«Улицы — наши» Эти фотографы видят вокруг невероятное, пока другие проходят мимо

19 фото

Снимать на улице не так просто, как кажется на первый взгляд. Для этого недостаточно просто вооружиться камерой и фотографировать направо и налево. Опытные уличные фотографы признаются, что для съемки на улице, в парке, в баре или на пляже необходим не просто фотографический опыт и быстрота реакции, но и особая интуиция, помогающая предвосхитить момент и уловить «тот самый» кадр. Работы самых талантливых «ловцов», способных разглядеть в повседневности нечто большее, ускользающее от человеческого глаза, отобрал международный конкурс LensCulture Street Photography Awards. В этом году среди его победителей есть и россияне. «Лента.ру» публикует работы финалистов премии.

Богатым нет дела до бедных, поэтому когда индийские бедняки в Нью-Дели в надежде хоть на какой-то заработок обступают машины и предлагают водителям свою продукцию, сытые владельцы авто лишь безразлично взирают  на них или отмахиваются. «Невидимые» — так называется проект-финалист о нищих, пытающихся что-то продавать на светофорах, пока машины ждут зеленого света. Ирония в том, что многие из этих людей высшего класса являются крупными филантропами, которые щедро поддерживают благотворительные организации, отмечает автор серии.

Фото: Shoba Jolly

Богатым нет дела до бедных, поэтому когда индийские бедняки в Нью-Дели в надежде хоть на какой-то заработок обступают машины и предлагают водителям свою продукцию, сытые владельцы авто лишь безразлично взирают на них или отмахиваются. «Невидимые» — так называется проект-финалист о нищих, пытающихся что-то продавать на светофорах, пока машины ждут зеленого света. Ирония в том, что многие из этих людей высшего класса являются крупными филантропами, которые щедро поддерживают благотворительные организации, отмечает автор серии.

Состоятельные граждане предпочитают не связываться с беспризорными детьми, осаждающими их авто, поскольку они контролируются местной мафией, которая принуждает их к жизни на дорогах и узурпирует большую часть прибыли. Тем не менее это дети, которые имеют право на достойную жизнь и должны быть спасены, считает фотограф.

Фото: Shoba Jolly

Состоятельные граждане предпочитают не связываться с беспризорными детьми, осаждающими их авто, поскольку они контролируются местной мафией, которая принуждает их к жизни на дорогах и узурпирует большую часть прибыли. Тем не менее это дети, которые имеют право на достойную жизнь и должны быть спасены, считает фотограф.

Проект итальянского фотографа Фабиана Альбертини исследует, какие изменения искусственный интеллект, использующий лицевую биометрию, вносит в современную жизнь. Альбертини воспринимает это как настоящий феномен, который революционным образом трансформирует нашу частную жизнь и влияет на привычный ход вещей.

В сентябре 2017 года двое ученых из Стэнфордского университета опубликовали исследование. Используя более 30 тысяч снимков с сайта знакомств, они обучили систему распознавания лиц определять сексуальную ориентацию человека по характеристикам его лица. Фотограф напоминает, что о возможности вычислять преступников по физиогномическим характеристикам еще в XIX веке заявлял итальянский психиатр Чезаре Ломброзо. Типичный преступник, по его версии, имеет покатый лоб, длинные руки, большие уши, асимметричное лицо и татуировки на теле. Позже Ломброзо окрестили предтечей фашистской теории о недочеловеке.

Фото: Fabian Albertin

Проект итальянского фотографа Фабиана Альбертини исследует, какие изменения искусственный интеллект, использующий лицевую биометрию, вносит в современную жизнь. Альбертини воспринимает это как настоящий феномен, который революционным образом трансформирует нашу частную жизнь и влияет на привычный ход вещей.

В сентябре 2017 года двое ученых из Стэнфордского университета опубликовали исследование. Используя более 30 тысяч снимков с сайта знакомств, они обучили систему распознавания лиц определять сексуальную ориентацию человека по характеристикам его лица. Фотограф напоминает, что о возможности вычислять преступников по физиогномическим характеристикам еще в XIX веке заявлял итальянский психиатр Чезаре Ломброзо. Типичный преступник, по его версии, имеет покатый лоб, длинные руки, большие уши, асимметричное лицо и татуировки на теле. Позже Ломброзо окрестили предтечей фашистской теории о недочеловеке.

Китайское государство создает тотальную систему распознавания лиц. С ее помощью власти рассчитывают формировать «рейтинг социальной надежности». Старт программы намечен на 2020 год. Автор проекта считает, что прошлое повторяется через новые технологии. «Будет ли эта система баз данных настолько отличаться от инструментов, используемых Чезаре Ломброзо?» — задается он вопросом, призывая своих зрителей задуматься, как защитить свою частную жизнь от ежедневного наблюдения.

Фото: Fabian Albertin

Китайское государство создает тотальную систему распознавания лиц. С ее помощью власти рассчитывают формировать «рейтинг социальной надежности». Старт программы намечен на 2020 год. Автор проекта считает, что прошлое повторяется через новые технологии. «Будет ли эта система баз данных настолько отличаться от инструментов, используемых Чезаре Ломброзо?» — задается он вопросом, призывая своих зрителей задуматься, как защитить свою частную жизнь от ежедневного наблюдения.

Среди призеров международного конкурса томич Сергей Медведчиков. Его работа «Спрятано в Сибири» повествует о жизни в родном городе, где он снимал в разные годы. Медведчиков покинул Томск 12 лет назад, но время от времени туда возвращается. По его словам, у него особая духовная связь с этим сибирским городком, в котором царит «волшебная атмосфера». Он возвращается туда с нескрываемым удовольствием. 

«Отличным бонусом для уличного фотографа является то, что Томск — место контрастов, и эти контрасты всегда меня удивляют. Здесь на одной из улиц можно встретить маргинального алкоголика-нищего, элегантно одетого университетского профессора и представителя одной из молодежных субкультур с кислотным цветом волос», — рассказывает Медведчиков.

Фото: Сергей Медведчиков

Среди призеров международного конкурса томич Сергей Медведчиков. Его работа «Спрятано в Сибири» повествует о жизни в родном городе, где он снимал в разные годы. Медведчиков покинул Томск 12 лет назад, но время от времени туда возвращается. По его словам, у него особая духовная связь с этим сибирским городком, в котором царит «волшебная атмосфера». Он возвращается туда с нескрываемым удовольствием.

«Отличным бонусом для уличного фотографа является то, что Томск — место контрастов, и эти контрасты всегда меня удивляют. Здесь на одной из улиц можно встретить маргинального алкоголика-нищего, элегантно одетого университетского профессора и представителя одной из молодежных субкультур с кислотным цветом волос», — рассказывает Медведчиков.

В Томске можно снимать на исторических улицах с красивыми отреставрированными каменными особняками, а через десяток метров вдруг очутиться совсем в ином мире.

«Томск — это искренний мир. Здесь как нигде чувствуется пульс меняющегося города, исчезающая реальность деревянного Томска. Неповторимая эстетика и невероятное количество сюжетов и моментов, которыми богат Томск, подводят меня к одной вечной теме: взаимоотношениям города и человека — их взаимопроникновению и взаимозависимости», — заключает влюбленный в свой город фотограф. Серия Медведчикова заняла второе место на Lensculture Street Photography Awards.

Фото: Сергей Медведчиков

В Томске можно снимать на исторических улицах с красивыми отреставрированными каменными особняками, а через десяток метров вдруг очутиться совсем в ином мире.

«Томск — это искренний мир. Здесь как нигде чувствуется пульс меняющегося города, исчезающая реальность деревянного Томска. Неповторимая эстетика и невероятное количество сюжетов и моментов, которыми богат Томск, подводят меня к одной вечной теме: взаимоотношениям города и человека — их взаимопроникновению и взаимозависимости», — заключает влюбленный в свой город фотограф. Серия Медведчикова заняла второе место на Lensculture Street Photography Awards.

Пусан — символ трансформации Южной Кореи. После Корейской войны, в 1953 году он стал центром Республики Корея, поскольку был наиболее удален от границ с КНДР. Родившаяся здесь в 1968 году Кае Янг Ли помнит Пусан как город, предназначенный для жизни, однако пять десятилетий спустя, по ее ощущению, он превратился в большую съемочную площадку для современных драм. С ростом капитала Пусан стал местом потребления, а не местом для жизни, сетует она. «Мы находимся в огромной витрине», — говорит своей работой фотограф.

Фото: Kae Young Lee

Пусан — символ трансформации Южной Кореи. После Корейской войны, в 1953 году он стал центром Республики Корея, поскольку был наиболее удален от границ с КНДР. Родившаяся здесь в 1968 году Кае Янг Ли помнит Пусан как город, предназначенный для жизни, однако пять десятилетий спустя, по ее ощущению, он превратился в большую съемочную площадку для современных драм. С ростом капитала Пусан стал местом потребления, а не местом для жизни, сетует она. «Мы находимся в огромной витрине», — говорит своей работой фотограф.

Жемчужины Арабских Эмиратов, Абу-Даби и Дубай, построены в пустыне. Но кто те люди, которые с нуля возводят роскошные строения и инфраструктуру страны? Финалист фотоконкурса рассказал историю людей, причастных к строительству двух этих городов, и заслужил премию «Выбор жюри». Рабочие живут далеко от городов, которые они создают. Их жилье меньше всего напоминает блестящие небоскребы столицы арабского государства.

Жемчужины Арабских Эмиратов, Абу-Даби и Дубай, построены в пустыне. Но кто те люди, которые с нуля возводят роскошные строения и инфраструктуру страны? Финалист фотоконкурса рассказал историю людей, причастных к строительству двух этих городов, и заслужил премию «Выбор жюри». Рабочие живут далеко от городов, которые они создают. Их жилье меньше всего напоминает блестящие небоскребы столицы арабского государства.

Среди рабочих исключительно мужчины. Они живут в общем трудовом лагере, который теперь называют своим домом. Несмотря на гроши, которые они зарабатывают, возводя объекты для обеспеченных людей, они не падают духом и сохраняют способность дружить.

Среди рабочих исключительно мужчины. Они живут в общем трудовом лагере, который теперь называют своим домом. Несмотря на гроши, которые они зарабатывают, возводя объекты для обеспеченных людей, они не падают духом и сохраняют способность дружить.

На проект «Мое море» фотографу Халук Сафи понадобилось два года. Он снимал турецкие городские пляжи на пленку и на цифру. В результате получился проект про музыку, которой наполнен город. Сафи сравнивает фотографов с композиторами. «Мы, уличные фотографы, пытаемся создать свою собственную музыку», — поясняет он. В результате у каждого творца получается уникальная композиция. Серия «Мое море» заняла третье место.

Фото: Haluk Safi

На проект «Мое море» фотографу Халук Сафи понадобилось два года. Он снимал турецкие городские пляжи на пленку и на цифру. В результате получился проект про музыку, которой наполнен город. Сафи сравнивает фотографов с композиторами. «Мы, уличные фотографы, пытаемся создать свою собственную музыку», — поясняет он. В результате у каждого творца получается уникальная композиция. Серия «Мое море» заняла третье место.

Иерусалим — один город, который состоит из множества миров, считает Жан-Франсуа Давилье. Его уникальность в том, что он священен сразу и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Улицы Иерусалима — это иногда перекрещение диаметрально противоположных культур. Давилье нравится, что этот город наполнен настолько разными типажами, что порой кажется: в нем нет тех, кого называют серой массой, здесь каждый важен и отличается по-своему.

Фото: Jean-François Devillers

Иерусалим — один город, который состоит из множества миров, считает Жан-Франсуа Давилье. Его уникальность в том, что он священен сразу и для иудеев, и для христиан, и для мусульман. Улицы Иерусалима — это иногда перекрещение диаметрально противоположных культур. Давилье нравится, что этот город наполнен настолько разными типажами, что порой кажется: в нем нет тех, кого называют серой массой, здесь каждый важен и отличается по-своему.

Белый олень в Японии считается божественным посланником. Они живут в лесах неподалеку от древнего города Нара, который стал туристическим. А по ночам выходят в город и свободно рассекают по пустым, безлюдным улицам, пока город спит. «Оторванный от человеческих забот свободный олень в Наре ходит вокруг, как будто он владеет миром, словно говоря: "Улицы — наши”», — замечает фотограф Йоко Иши.

Фото: Yoko Ishii

Белый олень в Японии считается божественным посланником. Они живут в лесах неподалеку от древнего города Нара, который стал туристическим. А по ночам выходят в город и свободно рассекают по пустым, безлюдным улицам, пока город спит. «Оторванный от человеческих забот свободный олень в Наре ходит вокруг, как будто он владеет миром, словно говоря: "Улицы — наши”», — замечает фотограф Йоко Иши.

Сеульские вороны. Этот снимок — часть текущего проекта, документирующего как контрасты, так и сходства в повседневной жизни нескольких азиатских городов, таках как Сеул, Токио, Ханой и Янгон, на разных этапах их экономического и социального развития. Этот снимок занял второе место в категории «Одиночная фотография».

Сеульские вороны. Этот снимок — часть текущего проекта, документирующего как контрасты, так и сходства в повседневной жизни нескольких азиатских городов, таках как Сеул, Токио, Ханой и Янгон, на разных этапах их экономического и социального развития. Этот снимок занял второе место в категории «Одиночная фотография».

Бездомные кошки буквально оккупировали Стамбул. Фотограф Сами Учан вспоминает, как впервые оказавшись в турецкой столице, принялся изучать культурное наследие города, фотографировать городские стены, мечети и османские надгробия. Но постепенно фотографу наскучил музей под открытым небом.    

«Когда я посмотрел на свои фотографии этих камней, я увидел милых гостей, которые появились вокруг них. Казалось, что кошки, слоняющиеся по кладбищам, ждут, когда кто-нибудь с ними подружится, — умилился фотограф. — Заметив их, я изменил свой фотографический стиль. Мне удалось создать великолепные композиции с их помощью».

Кошки в Стамбуле снуют повсюду. Не проходит и пяти минут, как они появляются вокруг вас, где бы вы ни находились. Они храбры и дружелюбны, порой кокетливы, словно показывают, что могут вести себя как люди. Некоторым кажется, что именно кошки — настоящие хозяева Стамбула. По выражению очарованного этими местами Учана, они настоящие короли этого города.

Фото: Sami Uçan

Бездомные кошки буквально оккупировали Стамбул. Фотограф Сами Учан вспоминает, как впервые оказавшись в турецкой столице, принялся изучать культурное наследие города, фотографировать городские стены, мечети и османские надгробия. Но постепенно фотографу наскучил музей под открытым небом.

«Когда я посмотрел на свои фотографии этих камней, я увидел милых гостей, которые появились вокруг них. Казалось, что кошки, слоняющиеся по кладбищам, ждут, когда кто-нибудь с ними подружится, — умилился фотограф. — Заметив их, я изменил свой фотографический стиль. Мне удалось создать великолепные композиции с их помощью».

Кошки в Стамбуле снуют повсюду. Не проходит и пяти минут, как они появляются вокруг вас, где бы вы ни находились. Они храбры и дружелюбны, порой кокетливы, словно показывают, что могут вести себя как люди. Некоторым кажется, что именно кошки — настоящие хозяева Стамбула. По выражению очарованного этими местами Учана, они настоящие короли этого города.

Совершенно другое ощущение от Стамбула у победительницы Street Photography Awards Street Photography Awards Севиль Алкан. Стамбул для нее «бродячая собака» — так и называется ее серия. Работы раскрывают сложность, казалось бы, повседневных сцен.

Первое место за серию фотографий

Фото: Sevil Alkan

Совершенно другое ощущение от Стамбула у победительницы Street Photography Awards Street Photography Awards Севиль Алкан. Стамбул для нее «бродячая собака» — так и называется ее серия. Работы раскрывают сложность, казалось бы, повседневных сцен.

Во время двухлетних скитаний на работу и обратно иранский фотограф Носрат Джафари снимал на камеру своего мобильного телефона стариков. Такое странное увлечение принесло ему победу в Street Photography Awards 2019 в категории «Одиночная фотография». Джафари объясняет, что его интересует влияние времени на человеческое тело. Особенно в социальном смысле, добавляет он. 

Этот снимок сделан год назад на его iPhone. Смартфон гораздо больше подходит для съемки в общественных местах, поскольку не привлекает такого внимания, как профессиональная аппаратура. По словам фотографа, в повседневной съемке есть какая-то магия. Она сродни охоте. Как на этом снимке: пожилой человек медленно идет, затем останавливается и поворачивается к фотографу, смотрит на него в течение нескольких секунд, кадр сделан — и он уходит, никогда не узнав о том, кто и зачем его запечатлел. «Помни меня» — так называется работа Джафари.

Первое место за одиночное фото

Во время двухлетних скитаний на работу и обратно иранский фотограф Носрат Джафари снимал на камеру своего мобильного телефона стариков. Такое странное увлечение принесло ему победу в Street Photography Awards 2019 в категории «Одиночная фотография». Джафари объясняет, что его интересует влияние времени на человеческое тело. Особенно в социальном смысле, добавляет он.

Этот снимок сделан год назад на его iPhone. Смартфон гораздо больше подходит для съемки в общественных местах, поскольку не привлекает такого внимания, как профессиональная аппаратура. По словам фотографа, в повседневной съемке есть какая-то магия. Она сродни охоте. Как на этом снимке: пожилой человек медленно идет, затем останавливается и поворачивается к фотографу, смотрит на него в течение нескольких секунд, кадр сделан — и он уходит, никогда не узнав о том, кто и зачем его запечатлел. «Помни меня» — так называется работа Джафари.

Карнавал в бельгийском городе Алст — часть инициативы ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия. У карнавала очень необычная концепция: его участники высмеивают политические, социальные вопросы и самих себя. Дело в том, что прозвище жителей Алста — луковицы. А во время карнавала они как бы издеваются сами над собой, демонстрируя таким образом, что они плюют на издевки со стороны соседей. Луковицами жителей Алста начали называть в XIX веке, когда в Алсте и его округе занимались выращиванием лука. Первый уличный карнавал прошел здесь еще в XVII веке

Карнавал в бельгийском городе Алст — часть инициативы ЮНЕСКО по сохранению нематериального культурного наследия. У карнавала очень необычная концепция: его участники высмеивают политические, социальные вопросы и самих себя. Дело в том, что прозвище жителей Алста — луковицы. А во время карнавала они как бы издеваются сами над собой, демонстрируя таким образом, что они плюют на издевки со стороны соседей. Луковицами жителей Алста начали называть в XIX веке, когда в Алсте и его округе занимались выращиванием лука. Первый уличный карнавал прошел здесь еще в XVII веке

Работа уличного фотографа отличается от специфики съемки в других жанрах. Финалист LensCulture Кевин Флетчер считает, что создание уличных снимков процесс очень интуитивный. «Он не требует заранее продуманной идеи или плана. Хотя у меня могут быть концепции в голове, я никогда не знаю, что я в итоге найду», — делится он опытом.

Этот кадр Флетчер «нашел» летом 2018 года в Париже, когда сборная страны по футболу вышла в финал чемпионата мира. Фотограф решил посмотреть игру вместе с французами — и не пожалел. Он пришел в бар, заказал пива и стал наблюдать. Казалось, что весь город разбрелся по домам, чтобы посмотреть игру. Каково же было удивление Флетчера, когда с финальным свистком парижане бурным потоком высыпали на улицу, чтобы поделиться радостью от победы любимой команды. Происходящее напоминало какой-то внезапный импровизированный фестиваль: прохожие приветствовали друг друга, пели, танцевали, забирались на здания и столбы, прыгали на автомобилях. Фотограф просто не смог себе позволить вернуться в отель — слишком невероятное зрелище его окружало.

Фото: Kevin Fletcher

Работа уличного фотографа отличается от специфики съемки в других жанрах. Финалист LensCulture Кевин Флетчер считает, что создание уличных снимков процесс очень интуитивный. «Он не требует заранее продуманной идеи или плана. Хотя у меня могут быть концепции в голове, я никогда не знаю, что я в итоге найду», — делится он опытом.

Этот кадр Флетчер «нашел» летом 2018 года в Париже, когда сборная страны по футболу вышла в финал чемпионата мира. Фотограф решил посмотреть игру вместе с французами — и не пожалел. Он пришел в бар, заказал пива и стал наблюдать. Казалось, что весь город разбрелся по домам, чтобы посмотреть игру. Каково же было удивление Флетчера, когда с финальным свистком парижане бурным потоком высыпали на улицу, чтобы поделиться радостью от победы любимой команды. Происходящее напоминало какой-то внезапный импровизированный фестиваль: прохожие приветствовали друг друга, пели, танцевали, забирались на здания и столбы, прыгали на автомобилях. Фотограф просто не смог себе позволить вернуться в отель — слишком невероятное зрелище его окружало.

Среди финалистов международного конкурса в этом году сразу несколько россиян. Фотография Ильи Штуцы с репетиции парада на Дворцовой площади заняла третье место в категории «Одиночная фотография».

Фото: Илья Штуца

Среди финалистов международного конкурса в этом году сразу несколько россиян. Фотография Ильи Штуцы с репетиции парада на Дворцовой площади заняла третье место в категории «Одиночная фотография».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше