Не очень красное солнце Мао Цзэдун превратился в лубочный символ великого Китая

32 фото

В Китае 26 декабря отмечается 120-й день рождения «великого кормчего» Мао Цзэдуна. По случаю юбилея власти обещали вымыть все статуи Мао, издать новые юбилейные марки с его изображением и показать по телевидению документальные фильмы о его жизни и истории компартии. Наследие Мао до сих пор играет важную роль в Китае: легитимность нынешних лидеров компартии основывается на преемственности идеологии. Правда, времена, когда Мао Цзэдун был для Китая практически божеством, уже прошли. Нынешнее руководство признает его заслуги, но с оговорками, а действующий председатель КНР Си Цзиньпин распорядился поумерить размах торжественных мероприятий.

Судя по последним соцопросам, большинство китайцев, несмотря ни на что, считают Мао Цзэдуна национальным героем. Впрочем, чем моложе и лучше образованы опрошенные, тем меньше они склонны поддерживать Мао. Старшее поколение испытывает по временам «великого кормчего» ностальгию, похожую на ностальгию по Советскому Союзу в России. Они вспоминают, что Китай при нем стал великой страной, что образование и медицина были бесплатными, а пропасть между богатыми и бедными — не такой большой, как сейчас.

Нынешние лидеры компартии заимствуют только часть идеологии Мао Цзэдуна. Си Цзиньпин, например, вспоминает Мао, когда говорит о борьбе с коррупцией. Кроме того, он использует маоистское понятие «линия масс», которое интерпретируется как сближение между руководством страны и народом. Что не позволяет современной компартии снова воспринимать Мао как главного идеолога, так это экономическая составляющая. Власти КНР не первый год движутся к свободному рынку, что для убежденного коммуниста Мао было просто немыслимо.

В Китае Мао Цзэдун почитается как основатель современной КНР и ее идеологии. Его тело лежит в мавзолее на центральной площади Пекина — Тяньаньмэнь. В магазинах Китая до сих пор можно купить «Цитатник» — сборник самых ярких изречений Мао. Правда, спустя 37 лет после его смерти в стране неохотно вспоминают о том, каких жертв стоили его реформы.

Золотая статуя Мао Цзэдуна стоимостью более 16 миллионов долларов на выставке в городе Шэньчжэнь, провинция Гуандун. 13 декабря 2013 года

Фото: AFP

В Китае Мао Цзэдун почитается как основатель современной КНР и ее идеологии. Его тело лежит в мавзолее на центральной площади Пекина — Тяньаньмэнь. В магазинах Китая до сих пор можно купить «Цитатник» — сборник самых ярких изречений Мао. Правда, спустя 37 лет после его смерти в стране неохотно вспоминают о том, каких жертв стоили его реформы.

Во время пребывания Мао у власти вокруг него сложился культ личности, подобный культам других коммунистических лидеров. Фактически он воспринимался китайцами как божество. Гимном страны в то время стала песня «Алеет восток, солнце встает над Китаем, это солнце — Мао Цзэдун». Его пели в школах, транслировали по телевизору и через репродукторы в городах и деревнях.

Женщина несет бронзовую статую Мао Цзэдуна в его родном городе Шаошань, провинция Хунань. 24 декабря 2013 года

Фото: Wang Zhao / AFP

Во время пребывания Мао у власти вокруг него сложился культ личности, подобный культам других коммунистических лидеров. Фактически он воспринимался китайцами как божество. Гимном страны в то время стала песня «Алеет восток, солнце встает над Китаем, это солнце — Мао Цзэдун». Его пели в школах, транслировали по телевизору и через репродукторы в городах и деревнях.

«Цитатник», или, как его еще называют, «Красную книжечку», создали в 1960-х годах, в него вошли самые известные высказывания Мао Цзэдуна. Все цитаты были разделены тематически на 33 главы. Они охватывали все сферы жизни — от роли коммунистической партии до положения женщин. Преданные партии коммунисты обязаны были выучить эти цитаты наизусть и активно ими пользоваться. На печати изречения Мао выделялись особым шрифтом.

Школа в городе Ситун (провинция Хэнань), ученики которой по-прежнему начинают занятия с повторения цитат Мао Цзэдуна, хотя в последние годы в китайских школах заучивание высказываний основателя КНР уже не требуется. 3 декабря 2013 года

Фото: Carlos Barria / Reuters

«Цитатник», или, как его еще называют, «Красную книжечку», создали в 1960-х годах, в него вошли самые известные высказывания Мао Цзэдуна. Все цитаты были разделены тематически на 33 главы. Они охватывали все сферы жизни — от роли коммунистической партии до положения женщин. Преданные партии коммунисты обязаны были выучить эти цитаты наизусть и активно ими пользоваться. На печати изречения Мао выделялись особым шрифтом.

Китайцы готовы были обожествлять Мао Цзэдуна за то, что он объединил раздробленную страну, избавив ее от иностранного влияния. Помимо этого, он разрушил феодальное общество и, как принято считать в Китае, заложил основы будущего процветания страны. В целом китайцы благодарят Мао именно за то, что сейчас КНР стала крупной мировой державой.

Плакат с изображением Мао Цзэдуна на рынке в пекинском хутуне (узкой улице старой застройки). 8 июня 2008 года

Фото: Andy Wong / AP

Китайцы готовы были обожествлять Мао Цзэдуна за то, что он объединил раздробленную страну, избавив ее от иностранного влияния. Помимо этого, он разрушил феодальное общество и, как принято считать в Китае, заложил основы будущего процветания страны. В целом китайцы благодарят Мао именно за то, что сейчас КНР стала крупной мировой державой.

В начале XX века Китай не мог даже мечтать о статусе мировой державы. Он входил в состав огромной раздробленной империи, управлявшейся династией Цин. Большинство китайцев занимались сельским хозяйством, а промышленность развивалась с огромным трудом.

Изображение Мао Цзэдуна в мастерской в городе Цюйян, провинция Хэбэй. 23 марта 2009 года

Фото: David Gray / Reuters

В начале XX века Китай не мог даже мечтать о статусе мировой державы. Он входил в состав огромной раздробленной империи, управлявшейся династией Цин. Большинство китайцев занимались сельским хозяйством, а промышленность развивалась с огромным трудом.

При этом империя была разделена на сферы влияния между иностранными государствами. Это было расплатой династии Цин за помощь Запада в подавлении крестьянского восстания в середине XIX века. Мао Цзэдун впоследствии называл крестьян-тайпинов великими революционерами, боровшимися с западными капиталистами.

Фрагмент статуи Мао Цзэдуна в деревне Наньцзе, провинция Хэнань. Эта деревня считается одним из немногих населенных пунктов, жизнь в которых построена строго по заветам «великого кормчего». 25 сентября 2012 года

Фото: Jason Lee / Reuters

При этом империя была разделена на сферы влияния между иностранными государствами. Это было расплатой династии Цин за помощь Запада в подавлении крестьянского восстания в середине XIX века. Мао Цзэдун впоследствии называл крестьян-тайпинов великими революционерами, боровшимися с западными капиталистами.

Во-первых, цинская династия была неспособна защищать интересы империи. Страна представляла собой полуколонию: она формально сохраняла независимость, а на деле ее ресурсы делили между собой Франция, Англия, Германия и Россия. Во-вторых, местные элиты погрязли в собственных внутренних конфликтах и коррупции. В итоге династия Цин не смогла удержаться у власти, и в 1912 году ее представители отреклись от претензий на престол, а Китай был провозглашен республикой.

Портрет Мао Цзэдуна на Воротах Небесного Спокойствия на пекинской площади Тяньаньмэнь во время ремонтных работ. 15 сентября 2010 года

Фото: Jason Lee / Reuters

Во-первых, цинская династия была неспособна защищать интересы империи. Страна представляла собой полуколонию: она формально сохраняла независимость, а на деле ее ресурсы делили между собой Франция, Англия, Германия и Россия. Во-вторых, местные элиты погрязли в собственных внутренних конфликтах и коррупции. В итоге династия Цин не смогла удержаться у власти, и в 1912 году ее представители отреклись от претензий на престол, а Китай был провозглашен республикой.

Однако, по сути, цинская династия была тем единственным, что удерживало империю от окончательного развала. Поэтому после ее отречения Китай погрузился в гражданские войны, которые закончились только с провозглашением Мао Цзэдуном Китайской Народной Республики в 1949 году.

Мужчина несет портрет Мао Цзэдуна на блошином рынке в Пекине. 16 апреля 2012 года

Фото: Alexander F. Yuan / AP

Однако, по сути, цинская династия была тем единственным, что удерживало империю от окончательного развала. Поэтому после ее отречения Китай погрузился в гражданские войны, которые закончились только с провозглашением Мао Цзэдуном Китайской Народной Республики в 1949 году.

Мао Цзэдун родился в 1893 году. Его семья жила в деревне Шаошань в провинции Хунань (впоследствии разросшейся в город) и занималась мелким земледелием, как большинство китайцев. По меркам того времени семья Мао Цзэдуна считалась достаточно обеспеченной.

Подсвеченный портрет Мао Цзэдуна на стене здания в туристическом районе Пекина. 24 сентября 2013 года

Фото: Ed Jones / AFP

Мао Цзэдун родился в 1893 году. Его семья жила в деревне Шаошань в провинции Хунань (впоследствии разросшейся в город) и занималась мелким земледелием, как большинство китайцев. По меркам того времени семья Мао Цзэдуна считалась достаточно обеспеченной.

Впервые с идеями социализма Мао Цзэдун познакомился в юном возрасте во время Синьхайской революции, в результате которой и была свергнута династия Цин. После этого он начал участвовать в социалистическом движении и печатать статьи в социалистических журналах.

Изображения Мао Цзэдуна на стене дома в Шанхае, предназначенного к сносу. 8 сентября 2008 года

Фото: Mark Ralston / AFP

Впервые с идеями социализма Мао Цзэдун познакомился в юном возрасте во время Синьхайской революции, в результате которой и была свергнута династия Цин. После этого он начал участвовать в социалистическом движении и печатать статьи в социалистических журналах.

В 1916 году Мао Цзэдун перебрался в Пекин, где устроился на работу в университетскую библиотеку. Там он познакомился с идеями марксизма. Под влиянием революции в России Мао начинает интересоваться и ленинизмом. В начале 1920-х годов он участвовал в основании коммунистической партии Китая.

Значок с Мао Цзэдуном, красная звезда и значок Компартии Китая, прикрепленные к шляпе, выставленной на рынке в Пекине. 1 июля 2008 года

Фото: David Gray / Reuters

В 1916 году Мао Цзэдун перебрался в Пекин, где устроился на работу в университетскую библиотеку. Там он познакомился с идеями марксизма. Под влиянием революции в России Мао начинает интересоваться и ленинизмом. В начале 1920-х годов он участвовал в основании коммунистической партии Китая.

В первое время своего существования компартия сотрудничала с консервативной партией Гоминьдан, которая также появилась в условиях борьбы с японской экспансией после свержения династии Цин. Гоминьдан вместе с компартией решили вести революционную борьбу и в качестве советников приглашали советских экспертов, самым видным из которых был будущий маршал СССР Василий Блюхер. Мао Цзэдун в середине 1920-х годов даже вошел в ЦИК Гоминьдана, где возглавил отдел пропаганды.

Посетители музея сувениров, посвященных Мао Цзэдуну, склонились перед бюстом китайского лидера в день 37-й годовщины его смерти. Город Тайюань, провинция Шаньси, 9 сентября 2013 года

Фото: Reuters

В первое время своего существования компартия сотрудничала с консервативной партией Гоминьдан, которая также появилась в условиях борьбы с японской экспансией после свержения династии Цин. Гоминьдан вместе с компартией решили вести революционную борьбу и в качестве советников приглашали советских экспертов, самым видным из которых был будущий маршал СССР Василий Блюхер. Мао Цзэдун в середине 1920-х годов даже вошел в ЦИК Гоминьдана, где возглавил отдел пропаганды.

Однако радикальное крыло Гоминьдана не устраивало, что коммунисты могли вступать в Гоминьдан, имея при этом собственную хорошо организованную партию. Между организациями были и идеологические разногласия: если Гоминьдан поддерживал забастовки рабочих в борьбе с иностранными предпринимателями, то компартия предлагала бороться еще и против национальных предпринимателей, а также не исключать из революционного движения крестьян.

Голова 32-метровой статуи молодого Мао Цзэдуна, установленной в провинции Хунань. 22 ноября 2009 года

Фото: Reuters

Однако радикальное крыло Гоминьдана не устраивало, что коммунисты могли вступать в Гоминьдан, имея при этом собственную хорошо организованную партию. Между организациями были и идеологические разногласия: если Гоминьдан поддерживал забастовки рабочих в борьбе с иностранными предпринимателями, то компартия предлагала бороться еще и против национальных предпринимателей, а также не исключать из революционного движения крестьян.

Гоминьдану удалось продержаться у власти в стране с 1927 по 1937 год. Конфликт с компартией, развивавшийся уже с конца 1920-х, в итоге вылился в тяжелое противостояние и гражданскую войну. Конец этому был положен только во время очередного японского вторжения.

Ученики около бюста Мао Цзэдуна на выставке в Гуанчжоу (провинция Гуандун), посвященной 110-летию со дня рождения китайского лидера. 25 декабря 2003 года

Фото: Reuters

Гоминьдану удалось продержаться у власти в стране с 1927 по 1937 год. Конфликт с компартией, развивавшийся уже с конца 1920-х, в итоге вылился в тяжелое противостояние и гражданскую войну. Конец этому был положен только во время очередного японского вторжения.

Война с Японией снова привела к фактическому распаду Китая на три зоны: одна контролировалась японскими оккупантами, вторая — Гоминьданом, а третья — компартией. Война с Японией закончилась только после капитуляции Токио во Второй мировой.

Портрет Мао Цзэдуна на купюре достоинством в 100 юаней

Фото: Petar Kujundzic / Reuters

Война с Японией снова привела к фактическому распаду Китая на три зоны: одна контролировалась японскими оккупантами, вторая — Гоминьданом, а третья — компартией. Война с Японией закончилась только после капитуляции Токио во Второй мировой.

Культ личности Мао Цзэдуна в компартии начал формироваться еще в 1940-х годах. Путем репрессий он избавлялся от критиков и насаждал идеологию, названную в его честь маоизмом, которая считалась «подлинным китайским марксизмом». Партия сплачивалась на базе личной преданности ее членов вождю.

Плакаты с изображением Мао Цзэдуна на рынке в преддверии китайского нового года. Провинция Цзянси, 11 февраля 2007 года

Фото: Reuters

Культ личности Мао Цзэдуна в компартии начал формироваться еще в 1940-х годах. Путем репрессий он избавлялся от критиков и насаждал идеологию, названную в его честь маоизмом, которая считалась «подлинным китайским марксизмом». Партия сплачивалась на базе личной преданности ее членов вождю.

После поражения в борьбе с коммунистами правительство Гоминьдана бежало на остров Тайвань. Мао Цзэдун закрепил свою власть, объявив на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь в 1949 году о создании Китайской Народной Республики. Пекин стал столицей нового государства, а Мао Цзэдун — его лидером.

Концерт в честь 118-летия со дня рождения Мао Цзэдуна. Пекин, 25 декабря 2011 года

Фото: AP

После поражения в борьбе с коммунистами правительство Гоминьдана бежало на остров Тайвань. Мао Цзэдун закрепил свою власть, объявив на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь в 1949 году о создании Китайской Народной Республики. Пекин стал столицей нового государства, а Мао Цзэдун — его лидером.

Главными этапами правления Мао стали «Большой скачок» и последовавшая за ним «Культурная революция». После прихода к власти Мао обещал, что с помощью реформ в сельском хозяйстве и промышленности сделает Китай «могучим социалистическим индустриальным государством» за 50 лет.

Женщина держит значок с изображением Мао Цзэдуна. Пекин, 30 октября 2013 года

Фото: Wang Zhao / AFP

Главными этапами правления Мао стали «Большой скачок» и последовавшая за ним «Культурная революция». После прихода к власти Мао обещал, что с помощью реформ в сельском хозяйстве и промышленности сделает Китай «могучим социалистическим индустриальным государством» за 50 лет.

Китай вслед за Советским Союзом пытался делать все в рекордные сроки и в рекордных масштабах. Ключевой составляющей индустриализации стала «Битва за сталь». Чтобы догнать развитые страны по производству стали и чугуна, каждая коммуна должна была поставить на заднем дворе доменную печь и варить сталь. Все это делалось под лозунгом «За три года упорной борьбы изменить отсталый облик страны».

Художница Ян Ци за созданием портрета Мао Цзэдуна из песка. Пекин, 22 сентября 2009 года

Фото: David Gray / Reuters

Китай вслед за Советским Союзом пытался делать все в рекордные сроки и в рекордных масштабах. Ключевой составляющей индустриализации стала «Битва за сталь». Чтобы догнать развитые страны по производству стали и чугуна, каждая коммуна должна была поставить на заднем дворе доменную печь и варить сталь. Все это делалось под лозунгом «За три года упорной борьбы изменить отсталый облик страны».

В конце 1950-х годов Китай превратился в страну коммун, в которые вошли все крестьянские хозяйства. В коммунах должно было царить полное равноправие и отсутствие личной выгоды. Борьба с проявлениями капитализма доходила до того, что в коммунах стали организовывать общественные столовые под лозунгом «Ешь и не плати».

Участники заплыва по реке Юн в Нанкине, посвященного 42-й годовщине с момента, когда Мао Цзэдун, следуя старой китайской традиции, переплыл реку Янцзы. 13 июля 2008 года

Фото: Jeff Xu / Reuters

В конце 1950-х годов Китай превратился в страну коммун, в которые вошли все крестьянские хозяйства. В коммунах должно было царить полное равноправие и отсутствие личной выгоды. Борьба с проявлениями капитализма доходила до того, что в коммунах стали организовывать общественные столовые под лозунгом «Ешь и не плати».

Когда Мао решил, что воробьи в масштабах всей страны поедают слишком много семян и портят урожай, вся страна начала бороться с воробьями. Заодно китайцы истребляли крыс, мух и комаров.

Статуэтки Мао Цзэдуна на рынке в Пекине. 6 сентября 2012 года

Фото: Mark Ralston / AFP

Когда Мао решил, что воробьи в масштабах всей страны поедают слишком много семян и портят урожай, вся страна начала бороться с воробьями. Заодно китайцы истребляли крыс, мух и комаров.

На фоне «Большого скачка» Мао Цзэдун провозгласил кампанию по усилению гласности. Ее главным лозунгом была цитата из китайского стиха: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».

Часы с изображением Мао Цзэдуна

Фото: David Gray / Reuters

На фоне «Большого скачка» Мао Цзэдун провозгласил кампанию по усилению гласности. Ее главным лозунгом была цитата из китайского стиха: «Пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ».

Кампания вполне ожидаемо обернулась критикой в адрес Мао, и ее очень быстро свернули. Для критиков она оказалась ловушкой: тех, кто высказывался против курса партии, начали арестовывать и отправлять в деревню на перевоспитание. Позднее руководство страны объясняло, что полная свобода слова была предоставлена, чтобы «ядовитые травы могли разрастись пышно-пышно и народ увидел бы это и содрогнулся».

Статуя Мао Цзэдуна в деревне Наньцзе, провинция Хэнань. 27 ноября 2007 года

Фото: Peter Parks / AFP

Кампания вполне ожидаемо обернулась критикой в адрес Мао, и ее очень быстро свернули. Для критиков она оказалась ловушкой: тех, кто высказывался против курса партии, начали арестовывать и отправлять в деревню на перевоспитание. Позднее руководство страны объясняло, что полная свобода слова была предоставлена, чтобы «ядовитые травы могли разрастись пышно-пышно и народ увидел бы это и содрогнулся».

Тем временем к концу 1950-х стало ясно, что коллективизация сельского хозяйства и «битва за сталь» провалились. Эта политика привела к масштабному голоду, жертвами которого стали, по разным оценкам, от 20 до 40 миллионов человек. В результате в 1959 году Мао Цзэдун временно ушел в отставку, предоставив своему окружению разбираться с последствиями «Большого скачка».

Посетительницы шанхайской выставки Expo. 2 мая 2010 года

Фото: Aly Song / Reuters

Тем временем к концу 1950-х стало ясно, что коллективизация сельского хозяйства и «битва за сталь» провалились. Эта политика привела к масштабному голоду, жертвами которого стали, по разным оценкам, от 20 до 40 миллионов человек. В результате в 1959 году Мао Цзэдун временно ушел в отставку, предоставив своему окружению разбираться с последствиями «Большого скачка».

Одновременно Китай во главе с Мао Цзэдуном проводил политику освоения территорий, на которых компактно проживали национальные меньшинства. Этнических китайцев массово переселяли в Тибет, с 1950 года ставший автономией внутри КНР. В 1959 году давление на тибетцев вылилось в масштабное антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено, после чего духовный лидер Тибета Далай-лама бежал в Индию.

Ученики на мероприятии, посвященном 90-летию создания Коммунистической партии Китая. Город Тайюань, провинция Шаньси, 30 мая 2011 года

Фото: AFP

Одновременно Китай во главе с Мао Цзэдуном проводил политику освоения территорий, на которых компактно проживали национальные меньшинства. Этнических китайцев массово переселяли в Тибет, с 1950 года ставший автономией внутри КНР. В 1959 году давление на тибетцев вылилось в масштабное антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено, после чего духовный лидер Тибета Далай-лама бежал в Индию.

В 1960-х годах на фоне раскола внутри партии Мао Цзэдун развернул «Культурную революцию». Формально ее целью провозглашалась борьба с буржуазией и становление социализма на всех уровнях жизни. На деле же это была борьба с инакомыслием. Общее количество репрессированных за время «Культурной революции» оценивается в 100 миллионов человек.

Портрет Мао Цзэдуна на выставке инноваций в Гонконге. 21 ноября 2005 года

Фото: Ted Aljibe / AFP

В 1960-х годах на фоне раскола внутри партии Мао Цзэдун развернул «Культурную революцию». Формально ее целью провозглашалась борьба с буржуазией и становление социализма на всех уровнях жизни. На деле же это была борьба с инакомыслием. Общее количество репрессированных за время «Культурной революции» оценивается в 100 миллионов человек.

В стране развернулась кампания по уничтожению старой культуры. Было организовано массовое сожжение книг, которые хранились как в университетах, так и в домах простых китайцев.

«Красные книжечки» с цитатами Мао Цзэдуна в музее «Культурной революции» в Чэнду, провинция Сычуань. 25 сентября 2012 года

Фото: Mark Ralston / AFP

В стране развернулась кампания по уничтожению старой культуры. Было организовано массовое сожжение книг, которые хранились как в университетах, так и в домах простых китайцев.

Наиболее радикальная молодежь требовала изменить значение сигналов светофора. Красный как цвет революции должен был стать разрешающим сигналом, а зеленый, наоборот, запрещающим. В Китае в тот период вообще все стало красным. Люди красили дома в красный цвет, а Мао Цзэдуна стали называть «самым-самым красным солнцем».

Изготовление снежной скульптуры Мао Цзэдуна. Харбин, 5 января 2010 года

Фото: Aly Song / Reuters

Наиболее радикальная молодежь требовала изменить значение сигналов светофора. Красный как цвет революции должен был стать разрешающим сигналом, а зеленый, наоборот, запрещающим. В Китае в тот период вообще все стало красным. Люди красили дома в красный цвет, а Мао Цзэдуна стали называть «самым-самым красным солнцем».

Мао сделал ставку на радикально настроенную молодежь — хунвейбинов («красных охранников»). Фактически они представляли собой банды, вершившие самосуд. Они могли остановить на улице любого человека и потребовать у него предъявить «Цитатник» Мао. Они жгли костюмы и декорации к Пекинской опере — на сцене должны были идти только революционные постановки. Из Великой китайской стены они выламывали целые куски, чтобы построить из них более нужные для страны свинарники.

Скульптурный ряд «Мисс Мао» в студии изготовивших его художников братьев Гао. Пекин, 16 октября 2007 года

Фото: David Gray / Reuters

Мао сделал ставку на радикально настроенную молодежь — хунвейбинов («красных охранников»). Фактически они представляли собой банды, вершившие самосуд. Они могли остановить на улице любого человека и потребовать у него предъявить «Цитатник» Мао. Они жгли костюмы и декорации к Пекинской опере — на сцене должны были идти только революционные постановки. Из Великой китайской стены они выламывали целые куски, чтобы построить из них более нужные для страны свинарники.

К 1976 году, когда Мао умер, Китай находился в состоянии экономического кризиса. За последние 20 лет правления «великого кормчего» благосостояние населения так и не увеличилось. В некоторых аграрных районах уровень жизни крестьян оказался ниже, чем был в 1930-е. Исправлять ситуацию — возвращать страну к частной собственности и ограничивать роль государства в экономике — пришлось последователям Мао.

Модель демонстрирует платье с портретом Мао Цзэдуна во время недели китайской моды в Пекине. 18 ноября 2005 года

Фото: Jason Lee / Reuters

К 1976 году, когда Мао умер, Китай находился в состоянии экономического кризиса. За последние 20 лет правления «великого кормчего» благосостояние населения так и не увеличилось. В некоторых аграрных районах уровень жизни крестьян оказался ниже, чем был в 1930-е. Исправлять ситуацию — возвращать страну к частной собственности и ограничивать роль государства в экономике — пришлось последователям Мао.

После смерти Мао Цзэдуна в компартии началась борьба за перераспределение постов между молодым поколением функционеров и «старой гвардией», то есть людьми, вступившими в КПК еще до «Культурной революции». К концу 1978 года стало ясно, что перевес на стороне последних. Среди «стариков» оказался и создатель нового Китая Дэн Сяопин, он фактически руководил страной до 1990-х годов.

Скульптурная композиция «Хорошо, хорошо, хорошо» китайской художницы Хуан Ган на выставке в Сингапуре. 4 октября 2007 года

Фото: Matthew Lee / Reuters

После смерти Мао Цзэдуна в компартии началась борьба за перераспределение постов между молодым поколением функционеров и «старой гвардией», то есть людьми, вступившими в КПК еще до «Культурной революции». К концу 1978 года стало ясно, что перевес на стороне последних. Среди «стариков» оказался и создатель нового Китая Дэн Сяопин, он фактически руководил страной до 1990-х годов.

Собственного XX съезда в Китае пока так и не случилось. Отдельные решения Мао Цзэдуна после его смерти стали подвергаться критике (так, в 1979 году была официально осуждена «Культурная революция»), однако о тотальном разоблачении культа личности речи не идет. В 1981 году пленум ЦК КПК с подачи Дэн Сяопина утвердил такую оценку деятельности Мао: «Его заслуги занимают главное, а ошибки — второстепенное место». С тех пор существенных перемен в официальном отношении к персоне «великого кормчего» так и не произошло.

Портрет Мао Цзэдуна на Воротах Небесного Спокойствия на пекинской площади Тяньаньмэнь. 1 января 2013 года

Фото: Wang Zhao / AFP

Собственного XX съезда в Китае пока так и не случилось. Отдельные решения Мао Цзэдуна после его смерти стали подвергаться критике (так, в 1979 году была официально осуждена «Культурная революция»), однако о тотальном разоблачении культа личности речи не идет. В 1981 году пленум ЦК КПК с подачи Дэн Сяопина утвердил такую оценку деятельности Мао: «Его заслуги занимают главное, а ошибки — второстепенное место». С тех пор существенных перемен в официальном отношении к персоне «великого кормчего» так и не произошло.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше