С «лейкой» и блокнотом, а то и с пулеметом... Рассказ о тех, кто сохранил для будущих поколений образы Великой Отечественной войны

28 фото

Поднявшийся в смертельную атаку комбат, изрешеченный пулями памятник танцующим детям в Сталинграде, блокадный Ленинград, Знамя Победы над Рейхстагом, девушка-регулировщица на улице Берлина... — эти военные фотографии знают все. В совместном проекте «Ленты.ру» и Музея современной истории России мы расскажем об их авторах, о тех, кто с фотоаппаратом и винтовкой прошел по фронтам Великой Отечественной войны.

Макс Альперт (1899-1980)
 
Один из крупнейших советских фотомастеров ХХ столетия Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе в 1899 году. «Еще в прошлом веке», — как любил впоследствии говорить сам Альперт. На фотографа учился в Одессе. После окончания Гражданской войны приехал в Москву и устроился фотокорреспондентом «Рабочей газеты».

Макс Альперт

Фото: РИА Новости

Макс Альперт (1899-1980)

Один из крупнейших советских фотомастеров ХХ столетия Макс Владимирович Альперт родился в Симферополе в 1899 году. «Еще в прошлом веке», — как любил впоследствии говорить сам Альперт. На фотографа учился в Одессе. После окончания Гражданской войны приехал в Москву и устроился фотокорреспондентом «Рабочей газеты».

Настоящим открытием Макса Альперта стал жанр фоторепортажа — серии снимков, объединенных одной темой, одним событием. Наиболее важные работы молодого фотографа были сделаны на строительстве сталелитейного завода в Магнитогорске, на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала (всего в активе Альперта около 50 фотоочерков). Именно индустриальная тема, которую фотограф развивал в основанном М. Горьким иллюстрированном журнале «СССР на стройке», стала для Макса Альперта той школой, в рамках которой художник осваивал новое чувство формы, новое отношение к динамике планов.

1 августа 1943 года. Разведчики форсируют кубанские плавни

Фото: Макс Альперт / РИА Новости

Настоящим открытием Макса Альперта стал жанр фоторепортажа — серии снимков, объединенных одной темой, одним событием. Наиболее важные работы молодого фотографа были сделаны на строительстве сталелитейного завода в Магнитогорске, на прокладке Турксиба, на сооружении Большого Ферганского канала (всего в активе Альперта около 50 фотоочерков). Именно индустриальная тема, которую фотограф развивал в основанном М. Горьким иллюстрированном журнале «СССР на стройке», стала для Макса Альперта той школой, в рамках которой художник осваивал новое чувство формы, новое отношение к динамике планов.

Позже, работая в газете «Правда», Альперт освоил жанр фотопортрета. Снимал практически всех крупных советских и многих зарубежных политических деятелей, известных военачальников, писателей и шахматистов той эпохи.

1 марта 1945 года. Пленные гитлеровцы выходят из здания под конвоем советских бойцов

Фото: Макс Альперт / РИА Новости

Позже, работая в газете «Правда», Альперт освоил жанр фотопортрета. Снимал практически всех крупных советских и многих зарубежных политических деятелей, известных военачальников, писателей и шахматистов той эпохи.

Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, работал как в тылу, так и на фронте. Побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. Именно ему принадлежит знаменитая фотография «Комбат», ставшая одним из символов войны. 
В послевоенные годы сотрудничал с разными изданиями. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».

12 июля 1942 года. Младший политрук Алексей Еременко ведет солдат в атаку

Фото: Макс Альперт / РИА Новости

Во время Великой Отечественной войны, будучи корреспондентом Фотохроники ТАСС и Совинформбюро, работал как в тылу, так и на фронте. Побывал в Праге и Берлине, снимал Парад Победы 24 июня 1945 года в Москве. Именно ему принадлежит знаменитая фотография «Комбат», ставшая одним из символов войны.

В послевоенные годы сотрудничал с разными изданиями. Был ведущим фотокорреспондентом агентства печати «Новости».

 Дмитрий Бальтерманц (1912-1990)
 
Родился в Варшаве в семье офицера царской армии. Бальтерманц — фамилия отчима. С Григорием Столовицким мать будущего фотографа развелась, когда тому было три года и вскоре вышла замуж за адвоката Николая Бальтерманца. В Москву семья переехала в 1915 году, почти сразу после начала Первой мировой войны.

Бальтерманц очень рано начал трудовую деятельность. После смерти отчима мать устроилась машинисткой в Издательство иностранной литературы, и 14-летний Дмитрий также вынужден был пойти на заработки. В течение нескольких лет он ассистировал известным фотографам, помогал оформлять витрины в издательстве «Известия», работал наборщиком в типографии, киномехаником, помощником архитектора.

Дмитрий Бальтерманц

Фото: ТАСС

Дмитрий Бальтерманц (1912-1990)

Родился в Варшаве в семье офицера царской армии. Бальтерманц — фамилия отчима. С Григорием Столовицким мать будущего фотографа развелась, когда тому было три года и вскоре вышла замуж за адвоката Николая Бальтерманца. В Москву семья переехала в 1915 году, почти сразу после начала Первой мировой войны.

Бальтерманц очень рано начал трудовую деятельность. После смерти отчима мать устроилась машинисткой в Издательство иностранной литературы, и 14-летний Дмитрий также вынужден был пойти на заработки. В течение нескольких лет он ассистировал известным фотографам, помогал оформлять витрины в издательстве «Известия», работал наборщиком в типографии, киномехаником, помощником архитектора.

Карьера фотографа начала складываться у Бальтерманца незадолго до начала Великой отечественной войны. В 1939 году он выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж: по заданию газеты «Известия» запечатлел ввод частей РККА на территорию Западной Украины. В результате он был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотожурналистом (к тому моменту Бальтерманц уже успел закончить механико-математический факультет Московского государственного университета и был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана, но отказался от академической карьеры).

Минута отдыха, 1943 год

Фото: Дмитрий Бальтерманц / ТАСС

Карьера фотографа начала складываться у Бальтерманца незадолго до начала Великой отечественной войны. В 1939 году он выполнил свой первый профессиональный фоторепортаж: по заданию газеты «Известия» запечатлел ввод частей РККА на территорию Западной Украины. В результате он был зачислен в штат «Известий» и стал профессиональным фотожурналистом (к тому моменту Бальтерманц уже успел закончить механико-математический факультет Московского государственного университета и был принят преподавателем математики в Высшую военную академию в звании капитана, но отказался от академической карьеры).

В 1942-1943 годах Дмитрий Бальтерманц пережил серьезные испытания. Сначала потерял работу в «Известиях». Это случилось якобы из-за ошибки редактора, неверно подписавшего его снимки, отснятые под Москвой и Сталинградом. Фотография с подбитыми английскими танками, бывшими на вооружении в Красной армии, ушла в номер как «подбитые немецкие танки». Когда ошибка была обнаружена, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон. 

А после этого, во время службы в штрафном батальоне получил тяжелейшее ранение и чуть не лишился ноги (в госпитале  не стали проводить ампутацию, пожалев 30-летнего мужчину). Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий Бальтерманц был снова отправлен на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага» (6-я армия).

Ночная танковая атака

Фото: Дмитрий Бальтерманц / ТАСС

В 1942-1943 годах Дмитрий Бальтерманц пережил серьезные испытания. Сначала потерял работу в «Известиях». Это случилось якобы из-за ошибки редактора, неверно подписавшего его снимки, отснятые под Москвой и Сталинградом. Фотография с подбитыми английскими танками, бывшими на вооружении в Красной армии, ушла в номер как «подбитые немецкие танки». Когда ошибка была обнаружена, Бальтерманц был разжалован в рядовые и направлен в штрафной батальон.

А после этого, во время службы в штрафном батальоне получил тяжелейшее ранение и чуть не лишился ноги (в госпитале не стали проводить ампутацию, пожалев 30-летнего мужчину). Пролежав в госпиталях до 1944 года, Дмитрий Бальтерманц был снова отправлен на фронт фотокорреспондентом армейской газеты «На разгром врага» (6-я армия).

За бои в городе Бреслау 16 мая 1945 года уже старший лейтенант Бальтерманц был представлен  к награде — ордену Отечественной войны II-й степени.

Многие его снимки стали классикой  при жизни. Бальтерманц был мастером «фотоколлажа». И без того композиционно безупречным снимкам он придавал пронзительный эмоциональный окрас. Например, снимок «Горе» в своем окончательном варианте, опубликованном в 1975 году, приобрел в своей верхней части тяжелые облака, которые были впечатаны из другого кадра. Работа, запечатлевшая обессиленных женщин, которые разыскивают тела родных в освобожденной от врага Керчи, обошла стенды отечественных и международных выставок, увидела свет на страницах многих изданий.

Вернувшись с фронта, Дмитрий Бальтерманц не сразу нашел работу. Служба в штрафном батальоне и еврейское происхождение закрыли для фотографа двери многих изданий. Не побоялся взять Бальтерманца на работу только журнал «Огонек». В этом журнале, с 1965 года возглавив его фотоотдел, Дмитрий Бальтерманц работал до своей смерти.

1942 год. Керчь. Тела убитых мирных жителей после массового расстрела

Фото: Дмитрий Бальтерманц / ТАСС

За бои в городе Бреслау 16 мая 1945 года уже старший лейтенант Бальтерманц был представлен к награде — ордену Отечественной войны II-й степени.

Многие его снимки стали классикой при жизни. Бальтерманц был мастером «фотоколлажа». И без того композиционно безупречным снимкам он придавал пронзительный эмоциональный окрас. Например, снимок «Горе» в своем окончательном варианте, опубликованном в 1975 году, приобрел в своей верхней части тяжелые облака, которые были впечатаны из другого кадра. Работа, запечатлевшая обессиленных женщин, которые разыскивают тела родных в освобожденной от врага Керчи, обошла стенды отечественных и международных выставок, увидела свет на страницах многих изданий.

Вернувшись с фронта, Дмитрий Бальтерманц не сразу нашел работу. Служба в штрафном батальоне и еврейское происхождение закрыли для фотографа двери многих изданий. Не побоялся взять Бальтерманца на работу только журнал «Огонек». В этом журнале, с 1965 года возглавив его фотоотдел, Дмитрий Бальтерманц работал до своей смерти.

Анатолий Гаранин (1912-1989)
 
Фронтовой корреспондент Великой Отечественной, выдающийся советский фотограф, Анатолий Сергеевич Гаранин, родился в 1912 году в Москве. С середины 1930-х годов публиковался во многих московских газетах и журналах. С 1939 года был фотокорреспондентом «Иллюстрированной газеты» (издавала «Правда»).

Анатолий Гаранин

Фото: РИА Новости

Анатолий Гаранин (1912-1989)

Фронтовой корреспондент Великой Отечественной, выдающийся советский фотограф, Анатолий Сергеевич Гаранин, родился в 1912 году в Москве. С середины 1930-х годов публиковался во многих московских газетах и журналах. С 1939 года был фотокорреспондентом «Иллюстрированной газеты» (издавала «Правда»).

В годы Великой Отечественной войны — корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал боевые действия Советской Армии на разных фронтах, в том числе в блокадном Ленинграде.

9 октября 1942 года. Расчет сержанта Федора Коноплева ведет огонь по самолетам в Ленинграде

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

В годы Великой Отечественной войны — корреспондент газеты «Фронтовая иллюстрация». Снимал боевые действия Советской Армии на разных фронтах, в том числе в блокадном Ленинграде.

Лучшие фотоработы Анатолия Гаранина раскрывают суровую правду войны на фронте и в тылу, где людям подчас приходилось ничуть не легче, чем на передовой под пулями врага. Многие его работы вошли в классику фронтового фоторепортажа.

30 сентября 1942 года. Ленинград.

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

Лучшие фотоработы Анатолия Гаранина раскрывают суровую правду войны на фронте и в тылу, где людям подчас приходилось ничуть не легче, чем на передовой под пулями врага. Многие его работы вошли в классику фронтового фоторепортажа.

В послевоенные годы Анатолий Гаранин стал одним из ведущих фотокорреспондентов журнала «Советский Союз».

С 1964 года много снимал московский Театр на Таганке, спектакли, актеров, репетиции.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие».

1 июня 1942 года. Концерт после боя

Фото: Анатолий Гаранин / РИА Новости

В послевоенные годы Анатолий Гаранин стал одним из ведущих фотокорреспондентов журнала «Советский Союз».

С 1964 года много снимал московский Театр на Таганке, спектакли, актеров, репетиции.

Награжден орденом Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За трудовое отличие».

 Эммануил Евзерихин (1911–1984)
 
Классик российской фотографии, Эммануил Ноевич Евзерихин, начал заниматься фотографией еще школьником. В 1929 году он стал внештатным корреспондентом «Пресс-клише ТАСС» в Ростове-на-Дону. Спустя несколько лет Евзерихин переехал в Москву для работы в «Фотохронике ТАСС». Он снимал довоенную и послевоенную столицу, строительство Московского метрополитена и высоток, сооружение Днепрогэса и Турксиба, путешествия в Арктику и на Алтай.

Эммануил Евзерихин

Фото: РИА Новости

Эммануил Евзерихин (1911–1984)

Классик российской фотографии, Эммануил Ноевич Евзерихин, начал заниматься фотографией еще школьником. В 1929 году он стал внештатным корреспондентом «Пресс-клише ТАСС» в Ростове-на-Дону. Спустя несколько лет Евзерихин переехал в Москву для работы в «Фотохронике ТАСС». Он снимал довоенную и послевоенную столицу, строительство Московского метрополитена и высоток, сооружение Днепрогэса и Турксиба, путешествия в Арктику и на Алтай.

Евзерихин прошел c фотокамерой всю Отечественную войну. Участвовал в обороне Сталинграда, в освобождении Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска, городов Донбасса и Крыма, штурме Кенигсберга.

Август 1942 года. Сталинград. Разрушенный памятник играющим детям

Фото: Эммануил Евзерихин / РИА Новости

Евзерихин прошел c фотокамерой всю Отечественную войну. Участвовал в обороне Сталинграда, в освобождении Ростова-на-Дону, Таганрога, Новочеркасска, городов Донбасса и Крыма, штурме Кенигсберга.

Он был признанным мастером фоторепортажа, многие его снимки успели стать хрестоматийными, многократно публиковались в периодических изданиях и книгах тех лет. Он мог не только выхватить интересные моменты для съемки, но и внимательно выстраивал композицию каждого кадра, заботился о красоте фотоснимка даже в военных условиях.

Апрель 1945 года. 3-й Белорусский фронт. Советские артиллеристы ведут огонь по фашистам.

Фото: Эммануил Евзерихин / РИА Новости

Он был признанным мастером фоторепортажа, многие его снимки успели стать хрестоматийными, многократно публиковались в периодических изданиях и книгах тех лет. Он мог не только выхватить интересные моменты для съемки, но и внимательно выстраивал композицию каждого кадра, заботился о красоте фотоснимка даже в военных условиях.

Победу встретил в Праге. После войны продолжил работать в ТАСС.

1945 год. Карлсбад. У источника.

Фото: Эммануил Евзерихин

Победу встретил в Праге. После войны продолжил работать в ТАСС.

 Борис Кудояров (1898 – 1973)
 
Борис Павлович Кудояров родился в 1898 году в Ташкенте. Окончил дореволюционную гимназию. В 1917-1920 годах служил в Красной Армии. Будучи фотолюбителем, стал активно снимать спортивные соревнования. 

В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт». С 1926 года трудился в агентстве Руссфото, впоследствии — Унионфото. С 1931 года фотокорреспондент агентства Союзфото.

Борис Кудояров

Фото: РИА Новости

Борис Кудояров (1898 – 1973)

Борис Павлович Кудояров родился в 1898 году в Ташкенте. Окончил дореволюционную гимназию. В 1917-1920 годах служил в Красной Армии. Будучи фотолюбителем, стал активно снимать спортивные соревнования.

В 1925 году начал работать фоторепортером в журнале «Физкультура и спорт». С 1926 года трудился в агентстве Руссфото, впоследствии — Унионфото. С 1931 года фотокорреспондент агентства Союзфото.

Диапазон его съемок: стройки пятилеток, заводы, рабочие коллективы. В 1932 во время празднования Первого мая с самолета P-5 фотографировал Красную площадь с колоннами демонстрантов, оформление Метростроя, Дворец труда, Свердловскую площадь с портретами-гигантами вождей. В том же году в служебной поездке по предприятиям Нижегородского края сделал фотографии Нижегородского автомобильного завода, Сормова, Выксинского завода, порта и других объектов. Критика отмечала высокое качество его фоторепортажей.

Кудояров был участником группы «Октябрь», работал вместе с А.Родченко, Б.Игнатовичем, Е.Лангманом.

Май 1942 года. Ленинград. Девушки-бойцы противовоздушной обороны несут боевое дежурство на крыше дома

Фото: Борис Кудояров / РИА Новости

Диапазон его съемок: стройки пятилеток, заводы, рабочие коллективы. В 1932 во время празднования Первого мая с самолета P-5 фотографировал Красную площадь с колоннами демонстрантов, оформление Метростроя, Дворец труда, Свердловскую площадь с портретами-гигантами вождей. В том же году в служебной поездке по предприятиям Нижегородского края сделал фотографии Нижегородского автомобильного завода, Сормова, Выксинского завода, порта и других объектов. Критика отмечала высокое качество его фоторепортажей.

Кудояров был участником группы «Октябрь», работал вместе с А.Родченко, Б.Игнатовичем, Е.Лангманом.

В 1933 году Кудояров становится фоторепортером газеты «Известия», а через несколько лет – «Комсомольской правды». 

В годы Великой Отечественной войны он военный фотокорреспондент этой газеты. Провел 900 блокадных дней в Ленинграде, сделал за это время около 3000 кадров. Его снимки о героической обороне города регулярно публиковались в центральных изданиях. Ленинградский цикл Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа.

17 октября 1942 года. Ленинград. Бойцы противовоздушной обороны ранним утром на одной из улиц города

Фото: Борис Кудояров / РИА Новости

В 1933 году Кудояров становится фоторепортером газеты «Известия», а через несколько лет – «Комсомольской правды».

В годы Великой Отечественной войны он военный фотокорреспондент этой газеты. Провел 900 блокадных дней в Ленинграде, сделал за это время около 3000 кадров. Его снимки о героической обороне города регулярно публиковались в центральных изданиях. Ленинградский цикл Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа.

В послевоенные годы трудился фотокорреспондентом «Комсомольской правды» и отдела печати ВДНХ. Участник многих отечественных и зарубежных фотовыставок: награжден орденами и медалями. Погиб в автокатастрофе во время рабочей командировки в Среднюю Азию в 1973 году.

1942 год. Ленинград. Улица города после налета фашистской авиации

Фото: Борис Кудояров / РИА Новости

В послевоенные годы трудился фотокорреспондентом «Комсомольской правды» и отдела печати ВДНХ. Участник многих отечественных и зарубежных фотовыставок: награжден орденами и медалями. Погиб в автокатастрофе во время рабочей командировки в Среднюю Азию в 1973 году.

 Яков Рюмкин (1913-1986)
 
Яков Израилевич Рюмкин родился в 1913 году в Харькове. В 1920-е годы чистил ботинки у подъезда редакции местной газеты «Вечернее радио». Толкового и шустрого парнишку заметили, и вскоре он стал курьером этой же газеты, а потом и учеником фоторепортера. В середине 1930-х Рюмкин окончил рабфак Харьковского университета, а затем стал работать фотокорреспондентом центральной республиканской газеты «Коммунист», органа ЦК Компартии Украины.

Яков Рюмкин

Фото: РИА Новости

Яков Рюмкин (1913-1986)

Яков Израилевич Рюмкин родился в 1913 году в Харькове. В 1920-е годы чистил ботинки у подъезда редакции местной газеты «Вечернее радио». Толкового и шустрого парнишку заметили, и вскоре он стал курьером этой же газеты, а потом и учеником фоторепортера. В середине 1930-х Рюмкин окончил рабфак Харьковского университета, а затем стал работать фотокорреспондентом центральной республиканской газеты «Коммунист», органа ЦК Компартии Украины.

К началу Великой Отечественной войны Рюмкин уже считался опытным газетчиком, и прошел ее от звонка до звонка фотокорреспондентом «Правды». Начав на Юго-Западном фронте, а в дальнейшем Рюмкин снимал на многих фронтах. Наиболее известны его фотографии, сделанные во время битвы за Сталинград. Участвовал в качестве фоторепортера в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии. Снимал боевые действия в Берлине.

Август 1941 года. Медсестра оказывает первую помощь раненому

Фото: Яков Рюмкин / РИА Новости

К началу Великой Отечественной войны Рюмкин уже считался опытным газетчиком, и прошел ее от звонка до звонка фотокорреспондентом «Правды». Начав на Юго-Западном фронте, а в дальнейшем Рюмкин снимал на многих фронтах. Наиболее известны его фотографии, сделанные во время битвы за Сталинград. Участвовал в качестве фоторепортера в освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Венгрии. Снимал боевые действия в Берлине.

Вот, что рассказывал о Якове Рюмкине писатель Борис Полевой:

«Даже среди беспокойного племени военных фотокорреспондентов трудно было найти в дни войны фигуру более колоритную и динамичную, чем корреспондент

Январь 1943 года. 2-й Украинский фронт. Взятые советскими войсками пленные направляются в тыл

Фото: Яков Рюмкин / РИА Новости

Вот, что рассказывал о Якове Рюмкине писатель Борис Полевой:

«Даже среди беспокойного племени военных фотокорреспондентов трудно было найти в дни войны фигуру более колоритную и динамичную, чем корреспондент "Правды" Яков Рюмкин, с которым мне доводилось встречаться на многих фронтах от Нижней Волги до Шпрее. В истории нашей журналистики сохранится уникальный, на мой взгляд, факт: фоторепортер, полетев снимать горящий Сталинград в редкий, тихий час Сталинградской обороны, сбил немецкий самолет. Этим фоторепортером был человек с многозначительной фамилией Рюмкин. Он полетел, заняв место стрелка-радиста, и когда их "ИЛ" атаковали "мессеры", отложил фотоаппарат в сторону и взялся за гашетки крупнокалиберного пулемета. Как утверждал он потом, он сделал это "в порядке самообороны" и даже "со страху". Возможно. С ним все возможно. Однако, свидетельствую, что в дни многих наступлений я видел Рюмкина в передовых наступающих частях, и его страсть доставить в редакцию уникальный снимок, не стесняясь ни в трудах, ни в средствах, была тоже общеизвестна».

В послевоенные годы работал в газетах «Правда», «Советская Россия», в журнале «Огонек», издательстве «Колос». Награжден многими орденами и медалями.

Фотоколлекция репортера Якова Рюмкина — это не просто «летопись времен минувших». В ней отражается то, что пережила страна и то, чего она достигла. А сегодня еще и многое, что потеряла. Найти в бесчисленном количестве разнообразных явлений самое главное, самое характерное и значительное — это и есть подлинное мастерство.

15 мая 1945 года Боец Красной Армии Катя Спивак регулирует движение на улицах Берлина

Фото: Яков Рюмкин / РИА Новости

В послевоенные годы работал в газетах «Правда», «Советская Россия», в журнале «Огонек», издательстве «Колос». Награжден многими орденами и медалями.

Фотоколлекция репортера Якова Рюмкина — это не просто «летопись времен минувших». В ней отражается то, что пережила страна и то, чего она достигла. А сегодня еще и многое, что потеряла. Найти в бесчисленном количестве разнообразных явлений самое главное, самое характерное и значительное — это и есть подлинное мастерство.

Евгений Халдей (1917-1997)

Евгений Ананьевич Халдей родился в Юзовке (Донецк). Во время еврейского погрома в марте 1918 года были убиты его мать и дед, а он сам — годовалый ребенок — получил пулевое ранение в грудь. С 13 лет работал на заводе. Свой первый снимок сделал в то же время самодельным фотоаппаратом.

В профессиональную фотожурналистику пришел в конце 1930-х годов. С 1939 года начал работу корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове.

Евгений Халдей. 7 мая 1945. Берлин

Фото: РИА Новости

Евгений Халдей (1917-1997)

Евгений Ананьевич Халдей родился в Юзовке (Донецк). Во время еврейского погрома в марте 1918 года были убиты его мать и дед, а он сам — годовалый ребенок — получил пулевое ранение в грудь. С 13 лет работал на заводе. Свой первый снимок сделал в то же время самодельным фотоаппаратом.

В профессиональную фотожурналистику пришел в конце 1930-х годов. С 1939 года начал работу корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове.

В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом газеты «Правда» и ТАСС. Снимал войну от ее первого до последнего дня: битву под Москвой, Сталинградскую битву, сражения на Курской дуге, под Одессой и Севастополем, на Северном флоте, освобождение Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, штурм Берлина. Фотографировал историческую конференцию в Потсдаме, судебный процесс над гитлеровскими военными преступниками в Нюрнберге.

9 мая 1944 года. Немецкие каски сложены штабелями в освобожденном Севастополе

Фото: Евгений Халдей / РИА Новости

В годы Великой Отечественной войны был фотокорреспондентом газеты «Правда» и ТАСС. Снимал войну от ее первого до последнего дня: битву под Москвой, Сталинградскую битву, сражения на Курской дуге, под Одессой и Севастополем, на Северном флоте, освобождение Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, штурм Берлина. Фотографировал историческую конференцию в Потсдаме, судебный процесс над гитлеровскими военными преступниками в Нюрнберге.

Продолжал работать в послевоенные годы. Был фотокорреспондентом газеты «Правда», «Советская культура». Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II-й степени, медалями. 

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почетная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».

1945 год. Болгария. Встреча советских воинов-освободителей в городе Ловец

Фото: Евгений Халдей / ТАСС

Продолжал работать в послевоенные годы. Был фотокорреспондентом газеты «Правда», «Советская культура». Награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны II-й степени, медалями.

В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почетная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».

Фотографии Халдея без преувеличения известны всем. В мае 1945 года он сделал снимок «Знамя над Рейхстагом», который стал настоящим символом Победы. Ему же принадлежит знаменитая фотография «Первый день войны», единственная, снятая в Москве 22 июня 1941 года. 

Халдей был единственным советским фотографом на Потсдамской конференции. Его кадры 1941–1946 годов, запечатлевшие войну от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса, обошли весь мир и приведены в качестве иллюстраций в бесчисленных учебниках, документальных книгах и энциклопедиях.

P.S.Эти и другие военные фотографии можно увидеть на выставке «Правда в объективе: вооруженные конфликты XX-XXI веков глазами военных журналистов», которая проходит сейчас в Москве в Музее современной истории России. Выставка открыта до 28 июня.

1 мая 1945 года. Знамя Победы над Берлином

Фото: Евгений Халдей / РИА Новости

Фотографии Халдея без преувеличения известны всем. В мае 1945 года он сделал снимок «Знамя над Рейхстагом», который стал настоящим символом Победы. Ему же принадлежит знаменитая фотография «Первый день войны», единственная, снятая в Москве 22 июня 1941 года.

Халдей был единственным советским фотографом на Потсдамской конференции. Его кадры 1941–1946 годов, запечатлевшие войну от объявления о нападении Германии на СССР до Нюрнбергского процесса, обошли весь мир и приведены в качестве иллюстраций в бесчисленных учебниках, документальных книгах и энциклопедиях.

P.S.Эти и другие военные фотографии можно увидеть на выставке «Правда в объективе: вооруженные конфликты XX-XXI веков глазами военных журналистов», которая проходит сейчас в Москве в Музее современной истории России. Выставка открыта до 28 июня.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше