Ханты-Мансийский автономный округ — Югра — по площади равен Франции и занимает огромную территорию от восточных склонов Уральских гор до водораздела Оби и Енисея. Край красивый, богатый реками и озерами и очень малозаселенный — всего-то 1,6 миллиона человек, в основном сосредоточенных в нескольких городах. На территории Югры проживают коренные народы Севера: ханты и манси, относящиеся к финно-угорской языковой группе. Народ спокойный, доброжелательный и гостеприимный. К традиционным занятиям — разведению оленей, охоте, рыболовству собиранию грибов и ягод, недавно добавилось новое — этнотуризм. Как живут коренные жители Югры и что они могут предложить любознательным путешественникам — в галерее «Ленты.ру».
Фото: Петр Каменченко
На сегодня в Югре добывается около 45 процентов всей российской нефти. По крайней мере, так говорят сами нефтяники. Югра занимает третье место в рейтинге социально-экономического положения регионов России и второе по масштабу экономики (уступая лишь Москве). Поэтому совсем неудивительно, что в современном народном творчестве образ оленя мирно соседствует с нефтяной вышкой.
Фото: Петр Каменченко
На территории Югры проживают коренные народы Севера: ханты и манси. Первых чуть больше 19 тысяч, вторых около 12 тысяч (на 2010 год). 1 июня ханты и манси отмечают приход лета — День трясогузки. Во время праздника традиционные наряды дополняются головными уборами, символизирующими различных птиц.
Фото: Петр Каменченко
В таких нехитрых сторожках ханты живут на постоянных стойбищах. При этом зимой температура здесь нередко опускается ниже минус 50 градусов.
Фото: Юлия Ханина
«Говорящие» медвежьи головы есть во многих семьях ханты и манси. Если такую голову правильно задобрить, она может рассказать человеку, что его ждет в будущем и дать хороший совет.
Фото: Петр Каменченко
Медведю посвящен специальный праздник — медвежьи игрища. Участники надевают берестяные маски — чтобы медведь не узнал их и не нажаловался потом своему отцу богу Торуму. Медведь — хитрое и злопамятное существо, о нем нужно говорить осторожно, а лучше вообще не говорить. По крайней мере, на родном языке.
Фото: Петр Каменченко
В этих лабазах ханты и манси хранят запасы продуктов на полгода и больше. Столбы лабаза устроены таким образом, чтобы до припасов не смогли добраться мелкие грызуны. Лесенка из бревна легко снимается.
Фото: Юлия Ханина
Оленье стадо, как и прежде, дает значительную часть дохода и определяет годовой ритм жизни семей ханты и манси. За семьями закрепляются определенные территории, на которых пасутся олени. Если на этих территориях начинается разработка нефти, семьи получают материальную компенсацию: денежные выплаты, раз в четыре года — новые снегоход и лодочный мотор, лодку, горюче-смазочные материалы, железо, доски, связь и другую помощь, когда потребуется. Кроме того, многие ханты и манси постоянно заняты в нефтяной отрасли.
Фото: Юлия Ханина
Женщина ханты в головном уборе трясогузки рассказывает, как устроена «пасть» (капкан): на землю кладется приманка, зверь (например, заяц) тянет приманку и обрушивает на себя тяжелые бревна.
Фото: Юлия Ханина
В Югре множество рек, озер и болот. В районе Ханты-Мансийска сливаются Обь и Иртыш. Нужно ли говорить, что рыбалка — одно из любимейших занятий местных жителей и хорошая приманка для туристов.
Фото: Юлия Ханина
Облас — очень легкая, маневренная, но неустойчивая лодочка. Она выдалбливается из осины или кедра. Места выхода суков промазываются смолой. Держать равновесие на такой лодке учат с детства. Очень популярны различные соревнования на обласах.
Фото: Юлия Ханина
Ханты и манси до сих пор возводят чумы, кочуя со стадами в теплое время года. Вначале ставятся три жерди, связанные у вершины, а уже на них опираются другие жерди (в зависимости от размеров чума). Раньше чумы покрывались шкурами или берестой. Сейчас используют брезент.
Фото: Юлия Ханина
Стойбище Степана Кечимова относится к Ульт-Ягунскому поселковому совету Сургутского района. Здесь, в 45 километрах от Когалыма, он проживает с женой Зиной, двухлетним ребенком и котом Маркизом. Здесь же принимает гостей и любознательных путешественников.
Фото: Юлия Ханина
Всю противоположную от входа стену дома занимают широкие нары. На нарах разложена одежда из оленьего меха и кож, которую Зина делает своими руками. На стене — репродукция «Тайной вечери».
Фото: Юлия Ханина
Дом обогревается железной печью-буржуйкой. Печь очень быстро греется, но тепло практически не держит, поэтому в холодное время года (7-8 месяцев) ее топят постоянно. Такие же печи стоят в большинстве жилищ ханты и манси. Печи поменьше возят с собой и ставят в чумах. В кастрюле — густая шурпа из оленьего мяса.
Фото: Петр Каменченко
Медведь — главный враг оленя (волков здесь нет). В конце апреля медведь задрал и закопал в снег беременную олениху. Степан съездил домой за ружьем, вернулся и застрелил медведя. Шкура сушится теперь на стене его дома.
Фото: Юлия Ханина
В Центре национальной культуры в деревне Русинская можно не только познакомиться с традиционными ремеслами ханты и манси, но и самому попробовать что-то смастерить. Ханты Майя и Фаина (на фото) научат, как вырезать узор на бересте, плести ворону из бисера, делать кукол и т.д.
Фото: Юлия Ханина
Значительную часть экспонатов Музея природы и человека в деревне Русскинская — а это сотни великолепно изготовленных муляжей разных животных — создал Александр Павлович Ядрошников. И это при том, что у него отсутствуют фаланги пальцев на обеих руках (отморозил в 14 лет). Этнографическую часть коллекции Ядрошников собрал во время поездок на стойбища тром-аганских ханты.
Фото: Юлия Ханина
Удивительно, но лучший океанариум России находится за тысячи километров от моря в городе Когалым.
Фото: Петр Каменченко
Сургут, Когалым, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск совершенно не похожи на вахтовые городки-«общаги», повсеместно возникавшие в советское время в местах интенсивной добычи «даров природы». Большая часть жилья и инфраструктура созданы уже в 2000-е годы, когда цена на нефть была высокой и на себе нефтяники не экономили. В результате появились современные, уютные, чистые и комфортные города, с отличными дорогами, торговыми центрами, стадионами, музеями, театрами, аквапарками и многим другим. И это еще одно из приятных открытий, которых в Югре оказалось немало.