Среда обитания

Напоказ Топ-10 лучших выставочных павильонов СССР и России

10 фото

Россия участвует во Всемирных выставках Expo с 1851 года, с того самого момента, когда самая первая такая выставка была проведена в лондонском Гайд-парке. За более чем 160-летнюю историю существования Expo к размаху российского и советского участия успели привыкнуть: павильоны, созданные нашими архитекторами, почти всегда вызывали бурю эмоций. 10 самых интересных отечественных конструкций для Expo — в фотоподборке «Дома».

Выставка 1900 года в Париже, пожалуй, и по сей день остается самой «громкой» за всю историю существование Expo: первые эскалаторы, озвученные фильмы, первая линия парижского метро — проводы XIX века удались на славу, и в центре всего этого — главный павильон России, выполненный архитектором Романом Мельцером в средневековом русском стиле. Никогда еще Кремль не был так близок к Эйфелевой башне.

Павильон России на Всемирной выставке 1900 г., Париж

Фото: National Gallery of Art

Выставка 1900 года в Париже, пожалуй, и по сей день остается самой «громкой» за всю историю существование Expo: первые эскалаторы, озвученные фильмы, первая линия парижского метро — проводы XIX века удались на славу, и в центре всего этого — главный павильон России, выполненный архитектором Романом Мельцером в средневековом русском стиле. Никогда еще Кремль не был так близок к Эйфелевой башне.

Проект павильона СССР для выставки 1925 года готовили особенно тщательно — к участию в жюри архитектурного конкурса даже пригласили Маяковского. В итоге лучшей была признана конструкция Константина Мельникова —двухэтажная постройка из дерева и стекла с вышкой. На самом верху — серп, молот и буквы СССР. Выкрашенный красной, серой и белой краской советский павильон сильно контрастировал со своим аляповатым предшественником 1900 года.

Макет павильона СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств 1925 г., Париж

Фото: www.moscowalk.ru

Проект павильона СССР для выставки 1925 года готовили особенно тщательно — к участию в жюри архитектурного конкурса даже пригласили Маяковского. В итоге лучшей была признана конструкция Константина Мельникова —двухэтажная постройка из дерева и стекла с вышкой. На самом верху — серп, молот и буквы СССР. Выкрашенный красной, серой и белой краской советский павильон сильно контрастировал со своим аляповатым предшественником 1900 года.

Для выставки 1937 года архитектор Борис Иофан придумал гигантский павильон-постамент: охранять достижения советской промышленности призвали «Рабочего и колхозницу». Вообще последняя предвоенная Expo стала своего рода рингом: две сверхдержавы — СССР и Германия — соревновались во всем. И павильоны свои разместили друг напротив друга: немецкий орел против советских тружеников.

Павильон СССР на Всемирной выставке 1937 г., Париж

Фото: AFP

Для выставки 1937 года архитектор Борис Иофан придумал гигантский павильон-постамент: охранять достижения советской промышленности призвали «Рабочего и колхозницу». Вообще последняя предвоенная Expo стала своего рода рингом: две сверхдержавы — СССР и Германия — соревновались во всем. И павильоны свои разместили друг напротив друга: немецкий орел против советских тружеников.

Проект павильона СССР на выставке 1939 года в Нью-Йорке также разработал Борис Иофан. Здание из розового мрамора можно было бы назвать строгим, если бы не огромные барельефы вождей на фасадах и, опять же, гигантская фигура рабочего — правда, уже без колхозницы, без серпа и без молота.

Павильон СССР на Всемирной выставке 1939 г., Нью-Йорк

Фото: Constance Bannister Corp / Getty Images / Fotobank

Проект павильона СССР на выставке 1939 года в Нью-Йорке также разработал Борис Иофан. Здание из розового мрамора можно было бы назвать строгим, если бы не огромные барельефы вождей на фасадах и, опять же, гигантская фигура рабочего — правда, уже без колхозницы, без серпа и без молота.

Советский павильон на выставке 1958 года в Брюсселе получил Гран-При. Объемная, но легкая на вид конструкция из стекла и алюминия хорошо иллюстрировала главный девиз мероприятия — «Человек и прогресс». Правда, центром притяжения советского павильона осталась статуя Ленина. Но вождь был запечатлен в довольно либерально наброшенном на плечи пальто.

Павильон СССР на Всемирной выставке 1958 г., Брюссель

Фото: Apic / Getty Images / Fotodom

Советский павильон на выставке 1958 года в Брюсселе получил Гран-При. Объемная, но легкая на вид конструкция из стекла и алюминия хорошо иллюстрировала главный девиз мероприятия — «Человек и прогресс». Правда, центром притяжения советского павильона осталась статуя Ленина. Но вождь был запечатлен в довольно либерально наброшенном на плечи пальто.

Изначально выставку 1967 года планировалось организовать в Москве, отметив, таким образом, 50-летие Октябрьской революции. Но позже советское руководство от этой идеи отказалось, и этот павильон построили не в столице, а в Монреале. После выставки, впрочем, здание разобрали, привезли в Москву и восстановили на территории ВДНХ. Злые языки говорили, что отстроить его копию заново было бы намного дешевле.

Павильон СССР на Всемирной выставке 1967 г., Монреаль

Фото: Эдуард Песов / РИА Новости

Изначально выставку 1967 года планировалось организовать в Москве, отметив, таким образом, 50-летие Октябрьской революции. Но позже советское руководство от этой идеи отказалось, и этот павильон построили не в столице, а в Монреале. После выставки, впрочем, здание разобрали, привезли в Москву и восстановили на территории ВДНХ. Злые языки говорили, что отстроить его копию заново было бы намного дешевле.

Советский павильон в Осаке, открытый в 1970 году, то есть в год столетнего юбилея Ленина, был воистину ура-патриотическим: по форме — гигантский развернутый флаг, цвет — естественно, красный. Хотя главный архитектор Expo Кензо Танге идеи, кажется, не понял, сравнив павильон СССР с большим красным цветком.

Павильон СССР на Всемирной выставке 1970 г., Осака

Фото: Эдуард Песов / РИА Новости

Советский павильон в Осаке, открытый в 1970 году, то есть в год столетнего юбилея Ленина, был воистину ура-патриотическим: по форме — гигантский развернутый флаг, цвет — естественно, красный. Хотя главный архитектор Expo Кензо Танге идеи, кажется, не понял, сравнив павильон СССР с большим красным цветком.

Выставка в Ванкувере проводилась спустя 25 лет с первого в мире полета человека в космос, поэтому советский павильон украсила скульптура Юрия Гагарина, а основным отечественным экспонатом стала установка «Салют-Союз-Прогресс». Павильон канадцам понравился — в социальных сетях можно найти ретро-селфи на фоне скульптуры космонавта.

Павильон СССР на Всемирной выставке 1986 г., Ванкувер

Фото: Canada Good / Flickr

Выставка в Ванкувере проводилась спустя 25 лет с первого в мире полета человека в космос, поэтому советский павильон украсила скульптура Юрия Гагарина, а основным отечественным экспонатом стала установка «Салют-Союз-Прогресс». Павильон канадцам понравился — в социальных сетях можно найти ретро-селфи на фоне скульптуры космонавта.

С конца 1980-х и фактически вплоть до 2010 года участие России во всемирных выставках было весьма скромным, поэтому в Шанхае наши архитекторы «оторвались» по полной программе. Башни-шатры причудливой формы, ярко раскрашенные и непонятно что символизирующие, как ни странно, посетителей привели в восторг. Восток — дело тонкое.

Павильон России на Всемирной выставке 2010 г., Шанхай

Фото: AP

С конца 1980-х и фактически вплоть до 2010 года участие России во всемирных выставках было весьма скромным, поэтому в Шанхае наши архитекторы «оторвались» по полной программе. Башни-шатры причудливой формы, ярко раскрашенные и непонятно что символизирующие, как ни странно, посетителей привели в восторг. Восток — дело тонкое.

Архитектурная концепция павильона России для выставки 2015 года в Милане создана Сергеем Чобаном — автором знаменитой «Башни Федерации», Алексеем  Ильиным и Мариной Кузнецкой. Выставочный павильон, по мнению архитекторов, олицетворяет молниеносное движение и устремленность ввысь. «Авторам проекта удалось найти лаконичный, но выразительный образ, достойно и современно представляющий Россию на мировой арене», — считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. И скромность здесь неуместна.

Проект павильона России на Всемирной выставке 2015 г., Милан

Фото: www.russiaexpo2015.com

Архитектурная концепция павильона России для выставки 2015 года в Милане создана Сергеем Чобаном — автором знаменитой «Башни Федерации», Алексеем Ильиным и Мариной Кузнецкой. Выставочный павильон, по мнению архитекторов, олицетворяет молниеносное движение и устремленность ввысь. «Авторам проекта удалось найти лаконичный, но выразительный образ, достойно и современно представляющий Россию на мировой арене», — считает главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. И скромность здесь неуместна.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше