«Вся расцветает и дышит присущими ей ароматами» Как гений русского авангарда навсегда изменил мировую фотографию

11 фото

Александр Родченко не нуждается в представлениях — мало найдется художников, которые внесли такой вклад в отечественную и мировую культуру: один из самых ярких творцов русского авангарда, идеолог и основоположник конструктивизма, родоначальник советского дизайна и рекламы, замечательный живописец, скульптор, график. На открывающейся 24 января в московском Центре фотографии им. братьев Люмьер выставке «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» будет представлена еще одна важная ипостась Родченко, в которой он произвел революцию в мировом масштабе. В искусство фотографии Родченко привнес конструктивистский подход, через эксперименты с кадром выразившийся в нестандартной, изобретательной работе с ракурсами, и динамичную, диагональную композицию. Эти приемы для фотографов 1920-х были сенсационными — и при этом они продолжают оставаться актуальными до сих пор. «Лента.ру» публикует некоторые из лучших фотографических работ Родченко и сопровождает их высказываниями и цитатами самого художника. Посмотреть часы работы выставки и купить билеты можно на официальном сайте Центра фотографии им. братьев Люмьер.

Родченко о фотографии как отдельном виде искусства: «Из подсобной и подражательной — то офорту, то живописи, то ковру — фотография, вырвавшись на собственную дорогу, вся расцветает и дышит присущими ей ароматами. Открываются невиданные возможности...»

«Сбор на демонстрацию», 1928 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о фотографии как отдельном виде искусства: «Из подсобной и подражательной — то офорту, то живописи, то ковру — фотография, вырвавшись на собственную дорогу, вся расцветает и дышит присущими ей ароматами. Открываются невиданные возможности...»

Родченко о Владимире Маяковском: «Перед нами вставали видения нового мира, промышленности, техники и науки. Мы изобретали и изменяли мир. Мы создали новые представления о красоте и изменили само понятие искусства».

Поэт Владимир Маяковский, 1924 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о Владимире Маяковском: «Перед нами вставали видения нового мира, промышленности, техники и науки. Мы изобретали и изменяли мир. Мы создали новые представления о красоте и изменили само понятие искусства».

Родченко о ракурсах съемки: «В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой или, как я называю — "съемки с пупа", аппарат на животе. Против этой точки я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии. Снимайте со всех точек кроме "с пупа", пока не будут признаны все эти точки. Самыми интересными точками современности являются "сверху вниз" и "снизу вверх", и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним».

«Лестница»,1925 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о ракурсах съемки: «В фотографии есть старые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо перед собой или, как я называю — "съемки с пупа", аппарат на животе. Против этой точки я борюсь и буду бороться, как это делают и мои товарищи по новой фотографии. Снимайте со всех точек кроме "с пупа", пока не будут признаны все эти точки. Самыми интересными точками современности являются "сверху вниз" и "снизу вверх", и над ними надо работать. Кто их выдумал, я не знаю, но, думаю, они существуют давно. Я хочу их утвердить, расширить и приучить к ним».

Родченко об объектах съемки: «Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?... Все старо... Так нас приучили, воспитывая тысячелетиями на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении».

Критик Осип Брик, 1924 год

Фото: Александр Родченко

Родченко об объектах съемки: «Толчешься у предмета, здания или человека и думаешь, а как его снять: так, так или так?... Все старо... Так нас приучили, воспитывая тысячелетиями на разных картинах, видеть все по правилам бабушкиной композиции. А нужно революционизировать людей видеть со всех точек и при всяком освещении».

Родченко о будущем: «Творить новое надо новыми средствами выражения. Мы должны создавать и строить во всеоружии современной науки и техники».

Девушка с «Лейкой», 1934 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о будущем: «Творить новое надо новыми средствами выражения. Мы должны создавать и строить во всеоружии современной науки и техники».

Родченко об искусстве: «Пора искусству организованно влиться в жизнь. Долой искусство как драгоценный камень среди грязной темной жизни бедняка. Работать для жизни, а не для дворцов, храмов и музеев!»

Лиля Брик, 1924 год

Фото: Александр Родченко

Родченко об искусстве: «Пора искусству организованно влиться в жизнь. Долой искусство как драгоценный камень среди грязной темной жизни бедняка. Работать для жизни, а не для дворцов, храмов и музеев!»

Родченко об искусстве будущего: «Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и прочему».

«Пионер — трубач», 1930 год

Фото: Александр Родченко

Родченко об искусстве будущего: «Искусство будущего не будет уютным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, грандиозным мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и прочему».

Родченко о линиях в фотографии: «Линия есть первое и последнее как в живописи, так и во всякой конструкции вообще».

«Лестница», 1929 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о линиях в фотографии: «Линия есть первое и последнее как в живописи, так и во всякой конструкции вообще».

Родченко о будущем фотографии: «Фотография растет стремительно и завоевывает все отрасли. Фотография растет и показывает свое право на такое же движение, как живопись. Но этого еще нет... Необходимо поднять любовь к фотографии, чтобы фотографии коллекционировали (создавали фототеки, фотовыставки грандиозного масштаба). Нужно создать Международную фотографическую выставку, а не эти, так называемые салоны. Нужно выпускать фотогазеты, фотокниги. Фотография имеет все права, и она заслужила, чтоб к ней отнеслись с достойным вниманием, как к искусству настоящего дня».

Портрет матери, 1924 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о будущем фотографии: «Фотография растет стремительно и завоевывает все отрасли. Фотография растет и показывает свое право на такое же движение, как живопись. Но этого еще нет... Необходимо поднять любовь к фотографии, чтобы фотографии коллекционировали (создавали фототеки, фотовыставки грандиозного масштаба). Нужно создать Международную фотографическую выставку, а не эти, так называемые салоны. Нужно выпускать фотогазеты, фотокниги. Фотография имеет все права, и она заслужила, чтоб к ней отнеслись с достойным вниманием, как к искусству настоящего дня».

Родченко о восприятии фотографии: «Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте».

Спортивный клуб «Динамо», 1935 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о восприятии фотографии: «Чтобы приучить человека видеть с новых точек, необходимо снимать обыкновенные, хорошо знакомые ему предметы с совершенно неожиданных точек и в неожиданных положениях, а новые объекты снимать с разных точек, давая полное представление об объекте».

Родченко о себе: «...Он пришел к фотографии. Черная «лейка» с никелем и стеклом с любовью заработала в его руках. 
Вот он покажет этот мир. 
Мир привычный и обыденный — с новых точек. 
Вот он покажет и людей, и стройку социализма более усиленно и возвышенно. 
Вот он будет агитировать фотографией. 
За все новое, молодое и оригинальное. 
Но тут... полет кончился. На сцене опять дежурная лампа. 
В зале пусто и темно. 
Ни полета... 
Ни аплодисментов... 
Критика обрушилась со всей силой. 
За формализм, за ракурсы и т. д. 
Он стал опять одиноким ребенком. 
Он стал вредным и опасным. 
Ему подражают, но от него отказываются. 
Друзья боятся даже к нему приходить. 
И он решил уйти... 
Со сцены фотографии, 
разочарованный и усталый».

Девушка-курьер, 1928 год

Фото: Александр Родченко

Родченко о себе: «...Он пришел к фотографии. Черная «лейка» с никелем и стеклом с любовью заработала в его руках. Вот он покажет этот мир. Мир привычный и обыденный — с новых точек. Вот он покажет и людей, и стройку социализма более усиленно и возвышенно. Вот он будет агитировать фотографией. За все новое, молодое и оригинальное. Но тут... полет кончился. На сцене опять дежурная лампа. В зале пусто и темно. Ни полета... Ни аплодисментов... Критика обрушилась со всей силой. За формализм, за ракурсы и т. д. Он стал опять одиноким ребенком. Он стал вредным и опасным. Ему подражают, но от него отказываются. Друзья боятся даже к нему приходить. И он решил уйти... Со сцены фотографии, разочарованный и усталый».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше