Индийский Варанаси называют «городом мертвых»: именно там происходит бесконечный процесс сжигания умерших индийцев. Гхаты Ганги (место спуска к реке) используются и для массовых сеансов помывки, и для ритуальных проводов усопших в другой мир. Фотограф Сергей Строителев — один из немногих журналистов, которому удалось не просто посмотреть на массовые сожжения издалека, а побывать в толпе индийцев и стать свидетелем полного цикла проводов. Специально для «Ленты.ру» Строителев рассказал об опасном путешествии и поделился эксклюзивными снимками.
По приезде в Варанаси в комнате отеля я сразу почувствовал запах гари — набережная Маникарника была совсем рядом. Это древнейший индийский крематорий, один из 84 варанасийских гхатов, — место, где, по преданиям, Вселенная сгорит в конце времен. Я давно мечтал снять священную кремацию, меня привлекала духовность, многогранность и сложность процесса, древние традиции и легенды, лежащие в основе ритуала кремации, и Маникарника стало идеальным местом.
Ранним утром по пути на набережную я продрался сквозь толпу местных, окутанных запахом марихуаны, быков, перепрыгнул не одну кучу навоза и почувствовал жар костров. В воздухе висел запах горящих тел и ароматических масел.
Я стоял и смотрел на этот праздник смерти, и он просто зачаровывал меня.
Как только я попытался достать камеру, толпа из касты неприкасаемых окружила меня, начала кричать и попыталась выхватить аппарат. Бумажка в бюрократическую полицию не сработала, поэтому мне пришлось договариваться с местными авторитетами, которые «держали» крематорий. На получение разрешения ушло несколько дней, мне пришлось не раз поговорить с толстобрюхим боссом, разъясняя свой интерес. Краснозубый от жевательного табака мужчина Кумар, которого приставили мне помогать, встречал меня каждое утро и пристально наблюдал за моей работой.
Следующие дни я снимал без проблем. Родственникам усопших было абсолютно неважно, что рядом с ними был человек с камерой. В момент ритуала они впадали в какое-то особое состояние и не замечали ничего вокруг. Безусловно, это горе, но также и радость за освобождение души умершего близкого. Это невероятный парадокс.
Фото: Сергей Строителев
У гхата Маникарники (выход к воде на берегу священной Ганги), главного индийского крематория, одновременно сжигают 6-7 тел.
Фото: Сергей Строителев
Родственник усопшего оплакивает его на ступенях гхата. На прощание есть время — на гхате всегда очередь.
Фото: Сергей Строителев
Домы (каста неприкасаемых, заведующая процессами кремации) готовят труп к сожжению.
Фото: Сергей Строителев
Домы несут древесину к кострам. Перед гхатом работают несколько точек по продаже древесины, где родственники усопшего могут купить необходимое количество для ритуала.
Бедных усопших, у родственников которых не хватает средств на дрова, предают огню в электрокрематории. Однако последний не пользуется спросом у людей — огонь должен быть живым.
Фото: Сергей Строителев
Родственники усопшего несут тело к воде священной Ганги, чтобы произвести омовение усопшего перед сожжением. В ритуале принимают участие все члены семьи.
Фото: Сергей Строителев
Домы разжигают костер.
Фото: Сергей Строителев
После омовения тела усопшего родственники «поят» тело водой. Каждый член семьи делает это по пять раз по числу стихий — огонь, вода, земля, пространство и воздух.
Фото: Сергей Строителев
Дом, отдыхающий после рабочего дня.
Фото: Сергей Строителев
Огонь на гхате. Гхат принимает усопших круглосуточно, но к вечеру число кремаций значительно снижается. По преданию, после смерти из человека уходит огонь — жизненно важный элемент, и кремация тела осуществляется для восполнения огня.
Фото: Сергей Строителев
Вся семья усопшего также совершает омовение. Один из мужчин — родственников усопшего, должен побриться наголо и облачиться в белое. Если умер отец, это должен сделать старший сын, если мать — младший.
Фото: Сергей Строителев
Одна из точек, торгующая ритуальной древесиной около гхата. Самые дорогие и почитаемые дрова из сандалового дерева.
Фото: Сергей Строителев
Люди, отдыхающие около гхата и наблюдающие за кремацией.
Фото: Сергей Строителев
Мужчины из числа родственников усопших бреются наголо перед ритуалами.
Фото: Сергей Строителев
Тело усопшего покрывают ароматическими маслами, заворачивают в саван из белого шелка и накрывают нарядным покрывалом. Тело несут к водам Ганги на носилках из семи бамбуковых поперечин — по количеству чакр.
Фото: Сергей Строителев
На гхате не протолкнуться круглые сутки. Домы, родственники, зеваки толпятся на 200 квадратных метрах в дыме и гари. В ритуале принимают участие одновременно до 500 человек. Маникарника — место создания и разрушения мира, где, по легенде, Вселенная сгорит в конце времен.
Фото: Сергей Строителев
Родственник усопшего и дом, помогающий ему, несут щепки и солому для разжигания костра.
Фото: Сергей Строителев
Тела, ожидающие кремации, на ступенях гхата около воды Ганги.
Фото: Сергей Строителев
Родственник усопшего несет воду из священной Ганги к костру.
Фото: Сергей Строителев
Родственники поливают водой усопшего перед кремацией.
Фото: Сергей Строителев
Домы несут тело к месту кремации.
Фото: Сергей Строителев
Фото: Сергей Строителев
Сжигать позволено не все тела. Тела беременных женщин, прокаженных, детей до 13 лет и тела садху (святых) не сжигают, а топят в Ганге с помощью камней. Тела же укушенных коброй отправляют в плаванье по Ганге и верят, что после укуса кобры человек не умирает, а впадает в кому.
Фото: Сергей Строителев
Фото: Сергей Строителев
Родственник готовится поджечь тело усопшего, которое будет гореть около двух часов. Тела сжигают не до конца — мужчину до ребра, женщину — до бедра. Эти останки родственники должны торжественно предать Ганге в конце церемонии.
Фото: Сергей Строителев
Руки одного из домов в пепле.
Фото: Сергей Строителев
На теле усопшего всегда есть дорогие украшения, которые запрещено снимать перед или после кремации. Домы, работающие на гхате, просеивают воду в надежде найти эти украшения и продать. Родственники сообщают домам, если на теле усопшего были украшения, чтобы облегчить труд.
Фото: Сергей Строителев
Мужчина, оплакивающий своего усопшего родственника после кремации.
Фото: Сергей Строителев
Храм агхори на Маникарнике. Агхори — последователи религиозной секты, которую в Индии клеймят за противоречивые ритуалы. По преданию, они ели останки усопших после кремации. Сейчас этого не происходит, но пепел кремированных они до сих пор используют для молитв и ритуалов.
Фото: Сергей Строителев
Люди агхори в храме на Маникарнике.
Фото: Сергей Строителев
Вид на Маникарнику. Вход и съемки на гхате запрещены, журналистам нужно либо обратиться в полицию за разрешением, либо договариваться с местной мафией. Туристы обычно наблюдают за кремациями с лодок.
Фото: Сергей Строителев
После десятков кремаций поверхность священной Ганги около гхата напоминает свалку.
Фото: Сергей Строителев
Один из домов, готовящийся к очередной кремации, на фоне пылающих костров.
Фото: Сергей Строителев
Тело, подготовленное к кремации.
Фото: Сергей Строителев
Домы моются после рабочей смены.
Фото: Сергей Строителев
Тлеющие останки на Маникарнике. Концом ритуала является лопнувший череп — символ освобождения. Если в процессе сожжения этого не происходит, то один из родственников обязан расколоть череп кремируемого, чтобы освободить его душу.
Фото: Сергей Строителев
Дом ищет драгоценности в водах священной Ганги.