Глубины глубинки Редкие картины русского авангарда на выставке «До востребования. Часть II»

10 фото

30 марта в Еврейском музее и центре толерантности в Москве открывается выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев. Часть II». Главная идея экспозиции — показать забытые произведения известных, малоизвестных или совсем неизвестных художников авангарда, хранящиеся в коллекциях региональных музеев. Посетители увидят полотна из музейных собраний 17 городов: Архангельска, Вятки, Иванова, Краснодара, Нижнего Тагила, Омска, Яранска и других. Эта выставка — продолжение экспозиции, демонстрировавшейся в 2016 году. Она охватывает период с 1917 года до начала 1930-х годов. «Лента.ру» попросила куратора выставки искусствоведа Андрея Сарабьянова выбрать десять примечательных экспонатов и рассказать о них.

Это редкая работа Пименова, экспрессионистская, потому что в принципе Пименов был классиком советской живописи. Самая известная его картина — «Новая Москва», все ее знают: женщина за рулем открытого автомобиля, со спины, на фоне высотных зданий. Но у него были вот такие вещи, которые связывают его с авангардом, хотя авангардистом его назвать нельзя.

Юрий Пименов. «Италия». Из цикла «Запад»

Изображение: предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности

Это редкая работа Пименова, экспрессионистская, потому что в принципе Пименов был классиком советской живописи. Самая известная его картина — «Новая Москва», все ее знают: женщина за рулем открытого автомобиля, со спины, на фоне высотных зданий. Но у него были вот такие вещи, которые связывают его с авангардом, хотя авангардистом его назвать нельзя.

Григорьев был членом объединения «Маковец». Это было объединение не совсем авангардное, в нем были и художники реалистического направления, и «умеренного» авангарда. Григорьев как раз и относился к «умеренному» авангарду. Он занимался разными вещами — и кубизмом, и конструктивизмом. «Мост» написан в духе позднего сезаннизма. Это интересная живопись, особенно учитывая, что у Григорьева мало живописных работ. Григорьев — типичный художник русского авангарда, который недолго был в авангарде на самом деле, а потом перешел к реализму. В то же время он один из самых талантливых живописцев того времени, несмотря на то, что мало известен.

Николай Григорьев. «Мост»

Изображение: предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности

Григорьев был членом объединения «Маковец». Это было объединение не совсем авангардное, в нем были и художники реалистического направления, и «умеренного» авангарда. Григорьев как раз и относился к «умеренному» авангарду. Он занимался разными вещами — и кубизмом, и конструктивизмом. «Мост» написан в духе позднего сезаннизма. Это интересная живопись, особенно учитывая, что у Григорьева мало живописных работ. Григорьев — типичный художник русского авангарда, который недолго был в авангарде на самом деле, а потом перешел к реализму. В то же время он один из самых талантливых живописцев того времени, несмотря на то, что мало известен.

Теория Матюшина называлась «органическое искусство». «Органическое» — имеется в виду, что оно природное, естественное. Художник, в его понимании, — это творец, который воссоздает природные явления. Он воспринимает природу не конкретно как какое-то дерево или пейзаж, а как природу, как цвет, как линию. И вот из этого восприятия появляются беспредметные абстрактные композиции, навеянные природными явлениями. Вот, например, Лахта — это место на Финском заливе, где часто очень бывал Матюшин и его ученики: это песочные дюны, и вот эти песочные дюны навеяли ему такую абстрактную композицию.

Михаил Матюшин. «Лахта»

Изображение: предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности

Теория Матюшина называлась «органическое искусство». «Органическое» — имеется в виду, что оно природное, естественное. Художник, в его понимании, — это творец, который воссоздает природные явления. Он воспринимает природу не конкретно как какое-то дерево или пейзаж, а как природу, как цвет, как линию. И вот из этого восприятия появляются беспредметные абстрактные композиции, навеянные природными явлениями. Вот, например, Лахта — это место на Финском заливе, где часто очень бывал Матюшин и его ученики: это песочные дюны, и вот эти песочные дюны навеяли ему такую абстрактную композицию.

Это одна из редких работ Ивана Кудряшова, сделанная в стиле кубофутуризма. Кудряшов больше известен как автор абстракций начала 1920-х годов, в его работах присутствовали космические идеи, он изображал в абстракциях некое космическое пространство. Недавно я был в Париже, и там в библиотеке Кандинского мне показали рукописную тетрадь начала 1920-х годов из России с манифестами художников. Там был рисунок Кудряшова, эскиз к этой работе. Это вещь двусторонняя, потому что на оборотной стороне — эскиз какой-то композиции, тоже кубофутуристической. Может быть, более ранней, но она не завершена, тоже очень красивая по цвету. Основная сторона (на выставке можно увидеть работу с обеих сторон) — так называемый портрет девушки. Но это условное название, потому что это «просто портрет», как изображение человека.

Иван Кудряшов. «Портрет девушки»

Изображение: предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности

Это одна из редких работ Ивана Кудряшова, сделанная в стиле кубофутуризма. Кудряшов больше известен как автор абстракций начала 1920-х годов, в его работах присутствовали космические идеи, он изображал в абстракциях некое космическое пространство. Недавно я был в Париже, и там в библиотеке Кандинского мне показали рукописную тетрадь начала 1920-х годов из России с манифестами художников. Там был рисунок Кудряшова, эскиз к этой работе. Это вещь двусторонняя, потому что на оборотной стороне — эскиз какой-то композиции, тоже кубофутуристической. Может быть, более ранней, но она не завершена, тоже очень красивая по цвету. Основная сторона (на выставке можно увидеть работу с обеих сторон) — так называемый портрет девушки. Но это условное название, потому что это «просто портрет», как изображение человека.

Павел Мансуров эмигрировал во Францию и прославился там как автор абстрактных композиций. Но начинал он в России, и вот это очень редкая работа, которая принадлежит российскому периоду. Это единственное полноценное произведение Мансурова, которое есть в России. Есть в этом же музее еще одна маленькая графическая картина — скорее даже графический лист, но он не такой значительный, это как бы эскиз. А это такая завершенная композиция, очень красивая, беспредметная. Ценность ее именно в том, что она — единственная в российских региональных музеях.

Павел Мансуров. «Беспредметное»

Изображение: предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности

Павел Мансуров эмигрировал во Францию и прославился там как автор абстрактных композиций. Но начинал он в России, и вот это очень редкая работа, которая принадлежит российскому периоду. Это единственное полноценное произведение Мансурова, которое есть в России. Есть в этом же музее еще одна маленькая графическая картина — скорее даже графический лист, но он не такой значительный, это как бы эскиз. А это такая завершенная композиция, очень красивая, беспредметная. Ценность ее именно в том, что она — единственная в российских региональных музеях.

Авангардистское начало карьеры Валентины Брумберг, в будущем известного мультипликатора, стало настоящим откровением при подготовке выставки. Ранее она даже не была включена в Энциклопедию русского авангарда. Брумберг училась в ГСХМ (Государственных свободных художественных мастерских), прошла все этапы обучения работе в авангардной стилистике. Эта ее работа написана в стиле позднего сезаннизма.

Валентина Брумберг. «Пейзаж с домом»

Изображение: предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности

Авангардистское начало карьеры Валентины Брумберг, в будущем известного мультипликатора, стало настоящим откровением при подготовке выставки. Ранее она даже не была включена в Энциклопедию русского авангарда. Брумберг училась в ГСХМ (Государственных свободных художественных мастерских), прошла все этапы обучения работе в авангардной стилистике. Эта ее работа написана в стиле позднего сезаннизма.

Оранжевая архитектоника Поповой интересна тем, что это практически последняя архитектоника, которую сделала художница, прежде чем перейти к пространственно-силовым построениям, которые тоже представлены здесь у нас на выставке.

Любовь Попова. «Оранжевая живописная архитектоника»

Изображение: предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности

Оранжевая архитектоника Поповой интересна тем, что это практически последняя архитектоника, которую сделала художница, прежде чем перейти к пространственно-силовым построениям, которые тоже представлены здесь у нас на выставке.

В 1921 году в Вятской области была организована передвижная выставка изобразительного искусства. Там было представлено более 300 работ самых разных стилей — от реализма до авангарда. Эту выставку перевозили из города в город, и до Яранска она тоже дошла. Это совершенно уникальное явление того времени. Можно представить себе, в каких условиях это все происходило: картины возили на телегах по ужасным дорогам. Энтузиазм этих людей, которые везли это все в маленький город Яранск, чтобы показать местным жителям, — это был просто подвиг в каком-то смысле. Работы Родченко попали на эту выставку следующим образом: устроители выставки обратились в Москву с просьбой дать им несколько работ в стиле авангарда, потому что им нужно было представить всю сферу изобразительного искусства того времени. И тогда Родченко и Кандинский, которые в это время работали в музейном бюро, дали по шесть своих работ на эту выставку. Таким образом жители Яранска увидели тогда шесть картин Родченко и шесть акварелей Кандинского, которые там и остались. Они частично были переданы потом в Вятский музей, поэтому они теперь разделены между Яранском и Вяткой. На нашей выставке представлены произведения с этой выставки из Яранского и Вятского музеев.

Александр Родченко. «Черное на черном», №82

Изображение: предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности

В 1921 году в Вятской области была организована передвижная выставка изобразительного искусства. Там было представлено более 300 работ самых разных стилей — от реализма до авангарда. Эту выставку перевозили из города в город, и до Яранска она тоже дошла. Это совершенно уникальное явление того времени. Можно представить себе, в каких условиях это все происходило: картины возили на телегах по ужасным дорогам. Энтузиазм этих людей, которые везли это все в маленький город Яранск, чтобы показать местным жителям, — это был просто подвиг в каком-то смысле. Работы Родченко попали на эту выставку следующим образом: устроители выставки обратились в Москву с просьбой дать им несколько работ в стиле авангарда, потому что им нужно было представить всю сферу изобразительного искусства того времени. И тогда Родченко и Кандинский, которые в это время работали в музейном бюро, дали по шесть своих работ на эту выставку. Таким образом жители Яранска увидели тогда шесть картин Родченко и шесть акварелей Кандинского, которые там и остались. Они частично были переданы потом в Вятский музей, поэтому они теперь разделены между Яранском и Вяткой. На нашей выставке представлены произведения с этой выставки из Яранского и Вятского музеев.

Голубятников — ученик Петрова-Водкина, очень интересный художник, все его работы собраны только в одном музее Нижнего Тагила, больше его произведений нигде нет. Поэтому мы его показываем как один из вариантов школы Петрова-Водкина, который даже ближе к авангардным принципам, чем сам Петров-Водкин.

Павел Голубятников. «Крыши»

Изображение: предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности

Голубятников — ученик Петрова-Водкина, очень интересный художник, все его работы собраны только в одном музее Нижнего Тагила, больше его произведений нигде нет. Поэтому мы его показываем как один из вариантов школы Петрова-Водкина, который даже ближе к авангардным принципам, чем сам Петров-Водкин.

На выставке представлены три работы Юстицкого. Можно сказать, что он звезда позднего русского авангарда, необычайно одаренный художник, талантливый, проявивший себя в самых разных стилях позднего авангарда (советского времени). В своих работах он, можно сказать, предугадывал будущие тенденции западного искусства. В послевоенные годы, на Западе, в европейском искусстве проявились тенденции примитивизма. При этом Юстицкий не учился в Европе, он относится к саратовской школе авангарда. Но он, конечно, перерос саратовских авангардистов, вышел за пределы саратовской школы. Он предвидел многое из того, что в русском авангарде не было осуществлено, а потом возникло в других стилевых направлениях и школах.

Валентин Юстицкий, «Плоскостной этюд»

Изображение: предоставлено Еврейским музеем и центром толерантности

На выставке представлены три работы Юстицкого. Можно сказать, что он звезда позднего русского авангарда, необычайно одаренный художник, талантливый, проявивший себя в самых разных стилях позднего авангарда (советского времени). В своих работах он, можно сказать, предугадывал будущие тенденции западного искусства. В послевоенные годы, на Западе, в европейском искусстве проявились тенденции примитивизма. При этом Юстицкий не учился в Европе, он относится к саратовской школе авангарда. Но он, конечно, перерос саратовских авангардистов, вышел за пределы саратовской школы. Он предвидел многое из того, что в русском авангарде не было осуществлено, а потом возникло в других стилевых направлениях и школах.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше