Девять лет назад, 3 сентября 2004 года, прошла операция по освобождению заложников из школы №1 в Беслане в Северной Осетии. В результате теракта погибли 334 человека, в том числе 186 детей. По официальным данным, причиной такого числа жертв стало то, что боевики, захватившие школу, не были настроены на ведение переговоров и собирались убить как можно больше заложников. По альтернативной версии депутата Госдумы Юрия Савельева, стольких жертв можно было избежать, если бы федеральные войска не спровоцировали боевиков, начав стрелять по школе из гранатомета.
«Лента.ру» представляет фотографии Ирины Поповой из Беслана, сделанные в 2008 году.
Портреты погибших во время трагедии. Школа №1 в Беслане после теракта стала своего рода музеем — люди приходят сюда почтить память погибших. Приезжает много иностранцев, журналистов и военных. В первые дни после трагедии многие оставляли памятные надписи, цветы и игрушки.
Маршрутка Беслан — Владикавказ. Почти у каждой женщины на коленях ребенок. В Беслане происходит настоящий бэби-бум — семьи как будто бы желают компенсировать утрату.
Вдова с двумя младшими детьми посещает место гибели своего мужа, старшего сына и племянников. Она до сих пор оплакивает жертв, но не хочет думать о том, кто это сделал и почему.
Во время праздника Кацх (празднование рождения первого мальчика в семье). В честь этого события традиционно режут баранов, угощают родственников и соседей, а те приносят дары и чествуют малыша. Праздник справляют, когда мальчику исполняется год. Этот дом находится напротив школы, где произошел теракт. Помимо мальчика в семье есть две старшие дочери, но они были слишком малы, чтобы ходить в школу, и это их спасло. В Беслане теперь особенно радуются появлению детей. На этом праздновании было почти полгорода.
Аслан, один из пострадавших в трагедии, около своего нового дома, построенного на компенсацию за ущерб. Он серьезен, сдержан и редко говорит о пережитом.
Дети, родившиеся в семьях, которые пострадали во время теракта.
Школа №1. Кабинет русского языка и литературы. Портрет Маяковского.
Во время праздника Кацх (празднование рождения первого мальчика в семье).
Во время праздника Кацх (празднование рождения первого мальчика в семье).
По осетинской традиции на собственной свадьбе невеста сидит одна в комнате, в углу, пока гости веселятся. Долгое время после трагедии в Беслане не отмечали никаких праздников, и даже теперь на них почти никогда не танцуют.
По традиции дети должны украсть у невесты банку меда, из которой она угощает свекровь и родственников мужа. Эти дети, пострадавшие во время теракта, очень робкие, и их приходится долго уговаривать.
Гости на традиционной осетинской свадьбе.
Дети, выжившие после теракта. Они были маленькими и почти не помнят произошедшего — по крайней мере стараются не вспоминать. От трагедии осталась только смутная потребность в чувстве защищенности, и в играх они более внимательны друг к другу.
Дочь, которая родилась в семье, потерявшей старших детей во время теракта.
Дети, выжившие после теракта.
Во время праздника Кацх (празднование рождения первого мальчика в семье).
Мальчик, выживший после теракта.
Эта женщина живет напротив школы и была очевидцем трагедии. Она до сих пор со слезами вспоминает, как выносили детей.
Во время праздника Кацх (празднование рождения первого мальчика в семье).
Дети, выжившие после теракта.
Дочь, которая родилась в семье, потерявшей старших детей во время теракта.