Сергей Пономарев — самый прославленный из современных российских фотографов. Он трижды побеждал в престижном фотоконкурсе World Press Photo, был награжден «Золотой медалью Роберта Капы», а в 2016 году получил главную награду — Пулитцеровскую премию. Однако слава Пономарева связана не с Россией, а с США и Европой. Все эти лавры он снискал, снимая для Associated Press, The New York Times и других авторитетных американских СМИ. В России Пономарева практически не печатают. Фотограф признавался, что на родине есть издания, с которыми он потенциально мог бы сотрудничать, но к нему не обращаются: у российских СМИ зачастую нет возможности реализовывать масштабные и затратные проекты. Опубликовать работы нашего соотечественника решил журналист Евгений Фельдман, который в марте запустил глянцевый самиздат «Свой» — сборник фотоисторий ведущих российских фотографов. Второй выпуск самиздата посвящен фотосерии Пономарева, снятой в Афганистане и Великобритании.
В настоящее время активно идет сбор средств на издание сборника «Кабул — Лондон». «Лента.ру» представляет проект.
Фото: Сергей Пономарев
Пономарев был в Афганистане несколько раз. Эта серия снята весной 2013 года для The New York Times.
Рынок в Кабуле, где местные менялы торгуют деньгами. Здесь можно обменять пакистанскую, турецкую, узбекскую валюту и доллары. Курс прикидывают интуитивно, цены назначают за пачки купюр. Местная валюта девальвирована, поэтому на таких рынках можно встретить торговцев, восседающих на огромных кучах денег.
Фото: Сергей Пономарев
Молодежь играет в футбол возле разрушенного дворца Амина. На площадке рядом — игроки в крикет, не попавшие в кадр. Пономарев отмечает, что именно крикет — любимый уличный спорт в этом регионе.
Дворец разбомбили еще в 1979 году во время штурма советскими военными. Восстанавливать его не стали.
Фото: Сергей Пономарев
Некоторое время Пономарев провел с афганскими военными, которых обучают американцы. Однако дисциплина и соблюдение жестких норм не для афганцев: им выдают оружие и форму, но одеваться по уставу они категорически не хотят. Когда фотограф вместе с американцами наведался на афганскую базу, ворота оказались открыты, а местные военные никак не реагировали на гостей и продолжали завтракать.
Фото: Сергей Пономарев
Солдат молится в церкви на базе в Чамкани, провинция Пактия.
Фото: Сергей Пономарев
Афганская девушка читает книгу перед классом в школе в центральной провинции Парван.
Фото: Сергей Пономарев
В свободное от работы для The New York Times время Пономарев колесил с детским цирком. Цирк существует в Кабуле с 2002 года, им руководят двое голландцев, познакомившихся в Афганистане: женщина-преподаватель и клоун. Первоначально они задумывали сделать школу танцев, а в итоге основали цирк.
В нем выступают маленькие акробаты и жонглеры. Они устраивают представления в школах, иногда в удаленных от Кабула местностях. Договориться со школьным руководством о выступлениях не всегда просто. При виде ярких костюмов детей старейшины почти всегда отвечают «нет», и их приходится уговаривать. Часто они соглашаются, когда кто-то из труппы обещает прочесть в начале выступления отрывки из Корана.
Фото: Сергей Пономарев
Главная улица деревни Исталиф усеяна лавками, в которых гончары продают свои работы. 30 июня 2016 года.
Фото: Сергей Пономарев
В Афганистане Пономарев работал в общей сложности полгода. По словам фотографа, белому человеку перемещаться в стране можно только по особым зонам. Однако русскому фотографу работать в Афганистане относительно безопасно, поскольку Россия не ведет войну против Талибана.
Фото: Сергей Пономарев
Длящиеся десятилетиями войны и борьба с радикальным исламизмом разрушили важные институты в стране. Особенно пострадало образование.
Фото: Сергей Пономарев
Несмотря на господство Британии, СССР или США, Афганистан все же остался приверженцем собственных традиций — западные ценности разбились о глыбу местных обычаев. Государство словно застыло и выглядит так же, как и сто лет назад. На контрасте с Афганистаном Пономарев показал динамичную Британию, в прошлом крупную мировую империю, которая стала площадкой для свободного существования тысяч культур.
На фото — лондонцы наблюдают за творчеством уличных художников, разрисовывающих стены в районе Brick lane. Март 2017 года.
Фото: Сергей Пономарев
В Лондоне уживаются различные традиции, порой в корне противоречащие друг другу на уровне идеологий. На фото — участники крупной благотворительной акции WE Day, объединяющей тысячи молодых людей, заряженных позитивной энергией и настроенных развивать мир без границ. Март 2017 года.
Фото: Сергей Пономарев
Велосипедист движется по Regent's Canal в боро Ислингтон. В 1970-х этот район был печально известен криминальными бандами и разгулом преступности. Впоследствии его подвергли реновации и обеспечили приток более состоятельных жителей.
Фото: Сергей Пономарев
По признанию автора, на протяжении съемок в Лондоне его не оставляла мысль о городе как единстве непохожих. На фото — семья, прогуливающаяся по району Уэмбли.
Фото: Сергей Пономарев
Посетители галереи современного искусства Tate Modern. Галерея находится в помещении бывшей электростанции на южном берегу Темзы. Март 2017-го.
Фото: Сергей Пономарев
Бизнесмены и офисные работники в обеденной лондонской спешке. На заднем плане небоскреб Мэри-Экс, строительство которого в исторической части города в начале 2000-х вызывало ожесточенные споры. Противники строительства башни были уверены, что 40-этажное здание из стекла изуродует сбалансированный облик города. Однако в результате «огурец» или «корнишон», как его называют местные, вписался в городской пейзаж.
Фото: Сергей Пономарев
Вид на Лондон со смотровой площадки, находящейся на вершине The Shard — самого высокого здания Лондона.
Фото: Сергей Пономарев
Лондон, 2017. Снимая историю про Лондон, Пономарев проходил по 10 километров в день в поисках подходящего кадра: знакомился с людьми, иногда заходил в их дома. Истоптав весь город, фотограф пришел к выводу, что Лондон походит на колонию на Марсе: здесь нет традиционных устоев, зато каждый представляет часть сложного механизма. Очень часто местный житель одинок, но у него всегда есть шанс воссоздать на этой свободной земле частичку своей родины.
Сбор средств на издание сборника «Кабул — Лондон» проходит на площадке Planeta.Ru.