Через несколько дней, 1 декабря, в Нагорном Карабахе окончательно завершится передача нескольких районов под контроль Баку. Процесс идет тяжко из-за давней вражды между азербайджанцами и армянами, населяющими этот регион. Новые границы чертят буквально на ходу, порой забывая сообщить местным жителям, что скоро они против своей воли окажутся в другом государстве.
Тревога и напряжение нарастают из-за вызывающе недостойного поведения азербайджанских военных, которые оскверняют святые места на занятых территориях и выкладывают эти «подвиги» в сеть. Карабахские армяне оставляют свои дома и бегут. Официально НКР должны покинуть только армянские военные, но вслед за ними уходят и гражданские, так как уверены, что при азербайджанской власти ничего хорошего их не ждет. Они забирают с собой все, что можно забрать, даже останки родственников. Все, что не удается увезти, стараются уничтожить, чтобы оно не досталось врагу.
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»
Кельбаджарский район, который в составе непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР) носил название Шаумянский, перешел под контроль Баку 25 ноября. Армянские военные, покидая эти территории накануне, взорвали свою воинскую часть.
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»
Лачинский район до недавнего времени находился в составе Кашатагского района НКР и перешел под контроль Баку 20 ноября. Многие местные жители, прежде чем покинуть свои дома, сожгли их.
Фото: Дмитрий Ловецкий / AP
На дорогах, ведущих из НКР в Армению, скапливаются огромные пробки из автомобилей с беженцами.
Фото: Анатолий Жданов / «Коммерсантъ»
Люди стараются увезти с собой максимум вещей, потому что они не собираются возвращаться.
Фото: Сергей Гриц / AP
Все, что увезти не удается, люди стараются уничтожить. На этом снимке мужчина, прежде чем сесть в автобус и покинуть свой дом, убивает своих свиней.
Фото: Азиз Каримов / Reuters
Страхи карабахских армян подпитывают публикации в соцсетях о зверствах и произволе азербайджанских военных. Далеко не всегда они подтверждаются, однако некоторые сообщения оказываются правдой. Например, на днях в сети появилось видео, на котором азербайджанцы под заливистый смех неизвестного оператора оскверняют могилу армянина.
Фото: Азиз Каримов / Reuters
Президент Азербайджана Ильхам Алиев регулярно заявляет, что все памятники и храмы Карабаха, вне зависимости от того, какой культуре и конфессии они принадлежат, будут охраняться государством. Но армяне ему не верят, вспоминая советские годы.
Фото: Дмитрий Ловецкий / AP
Передача Кельбаджарского района Азербайджану вызвала особый резонанс не только потому, что там не было боевых действий, но и потому, что там находится одна из главных святынь Армянской апостольской церкви — монастырь Дадиванк IX-XII веков. В советские годы азербайджанцы использовали его как загон для скота, храм был разграблен и сильно поврежден, его реставрация закончилась только два года назад. Баку заявляет, что паломники смогут посещать Дадиванк, но настоятель монастыря считает, что безопаснее закрыть его и вывезти реликвии в Армению.
Фото: Сергей Гриц / AP
Крепость Тигранакерт, относящаяся к эллинистическому периоду, — еще один важный для армян объект культурного наследия, оказавшийся под контролем Азербайджана.
Фото: Сергей Гриц / AP
Жители Карабаха стараются увезти с собой все реликвии, чтобы они не были осквернены.
Фото: Андрей Бородулин / «Коммерсантъ»
Доходит до того, что некоторые карабахцы выкапывают останки родных, чтобы перезахоронить их в Армении. Они уверены, что не смогут вернуться к родным могилам, и боятся, что над останками надругаются.
Фото: Сергей Гриц / AP
В азербайджанских СМИ и соцсетях появились слухи, что армяне Карабаха минируют земли перед отъездом. Насколько они правдивы — сказать трудно, в земле Нагорного Карабаха осталось много снарядов после трех войн.
Фото: Сергей Гриц / AP
Процесс передачи территорий Азербайджану осложняется тем, что местные власти не знают до последнего, где должна пройти новая граница между государствами. В результате жители некоторых деревень узнают о том, что их земля отходит соседнему государству, буквально накануне. Из-за этого на границе регулярно возникают стычки.
Фото: Дмитрий Ловецкий / AP
Неразбериха провоцирует появление слухов о том, что азербайджанцы пытаются захватить новые территории сверх тех, что прописаны в соглашениях.
Фото: Сергей Гриц / AP
Централизованно людей не расселяют — они сами разъезжаются по родственникам в Армении или той части Карабаха, которая пока принадлежит НКР. Отсутствие помощи вызывает огромное недовольство властями.
Фото: Андрей Бородулин / «Коммерсантъ»
Азербайджану предстоят огромные затраты на восстановление полученных территорий. И речь не только о недавних разрушениях. Некоторые населенные пункты, такие как город Агдам, полностью или частично лежат в руинах еще со времен первой Карабахской войны 1990-х годов.
Фото: Сергей Гриц / AP
Первостепенной задачей для Азербайджана будет восстановление транспортной, жилой и прочей инфраструктуры. Населенные пункты на линии соприкосновения разрушены на 70-80 процентов азербайджанскими же вооруженными силами. Для начала новые территории следует очистить от руин и разминировать. Учитывая, что в земле Карабаха сегодня можно найти снаряды, оставшиеся еще с первой войны, это будет долгая, трудная и опасная работа.