Русские иудеи Как живет крупнейшая в стране община субботников

35 фото

В 650 километрах от Москвы, в Таловском районе Воронежской области, находится крупнейшая в стране община субботников — этнических русских, решивших в начале XIX века соблюдать «ветхозаветные» заповеди. С течением времени их вера все больше сближалась с классической еврейской религией. Теперь «русские иудеи» живут в поселке Высокий, куда они съехались в 1922 году из окрестных сел. На протяжении всех лет существования СССР они смогли сохранить свою веру и свои обычаи. Даже в 30-е годы председателю поселка удалось договориться, чтобы люди выходили на работу не в субботу, а в воскресенье. Тем не менее, до недавних пор в поселке не было своей синагоги. Она появилась только месяц назад.

За жизнью поселка, где каждый второй исповедует иудейскую веру, понаблюдал фотокорреспондент «Ленты.ру» Павел Бедняков.

Еще при советской власти, в 1922 году, сюда переехали и организовали коммуну субботники из нескольких соседних деревень.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Еще при советской власти, в 1922 году, сюда переехали и организовали коммуну субботники из нескольких соседних деревень.

В соответствии с иудейской религией, евреем считается либо человек, рожденный еврейкой, либо принявший еврейскую веру и обязавшийся соблюдать заповеди Торы во всех деталях. Что и пытаются делать жители Высокого.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

В соответствии с иудейской религией, евреем считается либо человек, рожденный еврейкой, либо принявший еврейскую веру и обязавшийся соблюдать заповеди Торы во всех деталях. Что и пытаются делать жители Высокого.

По словам раввина Соломона Аврасина, советская власть ничуть не мешала жителям соблюдать свои обычаи. «В 30-е годы, конечно, были проблемы, но не такие большие, как, скажем, в городах. Известно, что председатель договаривался о том, чтобы не работать в субботу, а работать вместо этого в воскресенье. Это дало людям возможность соблюдать свои традиции так, как они этого хотели».

Раввин Соломон Аврасин во время занятий в синагоге

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

По словам раввина Соломона Аврасина, советская власть ничуть не мешала жителям соблюдать свои обычаи. «В 30-е годы, конечно, были проблемы, но не такие большие, как, скажем, в городах. Известно, что председатель договаривался о том, чтобы не работать в субботу, а работать вместо этого в воскресенье. Это дало людям возможность соблюдать свои традиции так, как они этого хотели».

Десятилетиями община жила без синагоги. Молитвы проводились в частных домах. Это не противоречит еврейскому закону. Иудейская общественная молитва может проходить в любом месте, где собрался миньян — кворум из 10 совершеннолетних мужчин.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Десятилетиями община жила без синагоги. Молитвы проводились в частных домах. Это не противоречит еврейскому закону. Иудейская общественная молитва может проходить в любом месте, где собрался миньян — кворум из 10 совершеннолетних мужчин.

Однако, этим летом в Высоком появилась собственная синагога.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Однако, этим летом в Высоком появилась собственная синагога.

С тех пор общественная молитва в ней проводится достаточно регулярно. Каждую субботу тут проходит традиционная трапеза с халами и кошерным вином. «Все, как говорит традиция», —  уточняет раввин.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

С тех пор общественная молитва в ней проводится достаточно регулярно. Каждую субботу тут проходит традиционная трапеза с халами и кошерным вином. «Все, как говорит традиция», — уточняет раввин.

Раньше молитвы произносились на русском. Теперь в общину привезли сборники молитв с параллельным текстом на иврите и русской транслитерацией.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Раньше молитвы произносились на русском. Теперь в общину привезли сборники молитв с параллельным текстом на иврите и русской транслитерацией.

Тут же, в синагоге, проходят различные занятия. Замужние еврейские женщины обязаны покрывать голову.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Тут же, в синагоге, проходят различные занятия. Замужние еврейские женщины обязаны покрывать голову.

В настоящий момент в поселке живут около тысячи человек. Большая их часть считает, что они исповедуют иудейскую религию. «Мы — иудеи», — объясняют они, слово «субботники» им не нравится. Однако, некоторые законы иудейской религии жители поселка по тем или иным причинам не исполняют.

Синагога в поселке Высоком

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

В настоящий момент в поселке живут около тысячи человек. Большая их часть считает, что они исповедуют иудейскую религию. «Мы — иудеи», — объясняют они, слово «субботники» им не нравится. Однако, некоторые законы иудейской религии жители поселка по тем или иным причинам не исполняют.

Например, в поселке нет «миквы» — специального бассейна, в который окунаются для очищения от ритуальной нечистоты. Без него жизнь иудейской общины практически невозможна. Чтобы сделать обрезание новорожденному мальчику, надо ехать в Воронеж или Петербург.

Синагога в поселке Высоком

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Например, в поселке нет «миквы» — специального бассейна, в который окунаются для очищения от ритуальной нечистоты. Без него жизнь иудейской общины практически невозможна. Чтобы сделать обрезание новорожденному мальчику, надо ехать в Воронеж или Петербург.

Раввин Соломон Аврасин пытается помочь высочанам стать полноценной еврейской общиной. Он живет на две страны: половину времени проводит в Высоком, а половину — в Израиле, где работает в организации «Шавэй Исраэль», которая помогает еврейским общинам по всему миру.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Раввин Соломон Аврасин пытается помочь высочанам стать полноценной еврейской общиной. Он живет на две страны: половину времени проводит в Высоком, а половину — в Израиле, где работает в организации «Шавэй Исраэль», которая помогает еврейским общинам по всему миру.

Помощь нужна и общине Высокого — так как существует она только на пожертвования.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Помощь нужна и общине Высокого — так как существует она только на пожертвования.

Женщина целует мезузу — коробочку с небольшим свитком пергамента, на котором написан фрагмент из Торы. Мезузы должны висеть в каждом еврейском доме на всех дверных косяках.

Мезуза на входе в синагогу

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Женщина целует мезузу — коробочку с небольшим свитком пергамента, на котором написан фрагмент из Торы. Мезузы должны висеть в каждом еврейском доме на всех дверных косяках.

Есть в поселке и собственное сельское кладбище.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Есть в поселке и собственное сельское кладбище.

Почти на каждом надгробии тут можно найти «Звезду Давида».

Сельское кладбище

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Почти на каждом надгробии тут можно найти «Звезду Давида».

Сельское кладбище

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

На улицах Высокого можно встретить много разной живности: коровы, овцы, лошади, много коз и разнообразных птиц.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

На улицах Высокого можно встретить много разной живности: коровы, овцы, лошади, много коз и разнообразных птиц.

По словам раввина, в годы войны сюда приехали этнические евреи со всей страны. Но только на время.

Памятник высочанам, погибшим в Великую отечественную войну

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

По словам раввина, в годы войны сюда приехали этнические евреи со всей страны. Но только на время.

Сельская школа

Местная школа

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Сельская школа

Часть наиболее верующих жителей после войны покинула поселок.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Часть наиболее верующих жителей после войны покинула поселок.

Многие жители Высокого уехали в Израиль. Сейчас там проживают около пятисот высочан.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Многие жители Высокого уехали в Израиль. Сейчас там проживают около пятисот высочан.

Уехавшие продавали свои дома, поэтому на их место приезжали другие люди. «Так и получилось, что Высокий стал лишь наполовину еврейским», — отмечает раввин Аврасин.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Уехавшие продавали свои дома, поэтому на их место приезжали другие люди. «Так и получилось, что Высокий стал лишь наполовину еврейским», — отмечает раввин Аврасин.

«Спустя некоторое время Израиль закрыл репатриацию высочан по своим соображениям. Статус высочан вызывал сомнение, поскольку неизвестно было точно, когда и каким образом приняли иудейскую веру. Понятно, что это было давно и никаких документов об этом не осталось», — рассказывает раввин.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

«Спустя некоторое время Израиль закрыл репатриацию высочан по своим соображениям. Статус высочан вызывал сомнение, поскольку неизвестно было точно, когда и каким образом приняли иудейскую веру. Понятно, что это было давно и никаких документов об этом не осталось», — рассказывает раввин.

Боролась с поселком и советская власть. «В 1950-60-е годы чиновники предприняли ряд шагов, чтобы “разбавить” население: специально были построены здесь двух- и трехэтажные дома и были заселены "чуждым элементом"», — говорит раввин Соломон Аврасин.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Боролась с поселком и советская власть. «В 1950-60-е годы чиновники предприняли ряд шагов, чтобы “разбавить” население: специально были построены здесь двух- и трехэтажные дома и были заселены "чуждым элементом"», — говорит раввин Соломон Аврасин.

Большая часть местных магазинов давно закрыта.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Большая часть местных магазинов давно закрыта.

 В поселке работает только несколько ларьков.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

В поселке работает только несколько ларьков.

Из-за сильной жары практически невозможно кого-либо встретить на улице. Только ближе к вечеру местные жители выходят на прогулку.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Из-за сильной жары практически невозможно кого-либо встретить на улице. Только ближе к вечеру местные жители выходят на прогулку.

Большая часть молодежи покидает Высокий по окончании школы.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Большая часть молодежи покидает Высокий по окончании школы.

Организация «Шавэй Исраэль» пытается лоббировать интересы высочан в Кнессете, чтобы местным жителям вернули право на репатриацию наравне с другими евреями. «Речь не идет о больших количествах высочан, около 200-300 человек», — уточняет раввин.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Организация «Шавэй Исраэль» пытается лоббировать интересы высочан в Кнессете, чтобы местным жителям вернули право на репатриацию наравне с другими евреями. «Речь не идет о больших количествах высочан, около 200-300 человек», — уточняет раввин.

По словам местных жителей, никаких конфликтов на религиозной почве в поселке нет.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

По словам местных жителей, никаких конфликтов на религиозной почве в поселке нет.

«Те, кто приехали сюда, изначально понимали, что они переезжают в поселок, у которого есть свои традиции. И даже если они сами эти традиции не соблюдают, то они не мешают остальным это делать», — подчеркивает раввин.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

«Те, кто приехали сюда, изначально понимали, что они переезжают в поселок, у которого есть свои традиции. И даже если они сами эти традиции не соблюдают, то они не мешают остальным это делать», — подчеркивает раввин.

Высочане не очень охотно идут на общение со средствами массовой информации.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Высочане не очень охотно идут на общение со средствами массовой информации.

Ближайшая к Высокому еврейская община находится в Воронеже.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Ближайшая к Высокому еврейская община находится в Воронеже.

«Жизнь людей, которые выбрали себе именно такую традицию, которую они получили от своих предков, не очень проста. Люди привыкли не афишировать и стараться поменьше об этом распространяться», — замечает раввин.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

«Жизнь людей, которые выбрали себе именно такую традицию, которую они получили от своих предков, не очень проста. Люди привыкли не афишировать и стараться поменьше об этом распространяться», — замечает раввин.

Свиток Торы общине подарил Российский еврейский конгресс. Решетки на окнах синагоги — необходимая мера безопасности при хранении свитка.

Фото: Павел Бедняков / «Лента.ру»

Свиток Торы общине подарил Российский еврейский конгресс. Решетки на окнах синагоги — необходимая мера безопасности при хранении свитка.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше