Апокалипсис завтра Эти фотографы предупреждают человечество о скорой гибели

10 фото

В России впервые выставляются работы яркого, самобытного, независимого агентства NOOR. 10 лет назад, когда фотожурналистское сообщество было не на шутку озабочено кризисом в индустрии, девять признанных фотографов (в их числе российский фотограф Юрий Козырев), фанатиков своего дела, объединились и пообещали рассказывать о настоящих проблемах человечества, самостоятельно задавать мировую повестку во имя перемен в обществе и сознании людей. Агентство назвали — NOOR («свет» в переводе с арабского языка).

Самые «ослепляющие» работы фотографов NOOR и наиболее важные проекты агентства представлены в Центре фотографии имени братьев Люмьер. «Лента.ру» публикует кадры выдающихся фотосерий.

Американский документальный фотограф Нина Берман в своих работах обращает внимание на проблемы политики и общества. Ее последний проект посвящен милитаризации США после событий 11 сентября. Документалист осознает нынешнюю Америку как полицейское государство, «где правительство выступает в качестве сценографа и театрального продюсера, а рядовые американцы — в качестве оплачиваемых актеров». 




Серия Берман похожа на лоскутное одеяло. В ней нет различий между сценами, показывающими ежедневные меры по обеспечению безопасности, учебно-тренировочными занятиями и спецоперациями. Из подобных «лоскутков» создается целостная картина. А право решить, где кончается «игра» и начинается «реальность», остается за зрителем.

4 июля в парке Риджфилд. Нью-Джерси, США. 2013

Фото: Нина Берман / NOOR

Американский документальный фотограф Нина Берман в своих работах обращает внимание на проблемы политики и общества. Ее последний проект посвящен милитаризации США после событий 11 сентября. Документалист осознает нынешнюю Америку как полицейское государство, «где правительство выступает в качестве сценографа и театрального продюсера, а рядовые американцы — в качестве оплачиваемых актеров».

Серия Берман похожа на лоскутное одеяло. В ней нет различий между сценами, показывающими ежедневные меры по обеспечению безопасности, учебно-тренировочными занятиями и спецоперациями. Из подобных «лоскутков» создается целостная картина. А право решить, где кончается «игра» и начинается «реальность», остается за зрителем.

Райский островок? Возможно, но его история далека от идиллии. В конце XVIII века на это безмятежное местечко обрушился страшный тайфун, который стер с лица земли почти все население. Одним из выживших оказался местный король, носитель редкого генетического заболевания — ахроматопсии — связанного с полным отсутствием цветного зрения. Со временем король наплодил множество детей, которым также передалась генетическая особенность. В результате жители целого острова видят мир в черно-белом цвете. Этот феномен был впервые описан известным неврологом и писателем Оливером Саксом. В честь его работы проект Санне де Вильде был назван «Остров дальтоников».




В результате генетической мутации островитяне не только перестали воспринимать цвета. Некоторые из них страдают повышенной светочувствительностью или имеют плохое зрение. Фотограф попыталась взглянуть глазами жителей острова и продемонстрировать картину мира людей с ахроматопсией. Помимо стандартных черно-белых изображений, серия содержит инфракрасные снимки.  




«Я делала инфракрасные снимки, чтобы в процессе съемки заново открыть для себя понятие цвета, саму идею цвета. Я хотела метафорически передать воображаемую картину мира, которую мог бы транслировать пораженный дальтонизмом мозг. Если вы не видите цвет, он может быть любым… Я приглашаю вас отдать должное богатству возможностей, которые дает зрение», — поясняет автор проекта. 




В завершающей части проекта фотограф предложила островитянам раскрасить снимки в соответствии с их представлениями о цвете. В результате родилась эта картина с розовыми деревьями и тысячами оттенков серого.

Остров дальтоников. Микронезия, Тихий океан. Октябрь 2015

Фото: Санне де Вильде / NOOR

Райский островок? Возможно, но его история далека от идиллии. В конце XVIII века на это безмятежное местечко обрушился страшный тайфун, который стер с лица земли почти все население. Одним из выживших оказался местный король, носитель редкого генетического заболевания — ахроматопсии — связанного с полным отсутствием цветного зрения. Со временем король наплодил множество детей, которым также передалась генетическая особенность. В результате жители целого острова видят мир в черно-белом цвете. Этот феномен был впервые описан известным неврологом и писателем Оливером Саксом. В честь его работы проект Санне де Вильде был назван «Остров дальтоников».

В результате генетической мутации островитяне не только перестали воспринимать цвета. Некоторые из них страдают повышенной светочувствительностью или имеют плохое зрение. Фотограф попыталась взглянуть глазами жителей острова и продемонстрировать картину мира людей с ахроматопсией. Помимо стандартных черно-белых изображений, серия содержит инфракрасные снимки.

«Я делала инфракрасные снимки, чтобы в процессе съемки заново открыть для себя понятие цвета, саму идею цвета. Я хотела метафорически передать воображаемую картину мира, которую мог бы транслировать пораженный дальтонизмом мозг. Если вы не видите цвет, он может быть любым… Я приглашаю вас отдать должное богатству возможностей, которые дает зрение», — поясняет автор проекта.

В завершающей части проекта фотограф предложила островитянам раскрасить снимки в соответствии с их представлениями о цвете. В результате родилась эта картина с розовыми деревьями и тысячами оттенков серого.

Российский фотограф Юрий Козырев изучил поколение, чья жизнь пришлась на президентство Владимира Путина. Козырев наблюдал за ними в школах, на танцах, в клубах, на улицах, за городом, в Грозном и в Москве. Несмотря на то что дети, родившиеся при Путине, значительно отличаются друг от друга, их объединяет одно — у них не останется воспоминаний о других политических лидерах, кроме как о Путине, который находится у власти более 17 лет. Журналист Time Саймон Шустер назвал это поколение «детьми Путина».




На фото — учащиеся кадетского училища в Москве.

Фото: Юрий Козырев / NOOR

Российский фотограф Юрий Козырев изучил поколение, чья жизнь пришлась на президентство Владимира Путина. Козырев наблюдал за ними в школах, на танцах, в клубах, на улицах, за городом, в Грозном и в Москве. Несмотря на то что дети, родившиеся при Путине, значительно отличаются друг от друга, их объединяет одно — у них не останется воспоминаний о других политических лидерах, кроме как о Путине, который находится у власти более 17 лет. Журналист Time Саймон Шустер назвал это поколение «детьми Путина».

На фото — учащиеся кадетского училища в Москве.

Итальянец Франческо Зизола живет в Риме, но часто оставляет мирные родные пенаты, чтобы посвятить себя работе в горячих точках. Вооруженный камерой, он посетил десятки стран, в которых происходили военные конфликты. В результате Франческо выпустил книгу «Рожденный где-то» (Born Somewhere), посвященную жизни детей в странах, где он бывал. 




На фото — провинция Тахар в Афганистане. Снимок сделан в 2001 году. Женщины и дети бегут от песчаной бури в лагерь, предназначенный для тех, кто был вынужден внезапно покинуть дома из-за военных конфликтов, внутренней розни или нарушений прав человека.

Фото: Франческо Зизола / NOOR

Итальянец Франческо Зизола живет в Риме, но часто оставляет мирные родные пенаты, чтобы посвятить себя работе в горячих точках. Вооруженный камерой, он посетил десятки стран, в которых происходили военные конфликты. В результате Франческо выпустил книгу «Рожденный где-то» (Born Somewhere), посвященную жизни детей в странах, где он бывал.

На фото — провинция Тахар в Афганистане. Снимок сделан в 2001 году. Женщины и дети бегут от песчаной бури в лагерь, предназначенный для тех, кто был вынужден внезапно покинуть дома из-за военных конфликтов, внутренней розни или нарушений прав человека.

Мусорный кризис постепенно окутывает всю планету. Люди производят столько отходов, сколько никогда прежде не производили. Ежедневно в мире появляется 3,5 миллиона тонн твердых отходов, что в 10 раз превышает уровень прошлого столетия. Только американцы ежемесячно отправляют на свалку мусор, равный весу своего тела. Такими темпами к концу XXI века ежедневный объем отходов на планете может достигнуть 11 миллионов тонн. 




Мусорный коллапс во всех красках оказался в объективе нидерландского фотографа Кадира ван Лохёйзена. Он изучил, как проблема с мусором решается в шести крупных мегаполисах мира — Джакарте, Токио, Лагосе, Нью-Йорке, Сан-Паулу и Амстердаме. Фотограф пришел к выводу, что до сих пор далеко не все осознают, что отбросы можно использовать вторично.




Лидером по отходам среди всех городов мира является Нью-Йорк: 33 миллиона тонн в год, что в 15 раз превышает показатель Лагоса, в котором, однако же, проживает гораздо больше людей. На снимке — один из пяти тысяч работников лагосской свалки Олусосан, занимающей 45 гектаров. Среди гор мусора они ищут пластик и другие материалы, которые можно отправить на переработку.




Ежедневно на Олусосан свозят от трех до пяти тысяч тонн мусора. Полигон переполнен, и городские власти планируют его закрывать. Однако другой свалки нет, а инфраструктуры для переработки отходов недостаточно. Лохёйзен подмечает, что нигерийские свалки пахнут значительно меньше, чем другие подобные по всему миру, поскольку жители страны выбрасывают меньше продуктов. Они либо все доедают, либо отдают оставшееся животным.

Фото: Кадир ван Лохёйзен / NOOR

Мусорный кризис постепенно окутывает всю планету. Люди производят столько отходов, сколько никогда прежде не производили. Ежедневно в мире появляется 3,5 миллиона тонн твердых отходов, что в 10 раз превышает уровень прошлого столетия. Только американцы ежемесячно отправляют на свалку мусор, равный весу своего тела. Такими темпами к концу XXI века ежедневный объем отходов на планете может достигнуть 11 миллионов тонн.

Мусорный коллапс во всех красках оказался в объективе нидерландского фотографа Кадира ван Лохёйзена. Он изучил, как проблема с мусором решается в шести крупных мегаполисах мира — Джакарте, Токио, Лагосе, Нью-Йорке, Сан-Паулу и Амстердаме. Фотограф пришел к выводу, что до сих пор далеко не все осознают, что отбросы можно использовать вторично.

Лидером по отходам среди всех городов мира является Нью-Йорк: 33 миллиона тонн в год, что в 15 раз превышает показатель Лагоса, в котором, однако же, проживает гораздо больше людей. На снимке — один из пяти тысяч работников лагосской свалки Олусосан, занимающей 45 гектаров. Среди гор мусора они ищут пластик и другие материалы, которые можно отправить на переработку.

Ежедневно на Олусосан свозят от трех до пяти тысяч тонн мусора. Полигон переполнен, и городские власти планируют его закрывать. Однако другой свалки нет, а инфраструктуры для переработки отходов недостаточно. Лохёйзен подмечает, что нигерийские свалки пахнут значительно меньше, чем другие подобные по всему миру, поскольку жители страны выбрасывают меньше продуктов. Они либо все доедают, либо отдают оставшееся животным.

Юрий Козырев был единственным фотографом из России, который с самого начала пристально и неотрывно следил за ходом войны в Ираке. По словам Козырева, именно снимки из Ирака стали его «звездной, коронной фотоисторией». 




Поснимать Ирак фотографу предложил Саддам Хусейн. Это произошло еще в относительно мирное время, в 2002 году, во время активной подготовки к войне.  Козырев приехал в качестве фотокорреспондента журнала «Огонек», одновременно сотрудничая с американским Time. По признанию фотографа, он решил снимать военные действия до тех пор, пока сам не почувствует неподдельного сопереживания. 




На фото — мальчик  с изумлением смотрит на изображение куклы Барби на двери шкафа, которую его отец принес с виллы брата Саддама Хусейна Ватбана аль-Хасана. 2003 год.

Фото: Юрий Козырев / NOOR

Юрий Козырев был единственным фотографом из России, который с самого начала пристально и неотрывно следил за ходом войны в Ираке. По словам Козырева, именно снимки из Ирака стали его «звездной, коронной фотоисторией».

Поснимать Ирак фотографу предложил Саддам Хусейн. Это произошло еще в относительно мирное время, в 2002 году, во время активной подготовки к войне. Козырев приехал в качестве фотокорреспондента журнала «Огонек», одновременно сотрудничая с американским Time. По признанию фотографа, он решил снимать военные действия до тех пор, пока сам не почувствует неподдельного сопереживания.

На фото — мальчик с изумлением смотрит на изображение куклы Барби на двери шкафа, которую его отец принес с виллы брата Саддама Хусейна Ватбана аль-Хасана. 2003 год.

Фотографы NOOR вместе работают над масштабным проектом «Изменение климата — последствия». Это одна из фотографий в рамках совместного труда. На ней — столица Мальдив, город Мале, которому, как и всему государству, грозит исчезновение. Дело в том, что большая часть островов, входящих в состав государства, находится лишь в метре над уровнем моря. Для защиты от накатов волн и наводнений Мале окружили  массивной бетонной барьерной системой, воздвигнутой японцами. Ограждение простирается на шесть километров в длину и 3,5 метра в высоту. Общая стоимость такой защитной системы составила 60 миллионов долларов.

Рай в опасности. Мале, Мальдивы. Октябрь 2009

Фото: Франческо Зизола / NOOR

Фотографы NOOR вместе работают над масштабным проектом «Изменение климата — последствия». Это одна из фотографий в рамках совместного труда. На ней — столица Мальдив, город Мале, которому, как и всему государству, грозит исчезновение. Дело в том, что большая часть островов, входящих в состав государства, находится лишь в метре над уровнем моря. Для защиты от накатов волн и наводнений Мале окружили массивной бетонной барьерной системой, воздвигнутой японцами. Ограждение простирается на шесть километров в длину и 3,5 метра в высоту. Общая стоимость такой защитной системы составила 60 миллионов долларов.

Фотография Юрия Козырева из Ливии, 2011 год. Повстанцы спасаются от огня со стороны ливийской армии.

Фото: Юрий Козырев / NOOR

Фотография Юрия Козырева из Ливии, 2011 год. Повстанцы спасаются от огня со стороны ливийской армии.

Последствия урагана Катрина, обрушившегося на Новый Орлеан 29 августа 2005 года. Стихийное бедствие в Новом Орлеане стало одной из самых разрушительных природных катастроф в истории США, в результате которой погибли 1,6 тысячи человек. Мощная буря спровоцировала огромную волну, которая прорвала дамбы и затопила город. 




Катастрофа обернулась колоссальным гуманитарным кризисом, сравнимым с Великой депрессией. По некоторым оценкам, экономический ущерб составил около 125 миллиардов долларов. Миллионы человек были вынуждены покинуть жилища.  Половина населения Нового Орлеана никогда не сможет вернуться к себе домой.

Фото: Кадир ван Лохёйзен / NOOR

Последствия урагана Катрина, обрушившегося на Новый Орлеан 29 августа 2005 года. Стихийное бедствие в Новом Орлеане стало одной из самых разрушительных природных катастроф в истории США, в результате которой погибли 1,6 тысячи человек. Мощная буря спровоцировала огромную волну, которая прорвала дамбы и затопила город.

Катастрофа обернулась колоссальным гуманитарным кризисом, сравнимым с Великой депрессией. По некоторым оценкам, экономический ущерб составил около 125 миллиардов долларов. Миллионы человек были вынуждены покинуть жилища. Половина населения Нового Орлеана никогда не сможет вернуться к себе домой.

Дань памяти Стэнли Грину, американскому фотожурналисту, участвовавшему в создании NOOR. 19 мая 2017 года он умер от рака печени. Ему было 68 лет.




Грин — автор знаковых кадров, снятых во время важнейших событий в Германии и России, войн в Ираке, Ливане, Сомали, Кашмире, Боснии и Герцеговине, Хорватии, а также на территории Грузии и Азербайджана. Он рассказывал о геноциде в Руанде и последствиях Катрины на побережье Мексиканского залива.




Грина едва не убили в Москве во время октябрьского путча. Он был единственным западным журналистом в Белом доме, когда здание обстреливали из танков. В 1994 году Грин поехал снимать в Чечню, охваченную войной. Впоследствии о работе в Чечне он выпустил книгу «Открытая рана».




На снимке под названием  Kisses to all, the Berlin Wall — Берлинская стена незадолго до своего падения в ноябре 1989 года.

Фото: Стэнли Грин / NOOR

Дань памяти Стэнли Грину, американскому фотожурналисту, участвовавшему в создании NOOR. 19 мая 2017 года он умер от рака печени. Ему было 68 лет.

Грин — автор знаковых кадров, снятых во время важнейших событий в Германии и России, войн в Ираке, Ливане, Сомали, Кашмире, Боснии и Герцеговине, Хорватии, а также на территории Грузии и Азербайджана. Он рассказывал о геноциде в Руанде и последствиях Катрины на побережье Мексиканского залива.

Грина едва не убили в Москве во время октябрьского путча. Он был единственным западным журналистом в Белом доме, когда здание обстреливали из танков. В 1994 году Грин поехал снимать в Чечню, охваченную войной. Впоследствии о работе в Чечне он выпустил книгу «Открытая рана».

На снимке под названием Kisses to all, the Berlin Wall — Берлинская стена незадолго до своего падения в ноябре 1989 года.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше