«Для молодых мы — пожилые лузеры» Они сделали все, чтобы юмор в России был смешным. И все это время оставались в тени

15 фото

Рынок юмора в России не таков, каким кажется, если наблюдать за ним исключительно по телевидению или в интернете. Часто лица российского юмора — всего лишь лица: сценарии выступления кавээнщикам и отдельным комикам пишут люди, остающиеся в тени. Шутки, которые мы ассоциируем с конкретными комиками, на самом деле чаще всего принадлежат не им. Таким серым кардиналом стал уральский коллектив «Красная бурда», с 1990 года издающий в Екатеринбурге одноименный журнал. Старейший юмористический журнал новой России, веха в истории печатной сатиры в этом году прекратит выпускаться на бумаге. «Лента.ру» рассказывает о влиянии «Красной бурды» на формирование отечественного юмора и публикует самые запоминающиеся обложки культового издания.

Своим созданием журнал обязан именно КВН. Вернее, конфликту, произошедшему в известной команде «Уральские дворники», представлявшей Уральский политехнический институт (УПИ). В 1989 году «Уральские дворники» потерпели поражение в финале Высшей лиги КВН. В результате авторы сценок сцепились с артистами. Артисты посчитали, что в проигрыше виноваты написавшие несмешной сценарий авторы, а те, в свою очередь, заявили, что тексты были хороши, но артисты плохо сыграли. Команда распалась: артисты остались в «Уральских дворниках», а авторский состав основал собственный коллектив под названием «Соседи». Участники команды Александр Соколов, Юрий Исаков и Владимир Маурин начали издавать «Красную бурду», которая первоначально была газетой.

Обложка журнала «Красная бурда»

Своим созданием журнал обязан именно КВН. Вернее, конфликту, произошедшему в известной команде «Уральские дворники», представлявшей Уральский политехнический институт (УПИ). В 1989 году «Уральские дворники» потерпели поражение в финале Высшей лиги КВН. В результате авторы сценок сцепились с артистами. Артисты посчитали, что в проигрыше виноваты написавшие несмешной сценарий авторы, а те, в свою очередь, заявили, что тексты были хороши, но артисты плохо сыграли. Команда распалась: артисты остались в «Уральских дворниках», а авторский состав основал собственный коллектив под названием «Соседи». Участники команды Александр Соколов, Юрий Исаков и Владимир Маурин начали издавать «Красную бурду», которая первоначально была газетой.

Первый номер «Красной бурды» вышел в октябре 1990 года. Распад СССР, парад суверенитетов, дефицит — благодатная почва для юмора и сатиры. Кавээнщики шутили беспощадно, глумясь над политиками и стремлением к капитализму, наложенными на национальные особенности. Первый номер вышел тиражом 30 тысяч экземпляров и разошелся на ура.

Обложка журнала «Красная бурда»

Первый номер «Красной бурды» вышел в октябре 1990 года. Распад СССР, парад суверенитетов, дефицит — благодатная почва для юмора и сатиры. Кавээнщики шутили беспощадно, глумясь над политиками и стремлением к капитализму, наложенными на национальные особенности. Первый номер вышел тиражом 30 тысяч экземпляров и разошелся на ура.

Очень скоро «Красная бурда» становится полноценным журналом. Ее создатели пишут материалы для журнала и публикуют сторонних авторов. Здесь раскрывается талант иллюстратора Максима Смагина — историка по образованию, ставшего признанным мастером исторической карикатуры.




На фото — обложка апрельского номера 1996 года, посвященная летней Олимпиаде в Атланте. Это были первые Игры после распада СССР, на которых выступила сборная России. Вылетевший в 1980 году из Москвы полный сил «ласковый Миша» спустя 16 лет приземлился в Атланте изрядно потрепанным и оголодавшим.

Обложка журнала «Красная бурда»

Очень скоро «Красная бурда» становится полноценным журналом. Ее создатели пишут материалы для журнала и публикуют сторонних авторов. Здесь раскрывается талант иллюстратора Максима Смагина — историка по образованию, ставшего признанным мастером исторической карикатуры.

На фото — обложка апрельского номера 1996 года, посвященная летней Олимпиаде в Атланте. Это были первые Игры после распада СССР, на которых выступила сборная России. Вылетевший в 1980 году из Москвы полный сил «ласковый Миша» спустя 16 лет приземлился в Атланте изрядно потрепанным и оголодавшим.

«Красная бурда» середины 1990-х порой поразительно напоминает нынешнюю реальность. Сатирики нещадно выстегивают политиков за новые налоговые правила и незавидную жизнь пенсионеров.

Обложка журнала «Красная бурда»

«Красная бурда» середины 1990-х порой поразительно напоминает нынешнюю реальность. Сатирики нещадно выстегивают политиков за новые налоговые правила и незавидную жизнь пенсионеров.

Отдельное внимание журнал уделял заголовкам. В «Красной бурде» даже существовала отдельная рубрика «Гвозди» с едкими названиями статей. 




Авторы издания действительно были асами по части заголовков. Так они оформили итоговый номер 1998-го кризисного года, подорвавшего страну. На обложке одновременно высмеяли СМИ, весь год пестревшие заголовками о кризисе, и обыграли суровую действительность, которая навсегда изменилась в 1998-м.

Обложка журнала «Красная бурда»

Отдельное внимание журнал уделял заголовкам. В «Красной бурде» даже существовала отдельная рубрика «Гвозди» с едкими названиями статей.

Авторы издания действительно были асами по части заголовков. Так они оформили итоговый номер 1998-го кризисного года, подорвавшего страну. На обложке одновременно высмеяли СМИ, весь год пестревшие заголовками о кризисе, и обыграли суровую действительность, которая навсегда изменилась в 1998-м.

До конца 1990-х юмористы «Красной бурды» не боялись шутить над первыми лицами государства.

Обложка журнала «Красная бурда»

До конца 1990-х юмористы «Красной бурды» не боялись шутить над первыми лицами государства.

На первых порах основатели «Красной бурды» продолжали играть в КВН и писать сценарии для других команд. К примеру, для команды «Уральских пельменей», один из ведущих артистов которой Дмитрий Соколов начинал играть в КВН в составе «Соседей».




Вскоре коллектив сосредоточился на делах посолиднее и стал писать для популярных юмористических передач. Шутки «краснобурдовцев» звучали в «Городке» и «О.С.П.-студии», а также в шоу «Добрый вечер с Игорем Угольниковым». Однако создатели «Красной бурды» признавались: журнал им делать интереснее.

Обложка журнала «Красная бурда»

На первых порах основатели «Красной бурды» продолжали играть в КВН и писать сценарии для других команд. К примеру, для команды «Уральских пельменей», один из ведущих артистов которой Дмитрий Соколов начинал играть в КВН в составе «Соседей».

Вскоре коллектив сосредоточился на делах посолиднее и стал писать для популярных юмористических передач. Шутки «краснобурдовцев» звучали в «Городке» и «О.С.П.-студии», а также в шоу «Добрый вечер с Игорем Угольниковым». Однако создатели «Красной бурды» признавались: журнал им делать интереснее.

Со временем «Красная бурда» из просто журнала переросла в целый проект. Люди, ни разу не державшие в руках это издание, наверняка видели по федеральному телевидению дуэт «Красная бурда». Двое мужчин, один пониже, а другой повыше, с усами и серьгой в ухе, нарочито равнодушным тоном зачитывали заголовки. Это основатель издания Владимир Маурин и нынешний главный редактор «Красной бурды» Владимир Логинов. 




На сцену Маурин и Логинов выходили только вдвоем. На самом же деле над их скетчами работала команда из 10-12 человек, которая также издавала журнал.

Карикатура «Равный брак»

Обложка журнала «Красная бурда»

Со временем «Красная бурда» из просто журнала переросла в целый проект. Люди, ни разу не державшие в руках это издание, наверняка видели по федеральному телевидению дуэт «Красная бурда». Двое мужчин, один пониже, а другой повыше, с усами и серьгой в ухе, нарочито равнодушным тоном зачитывали заголовки. Это основатель издания Владимир Маурин и нынешний главный редактор «Красной бурды» Владимир Логинов.

На сцену Маурин и Логинов выходили только вдвоем. На самом же деле над их скетчами работала команда из 10-12 человек, которая также издавала журнал.

В начале 2000-х дуэт «Красная бурда» активно выступал на эстраде, его регулярно показывали в «Аншлаге». В 2005 году Маурин и Логинов даже дебютировали в Comedy Club, состоявшем сплошь из молодых кавээнщиков. По словам Маурина, они быстро ощутили пропасть между ними и юмористами новой волны. Он припомнил разговор с Павлом Волей в курилке.




«Мы на последней съемке в перерыве разговорились про детей. Вовка говорит, мол, у моего ребенка в школе такие проблемы, а я говорю: "А мой сын на четвертом курсе учится в институте". Рядом стоял Снежок-Воля, он повернулся и сказал: "Ну если бы мой батя вышел и че-нибудь такое прочитал со сцены, было бы круто», — рассказывал Маурин в интервью. 




Старая кавээновская гвардия не вписалась в новый формат. «Мы для них такое поколение опытных предков. Пожилые лузеры, как они нас в одной передаче назвали», — говорил в 2006 году Логинов.

Обложка журнала «Красная бурда»

В начале 2000-х дуэт «Красная бурда» активно выступал на эстраде, его регулярно показывали в «Аншлаге». В 2005 году Маурин и Логинов даже дебютировали в Comedy Club, состоявшем сплошь из молодых кавээнщиков. По словам Маурина, они быстро ощутили пропасть между ними и юмористами новой волны. Он припомнил разговор с Павлом Волей в курилке.

«Мы на последней съемке в перерыве разговорились про детей. Вовка говорит, мол, у моего ребенка в школе такие проблемы, а я говорю: "А мой сын на четвертом курсе учится в институте". Рядом стоял Снежок-Воля, он повернулся и сказал: "Ну если бы мой батя вышел и че-нибудь такое прочитал со сцены, было бы круто», — рассказывал Маурин в интервью.

Старая кавээновская гвардия не вписалась в новый формат. «Мы для них такое поколение опытных предков. Пожилые лузеры, как они нас в одной передаче назвали», — говорил в 2006 году Логинов.

«Краснобурдовцы» признавались, что пошли на сцену не из тщеславия. «Это не следствие нашего желания выступать, а следствие желания донести до большого количества людей наше творчество», — объяснял Логинов. 




Каким образом доносить юмор — им не принципиально. Один из отцов-основателей «Красной бурды» Маурин объяснял, что ему совершенно безразлично, как публика будет узнавать о его шутках: через телеэкран, монитор компьютера или с печатных страниц.

Обложка журнала «Красная бурда»

«Краснобурдовцы» признавались, что пошли на сцену не из тщеславия. «Это не следствие нашего желания выступать, а следствие желания донести до большого количества людей наше творчество», — объяснял Логинов.

Каким образом доносить юмор — им не принципиально. Один из отцов-основателей «Красной бурды» Маурин объяснял, что ему совершенно безразлично, как публика будет узнавать о его шутках: через телеэкран, монитор компьютера или с печатных страниц.

Уроженцы Екатеринбурга Маурин и Логинов говорят, что уральский юмор, который им присущ, — особенный. Он менее эмоционален, чем, например, южный, более грубый, без внимания к нюансам. 




«Надо пошутить так, чтобы тебя сразу, с одного абзаца поняли, чтобы зрители или читатели поняли, о чем идет речь», — объяснял главред «Красной бурды».

Обложка журнала «Красная бурда»

Уроженцы Екатеринбурга Маурин и Логинов говорят, что уральский юмор, который им присущ, — особенный. Он менее эмоционален, чем, например, южный, более грубый, без внимания к нюансам.

«Надо пошутить так, чтобы тебя сразу, с одного абзаца поняли, чтобы зрители или читатели поняли, о чем идет речь», — объяснял главред «Красной бурды».

И действительно: емкие, меткие, легко запоминающиеся остроты «Красной бурды» обрели народную славу. В любви к «Красной бурде» признавался писатель и сатирик Владимир Вишневский. Он не раз публиковался там сам и любил цитировать шутки из журнала. 




«"Археологи обнаружили окаменевший салат оливье с отпечатком лица первобытного человека", — пересказывал он шутку коллег по цеху в интервью. — Или, например, там (в «Красной бурде») есть развитие темы: методика применения оливье — это прекрасная питательная косметическая маска для женщин и для мужчин. Накладывается первый слой, второй, потом рюмка, потом еще».

Обложка журнала «Красная бурда»

И действительно: емкие, меткие, легко запоминающиеся остроты «Красной бурды» обрели народную славу. В любви к «Красной бурде» признавался писатель и сатирик Владимир Вишневский. Он не раз публиковался там сам и любил цитировать шутки из журнала.

«"Археологи обнаружили окаменевший салат оливье с отпечатком лица первобытного человека", — пересказывал он шутку коллег по цеху в интервью. — Или, например, там (в «Красной бурде») есть развитие темы: методика применения оливье — это прекрасная питательная косметическая маска для женщин и для мужчин. Накладывается первый слой, второй, потом рюмка, потом еще».

Но сколь бы ни были смешны шутки «Красной бурды», любимая печатная версия тянула ее на дно. По признанию сатириков, чтобы поддерживать бумажный журнал на плаву, последние несколько лет они вкладывали в него собственные средства, заработанные на других проектах.

Обложка журнала «Красная бурда»

Но сколь бы ни были смешны шутки «Красной бурды», любимая печатная версия тянула ее на дно. По признанию сатириков, чтобы поддерживать бумажный журнал на плаву, последние несколько лет они вкладывали в него собственные средства, заработанные на других проектах.

В начале 2019 года от выпуска культового журнала решили отказаться. Издатели объяснили, что помимо денежных затрат очень много времени уходит на изготовление и рассылку, и это сильно тормозит творческий коллектив.

Обложка журнала «Красная бурда»

В начале 2019 года от выпуска культового журнала решили отказаться. Издатели объяснили, что помимо денежных затрат очень много времени уходит на изготовление и рассылку, и это сильно тормозит творческий коллектив.

Так выглядит обложка последнего печатного номера «Красной бурды». Проект сохранится только в виде сайта. Сочинители больше не нуждаются в собственном печатном органе.




Ничего особенного ради последнего номера не придумывали — никаких траурных рамок и прощаний. «У нас вообще нет траура: сидим, работаем, — говорит один из авторов «Красной бурды» Александр Ельняков. — Жизнь не заканчивается, наоборот — мы избавляемся от того, что отнимало кучу времени, а эффекта особого не давало. И движемся вперед».

Обложка журнала «Красная бурда»

Так выглядит обложка последнего печатного номера «Красной бурды». Проект сохранится только в виде сайта. Сочинители больше не нуждаются в собственном печатном органе.

Ничего особенного ради последнего номера не придумывали — никаких траурных рамок и прощаний. «У нас вообще нет траура: сидим, работаем, — говорит один из авторов «Красной бурды» Александр Ельняков. — Жизнь не заканчивается, наоборот — мы избавляемся от того, что отнимало кучу времени, а эффекта особого не давало. И движемся вперед».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше