1 декабря исполняется 80 лет Вуди Аллену — режиссеру, который не только воспел и высмеял за последние 50 лет, кажется, все возможные неврозы интеллигента второй половины ХХ века, но и продолжает вскрывать парадоксы современного мира и противоречивых существ, его населяющих, снимая новое кино каждый год. Фильмография Аллена, насчитывающая уже более 40 картин, неискушенному зрителю может показаться необъятной — поэтому «Лента.ру» выбрала десять фильмов, лучше всего свидетельствующих о масштабе алленовского гения.
Чтобы снять, пожалуй, самую смешную комедию в карьере, Аллен обратился к своему вечному источнику вдохновения — классической русской литературе, коллизии которой здесь карикатурно переживает его типичный персонаж, трусливый, невротичный, влюбленный очкарик с неподъемным интеллигентским багажом.
Задолго до Форреста Гампа мировое кино уже встречало героя, который при полной личной заурядности ухитрялся оказываться свидетелем узловых моментов истории ХХ века. Леонард Зелиг, человек-хамелеон, побывал на месте Чаплина и Фицджеральда, даже Гитлера, — причем Аллен эту сатирическую ленту мастерски подделал под «серьезную» документалку.
Вечные алленовские темы — любовь, отчаяние, самокопания, невыносимый груз интеллекта — нигде не приобретали столь романтическое и столь самоуничижительное воплощение, как в «Манхэттене», этой оде городу, времени, образу жизни.
Ретро принято снимать с налетом возвышенного романтизма — но не таков Вуди Аллен. Дивы сцены и бандитские любовницы, гангстеры с душой поэта и проходимцы с артистическими амбициями в его комедии о театральной жизни 1920-х — такие же обаятельные и ужасные, прекрасные и обреченные неудачники, что и наши современники.
Истории разрыва влюбленных редко получались столь подчеркнуто избегающими трагизма, как в этом, пожалуй, высшем достижении Аллена-режиссера. Знакомство со своей второй половиной не гарантирует счастья, сообщает нам Аллен в «Энни Холл», но делает это, под завязку упаковав фильм гэгами, остротами и даже лобстерами.
Саркастическая комедия о любовных терзаниях двух супружеских пар (одна — сам Аллен и Миа Фэрроу, другая — Сидни Поллак и Джуди Дэвис), «Мужья и жены» вскрывают всю болезненную нелепость продолжительных отношений, которые вдруг зашли в тупик.
Возможно, самая оптимистичная работа вечного фаталиста Аллена. Эта картина воспевает не только кино (именно с киноэкрана, причем буквально, к ногам Миа Фэрроу падает возлюбленный ее мечты), но и человеческую способность верить в прекрасные иллюзии как таковую.
Откровенная комедия и звериная серьезность всегда ходят в фильмах Вуди Аллена рука об руку — и особенно органично они уживаются в «Преступлениях и проступках». Для этого режиссер сводит на экране двух почти не связанных и олицетворяющих разные психологические полюса персонажей — окулиста (Мартин Ландау) и кинематографиста (сам Аллен). Один лечит зрение, другой его застилает — но у обоих крайне запутанная личная жизнь.
Аллен всегда выстраивал свои фильмы на мощнейших актерских ансамблях. Лучшее тому доказательство — «Ханна и ее сестры», почти чеховская по меткости сатиры и абсолютно алленовская по сбалансированности эмоций панорама женских, нет, людских неврозов.
Своей едкости Аллен не растерял и на восьмом десятке (сохранит ее он, надо думать, и на девятом) — никто другой так зло и показательно не воздавал по заслугам элите современного мира, как он это делает в «Жасмин».