Среда обитания

Власть несбывшегося Здания, которые так и остались на бумаге — от Италии XVIII века до советского концептуализма

16 фото

В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина 19 февраля открывается выставка, посвященная особому направлению изобразительного искусства – бумажной архитектуре. Это диалог двух полюсов: Италии и России, XVIII и XX столетий, европейской архитектурной фантазии и советского концептуализма. В наше время, когда бумаги в работе архитектора становится все меньше, бумажную архитектуру, жанр сам по себе специфический, стоит воспринимать как «уходящую натуру» — не зря выставка названа «Бумажная архитектура. Конец истории». Посмотрим, как это было.

Бумажная архитектура — это проекты, буквально оставшиеся «на бумаге», которые не были осуществлены из-за технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений. Основателем этого направления считается Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778).

Офорты из серии «Первая часть архитектуры и перспективы». Вид королевского двора. 404х527, 255х355

Иллюстрация: Джованни Батиста Пиранези (1720-1778).

Бумажная архитектура — это проекты, буквально оставшиеся «на бумаге», которые не были осуществлены из-за технической сложности, стоимости, масштабности или цензурных соображений. Основателем этого направления считается Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778).

 Пиранези построил только одно здание, но создал серии гравюр с изображениями не только реальной, но и придуманной архитектуры.

Офорты из серии «Первая часть архитектуры и перспективы». Античный Капитолий. 405х525, 275х360

Иллюстрация: Джованни Батиста Пиранези (1720-1778).

Пиранези построил только одно здание, но создал серии гравюр с изображениями не только реальной, но и придуманной архитектуры.

Центральную часть исторической экспозиции выставки занимают четырнадцать произведений «родоначальника жанра». Творчество мастера архитектурной фантазии представлено сериями «Первая часть архитектурных и перспективных композиций» и  «Фантастические композиции темниц».

Офорты из серии «Первая часть архитектуры и перспективы». Остатки древних зданий. 529х412, 392х343

Иллюстрация: Джованни Батиста Пиранези (1720-1778).

Центральную часть исторической экспозиции выставки занимают четырнадцать произведений «родоначальника жанра». Творчество мастера архитектурной фантазии представлено сериями «Первая часть архитектурных и перспективных композиций» и «Фантастические композиции темниц».

В своих работах Пиранези достигает непревзойденного мастерства и высокого эмоционального напряжения. Парадоксально, что недооцененные при жизни Пиранези листы из серии «Тюрьмы» в течение двухсот с лишним лет поражали воображение видевших их людей, вдохновляя на создание литературных, музыкальных, живописных произведений.

Офорты из серии «Первая часть архитектуры и перспективы». Мрачная темница. 536х402, 387х242

Иллюстрация: Джованни Батиста Пиранези (1720-1778).

В своих работах Пиранези достигает непревзойденного мастерства и высокого эмоционального напряжения. Парадоксально, что недооцененные при жизни Пиранези листы из серии «Тюрьмы» в течение двухсот с лишним лет поражали воображение видевших их людей, вдохновляя на создание литературных, музыкальных, живописных произведений.

Примечательны слова самого Пиранези, сопровождающие одну из представленных серий: «…так как нет никакой надежды, чтобы кто-либо из современных архитекторов оказался в состоянии сделать хоть что-либо подобное то ли по причине падения архитектуры с больших высот, то ли за неимением меценатов этого благороднейшего искусства, что подтверждается отсутствием построек, подобных Форуму Нервы, Колизею или дворцу Нерона  у меня, как у любого современного архитектора, не остается иного выхода как выражать свои архитектурные идеи лишь одними рисунками».

Офорты из серии «Первая часть архитектуры и перспективы». Античный храм. 526х400, 400х260.

Иллюстрация: Джованни Батиста Пиранези (1720-1778).

Примечательны слова самого Пиранези, сопровождающие одну из представленных серий: «…так как нет никакой надежды, чтобы кто-либо из современных архитекторов оказался в состоянии сделать хоть что-либо подобное то ли по причине падения архитектуры с больших высот, то ли за неимением меценатов этого благороднейшего искусства, что подтверждается отсутствием построек, подобных Форуму Нервы, Колизею или дворцу Нерона <...> у меня, как у любого современного архитектора, не остается иного выхода как выражать свои архитектурные идеи лишь одними рисунками».

Выставка предлагает исторический диалог проектов итальянских классиков архитектурной фантазии и советских концептуалистов. В экспозиции представлены 80 произведений архитектурной графики знаменитых мастеров XVII–XVIII веков Джованни Батиста Пиранези, Джузеппе Валериани, Пьетро Гонзага, Франческо Градици, Джакомо Кваренги, Маттеуса Кюсселя, Джузеппе Бибиены, а также ведущих художников советского архитектурного концептуализма – Юрия Аввакумова, Михаила Белова, Александра Бродского и Ильи Уткина, Дмитрия Буша, Тотана Кузембаева, Юрия Кузина, Михаила Лабазова, Вячеслава Мизина, Вячеслава Петренко, Андрея Савина, Владимира Тюрина, Михаила Филиппова, Андрея Чельцова, Сергея и Веры Чукловых.

Складная родина / жилье для экстремальных условий, бумага, тушь, рапидограф, 1990

Иллюстрация: Дмитрий Буш, Александр Хомяков, Дмитрий Подъяпольский

Выставка предлагает исторический диалог проектов итальянских классиков архитектурной фантазии и советских концептуалистов. В экспозиции представлены 80 произведений архитектурной графики знаменитых мастеров XVII–XVIII веков Джованни Батиста Пиранези, Джузеппе Валериани, Пьетро Гонзага, Франческо Градици, Джакомо Кваренги, Маттеуса Кюсселя, Джузеппе Бибиены, а также ведущих художников советского архитектурного концептуализма – Юрия Аввакумова, Михаила Белова, Александра Бродского и Ильи Уткина, Дмитрия Буша, Тотана Кузембаева, Юрия Кузина, Михаила Лабазова, Вячеслава Мизина, Вячеслава Петренко, Андрея Савина, Владимира Тюрина, Михаила Филиппова, Андрея Чельцова, Сергея и Веры Чукловых.

В России термин «Бумажная архитектура» связан с концептуальным направлением 1980-х годов, а также с кураторской деятельностью архитектора и коллекционера Юрия Аввакумова.

Дом-матрешка, бумага, графитный карандаш, шелкография, 1984

Иллюстрация: Юрий Аввакумов

В России термин «Бумажная архитектура» связан с концептуальным направлением 1980-х годов, а также с кураторской деятельностью архитектора и коллекционера Юрия Аввакумова.

В Советском союзе молодые архитекторы принимали участие в международных конкурсах, проводимых западными архитектурными журналами. Проекты существовали только на бумаге.

Эскиз. Офорт. 1987

Иллюстрация: Александр Бродский, Илья Уткин

В Советском союзе молодые архитекторы принимали участие в международных конкурсах, проводимых западными архитектурными журналами. Проекты существовали только на бумаге.

Так появился особый жанр изобразительного искусства — сочетание архитектурного проектирования, концептуализма и станковой графики.

Гора с дырой (фрагмент), офорт, 1987-90

Иллюстрация: Александр Бродский, Илья Уткин

Так появился особый жанр изобразительного искусства — сочетание архитектурного проектирования, концептуализма и станковой графики.

Выставки работ «бумажных архитекторов» шли в галереях и музеях Лондона, Парижа, Милана, Цюриха, Брюсселя, Любляны, Кельна, Остина. Сейчас их работы находятся в коллекциях крупнейших мировых музеев.

Хрустальный дворец. 1982/90 Офорт

Иллюстрация: Александр Бродский, Илья Уткин

Выставки работ «бумажных архитекторов» шли в галереях и музеях Лондона, Парижа, Милана, Цюриха, Брюсселя, Любляны, Кельна, Остина. Сейчас их работы находятся в коллекциях крупнейших мировых музеев.

Долгожданная свобода и интерес зарубежных экспертов способствовали многообразию форм и сюжетов в архитектурных фантазиях молодых авторов.

Forum de Mille Veritatis, Форум тысячи правд, офорт, 1987

Иллюстрация: Александр Бродский, Илья Уткин

Долгожданная свобода и интерес зарубежных экспертов способствовали многообразию форм и сюжетов в архитектурных фантазиях молодых авторов.

«У кого-то бумажный проект выглядел как набор театральных мизансцен, у кого-то как революционная икона, а у кого-то как серия книжных иллюстраций» — комментирует работы 1980-х годов куратор выставки Юрий Аввакумов.

Стеклянная башня, офорт, 1984/1990

Иллюстрация: Александр Бродский, Илья Уткин

«У кого-то бумажный проект выглядел как набор театральных мизансцен, у кого-то как революционная икона, а у кого-то как серия книжных иллюстраций» — комментирует работы 1980-х годов куратор выставки Юрий Аввакумов.

Название выставки «Бумажная архитектура. Конец истории» соотносится с  рубежным состоянием  сегодняшнего архитектурного проектирования.

Вавилонская башня, бумага, акварель, 1989

Иллюстрация: Михаил Филиппов

Название выставки «Бумажная архитектура. Конец истории» соотносится с рубежным состоянием сегодняшнего архитектурного проектирования.

Куратора выставки Юрий Аввакумов говорит: «Век бумаги как материала для архитекторов завершился — на смену кульману, бумаге, кальке, туши, карандашу, рейсфедеру, рапидографу, ластику пришли компьютерные мыши, мониторы и  имиджи.

Второе жилище горожан. Бумага, тушь, цветной карандаш, рапидограф, 1985

Иллюстрация: Николай Каверин, Ольга Каверина

Куратора выставки Юрий Аввакумов говорит: «Век бумаги как материала для архитекторов завершился — на смену кульману, бумаге, кальке, туши, карандашу, рейсфедеру, рапидографу, ластику пришли компьютерные мыши, мониторы и имиджи.

Бумажной архитектуре оказалось самое место там, где она лучше всего хранится, то есть не на стройплощадке, а в музее, подчеркивает Аввакумов, и символично, что ее закат пришелся на конец века и тысячелетия.

Музей космонавтики, картон, акварель, 1990

Иллюстрация: Вячеслав Мизин

Бумажной архитектуре оказалось самое место там, где она лучше всего хранится, то есть не на стройплощадке, а в музее, подчеркивает Аввакумов, и символично, что ее закат пришелся на конец века и тысячелетия.

К выставке готовится специальный каталог, который увидит свет в апреле 2015 года.

Александр Зосимов, коллаж №23. Бумага, коллаж. 1990

Иллюстрация: Вячеслав Мизин

К выставке готовится специальный каталог, который увидит свет в апреле 2015 года.