Ютландия в картинках Крупнейшее морское сражение Первой мировой войны на немецких открытках

38 фото

В морском сражении, произошедшем у берегов Ютландии 31 мая — 1 июня 1916 года, приняли участие 246 английских и немецких боевых кораблей. 25 из них были потоплены, несколько десятков получили повреждения разной степени тяжести, 9823 моряка погибли. Обе стороны поспешили объявить о своей победе. Германия — в связи со значительно большими потерями английского флота, а Великобритания — в связи с неспособностью флота Германии прорвать британскую блокаду. Галерея «Ленты.ру» представляет подборку немецких открыток, посвященных Ютландскому сражению.

Прологом Ютландского морского сражения стал обстрел немецкими тяжелыми кораблями английских прибрежных городов Лоустофта и Ярмута 25 апреля 1916 года. В Лоустофте были разрушены около 200 зданий, убиты 3 человека и ранены 12. Бомбардировка не имела военного значения и носила чисто психологический характер. Германский канцлер назвал рейд на Лоустофт свидетельством того, что Британия больше не удерживает контроль над морем. В самой Британии были потрясены наглостью и безнаказанностью врага, атаковавшего восточное побережье острова, и требовали его примерно наказать.

Германские корабли обстреливают побережье Англии. Немецкая открытка 1916 года

Изображение из собрания П.Каменченко

Прологом Ютландского морского сражения стал обстрел немецкими тяжелыми кораблями английских прибрежных городов Лоустофта и Ярмута 25 апреля 1916 года. В Лоустофте были разрушены около 200 зданий, убиты 3 человека и ранены 12. Бомбардировка не имела военного значения и носила чисто психологический характер. Германский канцлер назвал рейд на Лоустофт свидетельством того, что Британия больше не удерживает контроль над морем. В самой Британии были потрясены наглостью и безнаказанностью врага, атаковавшего восточное побережье острова, и требовали его примерно наказать.

К началу лета 1916 года линия фронта в Западной Европе стабилизировалась. Шла позиционная война на истощение людских и экономических ресурсов, и перспектив ее окончания не было видно. В это время на море сложилась следующая обстановка. Английский Гранд-флит осуществлял дальнюю блокаду, рассчитанную на экономическое удушение Германии. Германский Флот открытого моря искал возможность для крупного сражения, способного изменить расклад сил. Согласно этому плану, германский флот в 1916 году совершил несколько выходов к берегам Англии, обстреливая при этом английские порты. Один из таких набегов и привел к Ютландскому сражению.

Флот открытого моря выходит из Вильгельмсхафена — основной военно-морской базы кайзеровских ВМС. Немецкая открытка 1916 года

Изображение из собрания П.Каменченко

К началу лета 1916 года линия фронта в Западной Европе стабилизировалась. Шла позиционная война на истощение людских и экономических ресурсов, и перспектив ее окончания не было видно. В это время на море сложилась следующая обстановка. Английский Гранд-флит осуществлял дальнюю блокаду, рассчитанную на экономическое удушение Германии. Германский Флот открытого моря искал возможность для крупного сражения, способного изменить расклад сил. Согласно этому плану, германский флот в 1916 году совершил несколько выходов к берегам Англии, обстреливая при этом английские порты. Один из таких набегов и привел к Ютландскому сражению.

Для решающего сражения противники собрали фактически все возможные на тот момент силы. По количеству кораблей и их вооружению Гранд-флит имел заметное преимущество над Флотом открытого моря. 

Соотношение боевых кораблей Германии и Великобритании в Ютландском морском сражении: линкоров — 16/28, линейных крейсеров — 5/9, броненосцев/броненосных крейсеров  — 6/8, легких крейсеров — 11/26, эсминцев — 61/79.

Флот открытого моря в Северном море. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Для решающего сражения противники собрали фактически все возможные на тот момент силы. По количеству кораблей и их вооружению Гранд-флит имел заметное преимущество над Флотом открытого моря.

Соотношение боевых кораблей Германии и Великобритании в Ютландском морском сражении: линкоров — 16/28, линейных крейсеров — 5/9, броненосцев/броненосных крейсеров — 6/8, легких крейсеров — 11/26, эсминцев — 61/79.

Линейный корабль Friedrich der Grosse. Введен в эксплуатацию 15.10.1912. Водоизмещение 27 400 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 305-мм. Экипаж 1084 человека. В Ютландском сражении был флагманским кораблем командующего флотом вице-адмирала Рейнхарда Шеера. Действуя совместно с другими германскими линкорами того же класса, потопил английский эсминец Nomad, повредил линкор Warspite и потопил броненосный крейсер Black Prince, погибший со всей командой (857 человек).  В ходе сражения использовал 72 снаряда главного калибра. Практически не пострадал.

Линкор Friedrich der Grosse. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линейный корабль Friedrich der Grosse. Введен в эксплуатацию 15.10.1912. Водоизмещение 27 400 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 305-мм. Экипаж 1084 человека. В Ютландском сражении был флагманским кораблем командующего флотом вице-адмирала Рейнхарда Шеера. Действуя совместно с другими германскими линкорами того же класса, потопил английский эсминец Nomad, повредил линкор Warspite и потопил броненосный крейсер Black Prince, погибший со всей командой (857 человек). В ходе сражения использовал 72 снаряда главного калибра. Практически не пострадал.

Линейный корабль Ostfriesland. Введен в эксплуатацию 22.09.1911. Водоизмещение 24 300 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 305-мм. Экипаж 1069 человека. В Ютландском сражении на Ostfriesland держал флаг командующий первой эскадрой линейных кораблей вице-адмирал Эрхард Шмидт. Линкор завязал артиллерийскую дуэль, в которой позднее погибли английские линейные крейсера Indefatigable (из 1019 членов команды спаслись лишь двое) и Queen Mary (1266 погибших, 6 выживших). Позднее Ostfriesland нанес тяжелые повреждения линкору Warspite и совместно с другими кораблями своего класса потопил броненосный крейсер Black Prince. В ходе сражения использовал 111 снарядов главного калибра. Сам практически не пострадал, но 1 июня, на обратном пути в Вильгельмсхафен подорвался на английской мине (1 погибший, 10 раненых), набрав 500 тонн воды, тем не менее успешно вошел в порт, встав на ремонт.

Линкор Ostfriesland. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линейный корабль Ostfriesland. Введен в эксплуатацию 22.09.1911. Водоизмещение 24 300 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 305-мм. Экипаж 1069 человека. В Ютландском сражении на Ostfriesland держал флаг командующий первой эскадрой линейных кораблей вице-адмирал Эрхард Шмидт. Линкор завязал артиллерийскую дуэль, в которой позднее погибли английские линейные крейсера Indefatigable (из 1019 членов команды спаслись лишь двое) и Queen Mary (1266 погибших, 6 выживших). Позднее Ostfriesland нанес тяжелые повреждения линкору Warspite и совместно с другими кораблями своего класса потопил броненосный крейсер Black Prince. В ходе сражения использовал 111 снарядов главного калибра. Сам практически не пострадал, но 1 июня, на обратном пути в Вильгельмсхафен подорвался на английской мине (1 погибший, 10 раненых), набрав 500 тонн воды, тем не менее успешно вошел в порт, встав на ремонт.

Линкор Nassau был построен как ответ на британский линкор нового типа — Dreadnought и стал первым кораблем класса, к которому также относятся линкоры Posen, Rheinland и Westfalen. Cпущен на воду 7 марта 1908 года — через 25 месяцев после линкора Dreadnought. Введен в эксплуатацию 01.10.1909. Водоизмещение 21 000 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 280-мм. Экипаж 1008 человек. В Ютландском сражении входил в состав 1-й эскадры линкоров, вместе с которыми уничтожил броненосный крейсер Black Prince. Ночью при смене курса наскочил на британский эсминец Spitfire, протаранив его. Несмотря на 20-кратный перевес в тоннаже, сам линкор получил значительную пробоину. От огня орудий бесстрашного эсминца погибли 10 моряков Nassau и 16 были ранены.

Линкор Nassau. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линкор Nassau был построен как ответ на британский линкор нового типа — Dreadnought и стал первым кораблем класса, к которому также относятся линкоры Posen, Rheinland и Westfalen. Cпущен на воду 7 марта 1908 года — через 25 месяцев после линкора Dreadnought. Введен в эксплуатацию 01.10.1909. Водоизмещение 21 000 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 280-мм. Экипаж 1008 человек. В Ютландском сражении входил в состав 1-й эскадры линкоров, вместе с которыми уничтожил броненосный крейсер Black Prince. Ночью при смене курса наскочил на британский эсминец Spitfire, протаранив его. Несмотря на 20-кратный перевес в тоннаже, сам линкор получил значительную пробоину. От огня орудий бесстрашного эсминца погибли 10 моряков Nassau и 16 были ранены.

Линкор Posen. Относится к линейным кораблям типа Nassau. Введен в эксплуатацию 31.05.1910. Водоизмещение 20.535 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 280-мм. Экипаж 1008 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й эскадры линкоров. Вел бой с английскими линейными крейсерами Princess Royal и Indomitable, добившись нескольких попаданий. Во время атаки вражеских эсминцев, уходя от торпеды, столкнулся с немецким же легким крейсером Elbing. Позже поврежденный Elbing был обнаружен неприятелем и, чтобы не попасть ему в руки, взорван собственной командой. Posen вышел из столкновения и всего сражения не пострадавшим.

Линкор Posen. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линкор Posen. Относится к линейным кораблям типа Nassau. Введен в эксплуатацию 31.05.1910. Водоизмещение 20.535 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 280-мм. Экипаж 1008 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й эскадры линкоров. Вел бой с английскими линейными крейсерами Princess Royal и Indomitable, добившись нескольких попаданий. Во время атаки вражеских эсминцев, уходя от торпеды, столкнулся с немецким же легким крейсером Elbing. Позже поврежденный Elbing был обнаружен неприятелем и, чтобы не попасть ему в руки, взорван собственной командой. Posen вышел из столкновения и всего сражения не пострадавшим.

Линкор Westfalen. Также относится к линейным кораблям типа Nassau. Введен в эксплуатацию 16.11.1909. Водоизмещение 20 535 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 280-мм. Экипаж 1008 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й эскадры линкоров. Участвовал в бою с английскими легкими крейсерами, артиллерийским огнем потопил атаковавший его английский эсминец Tipperary, на котором погибли 185 членов команды из 197.

Линкор Westfalen в бою с британскими легкими крейсерами. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линкор Westfalen. Также относится к линейным кораблям типа Nassau. Введен в эксплуатацию 16.11.1909. Водоизмещение 20 535 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 280-мм. Экипаж 1008 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й эскадры линкоров. Участвовал в бою с английскими легкими крейсерами, артиллерийским огнем потопил атаковавший его английский эсминец Tipperary, на котором погибли 185 членов команды из 197.

Линкор Rheinland. Введен в эксплуатацию 30.04.1910. Водоизмещение 20 535 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 280-мм. Экипаж 1008 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й эскадры линкоров, вместе с которыми уничтожил броненосный крейсер Black Prince, получив от последнего два попадания тяжелыми снарядами (10 убитых, 25 раненых). Использовал в бою 35 снарядов главного калибра.

Линкор Rheinland. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линкор Rheinland. Введен в эксплуатацию 30.04.1910. Водоизмещение 20 535 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 280-мм. Экипаж 1008 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й эскадры линкоров, вместе с которыми уничтожил броненосный крейсер Black Prince, получив от последнего два попадания тяжелыми снарядами (10 убитых, 25 раненых). Использовал в бою 35 снарядов главного калибра.

Линкор Oldenburg. Относится ко второй серии германских дредноутов. По сравнению с предшествовавшим типом Nassau отличался большим водоизмещением, 305-мм артиллерией главного калибра и усиленной броневой и подводной защитой. Введен в эксплуатацию 01.05.1912. Водоизмещение 25 200 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 305-мм. Экипаж 1113 человек. В Ютландском сражении входил в состав 1-й эскадры линкоров. Совместно с другими линкорами вел артиллерийскую дуэль с британскими кораблями, в которой погибли английский линейные крейсера Indefatigable (из 1019 членов команды спаслись лишь двое) и Queen Mary (1266 погибших, 6 выживших), а так же эсминцы Nestor, Fortune и Ardent. Получил одно попадание от Fortune и 4 попадания от артиллерии своих же кораблей (150 мм снарядами). 8 погибших, 14 раненых.

Линкор Oldenburg. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линкор Oldenburg. Относится ко второй серии германских дредноутов. По сравнению с предшествовавшим типом Nassau отличался большим водоизмещением, 305-мм артиллерией главного калибра и усиленной броневой и подводной защитой. Введен в эксплуатацию 01.05.1912. Водоизмещение 25 200 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 305-мм. Экипаж 1113 человек. В Ютландском сражении входил в состав 1-й эскадры линкоров. Совместно с другими линкорами вел артиллерийскую дуэль с британскими кораблями, в которой погибли английский линейные крейсера Indefatigable (из 1019 членов команды спаслись лишь двое) и Queen Mary (1266 погибших, 6 выживших), а так же эсминцы Nestor, Fortune и Ardent. Получил одно попадание от Fortune и 4 попадания от артиллерии своих же кораблей (150 мм снарядами). 8 погибших, 14 раненых.

Линкор Thuringen. Относится ко второй серии германских дредноутов, как Oldenburg и Ostfriesland. Введен в эксплуатацию 01.07.1911. Водоизмещение 25 200 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 305-мм. Экипаж 1113 человека. В Ютландском сражении вел бой в составе 1-й эскадры линкоров. Не получил ни одного попадания, соответственно, никто из команды не пострадал.

Линкор Thuringen. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линкор Thuringen. Относится ко второй серии германских дредноутов, как Oldenburg и Ostfriesland. Введен в эксплуатацию 01.07.1911. Водоизмещение 25 200 тонн (полное). Орудия главного калибра: 12 — 305-мм. Экипаж 1113 человека. В Ютландском сражении вел бой в составе 1-й эскадры линкоров. Не получил ни одного попадания, соответственно, никто из команды не пострадал.

Линкор Kaiserin. Линейный корабль типа Kaiser. По сравнению с предшествовавшими линкорами типа  Ostfriesland число башен главного калибра было сокращено до пяти, но за счет более удачного линейно-диагонального их расположения на каждый борт могли вести огонь те же восемь орудий, а в пределах ограниченных углов наведения — все десять. Также на линкорах этого типа была усилена броневая и подводная защита. Введен в эксплуатацию 15.05.1913. Водоизмещение 27 250 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 305-мм. Экипаж 1084 человека. В Ютландском сражении входил в состав 3-й линейной эскадры контр-адмирала Бенке (7 линкоров). Вел активный бой с английскими кораблями, в том числе потопленными линейными крейсерами Indefatigable и  Queen Mary. Использовал 160 снарядов главного калибра. Располагаясь в центре немецкой линии, не был поврежден, как другие немецкие линкоры, и вышел из сражения абсолютно невредимым.

Линкор Kaiserin. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линкор Kaiserin. Линейный корабль типа Kaiser. По сравнению с предшествовавшими линкорами типа Ostfriesland число башен главного калибра было сокращено до пяти, но за счет более удачного линейно-диагонального их расположения на каждый борт могли вести огонь те же восемь орудий, а в пределах ограниченных углов наведения — все десять. Также на линкорах этого типа была усилена броневая и подводная защита. Введен в эксплуатацию 15.05.1913. Водоизмещение 27 250 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 305-мм. Экипаж 1084 человека. В Ютландском сражении входил в состав 3-й линейной эскадры контр-адмирала Бенке (7 линкоров). Вел активный бой с английскими кораблями, в том числе потопленными линейными крейсерами Indefatigable и Queen Mary. Использовал 160 снарядов главного калибра. Располагаясь в центре немецкой линии, не был поврежден, как другие немецкие линкоры, и вышел из сражения абсолютно невредимым.

Бой германских (эскадра Хиппера) и британских (эскадра Битти) линейных крейсеров днем 31 мая 1916 года. На переднем плане линейный крейсер Lutzow. За ним следуют Derfflinger и Seydlitz.

Эскадра линейных крейсеров вице-адмирала Франца фон Хиппера. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Бой германских (эскадра Хиппера) и британских (эскадра Битти) линейных крейсеров днем 31 мая 1916 года. На переднем плане линейный крейсер Lutzow. За ним следуют Derfflinger и Seydlitz.

Линейный крейсер Lutzow. Введен в эксплуатацию 08.09.1915. Водоизмещение 31 500 тонн (полное). Орудия главного калибра: 8 — 305-мм. Экипаж 1182 человека. В Ютландском сражении флагманский корабль вице-адмирала Франца фон Хиппера. Потопил британский линейный крейсер Invincible, участвовал в потоплении английского броненосного крейсера Defence. Нанес тяжелые повреждения еще нескольким британским кораблям, включая флагманский корабль вице-адмирала Дэвида Битти линейный крейсер Lion. Во время боя израсходовал 380 снарядов главного калибра. Получил 24 попадания снарядами большого калибра, в том числе и ниже ватерлинии. Набрал 8000 тонн воды и, не имея возможности дойти до немецких портов, после эвакуации команды был затоплен. Из состава команды погибли 115 человек.

Линейный крейсер Lutzow. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линейный крейсер Lutzow. Введен в эксплуатацию 08.09.1915. Водоизмещение 31 500 тонн (полное). Орудия главного калибра: 8 — 305-мм. Экипаж 1182 человека. В Ютландском сражении флагманский корабль вице-адмирала Франца фон Хиппера. Потопил британский линейный крейсер Invincible, участвовал в потоплении английского броненосного крейсера Defence. Нанес тяжелые повреждения еще нескольким британским кораблям, включая флагманский корабль вице-адмирала Дэвида Битти линейный крейсер Lion. Во время боя израсходовал 380 снарядов главного калибра. Получил 24 попадания снарядами большого калибра, в том числе и ниже ватерлинии. Набрал 8000 тонн воды и, не имея возможности дойти до немецких портов, после эвакуации команды был затоплен. Из состава команды погибли 115 человек.

Снаряд с  Lutzow пробил крышу средней башни флагманского корабля Битти и взорвался внутри. Вспыхнули заряды. От гибели корабль спас смертельно раненый майор Харви, успевший отдать приказ задраить двери погреба изнутри. Из ста человек расчета башни уцелели только двое. Майор Королевской морской пехоты Ф. Дж. Харви стал первым из тех, кто в этот день заслужил Крест Виктории (посмертно).

Английский линейный крейсер Lion под огнем кораблей Хиппера. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Снаряд с Lutzow пробил крышу средней башни флагманского корабля Битти и взорвался внутри. Вспыхнули заряды. От гибели корабль спас смертельно раненый майор Харви, успевший отдать приказ задраить двери погреба изнутри. Из ста человек расчета башни уцелели только двое. Майор Королевской морской пехоты Ф. Дж. Харви стал первым из тех, кто в этот день заслужил Крест Виктории (посмертно).

Линейный крейсер Moltke. Введен в эксплуатацию 31.03.1912. Водоизмещение 25 000 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 280-мм. Экипаж 1425 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й разведывательной группы линейных крейсеров, после выхода из строя флагманского крейсера Lutzow принял на борт командующего эскадрой вице-адмирала фон Хиппера. В первый период боя стрельба Moltke была лучшей из всех немецких кораблей. Вел артиллерийскую дуэль с британским линейным крейсером Tiger (35400 тонн, 8 орудий 343-мм) на дистанции до 12 300 метров и добился 9 попаданий (24 убитых, 46 раненых). В результате одного близкого разрыва и четырех попаданий тяжелых снарядов в корабль набрал около 1000 тонн воды. В ходе боя потерял 17 убитыми и 23 ранеными.

Линейный крейсер Moltke. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линейный крейсер Moltke. Введен в эксплуатацию 31.03.1912. Водоизмещение 25 000 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 280-мм. Экипаж 1425 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й разведывательной группы линейных крейсеров, после выхода из строя флагманского крейсера Lutzow принял на борт командующего эскадрой вице-адмирала фон Хиппера. В первый период боя стрельба Moltke была лучшей из всех немецких кораблей. Вел артиллерийскую дуэль с британским линейным крейсером Tiger (35400 тонн, 8 орудий 343-мм) на дистанции до 12 300 метров и добился 9 попаданий (24 убитых, 46 раненых). В результате одного близкого разрыва и четырех попаданий тяжелых снарядов в корабль набрал около 1000 тонн воды. В ходе боя потерял 17 убитыми и 23 ранеными.

«Lutzow получил столь значительные повреждения, что командующий боевыми разведывательными силами вице-адмирал фон Хиппер около 21 часа вынужден был покинуть корабль под неприятельским огнем и перейти на Moltke». (Из воспоминаний Рейнгарда Шеера).

Миноносец снимает с тяжело поврежденного крейсера Lutzow командующего эскадрой вице-адмирала фон Хиппера. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

«Lutzow получил столь значительные повреждения, что командующий боевыми разведывательными силами вице-адмирал фон Хиппер около 21 часа вынужден был покинуть корабль под неприятельским огнем и перейти на Moltke». (Из воспоминаний Рейнгарда Шеера).

Линейный крейсер Seydlitz. Введен в эксплуатацию 22.05.1913. Водоизмещение 28 550 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 280-мм. Экипаж 1068 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й разведывательной группы линейных крейсеров вице-адмирала фон Хиппера. Из всех оставшихся на плаву германских кораблей пострадал в наибольшей степени. Вел сражение с линейным крейсером Queen Mary (31.650 тонн, 8 орудий 343 мм), получив 5 попаданий тяжелыми снарядами. После того как в бой вступил еще один германский крейсер — Derfflinger, английский корабль взорвался и затонул (1266 погибших). Позже Seydlitz был торпедирован английским эсминцем, но продолжал участие в сражении. Всего в крейсер попало 8 снарядов 381-мм, 6 — 343-мм и 8 — 305-мм. 98 членов экипажа погибло, 55 было ранено. Набрав 5000 тонн воды, с дифферентом на нос около 5 метров Seydlitz сумел добраться до базы.

Линейный крейсер Seydlitz. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линейный крейсер Seydlitz. Введен в эксплуатацию 22.05.1913. Водоизмещение 28 550 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 280-мм. Экипаж 1068 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й разведывательной группы линейных крейсеров вице-адмирала фон Хиппера. Из всех оставшихся на плаву германских кораблей пострадал в наибольшей степени. Вел сражение с линейным крейсером Queen Mary (31.650 тонн, 8 орудий 343 мм), получив 5 попаданий тяжелыми снарядами. После того как в бой вступил еще один германский крейсер — Derfflinger, английский корабль взорвался и затонул (1266 погибших). Позже Seydlitz был торпедирован английским эсминцем, но продолжал участие в сражении. Всего в крейсер попало 8 снарядов 381-мм, 6 — 343-мм и 8 — 305-мм. 98 членов экипажа погибло, 55 было ранено. Набрав 5000 тонн воды, с дифферентом на нос около 5 метров Seydlitz сумел добраться до базы.

Ran an den Feind! — сигнал поднятый на флагманском линкоре вице-адмирала Шеера, по которому уже сильно поврежденные германские линейные крейсера Хиппера и эсминцы бросились в «психическую» атаку на основные силы Гранд-флита. Смысл и целесообразность этого приказа обсуждается уже 100 лет. Возможно, Шеер решил пожертвовать эскадрой Хиппера, чтобы вывести из боя основные силы линейных кораблей. В результате атакующие немецкие корабли получили множество тяжелых попаданий, после чего последовал приказ развернуться, и вскоре противники потеряли друг друга из виду.

Ran an den Feind! Вперед на врага! Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Ran an den Feind! — сигнал поднятый на флагманском линкоре вице-адмирала Шеера, по которому уже сильно поврежденные германские линейные крейсера Хиппера и эсминцы бросились в «психическую» атаку на основные силы Гранд-флита. Смысл и целесообразность этого приказа обсуждается уже 100 лет. Возможно, Шеер решил пожертвовать эскадрой Хиппера, чтобы вывести из боя основные силы линейных кораблей. В результате атакующие немецкие корабли получили множество тяжелых попаданий, после чего последовал приказ развернуться, и вскоре противники потеряли друг друга из виду.

«Особенно похвально было поведение линейных крейсеров: даже будучи значительно ослабленными убылью в личном составе, частью тяжело поврежденные, они по сигналу Ran an den Feind! с беззаветным мужеством ринулись на неприятеля. Линейные крейсера вынесли на себе всю тяжесть боя, и благодаря этому стала возможной энергичная атака миноносцев». (Из воспоминаний Рейнгарда Шеера).

Атака крейсеров и миноносцев. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

«Особенно похвально было поведение линейных крейсеров: даже будучи значительно ослабленными убылью в личном составе, частью тяжело поврежденные, они по сигналу Ran an den Feind! с беззаветным мужеством ринулись на неприятеля. Линейные крейсера вынесли на себе всю тяжесть боя, и благодаря этому стала возможной энергичная атака миноносцев». (Из воспоминаний Рейнгарда Шеера).

Линейный крейсер Von der Tann. Введен в эксплуатацию 19.02.1911. Водоизмещение 21 300 тонн (полное). Орудия главного калибра: 8 — 280-мм. Экипаж 923 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й разведывательной группы линейных крейсеров вице-адмирала Франца фон Хиппера. Во время боя с британским линейным крейсером Indefatigable потопил его огнем артиллерии. В Indefatigable попали два снаряда с Von der Tann, один из них в носовую башню, где сдетонировал боезапас. «Взрыв произошел в носовой части. Сначала вверх взлетело полотнище пламени, за которым последовало облако густого дыма, скрывшее корабль. В воздух полетели обломки. Совершенно целый 50-футовый паровой катер подлетел на 200 футов вверх». (Из воспоминаний очевидцев). За время боя Von der Tann израсходовал 170 снарядов основного калибра, получил 4 попадания тяжелыми снарядами, потерял 11 убитыми и 35 ранеными.

Линейный крейсер Von der Tann. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линейный крейсер Von der Tann. Введен в эксплуатацию 19.02.1911. Водоизмещение 21 300 тонн (полное). Орудия главного калибра: 8 — 280-мм. Экипаж 923 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й разведывательной группы линейных крейсеров вице-адмирала Франца фон Хиппера. Во время боя с британским линейным крейсером Indefatigable потопил его огнем артиллерии. В Indefatigable попали два снаряда с Von der Tann, один из них в носовую башню, где сдетонировал боезапас. «Взрыв произошел в носовой части. Сначала вверх взлетело полотнище пламени, за которым последовало облако густого дыма, скрывшее корабль. В воздух полетели обломки. Совершенно целый 50-футовый паровой катер подлетел на 200 футов вверх». (Из воспоминаний очевидцев). За время боя Von der Tann израсходовал 170 снарядов основного калибра, получил 4 попадания тяжелыми снарядами, потерял 11 убитыми и 35 ранеными.

Через четырнадцать минут после открытия огня три 280-мм снаряда с Von der Tann попали в Indefatigable на уровне верхней палубы против кормовой башни и возле грот-мачты. Над кораблем поднялось густое облако дыма, и он вышел из строя вправо с заметным креном на левый борт. Тут же в него попало еще два 280-мм снаряда. Прошло еще около 30 секунд, и корабль взорвался. Когда дым рассеялся, крейсера на поверхности моря уже не было. Только двум членам экипажа Indefatigable из 1019 удалось спастись.

Английский линейный крейсер Indefatigable под огнем крейсера Von der Tann. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Через четырнадцать минут после открытия огня три 280-мм снаряда с Von der Tann попали в Indefatigable на уровне верхней палубы против кормовой башни и возле грот-мачты. Над кораблем поднялось густое облако дыма, и он вышел из строя вправо с заметным креном на левый борт. Тут же в него попало еще два 280-мм снаряда. Прошло еще около 30 секунд, и корабль взорвался. Когда дым рассеялся, крейсера на поверхности моря уже не было. Только двум членам экипажа Indefatigable из 1019 удалось спастись.

Линейный крейсер Derfflinger.  Введен в эксплуатацию 01.10.1914. Водоизмещение 31 550 тонн (полное). Орудия главного калибра: 8 — 305-мм. Экипаж 1182 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й разведывательной группы линейных крейсеров вице-адмирала фон Хиппера. Derfflinger принял активное участие в потоплении двух британских линейных крейсеров: вместе с Seydlitz  уничтожили Queen Mary и совместно с Lutzow — Invincible (на последнем погиб контр-адмирал Хорас Худ). В ходе сражения получил больше 20 попаданий снарядами тяжелых калибров. 157 членов экипажа погибли 26 были ранены. За упорство и стойкость получил от англичан прозвище Iron Dog (Железная собака).

Линейный крейсер Derfflinger. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Линейный крейсер Derfflinger. Введен в эксплуатацию 01.10.1914. Водоизмещение 31 550 тонн (полное). Орудия главного калибра: 8 — 305-мм. Экипаж 1182 человека. В Ютландском сражении входил в состав 1-й разведывательной группы линейных крейсеров вице-адмирала фон Хиппера. Derfflinger принял активное участие в потоплении двух британских линейных крейсеров: вместе с Seydlitz уничтожили Queen Mary и совместно с Lutzow — Invincible (на последнем погиб контр-адмирал Хорас Худ). В ходе сражения получил больше 20 попаданий снарядами тяжелых калибров. 157 членов экипажа погибли 26 были ранены. За упорство и стойкость получил от англичан прозвище Iron Dog (Железная собака).

Эскадренный броненосец Schleswig-Holstein. Введен в эксплуатацию 06.07.1908. Водоизмещение 14 218 тонн (полное). Орудия главного калибра: 4 — 280-мм. Экипаж 743 человека. В Ютландском сражении входил в состав 2-й эскадры (контр-адмирал Франц Мауве), составленной из устаревших тихоходных броненосцев, которые оказались скорее балластом Флота открытого моря. На одном из этапов сражения броненосцы смогли оказать поддержку сильно поврежденным линейным крейсерам Хиппера. В результате Schleswig-Holstein получил одно попадание тяжелого снаряда, три человека было убито, девять ранено. Волею судеб броненосец дожил до Второй мировой войны, которую и ознаменовал залпами своих орудий 1 сентября 1939 года по польским казармам на полуострове Вестерплатте.

Эскадренный броненосец Schleswig-Holstein. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Эскадренный броненосец Schleswig-Holstein. Введен в эксплуатацию 06.07.1908. Водоизмещение 14 218 тонн (полное). Орудия главного калибра: 4 — 280-мм. Экипаж 743 человека. В Ютландском сражении входил в состав 2-й эскадры (контр-адмирал Франц Мауве), составленной из устаревших тихоходных броненосцев, которые оказались скорее балластом Флота открытого моря. На одном из этапов сражения броненосцы смогли оказать поддержку сильно поврежденным линейным крейсерам Хиппера. В результате Schleswig-Holstein получил одно попадание тяжелого снаряда, три человека было убито, девять ранено. Волею судеб броненосец дожил до Второй мировой войны, которую и ознаменовал залпами своих орудий 1 сентября 1939 года по польским казармам на полуострове Вестерплатте.

Эскадренный броненосец Pommern. Введен в эксплуатацию 06.08.1907. Водоизмещение 14 218 тонн (полное). Орудия главного калибра: 4 — 280-мм. Экипаж 839 человек. Взорвался после попадания торпеды, выпущенной английским эсминцем Onslaught (по другим источникам Faulknor) и затонул со всей командой. «Никого из состава экипажа спасти не удалось. Обломки так быстро были поглощены морем, что с корабля, шедшего за ним в расстоянии 500 метров, на поверхности моря уже не было усмотрено никаких плавающих предметов». (Из воспоминаний Рейнхарда Шеера).

Эскадренный броненосец Pommern. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Эскадренный броненосец Pommern. Введен в эксплуатацию 06.08.1907. Водоизмещение 14 218 тонн (полное). Орудия главного калибра: 4 — 280-мм. Экипаж 839 человек. Взорвался после попадания торпеды, выпущенной английским эсминцем Onslaught (по другим источникам Faulknor) и затонул со всей командой. «Никого из состава экипажа спасти не удалось. Обломки так быстро были поглощены морем, что с корабля, шедшего за ним в расстоянии 500 метров, на поверхности моря уже не было усмотрено никаких плавающих предметов». (Из воспоминаний Рейнхарда Шеера).

«Одна из двух торпед, выпущенных английским эсминцем Onslaught, попала в Pommern, идущий третьим в строю линейных броненосцев 2-й эскадры. На уровне ватерлинии появился темно-красный огненный шар, который, разрастаясь до огромных размеров, поднялся до верхушек мачт. Корабль развалился пополам, а потом удивительным образом нос и корма сошлись вверху. Несчастные, они даже не взяли своего довольствия…» (Из воспоминаний английского моряка).

Гибель эскадренного броненосца Pommern. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

«Одна из двух торпед, выпущенных английским эсминцем Onslaught, попала в Pommern, идущий третьим в строю линейных броненосцев 2-й эскадры. На уровне ватерлинии появился темно-красный огненный шар, который, разрастаясь до огромных размеров, поднялся до верхушек мачт. Корабль развалился пополам, а потом удивительным образом нос и корма сошлись вверху. Несчастные, они даже не взяли своего довольствия…» (Из воспоминаний английского моряка).

Эскадренный броненосец Schlesien. Корабль того же класса, что и Schleswig-Holstein. В Ютландском сражении входил в состав 2-й эскадры (контр-адмирал Франц Мауве), составленной из устаревших тихоходных броненосцев. В бою практически не участвовал. Один член команды был убит осколком снаряда и один ранен. Принимал участие в операциях Второй мировой войны (Польша, Дания, Норвегия). В 1940 году 150-мм орудия броненосца Schlesien были установлены на германском рейдере Pinguin.

Эскадренный броненосец Schlesien. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Эскадренный броненосец Schlesien. Корабль того же класса, что и Schleswig-Holstein. В Ютландском сражении входил в состав 2-й эскадры (контр-адмирал Франц Мауве), составленной из устаревших тихоходных броненосцев. В бою практически не участвовал. Один член команды был убит осколком снаряда и один ранен. Принимал участие в операциях Второй мировой войны (Польша, Дания, Норвегия). В 1940 году 150-мм орудия броненосца Schlesien были установлены на германском рейдере Pinguin.

Эскадренный броненосец Hessen. Боевой корабль еще более устаревшего типа, чем Schlesien и Schleswig-Holstein. В Ютландском сражении входил в состав 2-й эскадры (контр-адмирал Франц Мауве), составленной из устаревших тихоходных броненосцев. После гибели броненосца Pommern корабли 2-й эскадры Мауве открыли огонь по предполагаемым английским субмаринам и едва не накрыли собственные легкие крейсера Munchen и Stettin.

Эскадренный броненосец Hessen. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Эскадренный броненосец Hessen. Боевой корабль еще более устаревшего типа, чем Schlesien и Schleswig-Holstein. В Ютландском сражении входил в состав 2-й эскадры (контр-адмирал Франц Мауве), составленной из устаревших тихоходных броненосцев. После гибели броненосца Pommern корабли 2-й эскадры Мауве открыли огонь по предполагаемым английским субмаринам и едва не накрыли собственные легкие крейсера Munchen и Stettin.

Легкий крейсер Frauenlob. Введен в эксплуатацию 17.02.1903. Водоизмещение 3158 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 105-мм. Экипаж 329 человек. Во время Ютландского сражения входил в состав разведывательной группы легких крейсеров под командованием командора фон Рейтера. В бою с английскими легкими крейсерами Dublin и Southampton был взорван торпедой с последнего. Затонул вместе с 320 членами команды (лишь 9 человек спаслись).

Легкий крейсер Frauenlob. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Легкий крейсер Frauenlob. Введен в эксплуатацию 17.02.1903. Водоизмещение 3158 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 105-мм. Экипаж 329 человек. Во время Ютландского сражения входил в состав разведывательной группы легких крейсеров под командованием командора фон Рейтера. В бою с английскими легкими крейсерами Dublin и Southampton был взорван торпедой с последнего. Затонул вместе с 320 членами команды (лишь 9 человек спаслись).

Легкий крейсер Munchen. Относится к бронепалубным крейсерам типа «Бремен». Введен в эксплуатацию 10.01.1905. Водоизмещение 3780 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 105-мм. Экипаж 297 человек. Во время Ютландского сражения входил в состав разведывательной группы легких крейсеров под командованием командора фон Рейтера. Получил 5 попаданий снарядами среднего калибра (8 убитых, 12 раненых).

Легкий крейсер Munchen. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Легкий крейсер Munchen. Относится к бронепалубным крейсерам типа «Бремен». Введен в эксплуатацию 10.01.1905. Водоизмещение 3780 тонн (полное). Орудия главного калибра: 10 — 105-мм. Экипаж 297 человек. Во время Ютландского сражения входил в состав разведывательной группы легких крейсеров под командованием командора фон Рейтера. Получил 5 попаданий снарядами среднего калибра (8 убитых, 12 раненых).

Помимо тяжелых кораблей в Ютландском сражении участвовали более сотни эсминцев (61 немецких и 79 английских). В их задачи входила разведка (вместе с легкими крейсерами), торпедные атаки, постановка дымовой завесы, спасение команд тонущих больших кораблей и т.д. 5 германских и 8 английских кораблей этого класса погибли в ходе сражения.

Атака миноносцев. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Помимо тяжелых кораблей в Ютландском сражении участвовали более сотни эсминцев (61 немецких и 79 английских). В их задачи входила разведка (вместе с легкими крейсерами), торпедные атаки, постановка дымовой завесы, спасение команд тонущих больших кораблей и т.д. 5 германских и 8 английских кораблей этого класса погибли в ходе сражения.

Помимо надводных боевых кораблей в Ютландском сражении участвовали подводные лодки обеих сторон и германские цеппелины. По задумке Шпеера немецкие подводные лодки должны были караулить Гранд-флит уже на выходе с британских баз, активно участвовать в сражении и добивать отходящие и поврежденные суда противника. Однако из-за плохой видимости, отсутствия связи и невозможности в ходе сражения отличить свои силы от неприятеля эти задачи выполнить не удалось. Не лучшим образом сложилось дело с разведкой и у цеппелинов.

На Англию! Немецкие пропагандистские открытки

Изображение из собрания П.Каменченко

Помимо надводных боевых кораблей в Ютландском сражении участвовали подводные лодки обеих сторон и германские цеппелины. По задумке Шпеера немецкие подводные лодки должны были караулить Гранд-флит уже на выходе с британских баз, активно участвовать в сражении и добивать отходящие и поврежденные суда противника. Однако из-за плохой видимости, отсутствия связи и невозможности в ходе сражения отличить свои силы от неприятеля эти задачи выполнить не удалось. Не лучшим образом сложилось дело с разведкой и у цеппелинов.

После Ютландского сражения противники продолжали наращивать морскую военную мощь в качественном и количественном отношении, но до нового крупного выяснения отношений надводных кораблей в открытом бою дело так и не дошло. Вскоре Германия начала неограниченную подводную войну, и о возможностях больших боевых кораблей там как-то стали забывать.

Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

После Ютландского сражения противники продолжали наращивать морскую военную мощь в качественном и количественном отношении, но до нового крупного выяснения отношений надводных кораблей в открытом бою дело так и не дошло. Вскоре Германия начала неограниченную подводную войну, и о возможностях больших боевых кораблей там как-то стали забывать.

Исходя из потерь, понесенных сторонами в Ютландском сражении, Германия объявила себя победительницей, о чем тут же заявила кайзеровская пропаганда.

Соотношение израсходованных снарядов и потери Флота открытого моря. Немецкая открытка (фрагмент)

Изображение из собрания П.Каменченко

Исходя из потерь, понесенных сторонами в Ютландском сражении, Германия объявила себя победительницей, о чем тут же заявила кайзеровская пропаганда.

Однако немецкому флоту не удалось снять морскую блокаду Германии, и Британия, как и прежде, осталась полной владычицей морей.

Соотношение человеческих потерь и потери Гранд-флита. Немецкая открытка (фрагмент)

Изображение из собрания П.Каменченко

Однако немецкому флоту не удалось снять морскую блокаду Германии, и Британия, как и прежде, осталась полной владычицей морей.

В Ютландском морском сражении Флот открытого моря потерял: 1 линейный крейсер, 1 броненосец, 4 легких крейсера, 5 эсминцев. Погибло 3039 моряков.

Потери Гранд-флита составили: 3 линейных крейсера, 3 броненосных крейсера, 8 эсминцев. Погибли 6784 моряка.

Матросы с линкора Kaiser. Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

В Ютландском морском сражении Флот открытого моря потерял: 1 линейный крейсер, 1 броненосец, 4 легких крейсера, 5 эсминцев. Погибло 3039 моряков. Потери Гранд-флита составили: 3 линейных крейсера, 3 броненосных крейсера, 8 эсминцев. Погибли 6784 моряка.

Оборотная сторона открытки, отправленной с военно-морской базы в Вильгельмсхафене 15 июня 1916 года, через две недели после Ютландского сражения.

Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Оборотная сторона открытки, отправленной с военно-морской базы в Вильгельмсхафене 15 июня 1916 года, через две недели после Ютландского сражения.

Германский Флот открытого моря перестал существовать 21 июня 1919 года. После поражения Германии в Первой мировой войне немецкие моряки решили затопить свои корабли в бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах, где те находились по договору, чтобы  флот не достался победителям. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца.

Немецкая открытка

Изображение из собрания П.Каменченко

Германский Флот открытого моря перестал существовать 21 июня 1919 года. После поражения Германии в Первой мировой войне немецкие моряки решили затопить свои корабли в бухте Скапа-Флоу на Оркнейских островах, где те находились по договору, чтобы флот не достался победителям. Экипажи подняли на кораблях германские военно-морские флаги и открыли кингстоны, заклинив их. В течение 5 часов были затоплены 10 линкоров, 5 линейных крейсеров, 5 легких крейсеров и 32 эскадренных миноносца.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше