Не щадя живота своего Фильмы, в которых еда — больше чем еда

11 фото

Сыры, хамон и нектарины за последние недели вдруг обрели в нашем общественном поле мощнейший символический статус. А вот в кино еда уже много десятилетий служит метафорой далеко не только потребности набить желудок, но и десятков самых разных идей. Самые показательные из них — в галерее «Ленты.ру».

Профессор Кембриджа Дженнифер Уоллес как-то писала, что «метафорические возможности еды на киноэкране бесконечны». Вряд ли она при этом предполагала, что однажды найдутся киношники, которые сделают продукты стихийным бедствием: падают с неба ножки Буша, проливается дождь из чизбургеров, сменяясь градом фрикаделек. Тот самый случай, когда уничтожать продовольствие — жизненная необходимость, иначе можно в подливе утонуть.

Еда как угроза: «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»

Кадр: фильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек»

Профессор Кембриджа Дженнифер Уоллес как-то писала, что «метафорические возможности еды на киноэкране бесконечны». Вряд ли она при этом предполагала, что однажды найдутся киношники, которые сделают продукты стихийным бедствием: падают с неба ножки Буша, проливается дождь из чизбургеров, сменяясь градом фрикаделек. Тот самый случай, когда уничтожать продовольствие — жизненная необходимость, иначе можно в подливе утонуть.

Яростная антибуржуазная сатира Марко Феррери рифмует чревоугодие с оргией и видит в обжорстве элиты общества символ упадка и совсем уж гротескной, раблезианской распущенности власть имущих. Кинематограф классового возмущения как он есть.

Еда как символ упадка: «Большая жратва»

Кадр: фильм «Большая жратва»

Яростная антибуржуазная сатира Марко Феррери рифмует чревоугодие с оргией и видит в обжорстве элиты общества символ упадка и совсем уж гротескной, раблезианской распущенности власть имущих. Кинематограф классового возмущения как он есть.

Сюрреалистический магнум опус чешской бунтарки Веры Хитиловой отправляет своих героинь-нонконформисток потоптаться на предназначенном для функционеров компартии столе. Идеальный антитоталитарный бунт, высмеивающий не жестокость социалистической системы, но ее врожденное лицемерие.

Еда как символ лицемерия: «Маргаритки»

Кадр: фильм «Маргаритки»

Сюрреалистический магнум опус чешской бунтарки Веры Хитиловой отправляет своих героинь-нонконформисток потоптаться на предназначенном для функционеров компартии столе. Идеальный антитоталитарный бунт, высмеивающий не жестокость социалистической системы, но ее врожденное лицемерие.

В самом поэтичном — и откровенном — фильме тайваньского визионера Цая Мин-ляна арбузы не только рифмуются с распахнутыми женскими гениталиями, но и оказываются абсурдистской, эффектной метафорой бесчувствия нашего века, одержимого сексом даже в отсутствие любви.

Еда как символ бесчувствия: «Капризное облако»

Кадр: фильм «Капризное облако»

В самом поэтичном — и откровенном — фильме тайваньского визионера Цая Мин-ляна арбузы не только рифмуются с распахнутыми женскими гениталиями, но и оказываются абсурдистской, эффектной метафорой бесчувствия нашего века, одержимого сексом даже в отсутствие любви.

В картинах Луиса Бунюэля званые, со сменой блюд обеды всегда символизируют желание человечества внести в хаос бытия хоть какой-то порядок. В «Скромном обаянии» эта идея выворачивается наизнанку. Лишая собравшихся на трапезу привилегированных героев собственно еды (прислуга старательно разносит пустые блюда), Бунюэль показывает — за социальные ритуалы буржуазия будет всеми силами цепляться все равно, ведь именно они ее легитимизируют. Как бы в желудке ни урчало.

Еда как символ стабильности: «Скромное обаяние буржуазии»

Кадр: фильм «Скромное обаяние буржуазии»

В картинах Луиса Бунюэля званые, со сменой блюд обеды всегда символизируют желание человечества внести в хаос бытия хоть какой-то порядок. В «Скромном обаянии» эта идея выворачивается наизнанку. Лишая собравшихся на трапезу привилегированных героев собственно еды (прислуга старательно разносит пустые блюда), Бунюэль показывает — за социальные ритуалы буржуазия будет всеми силами цепляться все равно, ведь именно они ее легитимизируют. Как бы в желудке ни урчало.

Самая каноническая сцена в боксерском кино всех времен — если нет нормальной груши, найди себе мясную тушу, решает Рокки Бальбоа и отрабатывает хуки с джебами на бедной говядине. Успех на ринге с такими тренировками — дело времени.

Еда как испытание: «Рокки»

Кадр: фильм «Рокки»

Самая каноническая сцена в боксерском кино всех времен — если нет нормальной груши, найди себе мясную тушу, решает Рокки Бальбоа и отрабатывает хуки с джебами на бедной говядине. Успех на ринге с такими тренировками — дело времени.

Еда и секс — потребности для человека базовые, поэтому логично, что и на киноэкране кто-то однажды должен был их скрестить. Куда более известны, конечно, сцены с клубничкой и прочими деликатесами в «9 1/2 неделях», но на самом деле эротическую мелодраму на несколько лет опередил культовый японский «Одуванчик» Дзюдзо Итами. Здесь двое охваченных страстью влюбленных перекатывают друг другу в рот яичный желток — все фрейдистские прочтения этой знаменитой сцены только приветствуются авторами фильма.

Еда как символ возбуждения: «Одуванчик»

Кадр: фильм «Одуванчик»

Еда и секс — потребности для человека базовые, поэтому логично, что и на киноэкране кто-то однажды должен был их скрестить. Куда более известны, конечно, сцены с клубничкой и прочими деликатесами в «9 1/2 неделях», но на самом деле эротическую мелодраму на несколько лет опередил культовый японский «Одуванчик» Дзюдзо Итами. Здесь двое охваченных страстью влюбленных перекатывают друг другу в рот яичный желток — все фрейдистские прочтения этой знаменитой сцены только приветствуются авторами фильма.

Еще со времен немого кино сцены кидания тортами служили многим режиссерам важной комической отдушиной. Никто при этом не задействовал акт бросания в соседа сладостей так тонко, как Алан Паркер в «Багси Мэлоуне». В этой музыкальной пародии на гангстерское кино сладкие пушки заменяют списанным с Аль Капоне и компании малолетним бандитам настоящие — сцена решающей, многофигурной перестрелки поэтому получается и тотальным праздником непослушания, и едкой сатирой на чуть что хватающийся за настоящее насилие взрослый мир.

Еда как символ непослушания: «Багси Мэлоун»

Кадр: фильм «Багси Мэлоун»

Еще со времен немого кино сцены кидания тортами служили многим режиссерам важной комической отдушиной. Никто при этом не задействовал акт бросания в соседа сладостей так тонко, как Алан Паркер в «Багси Мэлоуне». В этой музыкальной пародии на гангстерское кино сладкие пушки заменяют списанным с Аль Капоне и компании малолетним бандитам настоящие — сцена решающей, многофигурной перестрелки поэтому получается и тотальным праздником непослушания, и едкой сатирой на чуть что хватающийся за настоящее насилие взрослый мир.

Фирменный Маленький бродяга Чарли Чаплина в «Золотой лихорадке» очень-очень голоден — строго говоря, весь сюжет держится на его желании поесть. Но красота искусства важнее голода — заполучив пару кусков хлеба и оказавшись в дамской компании, бродяга не удержится от желания впечатлить девушек настоящим столовым балетом.

Еда как метафора искусства: «Золотая лихорадка»

Кадр: фильм «Золотая лихорадка»

Фирменный Маленький бродяга Чарли Чаплина в «Золотой лихорадке» очень-очень голоден — строго говоря, весь сюжет держится на его желании поесть. Но красота искусства важнее голода — заполучив пару кусков хлеба и оказавшись в дамской компании, бродяга не удержится от желания впечатлить девушек настоящим столовым балетом.

В самом алленовском из всех фильмов Вуди Аллена каноническая сцена с варкой лобстеров оказывается идеальной, уморительной элегией из жизни влюбленных: ракообразные разбегаются по кухне, а попытки их поймать героев сближают — пока Энни не устанет от неловкости своего партнера и не сбежит уже сама. То же в итоге случится и с их романом.

Еда как символ влюбленности: «Энни Холл»

Кадр: фильм «Энни Холл»

В самом алленовском из всех фильмов Вуди Аллена каноническая сцена с варкой лобстеров оказывается идеальной, уморительной элегией из жизни влюбленных: ракообразные разбегаются по кухне, а попытки их поймать героев сближают — пока Энни не устанет от неловкости своего партнера и не сбежит уже сама. То же в итоге случится и с их романом.

В программном фильме Питера Гринуэя выбранный главным местом действия ресторан даже выглядит как адская кухня, где варятся самые базовые, примитивные и неистребимые человеческие инстинкты. Эти инстинкты могут затихать — пока герои обедают, но стоит пище иссякнуть, как недолгий порядок вновь обернется хаосом, причем уже людоедским.

Еда как отражение всей человеческой природы: «Повар, вор, его жена и ее любовник»

Кадр: фильм «Повар, вор, его жена и ее любовник»

В программном фильме Питера Гринуэя выбранный главным местом действия ресторан даже выглядит как адская кухня, где варятся самые базовые, примитивные и неистребимые человеческие инстинкты. Эти инстинкты могут затихать — пока герои обедают, но стоит пище иссякнуть, как недолгий порядок вновь обернется хаосом, причем уже людоедским.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше