Агентство Reuters попросило своих фотографов рассказать о том как создавались самые яркие кадры уходящего года. В подборке снимки плачущей Анджелины Джоли, протестов на Украине, запуска ракеты «Союз» и экзотических обычаев разных народов. «Лента.ру» публикует лучшие кадры с комментариями авторов.
Фото: Nacho Doce / Reuters
«Невозможно описать, что чувствуешь, когда смотришь на этот мрачный и тревожный пейзаж. За четыре года, которые я прожил в Бразилии, я повидал много ужасов, но засуха в окрестностях Сан-Паулу, продолжающаяся более девяти месяцев, превосходит все. Из-за отсутствия дождей водохранилище Кантарейра, обеспечивающее водой самый большой город Южной Америки, стало засыхать. Уровень воды достиг минимума за последние десятилетия. Чемпионат мира и недавние выборы отвлекли население от надвигающейся катастрофы, однако власти по-прежнему уделяют проблеме недостаточно внимания. Когда я открыл на своем компьютере снимки водохранилища, сделанные с вертолета, то заметил, что изображение похоже на страдающую женщину. Это напоминает картину Эдварда Мунка «Крик». Для меня это мать природа, которая просит о помощи».
Фото: Siegfried Modola / Reuters
«Я возвращался в отель в Банги после церемонии, на которой временный президент Центральноафриканской Республики (ЦАР) говорил о национальном единстве и обещал восстановить армию. Я уже ехал в такси, когда меня попросили вернуться. Я увидел, что толпа напала на мужчину. Люди были настроены воинственно, и я старался быть начеку. Разъяренная толпа может быть очень опасной и непредсказуемой. Солдат армии ЦАР ударил ножом мужчину, подозреваемого в причастности к повстанческой организации "Селек", сражавшейся против правительственных войск Центральноафриканской Республики. Солдаты тащили за ноги, пинали, кололи и забрасывали камнями безжизненное тело. Я оставался на месте не более десяти минут, но понял, что смотрел на самосуд слишком долго. Не думаю, что журналисты должны привыкать к таким зрелищам. Увиденное потрясло меня, я до сих пор пытаюсь забыть это. Думаю, что снимок будет служить напоминанием о том, как глубока жажда мести в этой стране, и как трудно будет стабилизировать там ситуацию».
Фото: Carlos Garcia Rawlins / Reuters
«После нескольких дней беспорядков в Каракасе мы решили поехать в город Сан-Кристобаль, где проходили столкновения между антиправительственными силами и Национальной гвардией. Баррикады перекрыли почти все улицы, и перемещаться по городу даже на мотоцикле было очень сложно. Когда я, наконец, приехал, оказалось, что самое страшное уже позади. На улицах среди куч мусора остались молодые люди с огромными рогатками. С помощью жителей верхних этажей ближайших домов они загнали солдат Национальной гвардии в конец улицы».
Фото: Ben Nelms / Reuters
«Некоторым может показаться, что на соревнованиях по керлингу царит атмосфера скуки, но это далеко от истины. Отдельные преданные поклонники этого вида спорта показывают себя во всей красе на трибунах во время соревнования. В течение перерыва я увидел двух монахинь. Всю игру я не мог оторвать от них взгляд, а когда у них в руках появилось пиво, я решил их заснять. Самым сложным при съемке этого фото было не дать женщинам заметить, что их снимают. У меня был длиннофокусный объектив, я незаметно повернул его в сторону монахинь и выждал момент, пока они синхронно отхлебнут пива».
Фото: Navesh Chitrakar / Reuters
«Чаупади — это практика выселения женщин на период менструации. В этот период женщина считается нечистой, ей запрещено заходить в дома или храмы, мыться, прикасаться к домашним животным и людям. Ночью им приходится спать в сараях или хлевах без окон на полу без одеял. В отдельных районах Непала, таких как Ачхам, этот обычай соблюдают на протяжении многих веков. Когда я снимал эту историю, я встретил много женщин, которым приходилось следовать этой традиции. 14-летняя Уттара Сауд рассказала, что во время менструации ей приходится пропускать занятия в школе. Чаупади нередко приводит к гибели женщин. Они умирают от змеиных укусов, нападений диких животных, холода. Когда они разводят в сараях огонь, чтобы согреться, то погибают от удушья или пожаров. Также были случаи, когда женщины, практикующие чаупади, становились жертвами изнасилований».
Фото: Christian Veron / Reuters
«Я снимал митинг в Каракасе против правительства Николаса Мадуро. Студенты строили баррикады, несколько человек были арестованы. Когда демонстранты пошли в атаку на полицейских, на улице неожиданно появилась девушка с камнем в руке. По иронии судьбы она — дочь госслужащего. Я сфотографировал, как она целует своего парня. Главная сложность и награда — во время протестов снять что-то отличное от взрывов бомб и стрельбы, что-то личное, с сердцем и душой. Делая этот кадр, я понимал, что он — особенный. Но силу этой фотографии я понял на следующий день, когда она начала стремительно распространяться в соцсетях. Это фото вдохновляет. Любви везде есть место».
Фото: Marko Djurica / Reuters
«28 апреля около 500 активистов вышли в Донецке на митинг с украинскими флагами и антироссийскими лозунгами. Они собирались провести марш протеста, но тут появились пророссийские демонстранты с бейсбольными битами, и между ними вспыхнуло противостояние. Я последовал за проукраинскими активистами, которые вбежали в небольшой переулок. Оттуда не было другого выхода, и они оказались в ловушке. Через 30 секунд появились их противники и стали их избивать. Для меня этот снимок важен, поскольку он демонстрирует, что политика может в одночасье спровоцировать на насилие людей, живших рядом в течение многих лет. Чтобы сделать этот кадр, мне пришлось прятаться за деревом, потому что со всех сторон летали камни. Один из них попал в фотографа База Ратнера, который был там со мной. Очень важно было не быть избитым, потому что люди были очень жестоки, и не обращали внимания на то, что ты журналист».
Фото: Dado Ruvic / Reuters
«Я снимал, как Анджелина Джоли осматривала мемориал памяти жертв геноцида в Сребренице, где в 1995 году были убиты восемь тысяч человек. После этого актриса должна была встретиться с женщинами, изнасилованными во время войны в Боснии, поэтому многие фотографы бросились к выходу, чтобы заснять ее отъезд. Я остался, и мне посчастливилось сфотографировать слезы Анджелины Джоли. Чтобы сделать этот снимок, пришлось много ездить. Было жарко, плохая организация поездки, коллеги часто мешали. Но этот кадр оказался особенно сильным, и для меня это много значит. Я счастлив, что таким образом весь мир узнает о произошедшем в Сребренице. В то же время мне грустно, что Сребреницу вспоминают только в контексте войны».
Фото: Ahmad Masood / Reuters
«Мне нравится снимать религиозные события, особенно те, которые совершают поздно вечером и рано утром. Пуджа Чхатх — это индийский фестиваль поклонения богу солнца Сурья. В нем участвуют тысячи людей. В поисках интересных объектов для съемки, я шел вдоль реки. Вдруг увидел мужчину, который отталкивал от берега пену, чтобы женщины могли завершить ритуал до заката. То была настоящая борьба: мужчина против пены. Пена похожа на мыло или снег, но на самом деле это сточные воды, которые сбрасывают в реку Ямуна. Когда солнце выглянуло из-за туманной дымки, чтобы скрыться до утра, у меня была всего минута, чтобы сделать удачный кадр».
Фото: Aaron Harris / Reuters
«У меня было задание — снять частично замерзший Ниагарский водопад. В тот день я сердито ворчал, задаваясь вопросом, зачем я живу в этом месте зимой. Я не выходил из дома в течение долгого времени. Фотографировать при таких низких температурах непросто. Хотя я оделся по погоде, мороз пронизывал меня до костей. Я взял с собой две камеры и два объектива, понимая, что менять что-то на месте у меня не будет возможности. Никогда не видел, чтобы погодные фотографии вызывали такую реакцию. Я думаю, это свидетельство того, насколько несчастными люди чувствовали себя той ужасной зимой».
Фото: Toby Melville / Reuters
«Хотя площадь Ричмонд-парка всего 9,56 квадратных километра, там пасутся 650 оленей. Во время осеннего гона я провел 9 часов на ногах с моим 500-миллиметровым объективом и короткофокусной оптикой, преследуя оленя. Я пытался найти выразительные образы животного на красивом фоне. Я начал следить за оленем примерно за час до этого кадра, надеясь, что он ввяжется в драку с другим оленем или станет преследовать самок. Туман рассеялся, солнце опустилось низко к горизонту, и я увидел, что у оленя в рогах запутался папоротник. Думаю, ветки добавляют фотографии немного юмора, похоже, что олень в шляпе. Также кажется, что он облизывает губы».
Фото: Thomas Peter / Reuters
«Шел 26-й круг гонки Moto3. Я стоял за барьером из шин и ждал появления группы гонщиков. Я решил, что после этого круга перейду в другое место, чтобы снять, как победитель пересекает финишную прямую. Когда спортсмены приблизились, двоих занесло, и они упали в паре метров друг от друга. В худшем случае эта авария привела бы к остановке гонки и падению остальных гонщиков. Брайану Шаутену показалось, что он знает, кто виноват. Он вскочил на ноги и набросился на своего соотечественника Скотта Деру, который ответил ему тем же. Гонщиков пришлось разнимать медикам».
Фото: Adrees Latif / Reuters
«Около полуночи я увидел в толпе человека, который выглядел как агитатор. Он был одним из местных, недовольных действиями полиции. Люди удерживали его, когда он кричал на полицейских. Так как он не прекращал кричать, стражи порядка брызнули ему в лицо что-то раздражающее глаза, наверное, это был перцовый аэрозоль. Друзья оттащили его с места происшествия и облили молоком, чтобы снять боль. Я стал фотографировать и заметил яркий прожектор, мне кажется, полицейский. Я расположил камеру таким образом, чтобы вокруг головы мужчины появился светящийся обод, привлекающий внимание к каплям».
Фото: Василий Федосенко / Reuters
«В Киеве протестующие ежедневно поднимались на баррикады из покрышек и участвовали в столкновениях с полицией. Была зима, стоял мороз, и полицейские поливали баррикады водой, чтобы они покрылись льдом. Митингующие бросаются бутылками с зажигательной смесью, полицейские в ответ стреляют резиновыми пулями. Это продолжалось много дней. Коктейли Молотова и украинские флаги были везде, люди пели гимн Украины. Чтобы снимать на улицах, я каждый день надевал бронежилет и шлем. Я был удивлен таким сильным желанием людей изменить жизнь в стране. И тем, как украинцы помогали друг другу, — многие люди, в том числе старики, приносили к баррикадам теплую одежду и горячую еду».
Фото: Tami Chappell / Reuters
«Атланта известна своими мягкими зимами. Но прошлой зимой на город обрушился снежный шторм, поэтому автомобильные пробки в тот день растянулись на многие часы. Утром того дня я выполнял другое задание в 100 милях от Атланты, но когда узнал о снегопаде, то поехал обратно. Я вырос в этих краях и хорошо знаю проселочные дороги, это спасло меня от длительного стояния в пробках. Возвращаясь в город на восходе, я фотографировал все, что мог. Моя сестра рассказала, что ее подруга застряла в продуктовом магазине Publix, который остался открытым на ночь, чтобы приютить и накормить людей. Я пошел туда и застал сюрреалистичную сцену: некоторые люди спали прямо на полу. В общей сложности я провел около 30 часов в машине, прежде чем добрался домой».
Фото: Enrique Castro-Mendivil / Reuters
«Я был на концерте в национальном театре Лимы и ждал выхода тенора Хуана Диего Флореса, который должен был выступить с детским хором Национального перуанского оркестра. Неожиданно у одной из девочек началась рвота. Дети выступали перед очень респектабельной публикой, и, возможно, девочка слишком переволновалась. Однако юные исполнители повели себя очень профессионально и продолжили выступление, а девочка ушла со сцены».
Фото: Шамиль Жуматов / Reuters
«Как бы мне заснять крупным планом старт ракеты "Союз" на фоне оранжевого пламени? Особенно учитывая, что по технике безопасности в момент старта я должен находиться на расстоянии не менее километра от ракеты. Я решил установить камеру на стартовой площадке. Тогда возник второй вопрос: как управлять камерой на расстоянии. Время запуска "Союза" на орбиту рассчитывается с точностью до секунды, поэтому я поставил таймер. Когда "Союз" стартовал, в сторону камеры полетели песок и камни. К счастью, моей единственной потерей оказался разбитый фильтр».
Фото: Feisal Omar / Reuters
«Я снимал исполнение приговора трем сомалийцам, обвиняемым в принадлежности к исламистской группировке "Аль-Шабааб". Я сделал снимок, пока мужчины еще были живы. После того как их расстреляли, я увидел, как хлещет их кровь. Они умерли в течение нескольких секунд, но сфотографировать их трупы нам не позволили. Это был шок, смотреть на людей которые ждут, когда их убьют, и не могут ничего с этим поделать, потому что крепко привязаны к столбам. Эта история повлияла на меня, я запаниковал. Страшно было видеть кровь и мучения этих людей, слышать их крики».
Фото: Murad Sezer / Reuters
«Пропускной пункт на турецко-сирийской границе обычно похож на шумящий улей с плачущими младенцами и семьями, пытающимися выжить на пыльной земле. К моему удивлению в тот день толпы беженцев не оказалось. В изумлении я стал смотреть по сторонам и увидел детскую колыбель. Как это возможно, чтобы кто-то оставил такую важную вещь? Куда ее владельцы так спешили? Неужели в их автобусе или грузовике не нашлось места для колыбели? Я сфотографировал колыбель, выглядевшую очень грустно и одиноко. Для меня так выглядит безнадежность. Если бы у владельцев оставалась надежда, возможно, они не бросили бы колыбель. Я сделал четыре снимка, используя 24-миллиметровый широкоугольный объектив. Все это время я ощущал отчаяние, которое должно быть чувствовали беженцы. Ухудшала ситуацию суровость пустыни, в которой палящее солнце могло в секунду уступить место проливному дождю».
Фото: Suhaib Salem / Reuters
«Я фотографировал торжества палестинцев, ликующих по случаю прекращения огня и заключения перемирия с Израилем. Скандируя лозунги, люди ходили по улицам, ездили на автомобилях и мотоциклах. Прекращение огня здесь восприняли как свою победу. Я увидел особенную сцену — дети улыбались и размахивали оружием, на их лицах совсем не было страха. Сделать снимок было непросто: машина ехала быстро и света было недостаточно. Также мое передвижение было ограничено из-за пробок и людских потоков на улицах».
Фото: David Gray / Reuters
«Этот снимок — отличное доказательство того, что всегда нужно ожидать неожиданного. За два дня до церемонии открытия Олимпиады я видел, что олимпийские кольца должны появиться из небольших похожих на цветы шариков, а затем взорваться яркими искрами. Такое сильное изменение освещения требует от фотографов быстро настроить камеру. Я как раз уменьшил светочувствительность и увеличил выдержку, когда заметил, что верхнее правое кольцо не раскрылось. Я сделал несколько снимков, ожидая продолжения. Но нет. Неполное кольцо так и висело, прежде чем символ Олимпиады исчез. Смог ли я правильно настроить камеру, чтобы сделать неожиданный кадр? Ответ перед вами. Излишне говорить, что нераскрывшееся кольцо стало одним из главных образов сочинской Олимпиады».