Гогот перестройки Умер Михаил Кокшенов — любимец Гайдая, гений эпизода, звезда кооперативного кино

10 фото

В возрасте 83 лет ушел из жизни Михаил Кокшенов — один из самых запоминающихся и обаятельных актеров советского кино, комедийный талант и харизма которого сделали его ярким артистом второго плана в фильмах таких классиков, как Леонид Гайдай, Эльдар Рязанов, Александр Митта, Михаил Швейцер и Владимир Мотыль. Даже отсутствие по-настоящему главных ролей не помешало Кокшенову снискать народную славу и популярность, плоды которой он сумел конвертировать в новые амплуа, и когда советское кино пришло в упадок, сменившись кинематографом кооперативным. В недорогих, бесстыжих, до неприличия душевных фильмах Анатолия Эйрамджана Кокшенов служил олицетворением не унывающей даже на фоне социального коллапса русской души.

Свою первую большую роль Кокшенов сыграл в военной трагикомедии Владимира Мотыля по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!» Как потом рассказывал актер, Мотыль взял его на роль простоватого, жадного и ревнивого ефрейтора Захара за фактурную внешность и со словами: «Цивилизация прошла мимо». Одобрил кастинг и сам Окуджава, оценивший некоторое несоответствие облика артиста и его характера: в отличие от персонажа-деревенщины, Кокшенов вырос в Москве и по своей природе был интеллигентным.

«Женя, Женечка и "катюша"», 1967, режиссер Владимир Мотыль

Кадр: фильм «Женя, Женечка и "катюша"»

Свою первую большую роль Кокшенов сыграл в военной трагикомедии Владимира Мотыля по повести Булата Окуджавы «Будь здоров, школяр!» Как потом рассказывал актер, Мотыль взял его на роль простоватого, жадного и ревнивого ефрейтора Захара за фактурную внешность и со словами: «Цивилизация прошла мимо». Одобрил кастинг и сам Окуджава, оценивший некоторое несоответствие облика артиста и его характера: в отличие от персонажа-деревенщины, Кокшенов вырос в Москве и по своей природе был интеллигентным.

Пожалуй, самое плодотворное сотрудничество у Кокшенова сложилось с классиком отечественной комедии Леонидом Гайдаем — тот брал его на роли в семи своих картинах (если считать также альманах «По улицам комод водили», на котором Гайдай выступал худруком), включая и последнюю в карьере криминальную фантасмагорию «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В ней Кокшенов исполнил роль мафиозо Кравчука, заправляющего постсоветским криминальным интернационалом в эмигрантском сообществе Нью-Йорка.

«На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», 1992, режиссер Леонид Гайдай

Кадр: фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»

Пожалуй, самое плодотворное сотрудничество у Кокшенова сложилось с классиком отечественной комедии Леонидом Гайдаем — тот брал его на роли в семи своих картинах (если считать также альманах «По улицам комод водили», на котором Гайдай выступал худруком), включая и последнюю в карьере криминальную фантасмагорию «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». В ней Кокшенов исполнил роль мафиозо Кравчука, заправляющего постсоветским криминальным интернационалом в эмигрантском сообществе Нью-Йорка.

В одном из самых популярных советских фильмов середины 1980-х Кокшенов выступает в своем фирменном на тот момент амплуа — простого парня, насколько незатейливого, настолько же по своему духу и лирического: увы, неромантическая внешность, впрочем, означает, что в своих поисках любви героиня Ирины Муравьевой предпочтет ему кого-то другого.

«Самая обаятельная и привлекательная», 1985, режиссер Геральд Бежанов

Кадр: фильм «Самая обаятельная и привлекательная»

В одном из самых популярных советских фильмов середины 1980-х Кокшенов выступает в своем фирменном на тот момент амплуа — простого парня, насколько незатейливого, настолько же по своему духу и лирического: увы, неромантическая внешность, впрочем, означает, что в своих поисках любви героиня Ирины Муравьевой предпочтет ему кого-то другого.

Если в своих предыдущих, да и последующих фильмах Гайдай будет задействовать Кокшенова преимущественно в эпизодах или на втором плане, то «Спортлото-82» можно считать настоящим бенефисом актера. В паре с Михаилом Пуговкиным в ролях двоих спекулянтов-неудачников Кокшенов раскрывается, как мастер ситуативной комедии и выразительной работы с собственной фактурой. Произнесенная же его персонажем фраза «Кому апельсинчики, кому витаминчики...» уйдет в народ и станет крылатой.

«Спортлото-82», 1982, режиссер Леонид Гайдай

Кадр: фильм «Спортлото-82»

Если в своих предыдущих, да и последующих фильмах Гайдай будет задействовать Кокшенова преимущественно в эпизодах или на втором плане, то «Спортлото-82» можно считать настоящим бенефисом актера. В паре с Михаилом Пуговкиным в ролях двоих спекулянтов-неудачников Кокшенов раскрывается, как мастер ситуативной комедии и выразительной работы с собственной фактурой. Произнесенная же его персонажем фраза «Кому апельсинчики, кому витаминчики...» уйдет в народ и станет крылатой.

Любопытно, что до знакомства с Гайдаем Кокшенов пользовался спросом прежде всего, как актер, хорошо подходящий на социальные роли — крестьян, трактористов, работяг, то есть, проще говоря, людей из народа. Вот и в приключенческом детективе Владимира Назарова еще молодой актер играет сплавщика леса, который берет на себя вину за кражу в магазине — не будучи при этом в ней виновным. Партнер по фильму Владимир Высоцкий с Кокшеновым на съемках сдружился — и как потом любил вспоминать актер, уже в Москве не раз подвозил Кокшенова на своем «Мерседесе».

«Хозяин тайги», 1968, режиссер Владимир Назаров

Кадр: фильм «Хозяин тайги»

Любопытно, что до знакомства с Гайдаем Кокшенов пользовался спросом прежде всего, как актер, хорошо подходящий на социальные роли — крестьян, трактористов, работяг, то есть, проще говоря, людей из народа. Вот и в приключенческом детективе Владимира Назарова еще молодой актер играет сплавщика леса, который берет на себя вину за кражу в магазине — не будучи при этом в ней виновным. Партнер по фильму Владимир Высоцкий с Кокшеновым на съемках сдружился — и как потом любил вспоминать актер, уже в Москве не раз подвозил Кокшенова на своем «Мерседесе».

С распадом СССР — и крахом советской киноиндустрии — Кокшенов с головой ушел в так называемое кооперативное кино: недорогое в производстве, незамысловатое по сюжетам, но на каком-то уровне довольно точно транслирующее всю парадоксальность эпохи перемен. Взялся Кокшенов и за режиссуру — в частности, начав карьеру постановщика комедией «Русский бизнес», посвященной специфической смекалке постсоветского человека, решающего зарабатывать на жаждущих русской охоты иностранцах. С помощью дрессированного медведя.

«Русский бизнес», 1993, режиссер Михаил Кокшенов

Кадр: фильм «Русский бизнес»

С распадом СССР — и крахом советской киноиндустрии — Кокшенов с головой ушел в так называемое кооперативное кино: недорогое в производстве, незамысловатое по сюжетам, но на каком-то уровне довольно точно транслирующее всю парадоксальность эпохи перемен. Взялся Кокшенов и за режиссуру — в частности, начав карьеру постановщика комедией «Русский бизнес», посвященной специфической смекалке постсоветского человека, решающего зарабатывать на жаждущих русской охоты иностранцах. С помощью дрессированного медведя.

Хит советского телевидения конца шестидесятых «Адъютант его превосходительства» пользовался некоторой оттепелью, чтобы многограннее, чем в предыдущих картинах о Гражданской войне, представить конфликтующие стороны. Кокшенову в этом пятисерийном эпосе достается роль бандита из казачьего формирования, противостоящего и красным, и белым.

«Адъютант его превосходительства», 1969, режиссер Евгений Ташков

Кадр: фильм «Адъютант его превосходительства»

Хит советского телевидения конца шестидесятых «Адъютант его превосходительства» пользовался некоторой оттепелью, чтобы многограннее, чем в предыдущих картинах о Гражданской войне, представить конфликтующие стороны. Кокшенову в этом пятисерийном эпосе достается роль бандита из казачьего формирования, противостоящего и красным, и белым.

Культовый абсурдистский фарс Владимира Меньшова — в котором русская жизнь середины девяностых отражена через беззастенчиво идиотическую аферу с алмазами, цыганами, антисемитами и близнецами — без Кокшенова обойтись, конечно, не мог. Более того, артисту досталась роль в неполиткорректном блэкфейсе — он сыграл кретина-охранника американского посла.

«Ширли-Мырли», 1995, режиссер Владимир Меньшов

Кадр: фильм «Ширли-Мырли»

Культовый абсурдистский фарс Владимира Меньшова — в котором русская жизнь середины девяностых отражена через беззастенчиво идиотическую аферу с алмазами, цыганами, антисемитами и близнецами — без Кокшенова обойтись, конечно, не мог. Более того, артисту досталась роль в неполиткорректном блэкфейсе — он сыграл кретина-охранника американского посла.

Главным проводником Кокшенова в мире кооперативного кино был легендарный постановщик русского комедийного сексплотэйшна Анатолий Эйрамджан — в фильмах которого актер неизменно изображал простого русского мужика эпохи перестройки, обязательно обретающегося под каблуком предприимчивой супруги и не унывающего, несмотря на разворачивающийся вокруг него социальный коллапс.

«Импотент», 1996, режиссер Анатолий Эйрамджан

Кадр: фильм «Импотент»

Главным проводником Кокшенова в мире кооперативного кино был легендарный постановщик русского комедийного сексплотэйшна Анатолий Эйрамджан — в фильмах которого актер неизменно изображал простого русского мужика эпохи перестройки, обязательно обретающегося под каблуком предприимчивой супруги и не унывающего, несмотря на разворачивающийся вокруг него социальный коллапс.

Первый опыт работы Кокшенова с Гайдаем собственно и определил направление всей дальнейшей карьеры актера: впервые попробовав себя в комедии, затем он остался верен этому жанру и, как сам не раз говорил, считал его самым в кинематографе сложным — но и при этом самым живучим, долгоиграющим, неподвластным никаким переменам моды и общества.

«Не может быть!», 1975, режиссер Леонид Гайдай

Кадр: фильм «Не может быть!»

Первый опыт работы Кокшенова с Гайдаем собственно и определил направление всей дальнейшей карьеры актера: впервые попробовав себя в комедии, затем он остался верен этому жанру и, как сам не раз говорил, считал его самым в кинематографе сложным — но и при этом самым живучим, долгоиграющим, неподвластным никаким переменам моды и общества.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше