1 декабря исполняется 80 лет Вуди Аллену — режиссеру, который не только воспел и высмеял за последние 50 лет, кажется, все возможные неврозы интеллигента второй половины ХХ века, но и продолжает вскрывать парадоксы современного мира и противоречивых существ, его населяющих, снимая новое кино каждый год. Фильмография Аллена, насчитывающая уже более 40 картин, неискушенному зрителю может показаться необъятной — поэтому «Лента.ру» выбрала десять фильмов, лучше всего свидетельствующих о масштабе алленовского гения.
![Чтобы снять, пожалуй, самую смешную комедию в карьере, Аллен обратился к своему вечному источнику вдохновения — классической русской литературе, коллизии которой здесь карикатурно переживает его типичный персонаж, трусливый, невротичный, влюбленный очкарик с неподъемным интеллигентским багажом.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Любовь и смерть» (1975)
Чтобы снять, пожалуй, самую смешную комедию в карьере, Аллен обратился к своему вечному источнику вдохновения — классической русской литературе, коллизии которой здесь карикатурно переживает его типичный персонаж, трусливый, невротичный, влюбленный очкарик с неподъемным интеллигентским багажом.
![Задолго до Форреста Гампа мировое кино уже встречало героя, который при полной личной заурядности ухитрялся оказываться свидетелем узловых моментов истории ХХ века. Леонард Зелиг, человек-хамелеон, побывал на месте Чаплина и Фицджеральда, даже Гитлера, — причем Аллен эту сатирическую ленту мастерски подделал под «серьезную» документалку.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Зелиг» (1983)
Задолго до Форреста Гампа мировое кино уже встречало героя, который при полной личной заурядности ухитрялся оказываться свидетелем узловых моментов истории ХХ века. Леонард Зелиг, человек-хамелеон, побывал на месте Чаплина и Фицджеральда, даже Гитлера, — причем Аллен эту сатирическую ленту мастерски подделал под «серьезную» документалку.
![Вечные алленовские темы — любовь, отчаяние, самокопания, невыносимый груз интеллекта — нигде не приобретали столь романтическое и столь самоуничижительное воплощение, как в «Манхэттене», этой оде городу, времени, образу жизни.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Манхэттен» (1979)
Вечные алленовские темы — любовь, отчаяние, самокопания, невыносимый груз интеллекта — нигде не приобретали столь романтическое и столь самоуничижительное воплощение, как в «Манхэттене», этой оде городу, времени, образу жизни.
![Ретро принято снимать с налетом возвышенного романтизма — но не таков Вуди Аллен. Дивы сцены и бандитские любовницы, гангстеры с душой поэта и проходимцы с артистическими амбициями в его комедии о театральной жизни 1920-х — такие же обаятельные и ужасные, прекрасные и обреченные неудачники, что и наши современники.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Пули над Бродвеем» (1994)
Ретро принято снимать с налетом возвышенного романтизма — но не таков Вуди Аллен. Дивы сцены и бандитские любовницы, гангстеры с душой поэта и проходимцы с артистическими амбициями в его комедии о театральной жизни 1920-х — такие же обаятельные и ужасные, прекрасные и обреченные неудачники, что и наши современники.
![Истории разрыва влюбленных редко получались столь подчеркнуто избегающими трагизма, как в этом, пожалуй, высшем достижении Аллена-режиссера. Знакомство со своей второй половиной не гарантирует счастья, сообщает нам Аллен в «Энни Холл», но делает это, под завязку упаковав фильм гэгами, остротами и даже лобстерами.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Энни Холл» (1977)
Истории разрыва влюбленных редко получались столь подчеркнуто избегающими трагизма, как в этом, пожалуй, высшем достижении Аллена-режиссера. Знакомство со своей второй половиной не гарантирует счастья, сообщает нам Аллен в «Энни Холл», но делает это, под завязку упаковав фильм гэгами, остротами и даже лобстерами.
![Саркастическая комедия о любовных терзаниях двух супружеских пар (одна — сам Аллен и Миа Фэрроу, другая — Сидни Поллак и Джуди Дэвис), «Мужья и жены» вскрывают всю болезненную нелепость продолжительных отношений, которые вдруг зашли в тупик.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Мужья и жены» (1992)
Саркастическая комедия о любовных терзаниях двух супружеских пар (одна — сам Аллен и Миа Фэрроу, другая — Сидни Поллак и Джуди Дэвис), «Мужья и жены» вскрывают всю болезненную нелепость продолжительных отношений, которые вдруг зашли в тупик.
![Возможно, самая оптимистичная работа вечного фаталиста Аллена. Эта картина воспевает не только кино (именно с киноэкрана, причем буквально, к ногам Миа Фэрроу падает возлюбленный ее мечты), но и человеческую способность верить в прекрасные иллюзии как таковую.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Пурпурная роза Каира» (1985)
Возможно, самая оптимистичная работа вечного фаталиста Аллена. Эта картина воспевает не только кино (именно с киноэкрана, причем буквально, к ногам Миа Фэрроу падает возлюбленный ее мечты), но и человеческую способность верить в прекрасные иллюзии как таковую.
![Откровенная комедия и звериная серьезность всегда ходят в фильмах Вуди Аллена рука об руку — и особенно органично они уживаются в «Преступлениях и проступках». Для этого режиссер сводит на экране двух почти не связанных и олицетворяющих разные психологические полюса персонажей — окулиста (Мартин Ландау) и кинематографиста (сам Аллен). Один лечит зрение, другой его застилает — но у обоих крайне запутанная личная жизнь.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Преступления и проступки» (1989)
Откровенная комедия и звериная серьезность всегда ходят в фильмах Вуди Аллена рука об руку — и особенно органично они уживаются в «Преступлениях и проступках». Для этого режиссер сводит на экране двух почти не связанных и олицетворяющих разные психологические полюса персонажей — окулиста (Мартин Ландау) и кинематографиста (сам Аллен). Один лечит зрение, другой его застилает — но у обоих крайне запутанная личная жизнь.
![Аллен всегда выстраивал свои фильмы на мощнейших актерских ансамблях. Лучшее тому доказательство — «Ханна и ее сестры», почти чеховская по меткости сатиры и абсолютно алленовская по сбалансированности эмоций панорама женских, нет, людских неврозов.](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Ханна и ее сестры» (1986)
Аллен всегда выстраивал свои фильмы на мощнейших актерских ансамблях. Лучшее тому доказательство — «Ханна и ее сестры», почти чеховская по меткости сатиры и абсолютно алленовская по сбалансированности эмоций панорама женских, нет, людских неврозов.
![Своей едкости Аллен не растерял и на восьмом десятке (сохранит ее он, надо думать, и на девятом) — никто другой так зло и показательно не воздавал по заслугам элите современного мира, как он это делает в «Жасмин».](https://icdn.lenta.ru/assets/webpack/images/stubs/no_image/wide_16_9.d669b179.jpg)
«Жасмин» (2013)
Своей едкости Аллен не растерял и на восьмом десятке (сохранит ее он, надо думать, и на девятом) — никто другой так зло и показательно не воздавал по заслугам элите современного мира, как он это делает в «Жасмин».