Православие, духовность, Эфиопия Как живется христианам в сердце Африки

18 фото

Поднимите руки те, кто помнит, что Эфиопия — одна из древнейших христианских стран? По случаю недавно прошедших в стране парламентских выборов «Лента.ру» решила рассмотреть через объектив фотокамеры религиозные аспекты жизни наших африканских братьев во Христе. Ведь в Эфиопии, как и в России, большинство населения исповедует именно православие, правда немного другую его ветвь.

Христианство пришло в Эфиопию за века до европейского раскола на католиков и православных. Многие теологи считают эфиопскую религию «настоящим» христианством, не поддавшимся религиозным распрям и нововведениям.

Сегодня большинство населения Эфиопии придерживается так называемого монофизитского вероисповедания (так же, как коптская, армянская, сирийская и малабарская церкви). А вообще конфессиональная структура страны такова: христиане-миафизиты — 50,6 процента, протестанты — 10,2 процента, мусульмане — 32,8 процента, аборигенные культы — 4,6 процента, все прочие религии — 1,8 процента.

Кроме священников, в Эфиопии есть дэбтеры — что-то вроде посредников между классическим духовенством и мирянами. Эти очень эрудированные люди часто исполняют обязанности лекарей в деревнях и считаются чуть не обладателями сверхъестественных способностей.

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Кроме священников, в Эфиопии есть дэбтеры — что-то вроде посредников между классическим духовенством и мирянами. Эти очень эрудированные люди часто исполняют обязанности лекарей в деревнях и считаются чуть не обладателями сверхъестественных способностей.

До 1959 года Эфиопская православная церковь была частью Коптской церкви. Однако в 1960-м император Хайле Селассие провозгласил автокефалию, а спустя четыре года Эфиопскую церковь признали и копты.

Воскресная служба в столице страны Аддис-Абебе

Фото: Siegfried Modola / Reuters

До 1959 года Эфиопская православная церковь была частью Коптской церкви. Однако в 1960-м император Хайле Селассие провозгласил автокефалию, а спустя четыре года Эфиопскую церковь признали и копты.

Главный символ веры, как и у всех прочих христиан, конечно же, крест. Вот только чтят его в Эфиопии иногда очень своеобразно: женщины наносят татуировку с символом веры себе на лоб. Осеняют себя крестом двумя пальцами, но не как католики, а скрестив два соседних пальца. И, пожалуй, главное отличие — отсутствие догмата Святой Троицы. Здесь верят не в триединство, а просто в единого Бога. Иисус Христос в понимании эфиопов и есть Господь. В остальном разночтений с другими христианами немного: воскресным утром в Аддис-Абебе, как и в Афинах, Москве или Ереване, спешат на службу в церковь.

В крупнейшем храме столицы «Медане алем»

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Главный символ веры, как и у всех прочих христиан, конечно же, крест. Вот только чтят его в Эфиопии иногда очень своеобразно: женщины наносят татуировку с символом веры себе на лоб. Осеняют себя крестом двумя пальцами, но не как католики, а скрестив два соседних пальца. И, пожалуй, главное отличие — отсутствие догмата Святой Троицы. Здесь верят не в триединство, а просто в единого Бога. Иисус Христос в понимании эфиопов и есть Господь. В остальном разночтений с другими христианами немного: воскресным утром в Аддис-Абебе, как и в Афинах, Москве или Ереване, спешат на службу в церковь.

Согласно переписи 1994 года (последние на данный момент достоверные данные о религиозном составе Эфиопии), к христианам себя относят более 60 процентов населения страны. Половина из них принадлежат Эфиопской церкви, еще 10 процентов — протестанты и около процента — католики.

Обряд крещения в храме «Медане алем»

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Согласно переписи 1994 года (последние на данный момент достоверные данные о религиозном составе Эфиопии), к христианам себя относят более 60 процентов населения страны. Половина из них принадлежат Эфиопской церкви, еще 10 процентов — протестанты и около процента — католики.

В столице страны не видно мусульман. Приверженцы ислама, которых в стране около 30 процентов, живут в основном в дальних провинциях. Кроме того, в Эфиопии сохранилось и немного последователей различных африканских культов.

Фото: Siegfried Modola / Reuters

В столице страны не видно мусульман. Приверженцы ислама, которых в стране около 30 процентов, живут в основном в дальних провинциях. Кроме того, в Эфиопии сохранилось и немного последователей различных африканских культов.

Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан других церквей не соблюдаются. Это, в частности, законы о пище или обрезание младенцев мужского пола, совершаемое, согласно Ветхому Завету, на восьмой день после рождения.

Статуя Иисуса Христа у «Медане алем»

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан других церквей не соблюдаются. Это, в частности, законы о пище или обрезание младенцев мужского пола, совершаемое, согласно Ветхому Завету, на восьмой день после рождения.

Православные праздники признаны в стране государственными. Эфиопы не ходят на работу в Рождество, Крещение и на Пасху. Кроме того, в конце сентября широко отмечается день Мескельского Креста. По преданию, в этот день Елена, мать императора Византии Константина, после долгих поисков  смогла отыскать в Иерусалиме величайшую святыню христианства — Крест Господень, на котором принял смерть Иисус Христос. 


В честь этого события императрица Елена зажгла на главной площади Иерусалима костер. Легенда гласит, что пламя взвилось так высоко, что его было видно даже в Эфиопии. Это случилось в начале IV века, и с тех пор Мескель отмечается ежегодно.

Православный хор на обочине дороги в Аддис-Абебе

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Православные праздники признаны в стране государственными. Эфиопы не ходят на работу в Рождество, Крещение и на Пасху. Кроме того, в конце сентября широко отмечается день Мескельского Креста. По преданию, в этот день Елена, мать императора Византии Константина, после долгих поисков смогла отыскать в Иерусалиме величайшую святыню христианства — Крест Господень, на котором принял смерть Иисус Христос.

В честь этого события императрица Елена зажгла на главной площади Иерусалима костер. Легенда гласит, что пламя взвилось так высоко, что его было видно даже в Эфиопии. Это случилось в начале IV века, и с тех пор Мескель отмечается ежегодно.

Как правило, Мескель в Аддис-Абебе празднуют на центральной площади города, которая носит то же название, что и праздник. Посреди площади из желтых цветов воздвигают конусообразное сооружение, которое венчает крест. После речи патриарха, благословляющего народ Эфиопии, начинается праздничное представление.

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Как правило, Мескель в Аддис-Абебе празднуют на центральной площади города, которая носит то же название, что и праздник. Посреди площади из желтых цветов воздвигают конусообразное сооружение, которое венчает крест. После речи патриарха, благословляющего народ Эфиопии, начинается праздничное представление.

Во время Мескеля по площади проходят воспитанники воскресных школ, одетые в яркие наряды с вышитыми на груди крестами. Они исполняют религиозные песни, танцуют и разыгрывают спектакли по библейским сюжетам.


После захода солнца наступает кульминация праздника. Патриарх с факелом в руках в сопровождении свиты трижды медленно обходит цветочный стог, а затем поджигает его. В считанные минуты разгорается огромный костер, вокруг которого начинаются песни и танцы.

В одном из городских кафе

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Во время Мескеля по площади проходят воспитанники воскресных школ, одетые в яркие наряды с вышитыми на груди крестами. Они исполняют религиозные песни, танцуют и разыгрывают спектакли по библейским сюжетам.

После захода солнца наступает кульминация праздника. Патриарх с факелом в руках в сопровождении свиты трижды медленно обходит цветочный стог, а затем поджигает его. В считанные минуты разгорается огромный костер, вокруг которого начинаются песни и танцы.

Харэр считается исламским центром Эфиопии. Здесь проживает 122 тысячи человек. Основной национальный состав — оромо, амхара, сомалийцы, гураге и тиграи.

В пекарне в старой части Харэра — города на востоке страны

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Харэр считается исламским центром Эфиопии. Здесь проживает 122 тысячи человек. Основной национальный состав — оромо, амхара, сомалийцы, гураге и тиграи.

Согласно Евсевию Памфилу и Новому Завету, христианство принес в страну в первом веке апостол Филипп. Первым христианским просветителем эфиопов считается римский гражданин из Тира Фрументий, потерпевший кораблекрушение на африканском побережье Красного моря.

Мужчина отпускает орла в Харэре

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Согласно Евсевию Памфилу и Новому Завету, христианство принес в страну в первом веке апостол Филипп. Первым христианским просветителем эфиопов считается римский гражданин из Тира Фрументий, потерпевший кораблекрушение на африканском побережье Красного моря.

Вскоре после прибытия в Африку Фрументий заслужил доверие императора Аксему и обратил в христианство его сына Эзану, который впоследствии сам стал императором. В 330 году Эзан объявил христианство государственной религией.

На рыночной площади Харэра

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Вскоре после прибытия в Африку Фрументий заслужил доверие императора Аксему и обратил в христианство его сына Эзану, который впоследствии сам стал императором. В 330 году Эзан объявил христианство государственной религией.

Последний император Эфиопии Хайле Селассие (в переводе с языка геэз — мощь, сила Троицы), который правил страной с 1930 по 1974 годы, был свергнут военными. Считается, что Селассие (до коронации Тэфэри Мэконнын) происходил из легендарной династии потомков царя Соломона. Именно при нем Эфиопская церковь получила автокефалию.

Мальчики катаются на лошадях на окраине Аддис-Абебы

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Последний император Эфиопии Хайле Селассие (в переводе с языка геэз — мощь, сила Троицы), который правил страной с 1930 по 1974 годы, был свергнут военными. Считается, что Селассие (до коронации Тэфэри Мэконнын) происходил из легендарной династии потомков царя Соломона. Именно при нем Эфиопская церковь получила автокефалию.

Удивительно, но потомок Соломона считается одним из воплощений Джа на земле в растафарианстве.


Селассие скоропостижно скончался 28 августа 1975 года. Официально о причинах его смерти не сообщалось, однако по одной из версий императора задушили, а его тело выбросили в отхожее место.

В исторической части Харэра

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Удивительно, но потомок Соломона считается одним из воплощений Джа на земле в растафарианстве.

Селассие скоропостижно скончался 28 августа 1975 года. Официально о причинах его смерти не сообщалось, однако по одной из версий императора задушили, а его тело выбросили в отхожее место.

Долгие годы о местонахождении останков последнего императора Эфиопии было ничего неизвестно. Лишь в 1992 году, после падения прокоммунистического режима Менгисту Хайле Мариама, выяснилось, что тело Селассие все этим годы находилось под полом туалета в императорском дворце. 

5 ноября 2000 года останки  Хайле Селассие по христианским обычаям с почестями перезахоронили в соборе Святой Троицы в Аддис-Абебе. На церемонии гроб покрывал личный штандарт императора с изображением покровителя Эфиопии — Святого Георгия, повергающего дракона.

Одна из мечетей Харэра

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Долгие годы о местонахождении останков последнего императора Эфиопии было ничего неизвестно. Лишь в 1992 году, после падения прокоммунистического режима Менгисту Хайле Мариама, выяснилось, что тело Селассие все этим годы находилось под полом туалета в императорском дворце. 5 ноября 2000 года останки Хайле Селассие по христианским обычаям с почестями перезахоронили в соборе Святой Троицы в Аддис-Абебе. На церемонии гроб покрывал личный штандарт императора с изображением покровителя Эфиопии — Святого Георгия, повергающего дракона.

Вплоть до XX века Эфиопская православная церковь доминировала и в образовательной сфере. Это изменилось лишь после принятия закона о светском образовании. Сейчас процесс обучения в стране включает в себя шесть лет в начальной школе, четыре года в младших классах средней школы и два года в старших.

Мальчики гуляют на окраине Харэра

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Вплоть до XX века Эфиопская православная церковь доминировала и в образовательной сфере. Это изменилось лишь после принятия закона о светском образовании. Сейчас процесс обучения в стране включает в себя шесть лет в начальной школе, четыре года в младших классах средней школы и два года в старших.

Лишь в 1951 году, впервые за XV веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп. Тогда же ее предстоятель получил сан Патриарха.

Статуя императора Менелика II, который установил современные границы Эфиопии, в центре Аддис-Абебы

Фото: Siegfried Modola / Reuters

Лишь в 1951 году, впервые за XV веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп. Тогда же ее предстоятель получил сан Патриарха.

В 2007 году Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество. Несмотря на это копты поддержали полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.

Ночной вид Аддис-Абебы

Фото: Siegfried Modola / Reuters

В 2007 году Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество. Несмотря на это копты поддержали полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше