В середине января нью-йоркская арт-площадка Nailya Alexander Gallery открыла выставку финского фотографа Пентти Саммаллахти «Птицы». В нее вошли работы, которые автор сделал за время своих путешествий, в том числе по России. Снимки фотографа, сделанные в разных уголках мира, объединяют не только птицы в кадре, — несмотря на разные декорации и климат, все они несут мрачное настроение. Почему — читайте в галерее «Ленты.ру».
![Один из самых ярких шедевров искусства XX века, связанных с птицами, — психологический триллер Альфреда Хичкока. Снятый во времена, когда холодная война достигла своего апогея, он отражал паранойю и страх, царивший среди американских граждан. Птицы же стали у Хичкока символом ядерного апокалипсиса, а сюжет картины — интерпретацией развития и внезапного окончания Карибского кризиса.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102008257/preview_9f96e95cc48bf502d72923a8ab42069f.jpg)
Краков, Польша, 1981 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Один из самых ярких шедевров искусства XX века, связанных с птицами, — психологический триллер Альфреда Хичкока. Снятый во времена, когда холодная война достигла своего апогея, он отражал паранойю и страх, царивший среди американских граждан. Птицы же стали у Хичкока символом ядерного апокалипсиса, а сюжет картины — интерпретацией развития и внезапного окончания Карибского кризиса.
![Работы Саммаллахти перекликаются с картиной Хичкока даже, скорее всего, помимо воли самого фотографа — он не приписывает птицам эсхатологических качеств, а просто любит снимать животных. Грозный символизм в изображениях проявляется самостоятельно, во многом благодаря снежным и пустынным пейзажам.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102312574/preview_c8bcb6be22533867f94c9745a88e67c7.jpg)
Хельсинки, Финляндия, 2000 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Работы Саммаллахти перекликаются с картиной Хичкока даже, скорее всего, помимо воли самого фотографа — он не приписывает птицам эсхатологических качеств, а просто любит снимать животных. Грозный символизм в изображениях проявляется самостоятельно, во многом благодаря снежным и пустынным пейзажам.
![На снимках Саммаллахти птицы показаны как обитателями дикой природы, существующими отдельно от человека, так и незаметными свидетелями людской жизни. Большинство фотографий мастера сделаны в зимнее время.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102249748/preview_15460aa779f7b87869c6433912b659e1.jpg)
Дели, Индия,1999 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
На снимках Саммаллахти птицы показаны как обитателями дикой природы, существующими отдельно от человека, так и незаметными свидетелями людской жизни. Большинство фотографий мастера сделаны в зимнее время.
![Многие другие его коллекции фокусируются на собаках, лошадях, кошках, коровах. Однако большинство фотографий Саммаллахти сознательно делает мрачными и холодными — он предпочитает снимать зимой, использует только черно-белую пленку, да и места порой выбирает с не самой доброй историей.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102346184/preview_f1b36a2322010913e9b6d323a74ea264.jpg)
Пшеворск, Польша, 2005 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Многие другие его коллекции фокусируются на собаках, лошадях, кошках, коровах. Однако большинство фотографий Саммаллахти сознательно делает мрачными и холодными — он предпочитает снимать зимой, использует только черно-белую пленку, да и места порой выбирает с не самой доброй историей.
![Например, для серии животных из России Саммаллахти отправился на Соловки. Там фотограф провел две недели, снимая, в частности бродячих собак и птиц.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102254763/preview_cff9b80a960ca6d64d63f52445d889a1.jpg)
Москва, Россия, 1980 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Например, для серии животных из России Саммаллахти отправился на Соловки. Там фотограф провел две недели, снимая, в частности бродячих собак и птиц.
![«Это место похоже на сказку из-за огромного монастыря, построенного в XVI — XVII веках. Но у него очень грустная история — в 1920-е и 1930-е годы оно превратилось в трудовой лагерь и тюрьму. Эта история всегда нависает над тобой, когда ты посещаешь острова», — признавался фотограф в одном из интервью.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102605149/preview_60b6bf9a400bf6c8dc1ce3251ca493bb.jpg)
Соловки, Белое море, Россия, 1992 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
«Это место похоже на сказку из-за огромного монастыря, построенного в XVI — XVII веках. Но у него очень грустная история — в 1920-е и 1930-е годы оно превратилось в трудовой лагерь и тюрьму. Эта история всегда нависает над тобой, когда ты посещаешь острова», — признавался фотограф в одном из интервью.
![«В России все животные свободны — лошади, собаки и кошки, все они ходят, где им вздумается», — делился автор впечатлениями от посещения Севера страны.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102430678/preview_9efbda538c575b70bb37c5f9817eda18.jpg)
Панозеро, Карелия, Россия, 1992 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
«В России все животные свободны — лошади, собаки и кошки, все они ходят, где им вздумается», — делился автор впечатлениями от посещения Севера страны.
![«Я очень люблю фотографировать зимой. С технической точки зрения это не так сложно — снег очень красиво упрощает ландшафт, света всегда достаточно. Даже ночи на Севере очень светлые из-за снега; дни коротки, но сумерки длятся долго. А поскольку сам я из Финляндии, жара мне не очень нравится», — рассказывал Саммаллахти.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102423744/preview_69d3f51179e049c2170dc32abc774b04.jpg)
Киркконумми, Финляндия, 2016 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
«Я очень люблю фотографировать зимой. С технической точки зрения это не так сложно — снег очень красиво упрощает ландшафт, света всегда достаточно. Даже ночи на Севере очень светлые из-за снега; дни коротки, но сумерки длятся долго. А поскольку сам я из Финляндии, жара мне не очень нравится», — рассказывал Саммаллахти.
![Саммаллахти родился в Хельсинки в 1950 году. В 14 лет он вступил в местный клуб фотографов, а в 21 год уже провел свою первую сольную выставку.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102600894/preview_82587e4adcc497727984adeac149da7f.jpg)
Остров Рюссмастерна, Швеция, 2012 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Саммаллахти родился в Хельсинки в 1950 году. В 14 лет он вступил в местный клуб фотографов, а в 21 год уже провел свою первую сольную выставку.
![Сегодня его работы выставлены в Лондоне, Хьюстоне, Лос-Анджелесе, Париже, Амстердаме, Стокгольме и, конечно, в его родном городе. В 2004 году Анри Картье-Брессон, французский мастер реалистичной фотографии XX века, назвал Саммаллахти одним из своих любимых авторов.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102408979/preview_a875f6f79563b102003b2b2a67dd14b9.jpg)
Китаката, Япония, 2005 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Сегодня его работы выставлены в Лондоне, Хьюстоне, Лос-Анджелесе, Париже, Амстердаме, Стокгольме и, конечно, в его родном городе. В 2004 году Анри Картье-Брессон, французский мастер реалистичной фотографии XX века, назвал Саммаллахти одним из своих любимых авторов.
![В экспозицию «Птицы» вошли снимки, сделанные во время путешествий фотографа по скандинавским и восточно-европейским странам, Индии, Намибии, Египте, Японии и Южно-Африканской Республике.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102319387/preview_68a3d657db8ae67a786f75cc88d8d226.jpg)
Гора Эчо, Намибия, 2005 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
В экспозицию «Птицы» вошли снимки, сделанные во время путешествий фотографа по скандинавским и восточно-европейским странам, Индии, Намибии, Египте, Японии и Южно-Африканской Республике.
![Зачастую в работах Саммаллахти звери и птицы выступают своеобразным якорем, который объединяет всю композицию фотографии.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102352689/preview_fe1c0c32c5f98c210737bee111ffbbab.jpg)
Луксор, Египет, 2001 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Зачастую в работах Саммаллахти звери и птицы выступают своеобразным якорем, который объединяет всю композицию фотографии.
![Все представленные на выставке в Нью-Йорке снимки вошли в монографию Саммаллахти Here Far Away, которая была выпущена в 2012 году. Она была переведена с финского на пять языков — английский, французский, немецкий, испанский и итальянский.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102540089/preview_db8ce5d38c4105d183a2245de05d420f.jpg)
Озеро Мартин Мир, Англия, 1996 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Все представленные на выставке в Нью-Йорке снимки вошли в монографию Саммаллахти Here Far Away, которая была выпущена в 2012 году. Она была переведена с финского на пять языков — английский, французский, немецкий, испанский и итальянский.
![Снимки в «Птицах» были сделаны с 1980 по 2016 годы. Период съемки составил более 30 лет.](https://icdn.lenta.ru/images/2019/01/28/10/20190128102552634/preview_fa20c47c0ce4f79ea0cc0d229d0b01b3.jpg)
Варанаси, Индия, 1999 год
Фото: Pentti Sammallahti / Courtesy of Nailya Alexander Gallery New York
Снимки в «Птицах» были сделаны с 1980 по 2016 годы. Период съемки составил более 30 лет.