В России захотели приравнять маркетплейсы к торговым сетям и запретить им наем самозанятых. Об этом со ссылкой на подготовленный Минпромторгом законопроект пишут «Ведомости».
В ведомстве не назвали сроки внесения документа в Госдуму, однако отметили, что работа над комплексной редакцией закона ведется вместе с депутатами и сенаторами. По мнению представителя министерства, регулирование позволит упорядочить взаимодействие маркетплейсов с контрагентами и добавит прозрачности в их работу.
Законопроект предлагает признать маркетплейсы «цифровыми площадками розничной торговли и предоставления услуг», а пункты выдачи заказов (ПВЗ)— торговыми объектами. Таким образом, маркетплейсы фактически станут торговыми сетями, так как по текущему законодательству торговой сетью в России считается «совокупность двух и более торговых объектов» одного бренда.
Кроме того, согласно документу, владельцы цифровых площадок не смогут привлекать к работе самозанятых и должны будут следить, чтобы граждане, которые носят такой статус безосновательно, вели торговлю на маркетплейсе. Речь идет о перепродаже товаров — самозанятые могут реализовывать только ту продукцию, которую произвели сами. Законопроект также запрещает агентскую схему (продажа с учетом комиссии, но без выкупа у поставщика) при реализации на площадках продовольственных товаров.
По мнению советника «МЭФ Legal» Оксаны Павлухиной, запрет на работу самозанятых может привести к нехватке сотрудников у маркетплейсов. Она объяснила, что чаще всего такие граждане привлекаются для работы в логистике — водителями или грузчиками.
Ранее эксперты банка «Точка» подсчитали, что самый низкий средний годовой оборот (за первые 12 месяцев работы) у продавцов на «АliExpress Россия» — чуть больше миллиона рублей. На KazanExpress — почти три миллиона, а на Ozon — 3,4 миллиона. Самым высоким показателем могут похвастаться продавцы на «Мегамаркете» — более 13 миллионов рублей.