Судоверфь «Звезда», оператором которой выступает «Роснефть», в Большом Камне Приморского края передала компании «Совкомфлот» первый построенный в России танкер-газовоз «Алексей Косыгин». Доцент Финансового университета при правительстве России Валерий Андрианов в колонке для «Ведомостей» назвал это событие историческим для судостроения и нефтегазового комплекса страны.
«Почему это событие столь важно? Во-первых, подобные суда обеспечивают технологическую независимость России в создании критически важной арктической инфраструктуры — в первую очередь Северного морского пути. На протяжении долгих лет газовозы такого типа заказывались исключительно за рубежом», — написал Андрианов. Он отметил, что строительство таких судов является одним из наиболее технологически сложных процессов в мировом судостроении.
Во-вторых, по его словам, существенным барьером для развития российских проектов по экспорту сжиженного природного газа стало отсутствие газовозов, способных работать в суровых северных условиях.
«Ранее расчет делался на закупку таких судов в Южной Корее, но после присоединения этой страны к антироссийским санкциям стало понятно — рассчитывать можно только на свои силы», — констатировал доцент и добавил, что ранее в стране не было опыта создания таких высокотехнологичных судов, и проект пришлось реализовывать, преодолевая множество трудностей.
«И теперь можно констатировать: скептики посрамлены. В 2026 году Россия вступает не только с новым газовозом, но и с уверенностью в перспективах отечественной СПГ-индустрии в целом», — заявил Андрианов.
«Алексей Косыгин» стал головным судном в серии, которая будет построена на верфи «Звезда». Это предприятие, созданное по поручению президента, специализируется на гражданском судостроении и имеет один из крупнейших в мире сухих доков. С 2020 по 2025 год верфь передала заказчикам семь судов, а всего в ее портфеле заказов — около 60.
Газовоз «Алексей Косыгин» имеет длину 300 метров, что соответствует высоте Эйфелевой башни. Его ледовый класс Arc 7 позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной более двух метров. Мощность силовой установки достигает 60 мегаватт, дедвейт составляет 81 тысячу тонн, а судно вмещает более 172 тысяч кубометров СПГ, что, по оценке эксперта, достаточно для обеспечения газом среднего европейского города в течение года. В 2023 году участие в церемонии имянаречения судна принял президент России Владимир Путин.
Валерий Андрианов также отметил высокие стандарты технологической и экологической безопасности судна.
«Конструкцию газовоза можно сравнить с абсолютно герметичным термосом, что полностью исключает возможность утечки СПГ в морскую акваторию», — написал он.
В ноябре специалисты верфи провели газовые и ходовые испытания, которые показали готовность судна к работе в Арктике для перевозки СПГ с Ямала.
