На Винзаводе при поддержке Венгерского культурного центра открылась выставка Виктора Вазарели (1906-1997), венгра, с 1930-х годов жившего в Париже, яркого представителя «оптического искусства», или оп-арта.
На традициях геометрической абстракции Вазарели построил и запатентовал универсальную систему «пластического алфавита», чтобы распространять и тиражировать новое искусство космического века в безграничном количестве и уничтожить «уже давно вышедший в тираж миф об уникальности и неподражаемости произведения искусства».
«Абстрактное искусство будущего будет стремиться к всеобщей универсальности разума, — писал Вазарели, — живописная техника начнет развиваться параллельно техническому прогрессу... Я представляю себе, что в будущем целые выставки будут проходить при помощи проекций на стенах. Имея на руках лишь слайды величайших произведений искусства, мы с легкостью сможем в любом месте организовывать колоссальные экспозиции, не требующие особых денежных затрат. Будет достаточно и нескольких дней, чтобы послать всю выставку небольшой почтовой бандеролью в любую точку Земли».
«Лента.ру» сумела обойтись без «Почты России» и предлагает читателям фрагмент выставки Виктора Вазарели.
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Формула запатентованной Вазарели в 1959 году «пластической единицы» проста: 1=2, 2=1. «Две контрастные цветоформы образуют "пластическую единицу", то есть единство — единицу каждого художественного произведения; и извечный всеопределяющий дуализм наконец-то понят как нечто нераздельное». «Пластическая единица» — это монохромный квадрат, в который вписана контрастная по цвету геометрическая фигура: квадрат, круг, эллипс и т.д.
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Для Вазарели это первое произведение, созданное принципиально без использования аллюзий на реальность. «И теперь я исключил все: сюжет, будь он имитационный или аллюзорный по характеру, предмет, линию горизонта и символы... Квадрат Малевича — начало и конец пластического приключения плоскости, изжил свое предназначение: ромб, иная конфигурация квадрата, прекрасен и совершенно отличен — это квадрат + пространство + движение + время».
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Эта шелкография Виктора Вазарели побывала в космосе.
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Художник вспоминал, что его всегда зачаровывали переплетения линий — изобары на картах погоды или нити в марлевом бинте, эффекты движения, возникающие при рисовании двух одинаковых фигур на двойном стекле, или изменчивый рисунок пейзажа, увиденный из окна несущегося поезда.
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Эта работа — «данферского периода», названного так по станции метро, рядом с которой жил Вазарели. Плоскости локальных цветов, накладываясь и переплетаясь, образуют пространственно-слоистые композиции без определенного центра — как трещины на керамической плитке облицовки стен этой станции, напоминающие о каких-то воображаемых таинственных пейзажах.
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Изображение: предоставлено ЦСИ «Винзавод»
Свой «пластический алфавит» Вазарели развил в «метод, обладающий силой универсального закона. Я назвал его «Планетарным фольклором». Благодаря своим многосторонним функциям он должен удовлетворять визуальным потребностям масс... Его оптимистическая направленность ускорит прогресс человечества».