Культура

Хулиганы и циники Эти художники боролись с мифами СССР и придумали соц-арт

14 фото

На втором этаже ММОМА на Петровке 25 в конце текущей недели откроется масштабная выставка ключевых героев соц-арта Виталия Комара и Александра Меламида — «Komar & Melamid». Их легендарный соц-арт впервые будет показан так широко, и почти так же как на московской квартирной выставке 1974 года. Ключевые экспонаты — в галерее «Ленты.ру».

Их дуэт возник при весьма странных обстоятельствах. Однажды студенты Строгановки, за отсутствием еще одного участника, выпивали, как тогда было заведено, на троих... с плавающим в ванне трупом — предметом их анатомических изысканий в морге одного из институтов. Тогда же они и придумали термин — гибрид международного «поп-арта» и родного «соцреализма». Правда окончательное название — «соц-арт» — закрепилось за методом в пионерском лагере, где в 1972 году друзья Алик и Виталик подрабатывали, рисуя портреты героев революции.

Виталий Комар и Александр Меламид. Москва, 1970-е

Изображение: из архива Виталия Комара и Александра Меламида

Их дуэт возник при весьма странных обстоятельствах. Однажды студенты Строгановки, за отсутствием еще одного участника, выпивали, как тогда было заведено, на троих... с плавающим в ванне трупом — предметом их анатомических изысканий в морге одного из институтов. Тогда же они и придумали термин — гибрид международного «поп-арта» и родного «соцреализма». Правда окончательное название — «соц-арт» — закрепилось за методом в пионерском лагере, где в 1972 году друзья Алик и Виталик подрабатывали, рисуя портреты героев революции.

Как вспоминают художники, в 1973 году они наведались к Оскару Рабину с предложением организовать выставочную деятельность. Лидер нонконформистов того времени начал возражать, дескать, надо переждать, бессмысленно бодаться с дубом…
— Наоборот. Время как раз самое подходящее.
— Это еще почему?
— Потому, что появились мы. Наши работы требуют выставки.

«Художник», 1972 год

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

Как вспоминают художники, в 1973 году они наведались к Оскару Рабину с предложением организовать выставочную деятельность. Лидер нонконформистов того времени начал возражать, дескать, надо переждать, бессмысленно бодаться с дубом… — Наоборот. Время как раз самое подходящее. — Это еще почему? — Потому, что появились мы. Наши работы требуют выставки.

Деконструкция символов советского официоза и тотальная изоляция от реальности позволяли соавторам свободно манипулировать образами, помещая их в самые фантастические контексты или даже обращаясь с ними как с элементами личных пристрастий.

«Вам хорошо!», 1972 год

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

Деконструкция символов советского официоза и тотальная изоляция от реальности позволяли соавторам свободно манипулировать образами, помещая их в самые фантастические контексты или даже обращаясь с ними как с элементами личных пристрастий.

15 сентября 1974 года на опушке Битцевского леса двенадцать художников под проливным дождем устроили первый осенний просмотр картин на открытом воздухе. Не успели участники развернуть экспозицию перед иностранными корреспондентами и зрителями, как на них двинулись бульдозеры и поливальные грузовики, которые облили художников жидкой грязью и вытеснили с площадки. Некоторые работы пострадали, в том числе у Комара и Меламида под колесами машин погиб «Двойной автопортрет», была также сильно повреждена работа «Дружба народов». В результате милиция рассеяла участников и немногочисленную публику, троих художников арестовали. Это событие впоследствии станет легендой — «Бульдозерной выставкой».

«Дружба народов» (№ 107), 1974 год

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

15 сентября 1974 года на опушке Битцевского леса двенадцать художников под проливным дождем устроили первый осенний просмотр картин на открытом воздухе. Не успели участники развернуть экспозицию перед иностранными корреспондентами и зрителями, как на них двинулись бульдозеры и поливальные грузовики, которые облили художников жидкой грязью и вытеснили с площадки. Некоторые работы пострадали, в том числе у Комара и Меламида под колесами машин погиб «Двойной автопортрет», была также сильно повреждена работа «Дружба народов». В результате милиция рассеяла участников и немногочисленную публику, троих художников арестовали. Это событие впоследствии станет легендой — «Бульдозерной выставкой».

Модернизм тотально отвергал символизм, однако Комар и Меламид стремились показать нечто прямо противоположное: символизм для них является истоком модерна, а не наоборот.

«Портрет отца», 1973 год

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

Модернизм тотально отвергал символизм, однако Комар и Меламид стремились показать нечто прямо противоположное: символизм для них является истоком модерна, а не наоборот.

Абсурдно совмещая личное и общественное, Комар и Меламид уничтожали язык власти. При этом они признавались, что сами — родом «из Сталина», к которому питают амбивалентные чувства. Говоря о любви-ненависти к «совку», художники сознательно провоцировали сообщество нонкомформистов.

Из каталога «Суперобъекты — суперкомфорт для суперлюдей», 1976 год. Каталог с 36 цветными фотографиями, сопровожденными текстами

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

Абсурдно совмещая личное и общественное, Комар и Меламид уничтожали язык власти. При этом они признавались, что сами — родом «из Сталина», к которому питают амбивалентные чувства. Говоря о любви-ненависти к «совку», художники сознательно провоцировали сообщество нонкомформистов.

Перед отъездом в эмиграцию, художники осуществили несколько проектов, в том числе перевод статьи советской Конституции, гарантирующей свободу слова, на язык абстрактного искусства, где каждой букве соответствовала цветная точка, а также изложили автобиографии на выдуманном языке. Они создали государство TransState, с собственной валютой, паспортами и  Декларацией независимости.

«TransState», 1977 год

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

Перед отъездом в эмиграцию, художники осуществили несколько проектов, в том числе перевод статьи советской Конституции, гарантирующей свободу слова, на язык абстрактного искусства, где каждой букве соответствовала цветная точка, а также изложили автобиографии на выдуманном языке. Они создали государство TransState, с собственной валютой, паспортами и Декларацией независимости.

На Западе искусство отцов-основателей соц-арта оценили, и произведения соавторов быстро нашли своих почитателей. Их начали активно покупать музеи. Правда в 1981 году неуравновешенный посетитель порезал одну из их картин ножом, якобы «устав от их иронии». Это лишь прибавило художникам известности, подтвердив статус гонимых на родине.

«Душа Нортона Доджа», 1978-1979 годы. Предмет, созданный для акции «Первая беспошлинная торговля между США и СССР: Продажа душ»

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

На Западе искусство отцов-основателей соц-арта оценили, и произведения соавторов быстро нашли своих почитателей. Их начали активно покупать музеи. Правда в 1981 году неуравновешенный посетитель порезал одну из их картин ножом, якобы «устав от их иронии». Это лишь прибавило художникам известности, подтвердив статус гонимых на родине.

Хотя одна из их самых известных картин — «Девочка перед зеркалом», написана в реалистичной манере, поза модели целиком выдает в художниках тех самых развенчивающих советские мифы ироничных представителей соц-арта, в начале карьеры подхалтуривавших изображениями пионеров-героев.

«Девочка перед зеркалом», 1981-1982 годы (из серии «Ностальгический соцреализм»)

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

Хотя одна из их самых известных картин — «Девочка перед зеркалом», написана в реалистичной манере, поза модели целиком выдает в художниках тех самых развенчивающих советские мифы ироничных представителей соц-арта, в начале карьеры подхалтуривавших изображениями пионеров-героев.

Художественные проекты «Комар & Меламид» порождали множество  разнообразных интерпретаций. Их творчество было по-своему революционно: они не только изобрели новое направление в русском изобразительном искусстве, успешно продолжаемое последователями и эпигонами поныне, но и одними из первых в России обратились к жанру перформанса и инсталляции.

«Дискобол»,1983 год (Из серии «Ностальгический соцреализм»)

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

Художественные проекты «Комар & Меламид» порождали множество разнообразных интерпретаций. Их творчество было по-своему революционно: они не только изобрели новое направление в русском изобразительном искусстве, успешно продолжаемое последователями и эпигонами поныне, но и одними из первых в России обратились к жанру перформанса и инсталляции.

В период  расцвета и признания авторов за рубежом (1980-90-е годы) в частных галереях и музеях проходят выставки с их участием, картины приобретают такие музеи, как нью-йоркский Музей современного искусства (MoMa), музей Метрополитен, Whitney Museum of American Art.

«Лестница в небо». Диптих. 1985-1986 годы (Из серии «Анархический синтетизм»)

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

В период расцвета и признания авторов за рубежом (1980-90-е годы) в частных галереях и музеях проходят выставки с их участием, картины приобретают такие музеи, как нью-йоркский Музей современного искусства (MoMa), музей Метрополитен, Whitney Museum of American Art.

Многие работы родоначальников соц-арта выполнены на бумаге и обнаруживают процесс геометрического конструирования. Виталий Комар при этом не без гордости заявлял, что они «нашли метод составления шестиконечных звезд не только из треугольников, но и из квадратов, кругов».

«Круг, квадрат, треугольник». Авторская реконструкция 1990-1991 годы, 1974-1975 годы

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

Многие работы родоначальников соц-арта выполнены на бумаге и обнаруживают процесс геометрического конструирования. Виталий Комар при этом не без гордости заявлял, что они «нашли метод составления шестиконечных звезд не только из треугольников, но и из квадратов, кругов».

В 1976 году в Нью-Йорке проходит первая зарубежная выставка художников «Цвет — великая сила», через год после которой Комар и Меламид эмигрируют в США.

Документация акции «Первая беспошлинная торговля между США и СССР: Продажа Душ», 1979 год

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

В 1976 году в Нью-Йорке проходит первая зарубежная выставка художников «Цвет — великая сила», через год после которой Комар и Меламид эмигрируют в США.

Комар и Меламид участвовали в Венецианской биеннале в 1999 году. Но уже в 2003-м их совместный проект перестает существовать. Между художниками нарастало отчуждение. Это было связано с тем, что по словам куратора нынешней выставки Андрея Ерофеева «в Меламиде все больше проявлялась ироническая позиция, связанная с разоблачением и попыткой выкорчевать стереотипы в области культуры. А у Комара была склонность к каким-то спиритуальным, мистическим темам, к исследованию знаков, природы геометрии».

«Идеальный лозунг», 1984 год

Изображение: Виталий Комар и Александр Меламид

Комар и Меламид участвовали в Венецианской биеннале в 1999 году. Но уже в 2003-м их совместный проект перестает существовать. Между художниками нарастало отчуждение. Это было связано с тем, что по словам куратора нынешней выставки Андрея Ерофеева «в Меламиде все больше проявлялась ироническая позиция, связанная с разоблачением и попыткой выкорчевать стереотипы в области культуры. А у Комара была склонность к каким-то спиритуальным, мистическим темам, к исследованию знаков, природы геометрии».