Тема раскрыта Как и почему художники любят писать обнаженную женскую грудь

12 фото

Женская грудь всегда была предметом восхищения художников. Однако совсем недавно американский телеканал Fox News в своем репортаже с торгов Christie's заретушировал бюст на картине Пабло Пикассо «Алжирские женщины (Версия О)», которая была продана за рекордные 179 миллионов долларов. Казалось бы, на всех изображениях груди можно, по понятным причинам, ставить значок «0+». Художники писали муз, королевских фавориток, куртизанок, поэтесс, моделей, актрис, своих возлюбленных. Не говоря уже о матерях. Во время подготовки этого материала «Лента.ру» обсудила этот вопрос с российским художником Владимиром Дубосарским: «Тема изображения груди в искусстве начинается с материнства — Мадонны. Второй пласт — эротическая составляющая. Это присутствует во всех эпохах, когда это было разрешено. Теперь можно почти все, поэтому "тема раскрыта полностью", как пишут в соцсетях. Еще сто лет назад на этот счет было жесткое табу, а сейчас в Америке даже можно ходить топлес — феминистки добились. Кто-то страхует грудь, — первой стала Софи Лорен. Эта тема актуальна для всех — для тех, кто смотрит, и для тех, кто носит. И будет актуальна всегда».
«Лента.ру» выбрала самые эротичные изображения бюста в истории искусства, исключив тему материнства во избежание девиаций и неверных трактовок.

Эта картина знакома всем. Сейчас она находится в Лувре. Автор работы не известен, зато официальная фаворитка короля Генриха IV Наваррского Габриэль д'Эстре в XVI веке была знаменита. Красивая и остроумная Габриэль оказывала большое влияние на короля, — благодаря ей Генрих принял католицизм и даже хотел развестись с Маргаритой Валуа и возвести Габриэль на престол. Она родила королю двух сыновей и дочь. За несколько дней до того как Генрих должен был жениться на фаворитке, ее отравили фруктами. Габриэль было 26 лет, и она была беременна четвертым ребенком. В одной из трактовок картины говорится, что вместе с фавориткой изображена вовсе не ее сестра, а Королева Марго, которая была бесплодна и не смогла родить Генриху наследников. Кольцо в руках у Габриэль символизирует несостоявшуюся свадьбу с королем.

«Габриэль д'Эстре с сестрой» (около 1594), неизвестный художник школы Фонтенбло

Эта картина знакома всем. Сейчас она находится в Лувре. Автор работы не известен, зато официальная фаворитка короля Генриха IV Наваррского Габриэль д'Эстре в XVI веке была знаменита. Красивая и остроумная Габриэль оказывала большое влияние на короля, — благодаря ей Генрих принял католицизм и даже хотел развестись с Маргаритой Валуа и возвести Габриэль на престол. Она родила королю двух сыновей и дочь. За несколько дней до того как Генрих должен был жениться на фаворитке, ее отравили фруктами. Габриэль было 26 лет, и она была беременна четвертым ребенком. В одной из трактовок картины говорится, что вместе с фавориткой изображена вовсе не ее сестра, а Королева Марго, которая была бесплодна и не смогла родить Генриху наследников. Кольцо в руках у Габриэль символизирует несостоявшуюся свадьбу с королем.

Агнесса Сорель считалась самой красивой женщиной Франции в XV веке. Она стала первой официально признанной королевской любовницей. И хотя правление ее возлюбленного короля Карла VII омрачено трагической гибелью Жанны д’Арк, о самой Агнессе Сорель остались лишь положительные воспоминания. Ей приписывают введение таких новшеств как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение вольных нарядов, открывающих одну грудь. Ее писали многие художники. В том числе и первый мастер французского Возрождения Жан Фуке.

«Агнесса Сорель» (около 1450), Жан Фуке

Агнесса Сорель считалась самой красивой женщиной Франции в XV веке. Она стала первой официально признанной королевской любовницей. И хотя правление ее возлюбленного короля Карла VII омрачено трагической гибелью Жанны д’Арк, о самой Агнессе Сорель остались лишь положительные воспоминания. Ей приписывают введение таких новшеств как ношение бриллиантов некоронованными особами, изобретение длинного шлейфа, ношение вольных нарядов, открывающих одну грудь. Ее писали многие художники. В том числе и первый мастер французского Возрождения Жан Фуке.

Есть мнение, что сюжет своей первой картины кубического периода Пикассо подсмотрел у Сезанна, написавшего «Купальщиц» около 1900 года. В свою очередь Жорж Брак вдохновился работой Пикассо, когда писал «Обнаженную». Сам автор изначально назвал эту работу «Философский бордель», поскольку она была написана под впечатлением от посещения борделя в Барселоне. Название «Авиньонские девицы» придумал писатель Андре Сальмон, друг Пикассо. Картина наделала много шума в начале XX века в Париже.

«Авиньонские девицы» (1907), Пабло Пикассо

Есть мнение, что сюжет своей первой картины кубического периода Пикассо подсмотрел у Сезанна, написавшего «Купальщиц» около 1900 года. В свою очередь Жорж Брак вдохновился работой Пикассо, когда писал «Обнаженную». Сам автор изначально назвал эту работу «Философский бордель», поскольку она была написана под впечатлением от посещения борделя в Барселоне. Название «Авиньонские девицы» придумал писатель Андре Сальмон, друг Пикассо. Картина наделала много шума в начале XX века в Париже.

Муза Густава Климта — Адель Блох-Бауэр — изображена здесь в возрасте 20 лет. Художник никогда не афишировал, что моделью для «Юдифь I» стала именно она, ведь Адель была замужем и принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии. «Юдифь I» была написана за несколько лет до создания знаменитого «Портрета Адели Блох-Бауэр». Более поздний портрет называют «Золотая Адель», или «Австрийская Мона Лиза», он был выполнен по заказу мужа Адели — Фердинанда Блоха.

«Юдифь I» (1901), Густав Климт

Муза Густава Климта — Адель Блох-Бауэр — изображена здесь в возрасте 20 лет. Художник никогда не афишировал, что моделью для «Юдифь I» стала именно она, ведь Адель была замужем и принадлежала к избранному слою крупной еврейской буржуазии. «Юдифь I» была написана за несколько лет до создания знаменитого «Портрета Адели Блох-Бауэр». Более поздний портрет называют «Золотая Адель», или «Австрийская Мона Лиза», он был выполнен по заказу мужа Адели — Фердинанда Блоха.

«Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна», — описывал Брюллов свою картину, созданную по возвращении из Италии. Полотно было подарено Александре Федоровне, жене Николая I. Императору так понравилась картина, что он заказал Брюллову еще одну. Так появился менее эротичный «Итальянский полдень».

«Итальянское утро» (1823), Карл Брюллов

«Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением окна», — описывал Брюллов свою картину, созданную по возвращении из Италии. Полотно было подарено Александре Федоровне, жене Николая I. Императору так понравилась картина, что он заказал Брюллову еще одну. Так появился менее эротичный «Итальянский полдень».

В возрасте около 30 лет Модильяни начинает интересоваться обнаженным женским телом: в период с 1916 по 1919 годы он пишет серию полотен в жанре ню. Заказ на них поступил от польского поэта Леопольда Зборовски. В 1917 году выставка этих работ не продержалась и дня: ее закрыли в день вернисажа по требованию полицейских, возмущенных откровенностью экспозиции. Недостатка в моделях красавец Модильяни не испытывал. Героиней «Сидящей обнаженной» стала эксцентричная англичанка Беатрис Гастингс, которая к моменту их встречи уже побывала цирковой артисткой, журналисткой, поэтессой, литературным критиком и искусствоведом. Модильяни написал 14 ее портретов, они были вместе более двух лет.

«Сидящая обнаженная» (1916), Амедео Модильяни

В возрасте около 30 лет Модильяни начинает интересоваться обнаженным женским телом: в период с 1916 по 1919 годы он пишет серию полотен в жанре ню. Заказ на них поступил от польского поэта Леопольда Зборовски. В 1917 году выставка этих работ не продержалась и дня: ее закрыли в день вернисажа по требованию полицейских, возмущенных откровенностью экспозиции. Недостатка в моделях красавец Модильяни не испытывал. Героиней «Сидящей обнаженной» стала эксцентричная англичанка Беатрис Гастингс, которая к моменту их встречи уже побывала цирковой артисткой, журналисткой, поэтессой, литературным критиком и искусствоведом. Модильяни написал 14 ее портретов, они были вместе более двух лет.

Написанная Энгром в самом конце жизни «Турецкая баня» погружает зрителя в атмосферу восточного гарема: охваченные истомой женщины лежат в ленивых, расслабленных позах. Изначально картина была квадратной, однако это не понравилось жене первого владельца полотна. Энгру пришлось сделать из работы тондо, безжалостно обрезав при этом фигуру купальщицы, которая изображена на переднем плане справа. «Турецкая баня» стала первой картиной, которой Лувр в 1971 году открыл серию «выставок-досье», где центром экспозиции становилось одно живописное произведение, оказавшее влияние на развитие искусства. В частности, можно заметить мотивы творчества Энгра в работах Пикассо.

«Турецкая баня» (1862), Жан Энгр

Написанная Энгром в самом конце жизни «Турецкая баня» погружает зрителя в атмосферу восточного гарема: охваченные истомой женщины лежат в ленивых, расслабленных позах. Изначально картина была квадратной, однако это не понравилось жене первого владельца полотна. Энгру пришлось сделать из работы тондо, безжалостно обрезав при этом фигуру купальщицы, которая изображена на переднем плане справа. «Турецкая баня» стала первой картиной, которой Лувр в 1971 году открыл серию «выставок-досье», где центром экспозиции становилось одно живописное произведение, оказавшее влияние на развитие искусства. В частности, можно заметить мотивы творчества Энгра в работах Пикассо.

Считается, что Рафаэль изобразил здесь свою возлюбленную Маргериту Лути по прозвищу Форнарина. Ее отец был булочником (fornarino) в районе Трастевере в Риме. На экскурсиях и сейчас показывают окно Форнарины. Легенда гласит (до сих пор этому нет документальных подтверждений), что Рафаэль влюбился в нее и выкупил у отца-пекаря за три тысячи золотых. Художник любил ее до самой смерти. Она же, как говорят, не отличалась верностью. И даже после смерти Рафаэля, унаследовав внушительное состояние, вела настолько распутную жизнь, что прослыла одной из самых известных куртизанок Рима.

«Форнарина», или «Стыдливая Венера» (1518-1519), Рафаэль Санти

Считается, что Рафаэль изобразил здесь свою возлюбленную Маргериту Лути по прозвищу Форнарина. Ее отец был булочником (fornarino) в районе Трастевере в Риме. На экскурсиях и сейчас показывают окно Форнарины. Легенда гласит (до сих пор этому нет документальных подтверждений), что Рафаэль влюбился в нее и выкупил у отца-пекаря за три тысячи золотых. Художник любил ее до самой смерти. Она же, как говорят, не отличалась верностью. И даже после смерти Рафаэля, унаследовав внушительное состояние, вела настолько распутную жизнь, что прослыла одной из самых известных куртизанок Рима.

Корнелис Корнелиссен, или Корнелис Ван Харлем, или Корнелис Гарлемский писал картины разнообразного содержания — мифические, аллегорические, исторические, портреты и цветы, но особенно он любил изображать нагие человеческие фигуры. При этом Корнелис являлся официальным художником Харлема и получал государственные заказы. В музее Харлема работ на эту тему две. Вторая написана на полтора века позже неизвестным автором и носит название «Вакханалия монаха и монахини». Художественное заимствование стало модным не сегодня и даже не вчера.

«Монах и монахиня» (1591), Корнелис Ван Харлем

Корнелис Корнелиссен, или Корнелис Ван Харлем, или Корнелис Гарлемский писал картины разнообразного содержания — мифические, аллегорические, исторические, портреты и цветы, но особенно он любил изображать нагие человеческие фигуры. При этом Корнелис являлся официальным художником Харлема и получал государственные заказы. В музее Харлема работ на эту тему две. Вторая написана на полтора века позже неизвестным автором и носит название «Вакханалия монаха и монахини». Художественное заимствование стало модным не сегодня и даже не вчера.

Популярные московские художники Дубосарский и Виноградов в 2007 году сделали серию работ — девушки на фоне произведений Третьяковской галереи: «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «В голубом просторе» Аркадия Рылова, «Весна. Большая вода» Исаака Левитана, «Сенокос» Аркадия Пластова. Эта картина — реплика на «Колхозницу на велосипеде» Александра Дейнеки. «Тема серии — штампы: эффектная картина и модель из журнала. Мы идем за вкусом народа», — объясняет Владимир Дубосарский.

«Колхозница на велосипеде» (2007), Александр Виноградов и Владимир Дубосарский

Частная коллекция, Москва

Популярные московские художники Дубосарский и Виноградов в 2007 году сделали серию работ — девушки на фоне произведений Третьяковской галереи: «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «В голубом просторе» Аркадия Рылова, «Весна. Большая вода» Исаака Левитана, «Сенокос» Аркадия Пластова. Эта картина — реплика на «Колхозницу на велосипеде» Александра Дейнеки. «Тема серии — штампы: эффектная картина и модель из журнала. Мы идем за вкусом народа», — объясняет Владимир Дубосарский.

«Девушка наедине с собой и своим отражением, обнаженная. Но ее уединение спорно, ведь небо населено самолетами и кем-то в них», — рассказал «Ленте.ру» художник Дмитрий Шорин об этой работе, которую хочется назвать не «Gate 37», а «Небо. Самолет. Девушка».
Шорин всегда восхищался полетом. Например, с 2013 года четыре его скульптуры из серии I believe in angels («Я верю в ангелов»), изображающие девушек-ангелов с крыльями самолетов, находятся в зале вылета аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге.

"Gate 37" (2014), Дмитрий Шорин

Автор: Дмитрий Шорин

«Девушка наедине с собой и своим отражением, обнаженная. Но ее уединение спорно, ведь небо населено самолетами и кем-то в них», — рассказал «Ленте.ру» художник Дмитрий Шорин об этой работе, которую хочется назвать не «Gate 37», а «Небо. Самолет. Девушка». Шорин всегда восхищался полетом. Например, с 2013 года четыре его скульптуры из серии I believe in angels («Я верю в ангелов»), изображающие девушек-ангелов с крыльями самолетов, находятся в зале вылета аэропорта Пулково в Санкт-Петербурге.

47-летняя актриса и фотомодель, не сходившая со страниц журнала Playboy, стала одним из секс-символов США. Памела Андерсон сделала пару пластических операций в угоду моде, и тем самым вдохновила художника Марка Куинна на создание этой двойной бронзовой скульптуры. Куинн говорил, что ему интересны люди, которые «изменили свою внешность под стать своему внутреннему миру». Сложно угадать мотив, заставивший Памелу нарастить грудь и накачать губы, но не сделай она этого — не стала бы такой популярной. Марка Куинна также воодушевили Майкл Джексон, «человек-кот» Деннис Авнер, модифицировавший свое тело, чтобы стать похожим на антропоморфного тигра, транссексуал Томас Бити (при рождении Трейси Лагондино), известный как первый беременный мужчина, и многие другие.

«Памела Андерсон» (2010), Марк Куинн

47-летняя актриса и фотомодель, не сходившая со страниц журнала Playboy, стала одним из секс-символов США. Памела Андерсон сделала пару пластических операций в угоду моде, и тем самым вдохновила художника Марка Куинна на создание этой двойной бронзовой скульптуры. Куинн говорил, что ему интересны люди, которые «изменили свою внешность под стать своему внутреннему миру». Сложно угадать мотив, заставивший Памелу нарастить грудь и накачать губы, но не сделай она этого — не стала бы такой популярной. Марка Куинна также воодушевили Майкл Джексон, «человек-кот» Деннис Авнер, модифицировавший свое тело, чтобы стать похожим на антропоморфного тигра, транссексуал Томас Бити (при рождении Трейси Лагондино), известный как первый беременный мужчина, и многие другие.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше