Начало XX века стало временем бурного развития промышленности в Российской империи. Строились заводы и фабрики, железные дороги уходили все дальше по территории огромной страны. Сложные системы каналов и шлюзов превращали тихие речки и озера в оживленные транспортные пути. Мосты связывали берега широких рек, электростанции давали ток, дымили паровозы и пароходы, летели по проводам телеграфные сообщения... Достижения науки, внедренные в повседневную практику, изумляли воображение не только обывателей, но и весьма просвещенных граждан. Сергей Михайлович Прокудин-Горский искренне верил, что наука и техника изменят мир к лучшему, и приложил к этому свои силы, талант, энергию и страсть. Он не просто усовершенствовал цветную фотографию — ему удалось остановить и обессмертить само время.
«Лента.ру» и издательство «Красивая книга» продолжают знакомить читателей с наследием великого русского фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского. В этой галерее собраны цветные фотографии промышленных предприятий, образцов техники и транспорта, железнодорожных и водных коммуникаций Российской империи, относящиеся к 1909-1916 годам.
![Электростанция Соловецкого монастыря была пущена в работу 27 сентября 1912 года. Мощность электростанции на момент запуска составляла 145 лошадиных сил (л.с.), вырабатывался постоянный ток напряжением 220 вольт. Один генератор приводился в действие гидравлической турбиной Френсиса мощностью 60 л.с., а два других — паровыми машинами мощностью 60 и 25 л.с. Основная нагрузка электростанции была силовой и только 14 процентов — осветительной.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141138657/preview_251c7e9a244eadfaced672967717763b.jpg)
Электростанция Соловецкого монастыря (на переднем плане); на заднем плане — Спасо-Преображенский собор (слева) и Филипповская церковь. Фотография 1916 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Электростанция Соловецкого монастыря была пущена в работу 27 сентября 1912 года. Мощность электростанции на момент запуска составляла 145 лошадиных сил (л.с.), вырабатывался постоянный ток напряжением 220 вольт. Один генератор приводился в действие гидравлической турбиной Френсиса мощностью 60 л.с., а два других — паровыми машинами мощностью 60 и 25 л.с. Основная нагрузка электростанции была силовой и только 14 процентов — осветительной.
![Камнечерпательная машина применялась для очистки и углубления русла.
Река Свирь, Лодейнопольский уезд Олонецкой губернии. Сегодня это Подпорожский район Ленинградской области.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141138722/preview_58328524823b845c41cf3fab7235b9b9.jpg)
Камнечерпательная машина многочерпакового типа «Свирская 1-я». Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Камнечерпательная машина применялась для очистки и углубления русла.
Река Свирь, Лодейнопольский уезд Олонецкой губернии. Сегодня это Подпорожский район Ленинградской области.
![Малая механизация сельского хозяйства в действии. Снимок сделан летом 1916 года в районе села Кондопога Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (районный центр Кондопога Республики Карелия).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141138835/preview_9e17751e27e20df2a63fe0c3f6beb408.jpg)
Прессовальный станок для сена. Фотография 1916 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Малая механизация сельского хозяйства в действии. Снимок сделан летом 1916 года в районе села Кондопога Петрозаводского уезда Олонецкой губернии (районный центр Кондопога Республики Карелия).
![Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркускан близ Бакала, Златоустовский уезд Уфимской губернии. В настоящее время — Саткинский район Челябинской области.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141140256/preview_23ecd4b533e3fb91ad7f3997c9d2103e.jpg)
Работа на Бакальском руднике. Фотография 1910 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркускан близ Бакала, Златоустовский уезд Уфимской губернии. В настоящее время — Саткинский район Челябинской области.
![Снимок сделан у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии во время строительства Белоомутского шлюза. Сегодня Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области, расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141138781/preview_501b1cef83e1967be2dddc9b6c8b2112.jpg)
Насосы для выкачивания воды у села Белоомут. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии во время строительства Белоомутского шлюза. Сегодня Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области, расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.
![Снимок сделан в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии (Кондопожский район Республики Карелия).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141138911/preview_211acbccee9fcb7c76d6f184063f3a67.jpg)
Завод для вяления рыбы. Фотография 1916 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан в Петрозаводском уезде Олонецкой губернии (Кондопожский район Республики Карелия).
![Колесный буксирный пароход «Тюмень» был построен в Тюмени на заводе Курбатова и Игнатова в 1894 году. Принадлежал Министерству путей сообщения Российской империи. Предположительно, снимок сделан на реке Туре близ Тюмени.
На нижней палубе слева за столом сидит сам Сергей Михалович Прокудин-Горский, который в 1912 году совершил путешествие от Тюмени до Тобольска.
Тюменский уезд Тобольской губернии. Сегодня это Тюменский район Тюменской области.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139031/preview_0e3893b4181511fbc6749ea2d37f20dd.jpg)
Пароход «Тюмень». Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Колесный буксирный пароход «Тюмень» был построен в Тюмени на заводе Курбатова и Игнатова в 1894 году. Принадлежал Министерству путей сообщения Российской империи. Предположительно, снимок сделан на реке Туре близ Тюмени.
На нижней палубе слева за столом сидит сам Сергей Михалович Прокудин-Горский, который в 1912 году совершил путешествие от Тюмени до Тобольска.
Тюменский уезд Тобольской губернии. Сегодня это Тюменский район Тюменской области.
![Снимок сделан в Ялуторовском уезде Тобольской губернии (в настоящее время Тюменская область).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139102/preview_b29f5ed64db662628e3b7c5ff258519d.jpg)
Мельницы. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан в Ялуторовском уезде Тобольской губернии (в настоящее время Тюменская область).
![Снимок сделан на электростанции, построенной на берегу Оки у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии. Сейчас Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области, расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139225/preview_b9e3c1d1c61399c3b4aadbc3b660d9df.jpg)
Машинное отделение электростанции у села Белоомут. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан на электростанции, построенной на берегу Оки у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии. Сейчас Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области, расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.
![Первый чугун на Саткинском чугуноплавильном заводе был получен 19 ноября 1758 года. Все оборудование завода приводилось в действие силой воды, для чего был построен пруд с плотиной длиной 324 метра и шириной 8,5 метра.
Снимок сделан на Саткинском заводе в Златоустовском уезде Уфимской губернии (сегодня город Сатка в Челябинской области).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139282/preview_1a6c955fef964dc68170fbdb98cc8283.jpg)
Доменные печи на Саткинском заводе. Фотография 1910 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Первый чугун на Саткинском чугуноплавильном заводе был получен 19 ноября 1758 года. Все оборудование завода приводилось в действие силой воды, для чего был построен пруд с плотиной длиной 324 метра и шириной 8,5 метра.
Снимок сделан на Саткинском заводе в Златоустовском уезде Уфимской губернии (сегодня город Сатка в Челябинской области).
![Златоустовская фабрика холодного оружия была построена и пущена в ход в 1816-м. Фотография сделана в городе Златоусте Златоустовского уезда Уфимской губернии.
Теперь Златоуст относится к Челябинской области. Завод существует до сих пор, в настоящее время производит популярные охотничьи и сувенирные ножи.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139343/preview_db685cce15e35cd19b5f0d819c03c041.jpg)
Столярный цех для выделки ножен при Златоустовском заводе. Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Златоустовская фабрика холодного оружия была построена и пущена в ход в 1816-м. Фотография сделана в городе Златоусте Златоустовского уезда Уфимской губернии.
Теперь Златоуст относится к Челябинской области. Завод существует до сих пор, в настоящее время производит популярные охотничьи и сувенирные ножи.
![Фотография сделана на одной из чайных фабрик поселка Чаква Батумского округа Кутаисской губернии Российской империи. Теперь это поселок городского типа Чакви Кобулетского муниципалитета Аджарии (Республика Грузия).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139398/preview_22f44cc3ffb6c3376b54f8f60ede0b53.jpg)
Развесочное отделение по упаковке чая. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фотография сделана на одной из чайных фабрик поселка Чаква Батумского округа Кутаисской губернии Российской империи. Теперь это поселок городского типа Чакви Кобулетского муниципалитета Аджарии (Республика Грузия).
![Стеклянный завод в Боржоме заработал в 1890 году. Снимок сделан в 1912 году в поселке Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии. Сегодня это город Боржоми Боржомского муниципалитета Грузии.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139449/preview_b268808b4d1507e4c734184cc2f52d3a.jpg)
Стеклянный завод в Боржоме. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Стеклянный завод в Боржоме заработал в 1890 году. Снимок сделан в 1912 году в поселке Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии. Сегодня это город Боржоми Боржомского муниципалитета Грузии.
![Каслинский литейный завод — один из старейших на Урале, он был основан более 265 лет назад. Широко известен благодаря прославленному художественному литью из чугуна. Фотография сделана в 1909 году в городе Касли Екатеринбургского уезда Пермской губернии (ныне Каслинский район Челябинской области).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139501/preview_7002d057378779f1eb7c22bd2d0c8aca.jpg)
Механическая мастерская для отделки художественного литья. Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Каслинский литейный завод — один из старейших на Урале, он был основан более 265 лет назад. Широко известен благодаря прославленному художественному литью из чугуна. Фотография сделана в 1909 году в городе Касли Екатеринбургского уезда Пермской губернии (ныне Каслинский район Челябинской области).
![Фотография сделана на станции Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области. В настоящее время — город Байрамали Марыйского велаята Туркменистана, находится в 375 километрах к востоку от Ашхабада.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139609/preview_4210cc77a1389021f52d6012370a244f.jpg)
Доставка хлопка в завод Байрам-Али. Фотография 1911 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фотография сделана на станции Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области. В настоящее время — город Байрамали Марыйского велаята Туркменистана, находится в 375 километрах к востоку от Ашхабада.
![Фотография сделана на фабрике по обработке хлопка на железнодорожной станции Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области (ныне город Байрамали Марыйского велаята Туркменистана).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139666/preview_3ff197c3d727b6272afb627e65bc290e.jpg)
Машины для накатки хлопка. Фотография 1911 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Фотография сделана на фабрике по обработке хлопка на железнодорожной станции Байрам-Али Мервского уезда Закаспийской области (ныне город Байрамали Марыйского велаята Туркменистана).
![Снимок сделан у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии во время строительства Белоомутского шлюза. Сегодня Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области. Расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139719/preview_0a6992c975d0442573c9ee7bf9c944ed.jpg)
Лесопилка у села Белоомут. Фотография 1912 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан у села Белоомут Зарайского уезда Рязанской губернии во время строительства Белоомутского шлюза. Сегодня Белоомут — поселок городского типа в Луховицком районе Московской области. Расположен на левом берегу реки Оки в Мещере, в 160 километрах от Москвы.
![Постройка этой плотины на реке Мургаб была закончена в 1909-м. Фотография сделана в 1911 году в Султан-Бенде Мервского уезда Закаспийской области.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139823/preview_a98ed9e14fbcfc47ccfe7a10d5d22a99.jpg)
Регулятор на Султан-Бентской плотине (Мургабское имение). Фотография 1911 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Постройка этой плотины на реке Мургаб была закончена в 1909-м. Фотография сделана в 1911 году в Султан-Бенде Мервского уезда Закаспийской области.
![Сплав леса по Волге в верхнем течении. Верхневолжский бейшлот — плотина в верховьях Волги, образующая Верхневолжское водохранилище, объединяющее в единый бассейн озера Волго, Пено, Вселуг и Стерж. Расположена в пяти километрах ниже места выхода Волги из озера Волго.
Снимок сделан у деревни Селище Осташковского уезда Тверской губернии. Сегодня это Селижаровский район Тверской области.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139871/preview_b577cc5ac0a3366261c9ca39af006f4c.jpg)
Плоты у Верхневолжского бейшлота, ожидающие спуска. Фотография 1910 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Сплав леса по Волге в верхнем течении. Верхневолжский бейшлот — плотина в верховьях Волги, образующая Верхневолжское водохранилище, объединяющее в единый бассейн озера Волго, Пено, Вселуг и Стерж. Расположена в пяти километрах ниже места выхода Волги из озера Волго.
Снимок сделан у деревни Селище Осташковского уезда Тверской губернии. Сегодня это Селижаровский район Тверской области.
![«Шексна» — служебный пароход Вытегорского округа путей сообщений. Снято на Онежском канале, предположительно в районе Жабенца. Пароход пришвартован к озерному бечевнику.
Онежский канал был расположен в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии. В настоящее время это Вытегорский район Вологодской области.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141138960/preview_9f2c1e48fb9ddfd3b13d841c027258e1.jpg)
Пожарная тревога на пароходе «Шексна». Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
«Шексна» — служебный пароход Вытегорского округа путей сообщений. Снято на Онежском канале, предположительно в районе Жабенца. Пароход пришвартован к озерному бечевнику.
Онежский канал был расположен в Лодейнопольском уезде Олонецкой губернии. В настоящее время это Вытегорский район Вологодской области.
![Снимок сделан на Мурманской железной дороге недалеко от Петрозаводска. Справа в шляпе — Прокудин-Горский. Белое здание на заднем плане (справа) — Олонецкая духовная семинария в Петрозаводске.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141140067/preview_c4d17902d9b03bf902122f41c61865d3.jpg)
На дрезине. Фотография 1916 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан на Мурманской железной дороге недалеко от Петрозаводска. Справа в шляпе — Прокудин-Горский. Белое здание на заднем плане (справа) — Олонецкая духовная семинария в Петрозаводске.
![Паровоз Аб-132 (с 1912 года — Б-51) был изготовлен на Брянском заводе в 1909-м. До 1912 года паровозы серии «Аб» были самыми скоростными на российских железных дорогах — развивали скорость до 115 километров в час.
На дальнем плане вагон, в котором Прокудин-Горский путешествовал по Самаро-Златоустовской железной дороге.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141652914/preview_4318a6769d10500fcfd1863c6741a4e6.png)
Паровоз «Компаунд» с пароперегревателем Шмидта. Фотография 1910 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Паровоз Аб-132 (с 1912 года — Б-51) был изготовлен на Брянском заводе в 1909-м. До 1912 года паровозы серии «Аб» были самыми скоростными на российских железных дорогах — развивали скорость до 115 километров в час.
На дальнем плане вагон, в котором Прокудин-Горский путешествовал по Самаро-Златоустовской железной дороге.
![Снимок сделан на станции Голодная Степь Ходжентского уезда Самаркандской области. Теперь это город Гулистан Сырдарьинской области Республики Узбекистан.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141140001/preview_a12bfe2b3b8aacf047618b4d18d8b607.jpg)
Водокачка на станции Голодная Степь. Фотография 1911 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Снимок сделан на станции Голодная Степь Ходжентского уезда Самаркандской области. Теперь это город Гулистан Сырдарьинской области Республики Узбекистан.
![Строительство первого железнодорожного моста через Каму началось под Пермью в 1897 году и длилось два года. Мост состоял из десяти пролетов, сборка ферм производилась в мастерских Березина методом горячей клепки. Все фермы были сделаны из сварочного железа, изготовленного на Воткинском заводе. Металлические части моста весили более 254 тысяч пудов (4160 тонн).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141140129/preview_b0c03bda71b6388353cb7fad736d3b02.jpg)
Железнодорожный мост через реку Каму около Перми. Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Строительство первого железнодорожного моста через Каму началось под Пермью в 1897 году и длилось два года. Мост состоял из десяти пролетов, сборка ферм производилась в мастерских Березина методом горячей клепки. Все фермы были сделаны из сварочного железа, изготовленного на Воткинском заводе. Металлические части моста весили более 254 тысяч пудов (4160 тонн).
![Тяжелый рудник (на снимке) — один из группы рудников под общим названием «Тяжеловские». Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркускан близ реки Бакал, Златоустовский уезд Уфимской губернии (ныне Саткинский район Челябинской области).](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141942603/preview_a4a91e41ab50ec409b598b0c8de23a12.png)
Подвесная железная дорога с Тяжелого рудника. Фотография 1910 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
Тяжелый рудник (на снимке) — один из группы рудников под общим названием «Тяжеловские». Место съемки — рудник Тяжелый, гора Иркускан близ реки Бакал, Златоустовский уезд Уфимской губернии (ныне Саткинский район Челябинской области).
![В 1682 году Далматовский Успенский монастырь наладил в этом месте производство железа. В 1699 году завод отошел казне. Каменский завод первым на Урале освоил выпуск пушек.
Фотография сделана в окрестностях Каменского завода, расположенного в Камышловском уезде Пермской губернии. Сейчас это город Каменск-Уральский в Свердловской области.](https://icdn.lenta.ru/images/2018/03/23/14/20180323141139560/preview_43ad2182a0c6bbb94b340cbde3b01b3e.jpg)
Вид на Каменский чугунно-плавильный завод. Фотография 1909 года
Фото: Сергей Прокудин-Горский
В 1682 году Далматовский Успенский монастырь наладил в этом месте производство железа. В 1699 году завод отошел казне. Каменский завод первым на Урале освоил выпуск пушек.
Фотография сделана в окрестностях Каменского завода, расположенного в Камышловском уезде Пермской губернии. Сейчас это город Каменск-Уральский в Свердловской области.