5 апреля исполнилось бы сто лет Грегори Пеку — актеру, в почти полувековой карьере которого были и романтические герои, и эффектные злодеи (даже доктор Менгеле). Впрочем, Пек был прежде всего олицетворением послевоенного идеала современного человека — интеллигентного, праведного, благородного, но в то же время яростного в своем неприятии любой несправедливости. В 1960-х мир снова пошатнулся, но Пек, хоть и стал реже сниматься, не растерял уважения зрителей. Мало кому удавалось добиваться в кадре столь многого столь сдержанными средствами — одна его манера держаться говорила о персонаже больше, чем десяток жестов и реплик у иных исполнителей. Лучшие роли артиста — в галерее «Ленты.ру».

«Римские каникулы» (Roman Holiday), 1953
Кадр из фильма «Римские каникулы»
Пек обычно уместнее смотрелся в драматических ролях, которые в основном приходились на вестерны, военное или социальное кино. Тем более силен был комический и сентиментальный эффект «Римских каникул»: Пек не похож на стандартного романтического героя, тем и очаровывает сбежавшую из дворца Одри Хепберн.

«Вертикальный взлет» (Twelve O'Clock High), 1949
Кадр со съемок фильма «Вертикальный взлет»
Роль военного летчика в фильме Генри Кинга принесла Пеку номинацию на «Оскар», а также показала, насколько разнообразным он может быть, оставаясь в рамках привычного героического образа. Его бригадный генерал, уставший от войны и смерти, — это 50 оттенков благородства, от верности долгу до сочувствия павшим.

«Моби Дик» (Moby Dick), 1956
Кадр из фильма «Моби Дик»
Приключенческий эпос Джона Хьюстона позволил себе немало отступлений от романа Мелвилла и существенно сократил его проблематику. Но он остается лучшей экранизацией «Моби Дика» — благодаря зрелищности и Пеку, сделавшему безумие капитана Ахаба сдержанным, скорее потаенным, чем яростным.

«Завороженный» (Spellbound), 1945
Кадр из фильма «Завороженный»
Хичкок как никто умел выжимать из своих звезд качества, о существовании которых вряд ли подозревали даже они сами. Вот и бравый, образцово обаятельный Пек в его «Завороженном» превращается в самозванца, беспамятного и мучимого чувством вины — но, конечно же, как часто бывает с растерянными хичкоковскими героями, невинного.

«Джентльменское соглашение» (Gentleman's Agreement), 1947
Кадр из фильма «Джентльменское соглашение»
Фильм Элии Казана позволил Пеку сыграть одного из самых запоминающихся своих праведников — журналиста, который работает над репортажем об американском антисемитизме. Сцена в отеле, в которой возмущенный обыденностью дискриминации герой позволяет гневу выплеснуться, — классика на все времена.

«Убить пересмешника» (To Kill a Mockingbird), 1962
Кадр из фильма «Убить пересмешника»
Самая каноническая из ролей Пека — и его единственный «Оскар». Его Аттикус Финч, белый адвокат из консервативного южного городка, защищающий чернокожего, стал символом порядочности и веры в то, что равноправие возможно и достижимо. Назидательному по своей природе Пеку здесь часто достаточно поворота головы, одного движения бровями, чтобы мгновенно поставить на место и пристыдить всех бытовых расистов и ксенофобов.

«Пушки острова Наварон» (The Guns of Navarone), 1961
Кадр из фильма «Пушки острова Наварон»
Пек так органично играл бравых офицеров, несмотря на ужасы войны оставшихся идеалистами, что порой не меньшее удовольствие доставлял, позволяя себе определенную иронию. В приключенческом блокбастере «Пушки острова Наварон» он намеренно играет непогрешимого британского капитана плакатным, образцовым мачо, подлинным супергероем — в ту эпоху, когда этот статус еще не означал привязки к комиксам.

«Мыс страха» (Cape Fear), 1962
Кадр из фильма «Мыс страха»
Если в ремейке этого психотриллера о напавшем на семью юриста уголовнике куда более величественным предстает зло, то в оригинале у него, конечно, нет шансов — рядом с Пеком-то. Этот факт подтвердил впоследствии сыгравший маньяка Роберт Митчум, рассказавший, что когда Пек случайно ударил его на съемках по-настоящему, лицо болело еще несколько дней.

«Большая страна» (The Big Country), 1958
Кадр из фильма «Большая страна»
Конечно, из множества вестернов, в которых сыграл Грегори Пек, отечественному зрителю лучше всего знакомо «Золото Маккенны», но «Большая страна» Уильяма Уайлера, пожалуй, еще более величественна. Это практически «Война и мир» на ранчо — эпос, в котором с чрезмерными чувствами соседствует чрезмерное насилие, а рядом с Пеком играют Чарльтон Хестон, Джин Симмонс и Берл Айвз.

«Омен» (The Omen), 1976
Кадр из фильма «Омен»
В 1970-х Новому Голливуду больше нужны были заправские антигерои — и Пек, весь внешний вид которого свидетельствовал о порядочности, стал сниматься куда реже. Но совсем в стороне от перемен в индустрии не остался — его выход в «Омене» в роли невольного отца Антихриста полон как подлинного ужаса перед злом, так и очень семидесятнической самоиронии.