«Море — наше поле» Как живут там, где ничего не растет

25 фото

Побережье Белого и Баренцева морей. В этих местах невозможно жить земледелием, поэтому людей всегда кормило море. «Море — наше поле», так до сих пор говорят поморы и в шутку называют себя трескоедами. На лов рыбы и за морским зверем местные жители еще в Х веке на самодельных судах ходили на Новую Землю, достигали берегов Норвегии, останавливались на островах в Белом, Баренцевом и Карском морях. Поморы строили лучшие в своих широтах суда и активно торговали с Европой. В наши дни поморы теряют свою идентичность, молодым приходится уезжать в город на заработки. Селения поморов зачастую находятся в изоляции, и продукты туда доставляют на вертолете. Чтобы прокормить семью, многим приходится браконьерствовать: в постсоветское время появилась квота на рыбу. Фотограф Юлия Лисняк сделала фотопроект о поморском быте и поделилась своими впечателниями с «Лентой.ру».

«Я родилась в Архангельской области. Наверное, поэтому мне так нравится Север: его приглушенные цвета, растения, неприветливые с виду люди. Серые дома-пятистенки с белеными печками, на которых можно было лежать, с обязательными занавесочками наверху.

В деревне Яреньге, когда я туда приезжала несколько лет назад, не было постоянного электричества — днем работал генератор, вечером деревня погружалась во тьму. Дети уезжали учиться за много километров и жили в интернатах. Не было и сотовых вышек, сейчас уже появились. Летом до деревни можно добраться баржой, затем вездеходом, а зимой только вертолетом. Продукты тоже доставляют вертолетом.

Считается, что на формирование характера поморов повлияло то, что они не знали крепостного права. Поездка по Архангельской области, в том числе и огромному Мезенскому району, показала, что характер поморского населения остался прежним — спокойные, оборотистые, говорливые, независимые люди.

Я спрашивала у местных, считают ли они себя поморами, и кто-то смеялся, а кто-то очень серьезно и гордо говорил: да, мы поморы. Мы особенные».

Архангельская область, село Заостровье. По характеру поморы — спокойные, оборотистые, говорливые, независимые люди.

Фото: Юлия Лисняк

Архангельская область, село Заостровье. По характеру поморы — спокойные, оборотистые, говорливые, независимые люди.

Поморские женщины не любят, чтобы их называли бабами, отвечают, что у них принято говорить «жёнки».

Фото: Юлия Лисняк

Поморские женщины не любят, чтобы их называли бабами, отвечают, что у них принято говорить «жёнки».

Интерьер поморской тони (изба на рыболовном участке), Когда идет лов рыбы, рыбаки живут на тоне постоянно.

Фото: Юлия Лисняк

Интерьер поморской тони (изба на рыболовном участке), Когда идет лов рыбы, рыбаки живут на тоне постоянно.

Старинная церковь Иконы Божией Матери Одигитрия в деревне Кимже (Архангельская область), как и все здания вокруг, построена без гвоздей. В 2008 году церковь полностью разобрали с целью реставрации путем полной переборки, в настоящее время ее восстанавливают.

Фото: Юлия Лисняк

Старинная церковь Иконы Божией Матери Одигитрия в деревне Кимже (Архангельская область), как и все здания вокруг, построена без гвоздей. В 2008 году церковь полностью разобрали с целью реставрации путем полной переборки, в настоящее время ее восстанавливают.

Мезенские жители сетуют на то, что соседям-ненцам дают квоты на рыбу, хотя они традиционно занимаются оленеводством, а им, коренным поморам, приходится браконьерствовать. В глухих местах бочку бензина меняют на 20 килограммов семги, деньгами не берут. На запрет ловить рыбу жаловались и жители Яреньги.

Фото: Юлия Лисняк

Мезенские жители сетуют на то, что соседям-ненцам дают квоты на рыбу, хотя они традиционно занимаются оленеводством, а им, коренным поморам, приходится браконьерствовать. В глухих местах бочку бензина меняют на 20 килограммов семги, деньгами не берут. На запрет ловить рыбу жаловались и жители Яреньги.

Интерьер поморской тони. Беленая печка очень типична для этих мест.

Фото: Юлия Лисняк

Интерьер поморской тони. Беленая печка очень типична для этих мест.

Портреты предков в домах местных жителей так же обычны, как и красный угол с иконами.

Фото: Юлия Лисняк

Портреты предков в домах местных жителей так же обычны, как и красный угол с иконами.

Максим Карпов, житель Северодвинска.

Фото: Юлия Лисняк

Максим Карпов, житель Северодвинска.

Город Мезень, Архангельская область. Дети в художественной школе используют бюст Ленина вместо античной головы для рисунка. Купить гипсовую голову негде, да и доставить сложно.

Фото: Юлия Лисняк

Город Мезень, Архангельская область. Дети в художественной школе используют бюст Ленина вместо античной головы для рисунка. Купить гипсовую голову негде, да и доставить сложно.

Рыбаки в Белом море, деревня Яреньга, Архангельская область. Летом до Яреньги можно добраться баржой, затем вездеходом, а зимой — только вертолетом. Продукты тоже доставляют вертолетом.

Фото: Юлия Лисняк

Рыбаки в Белом море, деревня Яреньга, Архангельская область. Летом до Яреньги можно добраться баржой, затем вездеходом, а зимой — только вертолетом. Продукты тоже доставляют вертолетом.

Рыбаки смотрят на море, чтобы определить ветер по малейшим изменениям на небе и воде. По ним рыбаки понимают, можно ли выходить в море или лучше вообще не вытаскивать сети.

Фото: Юлия Лисняк

Рыбаки смотрят на море, чтобы определить ветер по малейшим изменениям на небе и воде. По ним рыбаки понимают, можно ли выходить в море или лучше вообще не вытаскивать сети.

Дома в поморских деревнях Лопшеньга и Яреньга часто красят в яркие цвета — так красивее, считают местные жители.

Фото: Юлия Лисняк

Дома в поморских деревнях Лопшеньга и Яреньга часто красят в яркие цвета — так красивее, считают местные жители.

Архангельская область, Унская губа. Баржа, доставляющая грузы и людей в деревни, расположенные по Летнему берегу Белого моря.

Фото: Юлия Лисняк

Архангельская область, Унская губа. Баржа, доставляющая грузы и людей в деревни, расположенные по Летнему берегу Белого моря.

Белое море, Яреньга. В сеть попала несъедобная рыба, ее выпустят. Рыбаки просили не снимать их лица: несмотря на мизерный улов, их считают браконьерами. Но квоты на рыбу маленькие, а семью кормить надо.

Фото: Юлия Лисняк

Белое море, Яреньга. В сеть попала несъедобная рыба, ее выпустят. Рыбаки просили не снимать их лица: несмотря на мизерный улов, их считают браконьерами. Но квоты на рыбу маленькие, а семью кормить надо.

Деревня Яреньга, Архангельская область. На заднем плане видна яхта научной экспедиции, изучающей культуру поморов.

Фото: Юлия Лисняк

Деревня Яреньга, Архангельская область. На заднем плане видна яхта научной экспедиции, изучающей культуру поморов.

Деревенские пацаны купаются, несмотря на холод. В деревне Яреньга пять улиц, один клуб и магазин. Учиться дети уезжают в крупные населенные пункты, в интернаты.

Фото: Юлия Лисняк

Деревенские пацаны купаются, несмотря на холод. В деревне Яреньга пять улиц, один клуб и магазин. Учиться дети уезжают в крупные населенные пункты, в интернаты.

Деревня Яреньга, Архангельская область.

Фото: Юлия Лисняк

Деревня Яреньга, Архангельская область.

Интерьер деревянного дома в деревне в Архангельской области: статуэтки, фотографии предков и родственников.

Фото: Юлия Лисняк

Интерьер деревянного дома в деревне в Архангельской области: статуэтки, фотографии предков и родственников.

День рыбака. Молодежь собирается ехать на мотоциклах в соседнюю деревню Лопшеньгу. Сейчас в деревне появилась мобильная связь, а совсем недавно единственная связь с другими населенными пунктами была с единственного в округе телефонного автомата.

Фото: Юлия Лисняк

День рыбака. Молодежь собирается ехать на мотоциклах в соседнюю деревню Лопшеньгу. Сейчас в деревне появилась мобильная связь, а совсем недавно единственная связь с другими населенными пунктами была с единственного в округе телефонного автомата.

Празднование Дня рыбака в деревне Яреньге.

Фото: Юлия Лисняк

Празднование Дня рыбака в деревне Яреньге.

Поморская этнографическая экспедиция на яхтах предпринята с просветительской целью:  объяснить поморам, что они должны сохранять свою народную культуру.

Фото: Юлия Лисняк

Поморская этнографическая экспедиция на яхтах предпринята с просветительской целью: объяснить поморам, что они должны сохранять свою народную культуру.

Старообрядцы-беспоповцы, жители Архангельска. Андрей Георгиевич Коцов и его жена Галина Николаевна совершают молитву дома.

Фото: Юлия Лисняк

Старообрядцы-беспоповцы, жители Архангельска. Андрей Георгиевич Коцов и его жена Галина Николаевна совершают молитву дома.

«Сугревушка» — клуб народной культуры при Архангельском областном краеведческом музее. Создан 14 октября 1988 года. Участники коллектива не только собирают и исполняют песни и танцы различных районов Архангельской области, но и восстанавливают традиционные обряды, занимаются ремеслами, характерными для Русского Севера.

«Сугревушка» — клуб народной культуры при Архангельском областном краеведческом музее. Создан 14 октября 1988 года. Участники коллектива не только собирают и исполняют песни и танцы различных районов Архангельской области, но и восстанавливают традиционные обряды, занимаются ремеслами, характерными для Русского Севера.

Старые лодки на берегу Белого моря.

Фото: Юлия Лисняк

Старые лодки на берегу Белого моря.

Фото: Юлия Лисняк

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше