем. Можно сколько угодно выявлять и блокировать ресурсы, но если им продолжают доверять, а пользователь считает их достоверными и передает туда свои деньги, то так и будет».
Тему с монополией YouTube продолжил директор EdgeЦентр Михаил Шурыгин. По его мнению, суверенный и безопасный от внешних угроз Рунет невозможен, пока царит монополия не просто западных, но и враждебно настроенных к нам компаний.
«Наша общая задача – создание безопасного независимого интернет-пространства. Увеличение новых отечественных видеоплатформ и усиление существующих в конечном итоге приведет к замещению недружественных. Надо заметить, что ориентироваться данным платформам надо не только на внутренний рынок, а охватывать как можно больше русскоязычной аудитории во всем мире», — считает эксперт.
Кроме фишинга одной из наиболее актуальных цифровых угроз являются дипфейки, в том числе голосовые. На них подробнее остановился директор Agenda Media Group, эксперт РОЦИТ Алексей Парфун. По словам эксперта, спустя полгода отличить голосовой дипфейк от оригинала будет очень сложно, а на слух — почти невозможно.
«Тем не менее способы обнаружить подделку есть, и один из таких механизмов предусмотрен в нас природой: «Это эффект «зловещей долины». Ты не понимаешь почему, но что-то с видео не так. Мимика, глаза, как человек себя ведет, как он движется — люди это очень хорошо чувствуют. Если у вас этот холодок по коже побежал, на видеоконференции вам звонят, и что-то не так с вашим собеседником — пожалуйста, подумайте. Может быть, стоит задать какой-нибудь вопрос, на который вы точно знаете, что настоящий человек ответит. Это будет вам хорошей помощью, и я думаю, что уже пора привыкать так делать, потому что риски велики», — отметил эксперт.
Также эксперты обсудили актуальные угрозы со стороны киберпреступников, фишинг и ситуацию в Рунете с точки зрения аудиовизуальных сервисов.