Кино высокого полета Зомби, паразиты и любовники: 25 лучших фильмов 2019 года

25 фото

Для кино каждый год — год хороший: изобретательных, оригинальных, сумасбродных и необычных фильмов всегда снимается больше, чем может удержать в коротком, сиюминутном фокусе своего внимания даже современная, необъятная и многоликая медиаиндустрия. Поэтому прекрасные ленты, снятые в 2019-м, мы наверняка будем обнаруживать и открывать для себя даже десятилетия спустя — а пока же попробуем зафиксировать картину уходящего года через выборку, насколько субъективную, настолько же и сиюминутную, и предпочитающую очередным творениям верных себе живых классиков (да простят нас Мартин Скорсезе и Вуди Аллен) фильмы, которые просигнализировали о пришествии в кино новых имен или же открыли с новых сторон авторов, казалось бы, хорошо знакомых.

Режиссер эффектного сатирического хоррора «Прочь» Джордан  Пил в своем втором фильме пошел еще дальше — и рассказывая историю о благополучной чернокожей семье, которая оказывается в плену у собственных зловещих двойников из подземелья, ушел от чистого жанра на территорию афросюрреализма. Получилось хлесткое и едкое кино о том, что Америка это жуткое, адское зазеркалье.

«Мы» (Us), режиссер Джордан Пил

Кадр: фильм «Мы»

Режиссер эффектного сатирического хоррора «Прочь» Джордан Пил в своем втором фильме пошел еще дальше — и рассказывая историю о благополучной чернокожей семье, которая оказывается в плену у собственных зловещих двойников из подземелья, ушел от чистого жанра на территорию афросюрреализма. Получилось хлесткое и едкое кино о том, что Америка это жуткое, адское зазеркалье.

Мало какой режиссер так хорошо чувствует и транслирует в своем кино дух времени, как Хармони Корин. Вот и в «Пляжном бездельнике», кажется, самом оптимистичном фильме в карьере постановщика «Гуммо» и «Трахальщиков мусорных бачков» чилл, легалайз и промискуитет оказываются ответом вечных кориновских маргиналов и фриков на вызов обострившегося, ощетинившегося, отравившегося Трампом времени, расслабленной реакцией низов на затянувшуюся истерику верхов.

«Пляжный бездельник» (The Beach Bum), режиссер Хармони Корин

Кадр: фильм «Пляжный бездельник»

Мало какой режиссер так хорошо чувствует и транслирует в своем кино дух времени, как Хармони Корин. Вот и в «Пляжном бездельнике», кажется, самом оптимистичном фильме в карьере постановщика «Гуммо» и «Трахальщиков мусорных бачков» чилл, легалайз и промискуитет оказываются ответом вечных кориновских маргиналов и фриков на вызов обострившегося, ощетинившегося, отравившегося Трампом времени, расслабленной реакцией низов на затянувшуюся истерику верхов.

Победителю Каннского фестиваля, корейцу Пон Джун-хо, который благодаря картинам вроде «Вторжения динозавра», «Воспоминаний об убийстве» и «Сквозь снег» давно зарекомендовал себя как один из лучших в мире режиссеров жанрового кино, удалось снять ленту одновременно авторскую, уникальную по стилю и манере повествования и зрелищную, держащую внимание бесперебойным потоком сюжетных твистов и эффектных приемов. История нищего семейства, которое обманом и артистизмом втирается в доверие к другой, напыщенно буржуазной семье, в руках Пона превращается в слепок травмированного состояния умов и душ в корейском обществе — а вслед за ним и во всей современной жизни.

«Паразиты» (Gisaengchung), режиссер Пон Джун-хо

Кадр: фильм «Паразиты»

Победителю Каннского фестиваля, корейцу Пон Джун-хо, который благодаря картинам вроде «Вторжения динозавра», «Воспоминаний об убийстве» и «Сквозь снег» давно зарекомендовал себя как один из лучших в мире режиссеров жанрового кино, удалось снять ленту одновременно авторскую, уникальную по стилю и манере повествования и зрелищную, держащую внимание бесперебойным потоком сюжетных твистов и эффектных приемов. История нищего семейства, которое обманом и артистизмом втирается в доверие к другой, напыщенно буржуазной семье, в руках Пона превращается в слепок травмированного состояния умов и душ в корейском обществе — а вслед за ним и во всей современной жизни.

Новый фильм француза Бертрана Бонелло («Ноктюрама», «Сен-Лоран: Стиль это я») — кино почти совершенное, идеально задуманное, сконструированное и реализованное. В Париже наших дней чернокожая девушка пытается освоиться в преимущественно белой элитной школе — параллельно же Бонелло показывает историю ее деда, на Гаити 1960-х ставшего жертвой зомбификации посредством вуду. В финале эти две сюжетные линии схлестнутся в пронзительном, кровожадном клинче, лихо вспарывающем брюхо современной европейской жизни, чтобы показать, что внутри по-прежнему — гнилое нутро колониального прошлого.

«Малышка зомби» (Zombi Child), режиссер Бертран Бонелло

Кадр: фильм «Малышка зомби»

Новый фильм француза Бертрана Бонелло («Ноктюрама», «Сен-Лоран: Стиль это я») — кино почти совершенное, идеально задуманное, сконструированное и реализованное. В Париже наших дней чернокожая девушка пытается освоиться в преимущественно белой элитной школе — параллельно же Бонелло показывает историю ее деда, на Гаити 1960-х ставшего жертвой зомбификации посредством вуду. В финале эти две сюжетные линии схлестнутся в пронзительном, кровожадном клинче, лихо вспарывающем брюхо современной европейской жизни, чтобы показать, что внутри по-прежнему — гнилое нутро колониального прошлого.

Один из самых спектакулярных фильмов года — первая космическая одиссея в карьере Джеймса Грэя, одного из главных и самых последовательных в современном кино исследователей поэтики семейных уз и родственных связей. В «К звездам» Грэй отправляет — по маршруту через гонки на лунных багги и марсианские психохроники — в окрестности Нептуна Брэда Питта: тот ищет спасение человечества, но в первую очередь — родного отца. Визуальная сложность каждого кадра вступает в интересный контраст с практически библейской универсальностью замысла — космос по Грэю становится пространством для решения базовых вопросов об отцах и сыновьях как богах и богоборцах.

«К звездам» (Ad Astra), режиссер Джеймс Грэй

Кадр: фильм «К звездам»

Один из самых спектакулярных фильмов года — первая космическая одиссея в карьере Джеймса Грэя, одного из главных и самых последовательных в современном кино исследователей поэтики семейных уз и родственных связей. В «К звездам» Грэй отправляет — по маршруту через гонки на лунных багги и марсианские психохроники — в окрестности Нептуна Брэда Питта: тот ищет спасение человечества, но в первую очередь — родного отца. Визуальная сложность каждого кадра вступает в интересный контраст с практически библейской универсальностью замысла — космос по Грэю становится пространством для решения базовых вопросов об отцах и сыновьях как богах и богоборцах.

Стивен Содерберг остается самым последовательным и дотошным исследователем и критиком глобальной экономики (еще одно доказательство — вышедшая осенью фискальная сатира «Прачечная») в мировой режиссуре. Его «Птица высокого полета» именно через призму парадоксальной, во многом теневой и всегда жестокой экономики смотрит на герметичную вселенную американского профессионального спорта — и обходясь без типичной для спортивного кино наивности, в убористом, ураганном темпе выявляет сходство современной НБА с рабовладельческим строем.

«Птица высокого полета» (High Flying Bird), режиссер Стивен Содерберг

Кадр: фильм «Птица высокого полета»

Стивен Содерберг остается самым последовательным и дотошным исследователем и критиком глобальной экономики (еще одно доказательство — вышедшая осенью фискальная сатира «Прачечная») в мировой режиссуре. Его «Птица высокого полета» именно через призму парадоксальной, во многом теневой и всегда жестокой экономики смотрит на герметичную вселенную американского профессионального спорта — и обходясь без типичной для спортивного кино наивности, в убористом, ураганном темпе выявляет сходство современной НБА с рабовладельческим строем.

Дебютирующая в полном метре француженка сенегальского происхождения Мати Диоп осмелилась в «Атлантике», истории о трагической любви парня и девушки из Дакара, а также о натуральных призраках и немоте современной Африки, вступить с диалог с одним из величайших фильмов в киноистории — шедевре сенегальского магического реализма «Туки-Буки», почти сорок лет назад снятом ее родным дядей Джибрилом Диопом Мамбети. Результат этого диалога — горькое свидетельство о том, что рассказывать об африканской жизни в отрыве от европейского контекста и киноязыка уже невозможно.

«Атлантика» (Atlantique), режиссер Мати Диоп

Кадр: фильм «Атлантика»

Дебютирующая в полном метре француженка сенегальского происхождения Мати Диоп осмелилась в «Атлантике», истории о трагической любви парня и девушки из Дакара, а также о натуральных призраках и немоте современной Африки, вступить с диалог с одним из величайших фильмов в киноистории — шедевре сенегальского магического реализма «Туки-Буки», почти сорок лет назад снятом ее родным дядей Джибрилом Диопом Мамбети. Результат этого диалога — горькое свидетельство о том, что рассказывать об африканской жизни в отрыве от европейского контекста и киноязыка уже невозможно.

Частота и легкость, с которой Такаси Миике снимает кино, а также его склонность к сумасшедшим, а то и смехотворным приемам и сюжетным поворотам, могут настроить на несерьезное к его творчеству отношение. Зря — мало кто способен, работая в абсолютно любом жанре, так лихо доводить каноны и шаблоны до абсурда, очищая тем самым материю кино от клише. То же происходит и в «Первой любви», мелодраме о знакомстве боксера с опухолью и проститутки с зависимостью — их притяжение Миике усиливает то совершенно бесцеремонным криминальным сюжетом о якудза на хвосте пары, то и вовсе карикатурными явлениями призрака в простыне. Так или иначе — как всегда у Миике — эта эклектика работает, возвращая криминально-любовный жанр в золотые для него девяностые.

«Первая любовь» (Hatsukoi), режиссер Такаси Миике

Кадр: фильм «Первая любовь»

Частота и легкость, с которой Такаси Миике снимает кино, а также его склонность к сумасшедшим, а то и смехотворным приемам и сюжетным поворотам, могут настроить на несерьезное к его творчеству отношение. Зря — мало кто способен, работая в абсолютно любом жанре, так лихо доводить каноны и шаблоны до абсурда, очищая тем самым материю кино от клише. То же происходит и в «Первой любви», мелодраме о знакомстве боксера с опухолью и проститутки с зависимостью — их притяжение Миике усиливает то совершенно бесцеремонным криминальным сюжетом о якудза на хвосте пары, то и вовсе карикатурными явлениями призрака в простыне. Так или иначе — как всегда у Миике — эта эклектика работает, возвращая криминально-любовный жанр в золотые для него девяностые.

Криминальная драма, снятая как будто глазами художника эпохи Ренессанса: только чудесным, почти божественным светом здесь наполняются неоновые вывески и всполохи мотоциклетных фар, пейзажи бедняцких кварталов и прокуренные тесные полуподвалы и забегаловки. Именно эта чувственность видения искупает тотальный пессимизм сюжета — истории о гангстере-угонщике, вокруг которого сжимается кольцо полицейской охоты и махинаций собственных корешей.

«Озеро диких гусей» (Nan fang che zhan de ju hui), режиссер Дяо Инань

Кадр: фильм «Озеро диких гусей»

Криминальная драма, снятая как будто глазами художника эпохи Ренессанса: только чудесным, почти божественным светом здесь наполняются неоновые вывески и всполохи мотоциклетных фар, пейзажи бедняцких кварталов и прокуренные тесные полуподвалы и забегаловки. Именно эта чувственность видения искупает тотальный пессимизм сюжета — истории о гангстере-угонщике, вокруг которого сжимается кольцо полицейской охоты и махинаций собственных корешей.

Бывший критик, а сейчас один из самых непредсказуемых режиссеров авторского кино на планете Клебер Мендонса Фильо сумел снять один из самых удивительных — и при этом лишенных заумных понтов — фильмов года (в соавторстве со своим постоянным художником-постановщиком Жулиано Дорнелем). Бакурау из названия — крошечная деревня в бразильской глуши, жители которой в недалеком будущем мало того что вынуждены мириться с презрением и бездействием локальных властей, так еще и оказываются под прицелом американских туристов с винтовками. Тем любопытнее то, как организован оказывается их отпор — и то, как Мендонса Фильо с Дорнелем задействуют язык бразильского синема нову (мощнейшее течение 1960-70-х в местном авторском кино), чтобы заговорить о современных проблемах своей страны. Напоминать о кровожадном популизме нынешнего президента Бразилии режиссерам даже не приходится — ярость в отношении Болсонару сочится в каждом кадре этого дерзкого фильма.

«Бакурау» (Bacurau), режиссеры Клебер Мендонса Фильо, Жулиано Дорнель

Кадр: фильм «Бакурау»

Бывший критик, а сейчас один из самых непредсказуемых режиссеров авторского кино на планете Клебер Мендонса Фильо сумел снять один из самых удивительных — и при этом лишенных заумных понтов — фильмов года (в соавторстве со своим постоянным художником-постановщиком Жулиано Дорнелем). Бакурау из названия — крошечная деревня в бразильской глуши, жители которой в недалеком будущем мало того что вынуждены мириться с презрением и бездействием локальных властей, так еще и оказываются под прицелом американских туристов с винтовками. Тем любопытнее то, как организован оказывается их отпор — и то, как Мендонса Фильо с Дорнелем задействуют язык бразильского синема нову (мощнейшее течение 1960-70-х в местном авторском кино), чтобы заговорить о современных проблемах своей страны. Напоминать о кровожадном популизме нынешнего президента Бразилии режиссерам даже не приходится — ярость в отношении Болсонару сочится в каждом кадре этого дерзкого фильма.

Проблемы, достижения и реалии европейского мульткультурализма в современной массовой культуре — и медиа — к 2019 году стали таким общим местом, что появление фильма, ухитряющегося говорить на тему нормальным, и доступным, и при этом лишенным дешевых популистских крайностей языком, неизбежно превращается в настоящее событие. «Отверженные», хроника сложного дня троицы копов, следящих за порядком на одной из парижских окраин, — кино именно такое как минимум потому, что Ладж Ли превращает эту жанровую историю в средство в решающий момент передать право голоса самим обитателям банлье — молодым, чернокожим, отчаявшимся. И уставших быть отверженными.

«Отверженные» (Les miserables), режиссер Ладж Ли

Кадр: фильм «Отверженные»

Проблемы, достижения и реалии европейского мульткультурализма в современной массовой культуре — и медиа — к 2019 году стали таким общим местом, что появление фильма, ухитряющегося говорить на тему нормальным, и доступным, и при этом лишенным дешевых популистских крайностей языком, неизбежно превращается в настоящее событие. «Отверженные», хроника сложного дня троицы копов, следящих за порядком на одной из парижских окраин, — кино именно такое как минимум потому, что Ладж Ли превращает эту жанровую историю в средство в решающий момент передать право голоса самим обитателям банлье — молодым, чернокожим, отчаявшимся. И уставших быть отверженными.

Характеристика «эксцентричный американский инди-фильм» уже давно превратилась почти в приговор — тем неожиданнее доложить, что и в этом специфическом формате все еще возможны откровения. В центре внимания дебюта Майкла Ковино (он сам же сыграл и одну из двух главных ролей) — разбитая на несколько глав и успевающая захватить десятилетие из жизни героев история сложной дружбы рохли-альтруиста Кайла и эгоиста-плейбоя Майка: на старте фильма второй уводит у первого невесту, чтобы в главе второй уже самому остаться вдовцом. У Ковино отличное чувство юмора и достаточно глубокое знание людей для такого сюжета, но что еще важнее, он то и дело позволяет себе оживлять последний непредсказуемыми, эффектными вставками-интерлюдиями. В одной из них, например, на фоне подледной рыбалки исполняется песня Александра Малинина.

«Подъем» (The Climb), режиссер Майкл Ковино

Кадр: фильм «Подъем»

Характеристика «эксцентричный американский инди-фильм» уже давно превратилась почти в приговор — тем неожиданнее доложить, что и в этом специфическом формате все еще возможны откровения. В центре внимания дебюта Майкла Ковино (он сам же сыграл и одну из двух главных ролей) — разбитая на несколько глав и успевающая захватить десятилетие из жизни героев история сложной дружбы рохли-альтруиста Кайла и эгоиста-плейбоя Майка: на старте фильма второй уводит у первого невесту, чтобы в главе второй уже самому остаться вдовцом. У Ковино отличное чувство юмора и достаточно глубокое знание людей для такого сюжета, но что еще важнее, он то и дело позволяет себе оживлять последний непредсказуемыми, эффектными вставками-интерлюдиями. В одной из них, например, на фоне подледной рыбалки исполняется песня Александра Малинина.

Чилиец Пабло Ларраин, кажется, просто не способен повторяться — причем не только в плане сюжетов и тем, но и даже на уровне стиля и формы. Его новый фильм «Эма» — портрет одной необыкновенно свободной и целеустремленной юной танцовщицы и одновременно портрет целого поколения, клиповое мышление которого охватывает даже серьезные темы вроде материнства. Причем, что бывает в таких случаях крайне редко, взгляд Ларраина на это новое поколение — не критический, а беззастенчиво и бескомпромиссно влюбленный.

«Эма» (Ema), режиссер Пабло Ларраин

Кадр: фильм «Эма»

Чилиец Пабло Ларраин, кажется, просто не способен повторяться — причем не только в плане сюжетов и тем, но и даже на уровне стиля и формы. Его новый фильм «Эма» — портрет одной необыкновенно свободной и целеустремленной юной танцовщицы и одновременно портрет целого поколения, клиповое мышление которого охватывает даже серьезные темы вроде материнства. Причем, что бывает в таких случаях крайне редко, взгляд Ларраина на это новое поколение — не критический, а беззастенчиво и бескомпромиссно влюбленный.

Один из ведущих режиссеров современного нью-йоркского независимого кино Нэйтан Силвер остается преступно недооцененным — при этом раз за разом добиваясь редкой глубины от как будто бы легкомысленных, сиюминутных сюжетов. Характерно, что достигает этой глубины Силвер не только через вычурный, антиреалистический стиль «Великого притворщика» — но и посредством безжалостной, всеобъемлющей иронии, с которой здесь проявляют лицемерие, фальшь, заблуждение четверо главных героев: пишущая о собственной любовной жизни драматург, ее бывший бойфренд и пара актеров, играющих их в постановке новой пьесы героини. Все спят со всеми, все друг другу врут — но куда менее отчаянно, чем самим себе.

«Великий притворщик» (The Great Pretender), режиссер Нэйтан Силвер

Кадр: фильм «Великий притворщик»

Один из ведущих режиссеров современного нью-йоркского независимого кино Нэйтан Силвер остается преступно недооцененным — при этом раз за разом добиваясь редкой глубины от как будто бы легкомысленных, сиюминутных сюжетов. Характерно, что достигает этой глубины Силвер не только через вычурный, антиреалистический стиль «Великого притворщика» — но и посредством безжалостной, всеобъемлющей иронии, с которой здесь проявляют лицемерие, фальшь, заблуждение четверо главных героев: пишущая о собственной любовной жизни драматург, ее бывший бойфренд и пара актеров, играющих их в постановке новой пьесы героини. Все спят со всеми, все друг другу врут — но куда менее отчаянно, чем самим себе.

Братья Сэфди принадлежат к числу тех редких режиссеров, которые умеют воспевать в своих фильмах хаос — при этом иллюстрируя его так, что у погруженного, завороженного стилем и историей зрителя тем не менее всегда складывается цельная картина сюжета. Сюжет этот в случае «Неограненных драгоценностей» сосредоточен на верчении ужом на сковородке современной жизни одного бруклинского ювелира с серьезной зависимостью от ставок и не менее солидными долгами — Адам Сэндлер в этой роли, кажется, впервые в карьере вполне заслуживает того, чтобы претендовать на «Оскар». Кто бы мог подумать.

«Неограненные драгоценности» (Uncut Gems), режиссеры Джош Сэфди и Бенни Сэфди

Кадр: фильм «Неограненные драгоценности»

Братья Сэфди принадлежат к числу тех редких режиссеров, которые умеют воспевать в своих фильмах хаос — при этом иллюстрируя его так, что у погруженного, завороженного стилем и историей зрителя тем не менее всегда складывается цельная картина сюжета. Сюжет этот в случае «Неограненных драгоценностей» сосредоточен на верчении ужом на сковородке современной жизни одного бруклинского ювелира с серьезной зависимостью от ставок и не менее солидными долгами — Адам Сэндлер в этой роли, кажется, впервые в карьере вполне заслуживает того, чтобы претендовать на «Оскар». Кто бы мог подумать.

Историю колумбийских нарковойн кинематограф и телевидение за последние несколько лет представили, как казалось, почти со всех возможных сторон — но Чиро Герра и Кристина Гальего, авторы эффектного черно-белого этнографического триллера «Объятия змея», в «Перелетных птицах» ухитряются найти свежий ракурс на избитую тему. Взлет наркотрафика в 1970-х они изображают глазами обитающих в колумбийской глуши индейцев племени вайю, один из которых становится крупным драгдилером. Получается эпическая история о конфликте традиционных ценностей и современного, всегда и везде грязного бизнеса.

«Перелетные птицы» (Pájaros de verano), режиссеры Кристина Гальего и Сиро Герра

Кадр: фильм «Перелетные птицы»

Историю колумбийских нарковойн кинематограф и телевидение за последние несколько лет представили, как казалось, почти со всех возможных сторон — но Чиро Герра и Кристина Гальего, авторы эффектного черно-белого этнографического триллера «Объятия змея», в «Перелетных птицах» ухитряются найти свежий ракурс на избитую тему. Взлет наркотрафика в 1970-х они изображают глазами обитающих в колумбийской глуши индейцев племени вайю, один из которых становится крупным драгдилером. Получается эпическая история о конфликте традиционных ценностей и современного, всегда и везде грязного бизнеса.

Дебют Филипа Юманса, тем более удивительный в своей зрелости и выверенности формального решения, что на момент съемок режиссеру не исполнилось и 18 лет, всматривается в жизнь нескольких чернокожих обитателей современной луизианской глуши — жизнь неприкаянную, пропитанную алкоголем и насилием, но при этом преисполненную религиозного напряжения, обращенную к богу. Юманс удерживается от соблазна взвинчивать настроение своего фильма через перегруз драматургии — его основным же выразительным средством оказывается доведение стиля этого ошеломительного фильма до почти живописной резкости.

«Горящий тростник» (Burning Cane), режиссер Филип Юманс

Кадр: фильм «Горящий тростник»

Дебют Филипа Юманса, тем более удивительный в своей зрелости и выверенности формального решения, что на момент съемок режиссеру не исполнилось и 18 лет, всматривается в жизнь нескольких чернокожих обитателей современной луизианской глуши — жизнь неприкаянную, пропитанную алкоголем и насилием, но при этом преисполненную религиозного напряжения, обращенную к богу. Юманс удерживается от соблазна взвинчивать настроение своего фильма через перегруз драматургии — его основным же выразительным средством оказывается доведение стиля этого ошеломительного фильма до почти живописной резкости.

Барри Дженкинс показал себя выдающимся бытописателем афроамериканской жизни еще в «Лекарстве от меланхолии» и «Лунном свете» — что ж, после «Если бы Бил-стрит могла говорить», экранизации романа черного классика Джеймса Болдуина, Дженкинса и вовсе можно смело считать лучшим в современном кино мастером мелодраматического жанра, который в его исполнении избавлен от шелухи клише и заблуждений и то и дело искрит вторжениями горькой, трезвой правдой жизни в вонг-карваевское по красоте пространство кадра.

«Если бы Бил-стрит могла говорить» (If Beale Street Could Talk), режиссер Барри Дженкинс

Кадр: фильм «Если бы Бил-стрит могла говорить»

Барри Дженкинс показал себя выдающимся бытописателем афроамериканской жизни еще в «Лекарстве от меланхолии» и «Лунном свете» — что ж, после «Если бы Бил-стрит могла говорить», экранизации романа черного классика Джеймса Болдуина, Дженкинса и вовсе можно смело считать лучшим в современном кино мастером мелодраматического жанра, который в его исполнении избавлен от шелухи клише и заблуждений и то и дело искрит вторжениями горькой, трезвой правдой жизни в вонг-карваевское по красоте пространство кадра.

Из всех режиссеров прогремевшей в 2000-х на мировых фестивалях румынской новой волны Корнелиу Порумбойю («12:08 к востоку от Бухареста», «Полицейский, прилагательное») всегда был самым разнообразным, способным снимать как искрометную социальную сатиру, так и глубоко личные, почти дневниковые документалки. «Свистуны» — еще одно этому подтверждение, своеобразный хичкоковский фильм румына, который переключается между Бухарестом и Канарами, между продажными ментами и драгдилерами-международниками (при участии неотразимой роковой красотки), чтобы рассказать историю о пропавших 30 миллионах баксов как прокоррупционную детективную комедию без стыда, принципов и тормозов — но с мощнейшим эхом киноманского свиста.

«Свистуны» (La Gomera), режиссер Корнелиу Порумбойю

Кадр: фильм «Свистуны»

Из всех режиссеров прогремевшей в 2000-х на мировых фестивалях румынской новой волны Корнелиу Порумбойю («12:08 к востоку от Бухареста», «Полицейский, прилагательное») всегда был самым разнообразным, способным снимать как искрометную социальную сатиру, так и глубоко личные, почти дневниковые документалки. «Свистуны» — еще одно этому подтверждение, своеобразный хичкоковский фильм румына, который переключается между Бухарестом и Канарами, между продажными ментами и драгдилерами-международниками (при участии неотразимой роковой красотки), чтобы рассказать историю о пропавших 30 миллионах баксов как прокоррупционную детективную комедию без стыда, принципов и тормозов — но с мощнейшим эхом киноманского свиста.

Подобно всем лучшим образцам корейского жанрового кино, одновременно бесстыже манипулятивный и изобретательно устроенный триллер Ли Вон-тхэ как прихватывает зрителя за шкирку в первые же минуты экранного времени, так и не отпускает до самого экстравагантного в своей закрученности финала. Сюжет о том, как жестокий босс мафии и наглый детектив из отдела убийств объединяют усилия в охоте на терроризирующего сеульские улицы маньяка, почерпнут из реальной жизни — во что, конечно, в отсутствие соответствующего титра невозможно было бы поверить, учитывая лихость тех ухабов, по которым уверенно ведет эту историю режиссер.

«Гангстер, коп и дьявол» (Akinjeon), режиссер Ли Вон-тхэ

Кадр: фильм «Гангстер, коп и дьявол»

Подобно всем лучшим образцам корейского жанрового кино, одновременно бесстыже манипулятивный и изобретательно устроенный триллер Ли Вон-тхэ как прихватывает зрителя за шкирку в первые же минуты экранного времени, так и не отпускает до самого экстравагантного в своей закрученности финала. Сюжет о том, как жестокий босс мафии и наглый детектив из отдела убийств объединяют усилия в охоте на терроризирующего сеульские улицы маньяка, почерпнут из реальной жизни — во что, конечно, в отсутствие соответствующего титра невозможно было бы поверить, учитывая лихость тех ухабов, по которым уверенно ведет эту историю режиссер.

Пожалуй, ни один другой фильм за последнее время не ухватывал чувство переживания почти апокалиптических — но при этом крепко укорененных в реальности — перемен окружающего мира, как дебют Джо Тэлбота. Друг режиссера, еще один дебютант Джимми Фэйлс играет здесь вариацию более-менее самого себя — неприкаянного чернокожего обитателя Сан-Франциско по имени Джимми, почти до сумасшествия одержимого идеей вернуть себе дом своего детства, который полвека назад построил его дед и который из-за джентрификации и резкого подорожания жизни в городе он позволить себе никогда не сможет. Тэлбот не только рассказывает эту историю с подобающей ей нежностью, но и выводит из нее мощную метафору, во-первых, современной жизни, а во-вторых, искусства как места силы, которое неизбежно однажды придется оставить.

«Последний черный в Сан-Франциско» (The Last Black Man in San Francisco), режиссер Джо Тэлбот

Кадр: фильм «Последний черный в Сан-Франциско»

Пожалуй, ни один другой фильм за последнее время не ухватывал чувство переживания почти апокалиптических — но при этом крепко укорененных в реальности — перемен окружающего мира, как дебют Джо Тэлбота. Друг режиссера, еще один дебютант Джимми Фэйлс играет здесь вариацию более-менее самого себя — неприкаянного чернокожего обитателя Сан-Франциско по имени Джимми, почти до сумасшествия одержимого идеей вернуть себе дом своего детства, который полвека назад построил его дед и который из-за джентрификации и резкого подорожания жизни в городе он позволить себе никогда не сможет. Тэлбот не только рассказывает эту историю с подобающей ей нежностью, но и выводит из нее мощную метафору, во-первых, современной жизни, а во-вторых, искусства как места силы, которое неизбежно однажды придется оставить.

Главный русскоязычный фильм года оказался поразительным образом снят в Америке — инди-режиссером Альбертом Бирни, который, если что, по-русски не говорит вообще. Но его идея сделать заглавных героев «Тукса и Фанни», мультфильма в эстетике восьмибитных игр и первых арт-экспериментов flash-анимации, русскоговорящими — благодаря функции воспроизводства голоса в переводчике Google — вдруг наполняет это кино неожиданно точно ухваченной энергией противоречивой, косноязычной русской жизни. И это только одно из множества переполняющих детище Бирни неожиданных и изобретательных решений.

«Тукс и Фанни» (Tux and Fanny), режиссер Альберт Бирни

Кадр: фильм «Тукс и Фанни»

Главный русскоязычный фильм года оказался поразительным образом снят в Америке — инди-режиссером Альбертом Бирни, который, если что, по-русски не говорит вообще. Но его идея сделать заглавных героев «Тукса и Фанни», мультфильма в эстетике восьмибитных игр и первых арт-экспериментов flash-анимации, русскоговорящими — благодаря функции воспроизводства голоса в переводчике Google — вдруг наполняет это кино неожиданно точно ухваченной энергией противоречивой, косноязычной русской жизни. И это только одно из множества переполняющих детище Бирни неожиданных и изобретательных решений.

Любое хорошее (и плохое, впрочем, часто тоже) кино это всегда на определенном уровне и под определенным взглядом кино о кино — сообщающее что-то о природе медиума в не меньшей степени, чем о своем сюжете или темах. Что ж, фильм Франка Бовэ доводит это качество кинематографа до логического предела, превращая — через монтажную нарезку нескольких сотен фильмов, которые он смотрел на протяжении девяти самых сложных месяцев в своей жизни — кино в средство для трансляции мыслей и чувств, настолько интимных, личных и зачастую депрессивных, что будь они проиллюстрированы чем-то другим, эффект соприкосновения с ними был бы невыносимым. Но именно в таком виде «Только не думай, что я закричу» оказывается в первую очередь киносимфонией не боли, но любви.

«Только не думай, что я закричу» (Ne croyez surtout pas que je hurle), режиссер Франк Бовэ

Кадр: фильм «Только не думай, что я закричу»

Любое хорошее (и плохое, впрочем, часто тоже) кино это всегда на определенном уровне и под определенным взглядом кино о кино — сообщающее что-то о природе медиума в не меньшей степени, чем о своем сюжете или темах. Что ж, фильм Франка Бовэ доводит это качество кинематографа до логического предела, превращая — через монтажную нарезку нескольких сотен фильмов, которые он смотрел на протяжении девяти самых сложных месяцев в своей жизни — кино в средство для трансляции мыслей и чувств, настолько интимных, личных и зачастую депрессивных, что будь они проиллюстрированы чем-то другим, эффект соприкосновения с ними был бы невыносимым. Но именно в таком виде «Только не думай, что я закричу» оказывается в первую очередь киносимфонией не боли, но любви.

От начала 1910-х до самого конца ХХ века — через почти четыре часа экранного времени: фильм Томаса Хайзе, представляющий столетие немецкой истории через сиюминутные, интимные материи писем и дневников, оставшихся от четырех поколений его семьи, одновременно монументален и хрупок. Хайзе обходится голым минимумом средств — это его собственный сухой закадровый голос, зачитывающий эти персональные свидетельства, и еще более аскетичный видеоряд (одни безлюдные пейзажи и в некоторых случаях исторические документы) — но его фильм по размаху и по глубине понимания истории даст фору любым дорогостоящим и бесконечно театральным костюмным историческим эпосам.

«Родина — это место во времени» (Heimat ist ein Raum aus Zeit), режиссер Томас Хайзе

Кадр: фильм «Родина — это место во времени»

От начала 1910-х до самого конца ХХ века — через почти четыре часа экранного времени: фильм Томаса Хайзе, представляющий столетие немецкой истории через сиюминутные, интимные материи писем и дневников, оставшихся от четырех поколений его семьи, одновременно монументален и хрупок. Хайзе обходится голым минимумом средств — это его собственный сухой закадровый голос, зачитывающий эти персональные свидетельства, и еще более аскетичный видеоряд (одни безлюдные пейзажи и в некоторых случаях исторические документы) — но его фильм по размаху и по глубине понимания истории даст фору любым дорогостоящим и бесконечно театральным костюмным историческим эпосам.

История, которую рассказывает в фильме-победителе последнего Берлинского фестиваля Надав Лапид, — о молодом израильском дембеле, приехавшем разбираться в себе в Париж — подчеркнуто скромна и в основном камерна. Что, впрочем, не мешает Лапиду насытить этот материал как парадоксами специфически израильского мироощущения и наблюдениями за абсурдом уже западноевропейского бытья, так и высказываниями о природе самоидентификации как таковой. В ее основе, по Лапиду, лежит все же не нацпринадлежность и даже не язык, которым одержим его герой, а материи более фундаментальные: возраст, гендер, сексуальность.

«Синонимы» (Synonymes), режиссер Надав Лапид

Кадр: фильм «Синонимы»

История, которую рассказывает в фильме-победителе последнего Берлинского фестиваля Надав Лапид, — о молодом израильском дембеле, приехавшем разбираться в себе в Париж — подчеркнуто скромна и в основном камерна. Что, впрочем, не мешает Лапиду насытить этот материал как парадоксами специфически израильского мироощущения и наблюдениями за абсурдом уже западноевропейского бытья, так и высказываниями о природе самоидентификации как таковой. В ее основе, по Лапиду, лежит все же не нацпринадлежность и даже не язык, которым одержим его герой, а материи более фундаментальные: возраст, гендер, сексуальность.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше