Ценности

«Иногда в ход шло пиво» Красный лак, синтетика и сушуары: на какие жертвы шли женщины в СССР ради красоты

18 фото

Советское время у многих ассоциируется с однообразием и серостью в магазинах одежды. Однако даже тогда женщины отказывались мириться с системой и изобретали разные способы выглядеть стильно. Они шили одежду у портных, ходили исключительно в туфлях на каблуках и месяцами копили деньги на джинсы и другую западную «запрещенку».

Ради ухоженной внешности женщины были готовы на все: часами стояли в очередях в парикмахерскую, а то и вовсе записывались к мастеру за несколько месяцев. Каждая хотела соорудить на голове бабетту, халу, гарсон или аврору. Для создания образа, за неимением профессиональных средств, нередко пользовались подручными — пивом или раствором воды с сахаром. Поход к мастеру при этом не всегда гарантировал клиентке идеальный результат: бывало, что прическа оказывалась неудачной, а иногда и волосы сжигала ультрамодная химическая завивка.

Однако далекие от современных феминистических идей советские женщины, несмотря на плачевные последствия и извечный дефицит, всеми силами стремились к красоте. Как им удавалось следить за собой — в галерее «Ленты.ру».

В советские годы покупку шубы могли себе позволить только обеспеченные люди. Цена даже меховой шапки превышала среднюю заработную плату. Для сравнения: средний месячный доход гражданина в позднесоветские годы составлял 120-150 рублей, а стоимость шапки — 200 рублей.
 
 
В конце 30-х годов на витринах магазинов стали появляться так называемые «имитированные» шубы. Они изготавливались из дешевого меха, но выглядели как дорогие. Особой популярностью пользовалась модель «кролик под котика»: шкурку кролика выделывали так, чтобы она походила на мех морского котика.

Покупательницы в меховом магазине, 1939 год

Фото: Hulton-Deutsch / Hulton-Deutsch Collection / Corbis via Getty Images

В советские годы покупку шубы могли себе позволить только обеспеченные люди. Цена даже меховой шапки превышала среднюю заработную плату. Для сравнения: средний месячный доход гражданина в позднесоветские годы составлял 120-150 рублей, а стоимость шапки — 200 рублей.

В конце 30-х годов на витринах магазинов стали появляться так называемые «имитированные» шубы. Они изготавливались из дешевого меха, но выглядели как дорогие. Особой популярностью пользовалась модель «кролик под котика»: шкурку кролика выделывали так, чтобы она походила на мех морского котика.

Во время войны в Москве был основан Общесоюзный дом моделей одежды. Помимо прочего в нем демонстрировалась обувь, в частности — модные лакированные туфли на каблуках. Однако для простой советской женщины они оставались лишь мечтой. В послевоенные годы жены, как правило, донашивали ботинки мужа или покупали совсем дешевые модели. У многих женщин были парусиновые туфли, которые стали особенно популярны в 30-е годы.
 
 
Сейчас в здании Общесоюзного дома моделей одежды расположен четырехэтажный магазин спортивного бренда Nike.

Москва, 1947 год

Фото: Sovfoto / Universal Images Group / UIG Art and History / East News

Во время войны в Москве был основан Общесоюзный дом моделей одежды. Помимо прочего в нем демонстрировалась обувь, в частности — модные лакированные туфли на каблуках. Однако для простой советской женщины они оставались лишь мечтой. В послевоенные годы жены, как правило, донашивали ботинки мужа или покупали совсем дешевые модели. У многих женщин были парусиновые туфли, которые стали особенно популярны в 30-е годы.

Сейчас в здании Общесоюзного дома моделей одежды расположен четырехэтажный магазин спортивного бренда Nike.

На снимке парикмахерша Мария Беляева демонстрирует клиентке Авхимковой, которая работает в магазине «Одежда» на Фрунзенской набережной, только что сделанную прическу. 
 
 
В конце 50-х и начале 60-х большой популярностью пользовались укладки с начесом. Некоторые женщины, например, делали прическу бабетта: к голове крепили специальную накладку, которая приподнимала волосы на затылке, а затем закрепляли ее с помощью невидимок и большого количества лака. С такой конструкцией женщины могли ходить целую неделю.

Парикмахерская в Москве, 1957 год

Фото: L. Porter / Sovfoto / UIG / UIG Art and History / East News

На снимке парикмахерша Мария Беляева демонстрирует клиентке Авхимковой, которая работает в магазине «Одежда» на Фрунзенской набережной, только что сделанную прическу.

В конце 50-х и начале 60-х большой популярностью пользовались укладки с начесом. Некоторые женщины, например, делали прическу бабетта: к голове крепили специальную накладку, которая приподнимала волосы на затылке, а затем закрепляли ее с помощью невидимок и большого количества лака. С такой конструкцией женщины могли ходить целую неделю.

Институт красоты в Москве был основан еще в 1937 году. Заведение предоставляло целый спектр медицинских услуг, аналогичных современным косметическим процедурам. Там, например, лечили разного рода сыпь и угри, удаляли бородавки, делали различные маски и пилинги.
 
 
В обычных салонах красоты ухаживали только за здоровой кожей, не делали даже аппаратную чистку лица. Несмотря на это все косметологи обязательно проходили медицинский курс в течение нескольких месяцев, чтобы не навредить клиенту. 

Институт красоты в Москве, 1963 год

Фото: Лев Портер / ТАСС

Институт красоты в Москве был основан еще в 1937 году. Заведение предоставляло целый спектр медицинских услуг, аналогичных современным косметическим процедурам. Там, например, лечили разного рода сыпь и угри, удаляли бородавки, делали различные маски и пилинги.

В обычных салонах красоты ухаживали только за здоровой кожей, не делали даже аппаратную чистку лица. Несмотря на это все косметологи обязательно проходили медицинский курс в течение нескольких месяцев, чтобы не навредить клиенту. 

Здесь показан символ советских парикмахерских — ряды сушуаров. Женщины на снимке делают завивку волос, которая была еще одной крайне востребованной услугой благодаря веяниям моды того времени. Кудри создавались с помощью бигуди, они могли быть горячими либо холодными. А если в салоне заканчивались укладочные средства, парикмахеры пускали в ход пиво — смачивали им волосы перед завивкой.
 
 
Часто женщины делали так называемую «шестимесячную» химическую завивку. Такая прическа не боялась воды и солнца.

Парикмахерская в Москве, 1964 год

Фото: Борис Кауфман / РИА Новости

Здесь показан символ советских парикмахерских — ряды сушуаров. Женщины на снимке делают завивку волос, которая была еще одной крайне востребованной услугой благодаря веяниям моды того времени. Кудри создавались с помощью бигуди, они могли быть горячими либо холодными. А если в салоне заканчивались укладочные средства, парикмахеры пускали в ход пиво — смачивали им волосы перед завивкой.

Часто женщины делали так называемую «шестимесячную» химическую завивку. Такая прическа не боялась воды и солнца.

В СССР большинство салонов красоты не имели названий и оставались просто «Парикмахерскими», а заведения с собственным именем были редкостью и считались лучшими.
 
  
Самой известной парикмахерской Москвы была «Чародейка» на Калининском проспекте — нынешнем Новом Арбате. Именно туда ходила вся советская элита. Несмотря на популярность, цены в салоне были приемлемыми, поскольку они регулировались государством. Особенностью «Чародейки» был ее интерьер: огромный зал и панорамные окна, а на втором этаже салона было кафе.

Московская парикмахерская «Чародейка», 1966 год

Фото: Александр Макаров / РИА Новости

В СССР большинство салонов красоты не имели названий и оставались просто «Парикмахерскими», а заведения с собственным именем были редкостью и считались лучшими.

Самой известной парикмахерской Москвы была «Чародейка» на Калининском проспекте — нынешнем Новом Арбате. Именно туда ходила вся советская элита. Несмотря на популярность, цены в салоне были приемлемыми, поскольку они регулировались государством. Особенностью «Чародейки» был ее интерьер: огромный зал и панорамные окна, а на втором этаже салона было кафе.

В Москве на Ленинском проспекте находился чешский магазин «Власта». Знаменит он был тем, что на его прилавках продавалась бижутерия, в которой мечтала щеголять каждая советская женщина. Кроме украшений всегда был огромный выбор изделий из чешского стекла: посуда, бокалы, фужеры. Иногда там можно было найти и приличную обувь.

Девушка в магазине «Власта», 1974 год

Фото: Борис Бабанов / РИА Новости

В Москве на Ленинском проспекте находился чешский магазин «Власта». Знаменит он был тем, что на его прилавках продавалась бижутерия, в которой мечтала щеголять каждая советская женщина. Кроме украшений всегда был огромный выбор изделий из чешского стекла: посуда, бокалы, фужеры. Иногда там можно было найти и приличную обувь.

В СССР внедрение синтетики в индустрию производства одежды произошло после смерти Сталина, причем восхищались ею и швеи, и покупатели. Все граждане страны охотились на вещи из кримплена, нейлона, капрона и лавсана. 

 
В советское время открылся ряд специализированных магазинов. Известной была сеть с незамысловатым названием «Синтетика». На фото — продавщицы одного из этих магазинов перед открытием.

Продавщицы магазина «Синтетика», 1973 год

Фото: Борис Кауфман / РИА Новости

В СССР внедрение синтетики в индустрию производства одежды произошло после смерти Сталина, причем восхищались ею и швеи, и покупатели. Все граждане страны охотились на вещи из кримплена, нейлона, капрона и лавсана.

В советское время открылся ряд специализированных магазинов. Известной была сеть с незамысловатым названием «Синтетика». На фото — продавщицы одного из этих магазинов перед открытием.

Продавщица магазина одежды «Модный силуэт» в Москве помогает покупательнице в выборе платья. Для первой половины 70-х годов был характерен узкий прямой крой. В то же время начали появляться облегающие вещи, а юбки становились все короче. 

 
Что же касается брюк, одним из самых модных фасонов был клеш — именно такие штаны на сотруднице магазина на фото.

Магазин одежды «Модный силуэт», 1974 год

Фото: Рудольф Алфимов / РИА Новости

Продавщица магазина одежды «Модный силуэт» в Москве помогает покупательнице в выборе платья. Для первой половины 70-х годов был характерен узкий прямой крой. В то же время начали появляться облегающие вещи, а юбки становились все короче.

Что же касается брюк, одним из самых модных фасонов был клеш — именно такие штаны на сотруднице магазина на фото.

Несмотря на невысокие цены, «Чародейку» посетить могли далеко не все, ведь записываться к лучшим специалистам приходилось за полгода вперед. Предпочтение, конечно, отдавали постоянным посетителям: актрисам, певицам, чиновницам и женам партийных деятелей.

Художник по декоративной косметике Антонина Малаян в парикмахерской «Чародейка», 1985 год

Фото: Игорь Бойко / РИА Новости

Несмотря на невысокие цены, «Чародейку» посетить могли далеко не все, ведь записываться к лучшим специалистам приходилось за полгода вперед. Предпочтение, конечно, отдавали постоянным посетителям: актрисам, певицам, чиновницам и женам партийных деятелей.

Модели демонстрируют самое модное пальто второй половины 80-х: прямоугольный силуэт, широкие плечи и рукава, воротник-стойка. Люди всех возрастов в эти годы использовали в одежде прием многослойности.

Салон «Силуэт», 1986 год

Фото: Эдгар Брюханенко / ТАСС

Модели демонстрируют самое модное пальто второй половины 80-х: прямоугольный силуэт, широкие плечи и рукава, воротник-стойка. Люди всех возрастов в эти годы использовали в одежде прием многослойности.

Маникюр в СССР делали только одного типа — обрезной, причем стоила услуга недорого, в районе 35 копеек. Мастера всегда обслуживали клиенток в белых халатах — в парикмахерских в такой униформе работали все сотрудники.  

 
Дизайна ногтей, как в наши дни, тогда не было, да и ассортимент лаков был скудным: только оттенки красного, коричневого и розового. В будни многие отдавали предпочтение бесцветному лаку, а самым праздничным считался ярко-красный.

Маникюрный кабинет в парикмахерской на Московском часовом заводе, 1986 год

Фото: Виталий Арутюнов / РИА Новости

Маникюр в СССР делали только одного типа — обрезной, причем стоила услуга недорого, в районе 35 копеек. Мастера всегда обслуживали клиенток в белых халатах — в парикмахерских в такой униформе работали все сотрудники.

Дизайна ногтей, как в наши дни, тогда не было, да и ассортимент лаков был скудным: только оттенки красного, коричневого и розового. В будни многие отдавали предпочтение бесцветному лаку, а самым праздничным считался ярко-красный.

Примечательно, что витрины в советское время оформляли празднично, наряжая манекены в самые лучшие наряды из ассортимента.  

 
В 80-е годы мода стала авангардной, на прилавках появились кители и пиджаки с широкими плечами — как на снимке.

Продавщица магазина «Москвичка», 1987 год

Фото: Борис Кавашкин / ТАСС

Примечательно, что витрины в советское время оформляли празднично, наряжая манекены в самые лучшие наряды из ассортимента.

В 80-е годы мода стала авангардной, на прилавках появились кители и пиджаки с широкими плечами — как на снимке.

1980-е — время разнообразных аксессуаров для волос: в моду вошли повязки, яркие заколки, ободки, большие резинки и объемные банты. Вот, например, парикмахер Кутерин из Новосибирска сооружает клиентке необычную прическу с начесом и бантом из волос.

Салон красоты в Новосибирске, 1988 год

Фото: Е.Шлей / РИА Новости

1980-е — время разнообразных аксессуаров для волос: в моду вошли повязки, яркие заколки, ободки, большие резинки и объемные банты. Вот, например, парикмахер Кутерин из Новосибирска сооружает клиентке необычную прическу с начесом и бантом из волос.

Для моды 80-х характерно буйство красок, которые раньше были редкостью в гардеробе советских людей. Яркие надписи и принты, необычный крой — обязательные элементы одежды тех лет. Особенно были распространены рубашки и жилеты в клетку.

Торговый кооператив «Кредо», 1988 год

Фото: С. Соловьев / РИА Новости

Для моды 80-х характерно буйство красок, которые раньше были редкостью в гардеробе советских людей. Яркие надписи и принты, необычный крой — обязательные элементы одежды тех лет. Особенно были распространены рубашки и жилеты в клетку.

Прически с огромными начесами оставались популярными вплоть до 2000-х годов. А если в парикмахерской заканчивался фиксирующий лак для волос, мастера разводили сахар или пудру в воде и закрепляли этой липкой смесью волосы.

 
На снимке — мастера парикмахерского салона «Фея». Они демонстрируют все атрибуты красоты того времени: яркий макияж, необычные аксессуары и те самые пышные прически.

Парикмахерская «Фея», 1990 год

Фото: Кавашкин Борис / Пахомова Людмила / ТАСС

Прически с огромными начесами оставались популярными вплоть до 2000-х годов. А если в парикмахерской заканчивался фиксирующий лак для волос, мастера разводили сахар или пудру в воде и закрепляли этой липкой смесью волосы.

На снимке — мастера парикмахерского салона «Фея». Они демонстрируют все атрибуты красоты того времени: яркий макияж, необычные аксессуары и те самые пышные прически.

В Общесоюзном доме моделей проводились развлекательные сеансы для публики, аукционы меховых изделий, а также показы мировых дизайнеров. Так, например, гостями дома были Джорджио Армани и Пьер Карден, который создал специальную коллекцию для пошива на советских фабриках. 

 
Однако в начале 90-х в Москве для таких целей открылись новые места, а первый этаж Дома моделей был сдан в аренду итальянской компании. Первым там открылся магазин Rifle, который торговал джинсами. Его сотрудницы запечатлены на фото.

Продавцы магазина Rifle, 1990 год

Фото: Виталий Созинов / ТАСС

В Общесоюзном доме моделей проводились развлекательные сеансы для публики, аукционы меховых изделий, а также показы мировых дизайнеров. Так, например, гостями дома были Джорджио Армани и Пьер Карден, который создал специальную коллекцию для пошива на советских фабриках.

Однако в начале 90-х в Москве для таких целей открылись новые места, а первый этаж Дома моделей был сдан в аренду итальянской компании. Первым там открылся магазин Rifle, который торговал джинсами. Его сотрудницы запечатлены на фото.

Как упоминалось ранее, у парикмахерских в СССР либо вовсе не было названий, либо они были одинаковыми во всех городах. Московская парикмахерская «Чародейка», например, стала настоящим брендом, и многие салоны красоты в провинции копировали это название. Практически в каждом городе была парикмахерская «Красный мак», «Фея» или «Флорана».

Московский салон-парикмахерская «Флорана», 1991 год

Фото: Кавашкин Борис / Пахомова Людмила / ТАСС

Как упоминалось ранее, у парикмахерских в СССР либо вовсе не было названий, либо они были одинаковыми во всех городах. Московская парикмахерская «Чародейка», например, стала настоящим брендом, и многие салоны красоты в провинции копировали это название. Практически в каждом городе была парикмахерская «Красный мак», «Фея» или «Флорана».

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.