Сегодня, к сожалению, мы видим попытки политизировать женскую национальную одежду и навязывать нам образы, не соответствующие нашим культурным корням. Традиционные наряды мусульманских народов России полностью отвечают нормам исламского права и гармонируют с эстетикой и климатом нашей страны. Об этом на торжественном открытии выставки «Традиционные женские образы России» в Совете Федерации рассказал российский религиозный и общественный деятель, муфтий, глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов.
«Это не серые и черные образы, навязываемые извне, а красивые, достойные наряды, отражающие подлинные ценности. Образ женщины для нас — это бриллиант, который нужно беречь, облачать в красивое и достойное, соответствующее её высокому статусу в нашем обществе», — отметил муфтий.
На протяжении более тысячи лет мусульмане живут на территории Российской Федерации, и наша страна всегда формировалась как многонациональная и многоконфессиональная, обратил внимание религиозный деятель. У каждого народа есть своя самобытность, проявляющаяся в искусстве, литературе, архитектуре и, конечно, в традиционной одежде. «Это красиво и ценно, и как уже говорили выступающие, важно беречь нашу самобытность, традиции и духовные ценности», — подытожил Альбир Крганов.
Торжественное открытие масштабной этнографической выставки «Традиционные женские образы России» приурочено к празднованию Дня народного единства. Выставка представляет собой уникальное собрание культурных артефактов, отражающих «женский культурный код» различных народов Российской Федерации, включая восточнославянские, тюркские, финно-угорские, самодийские, монгольские и кавказские этносы.
Экспозиция демонстрирует, как в традиционной одежде женщин тех или иных народов были заложены не только эстетические, но и социальные и культурные нормы. Применение определённой цветовой гаммы и особых деталей костюма подчеркивало семейный и социальный статус женщин. Интересным историческим аспектом является то, что для всех народов России, включая мусульманские, всегда была характерна традиция не закрывать лицо. Исключением были лишь редкие случаи, например, свадебные обряды, когда невеста временно скрывала лицо под фатой или большим покрывалом.
В ходе открытия выставки выступили видные религиозные и общественные деятели, которые подчеркнули важность сохранения традиций и самобытности народов России в условиях глобализации.
Протоиерей Александр Ткаченко, председатель правления фонда «Круг добра», обратил внимание на почетное место женщины в России, говоря о значимости образа Богородицы в православной традиции и особом статусе женщины в обществе. Он отметил, что национальные костюмы, отражающие внутренний мир женщины, служат примером любви и самопожертвования, а также вдохновляют мужчин на защиту и созидание.
«Женщина в России всегда занимала почетное место, поскольку спасение миру принесла Богородица. В исламской традиции матери великого пророка Исы (Иисуса) посвящена целая сура в Коране. Те, кто видел Богородицу, говорили о ее лучезарном лике, и именно с этого образа писались иконы. Вглядитесь в лица женщин на этой выставке: в них отражаются доброта, милосердие, подчас самопожертвование и всегда — внутренняя сила. Национальные костюмы всегда подчеркивали богатый внутренний мир женщины. Она, своим светлым образом, учила детей любви, а мужчин вдохновляла строить дома и защищать их ради этой любви. Эта основная ценность всегда была важной частью нашей культуры, и именно ее нам следует сохранять», — отметил Александр Ткаченко.
Историк, этнолог и академик РАН Валерий Тишков, подчеркнул, что выставка прекрасно иллюстрирует формулу национальной политики России — единство в многообразии. Он отметил, что разнообразие народных традиций в одежде служит наглядным примером того, как различные этносы страны, сохраняя свою идентичность, гармонично существуют в едином культурном пространстве.
«Это действительно важно, поскольку все начинается с самых простых вопросов, таких как мода и дизайн, особенно в контексте того, как одевались в праздничной одежде. Здесь представлена традиционная праздничная одежда, которая несет в себе не только эстетическое, но и историческое и политическое значение. Очень рад, что Совет Федерации поддерживает такой показ, где представлены не только платья, но и головные уборы. Следует отметить, что женщины в России, начиная с древних времен, никогда не носили закрытые головные уборы, такие как никабы или хиджабы. Это касается не только центральной части России, но и мусульманских регионов, включая Поволжье и Центральную Азию. Мы видим, как традиционные праздничные наряды разных народов России были украшены и разнообразны. Это богатое разнообразие, которое мы сохраняем и сегодня, прекрасно отражает нашу формулу национальной политики: единство в многообразии. И эта выставка, на мой взгляд, является отличным примером того, как это единство проявляется в нашей культуре», — подчеркнул Валерий Тишков.
В рамках выставки представлены архивные фотографии и реконструкции женских народных костюмов, созданных при поддержке крупных культурных и научных учреждений, таких как Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Дом Дружбы народов Татарстана. Экспонаты также поступили из частных коллекций и собраний.
Организаторы выставки — Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования. Выставка поддержана Советом при президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям, Советом при президенте Российской Федерации по взаимодействию с религиозными объединениями и другими организациями, работающими в области сохранения межнациональных и межрелигиозных отношений в России.