Моя страна

Кафтан, шаман и Чингисхан. Что скрывает традиционная одежда разных народов России?

10 фото

Традиционный костюм каждого народа на территории России был не просто одеждой, защищающей владельца от суровых погодных условий и помогающей в быту. Созданный умелыми женскими руками, он отражал как семейный и общественный статус человека, так и религиозные ценности и восприятие красоты у целой национальности.

Все регионы славились уникальными самобытными нарядами, в крой и цвет которых закладывался сакральный смысл. Якутские шаманы украшали рукава бахромой, чтобы перевоплотиться в птицу и связаться с умершими предками; хакасы окуривали новые костюмы травяным дымом в надежде, что покупка принесет им счастье; калмыки прокалывали уши новорожденным, оберегая их от злых духов, а татары даже дома не расставались с любимой тюбетейкой.

Испокон веков одежда всех народов России изготавливалась из натуральных материалов — кожи, меха, шерсти и хлопка. Чтобы добыть драгоценные камни для отделки нарядов и редкие в те времена парчу, шелк и бархат, купцы совершали походы в Китай, Тибет и Монголию. Мужчины предпочитали скромную, прежде всего удобную одежду, но непременно носили при себе холодное оружие в ножнах. Крой женской одежды не слишком отличался от мужского: девушки носили такие же рубахи с длинными рукавами, скрывающие тело от посторонних глаз.

«Лента.ру» собрала самые яркие образы представителей разных народов России и выяснила значение традиционных предметов их гардероба.

Внешний образ народа Бурятии формировало все вокруг — от религии и климата до связей с Монголией, Китаем и Россией. Несмотря на то что одежда бурят в первую очередь была практичной и простой в изготовлении (вещи шили в основном из меха, шерсти, кожи, шелка и бархата), она сильно различалась на западе и востоке. Причиной этому были различия в понимании устройства Вселенной.

Так, в костюмах западных (предбайкальских) бурят был заложен культ Солнца. Их одежду отличали яркие оттенки дубленого меха, а также постоянно повторяющийся круг в орнаментах. Мужчины носили халат — непременно с поясом. Однако главными атрибутами их костюма были нож в ножнах и огниво. Примечательно, что мужской наряд оставался неизменным в любом возрасте, в то время как крой женского менялся в разные периоды жизни. У женщин был распространен дэгэл — халат с широкой меховой нашивкой — и платья, названия которых произошли из русского языка: халадай, булууза и сарпаан. 

Костюмы восточных (забайкальских) бурят отражали восточноазиатские представления о культе Неба. Это прослеживалось в оттенках тканей — самым главным цветом был глубокий синий. Основным элементом декора была трехцветная вставка на грудной части халата. И мужской, и женский костюмы состояли из рубахи, штанов и распашного халата с поясом. Особую роль у восточных бурят играли головные уборы. Они были едиными для мужчин, женщин и детей, но отражали территориальную и родовую принадлежность.

В одежде современных жителей Бурятии до сих пор используются национальные мотивы. У молодежи это принты на толстовках, традиционные воротники на платьях. Взрослые по-прежнему носят национальные дэгэлы.

Девушка в национальном костюме принимает участие в конкурсе красоты на пятом международном этнокультурном фестивале «Ёрдынские игры» в Ольхонском районе Иркутской области на фоне священной горы Ёрд

Фото: Николай Винокуров / Фотобанк Лори

Внешний образ народа Бурятии формировало все вокруг — от религии и климата до связей с Монголией, Китаем и Россией. Несмотря на то что одежда бурят в первую очередь была практичной и простой в изготовлении (вещи шили в основном из меха, шерсти, кожи, шелка и бархата), она сильно различалась на западе и востоке. Причиной этому были различия в понимании устройства Вселенной. Так, в костюмах западных (предбайкальских) бурят был заложен культ Солнца. Их одежду отличали яркие оттенки дубленого меха, а также постоянно повторяющийся круг в орнаментах. Мужчины носили халат — непременно с поясом. Однако главными атрибутами их костюма были нож в ножнах и огниво. Примечательно, что мужской наряд оставался неизменным в любом возрасте, в то время как крой женского менялся в разные периоды жизни. У женщин был распространен дэгэл — халат с широкой меховой нашивкой — и платья, названия которых произошли из русского языка: халадай, булууза и сарпаан. Костюмы восточных (забайкальских) бурят отражали восточноазиатские представления о культе Неба. Это прослеживалось в оттенках тканей — самым главным цветом был глубокий синий. Основным элементом декора была трехцветная вставка на грудной части халата. И мужской, и женский костюмы состояли из рубахи, штанов и распашного халата с поясом. Особую роль у восточных бурят играли головные уборы. Они были едиными для мужчин, женщин и детей, но отражали территориальную и родовую принадлежность. В одежде современных жителей Бурятии до сих пор используются национальные мотивы. У молодежи это принты на толстовках, традиционные воротники на платьях. Взрослые по-прежнему носят национальные дэгэлы.

В каждой ингушской семье умели шить — этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, приспособленной к местным условиям. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску же надевали только в особых случаях: когда шли в гости, в мечеть или на сельские собрания. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы (небольшие карманы для патронов). 

Повседневной одеждой женщин были платья-рубахи и штаны. На праздники из шелка, бархата и парчи шили специальный костюм — чукхи. Его дополняли шапочками в форме усеченного конуса с золотым шитьем, а также специальными нагрудниками с застежками и поясом из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой и полудрагоценными камнями. Головных уборов у женщин было много — платки, шали, а также особый колпак рогообразной формы — курхарс. 

Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек и туфель-мюль с глухим носком. Их шили из сыромятной кожи и сафьяна — кожевенное ремесло было популярно у ингушей. Из кожи, помимо обуви, изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла и сбруи.

Выступление государственного ансамбля народного танца «Ингушетия»

Фото: Александр Поляков / РИА Новости

В каждой ингушской семье умели шить — этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, приспособленной к местным условиям. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску же надевали только в особых случаях: когда шли в гости, в мечеть или на сельские собрания. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы (небольшие карманы для патронов). Повседневной одеждой женщин были платья-рубахи и штаны. На праздники из шелка, бархата и парчи шили специальный костюм — чукхи. Его дополняли шапочками в форме усеченного конуса с золотым шитьем, а также специальными нагрудниками с застежками и поясом из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой и полудрагоценными камнями. Головных уборов у женщин было много — платки, шали, а также особый колпак рогообразной формы — курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек и туфель-мюль с глухим носком. Их шили из сыромятной кожи и сафьяна — кожевенное ремесло было популярно у ингушей. Из кожи, помимо обуви, изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла и сбруи.

Якутский национальный костюм типичен для климатических условий этого северного региона. В холодное время года местные жители использовали мех и кожу диких животных, которую украшали яркой вышивкой. Самым старым предметом якутской моды признан костюм тангалай — кафтан из сыромятной кожи с широкими рукавами, разрезами по бокам и металлическими украшениями на талии. Сегодня одежду продолжают декорировать вставками из тканевого орнамента, бисером и подвесками из серебра.

Женский и мужской костюмы в Якутии практически одинаковы. Отличия наблюдаются только в наличии аннаха — ткани, прикрывающей лицо. В качестве обуви мужчины и женщины используют унты из камуса (шкуры с голени оленя) и войлока — такая обувь сохраняет тепло даже при 50 градусах ниже нуля. 

Традиционной моде, передающейся из поколения в поколение, присущи вышивки из бисера: женщины носят подвески, издающие звон при движении. В качестве головного убора они выбирают металлические обручи с ниспадающими украшениями.

В культуре народов Якутии и по сей день особое место отводится магическим обрядам. За проведение специфического ритуала отвечает шаман. Безусловно, его одежда отличается от одежды обычных людей, она не должна быть привлекательной и носит исключительно сакральный смысл. Большинство ритуальных костюмов украшается бахромой на рукавах и спине — своеобразное «оперение» символизирует птицу. В такой одежде шаманы получают возможность связаться с загробным миром.

Жительница Якутии в национальном костюме во время праздника

Фото: Павел Кассин / Коммерсантъ

Якутский национальный костюм типичен для климатических условий этого северного региона. В холодное время года местные жители использовали мех и кожу диких животных, которую украшали яркой вышивкой. Самым старым предметом якутской моды признан костюм тангалай — кафтан из сыромятной кожи с широкими рукавами, разрезами по бокам и металлическими украшениями на талии. Сегодня одежду продолжают декорировать вставками из тканевого орнамента, бисером и подвесками из серебра. Женский и мужской костюмы в Якутии практически одинаковы. Отличия наблюдаются только в наличии аннаха — ткани, прикрывающей лицо. В качестве обуви мужчины и женщины используют унты из камуса (шкуры с голени оленя) и войлока — такая обувь сохраняет тепло даже при 50 градусах ниже нуля. Традиционной моде, передающейся из поколения в поколение, присущи вышивки из бисера: женщины носят подвески, издающие звон при движении. В качестве головного убора они выбирают металлические обручи с ниспадающими украшениями. В культуре народов Якутии и по сей день особое место отводится магическим обрядам. За проведение специфического ритуала отвечает шаман. Безусловно, его одежда отличается от одежды обычных людей, она не должна быть привлекательной и носит исключительно сакральный смысл. Большинство ритуальных костюмов украшается бахромой на рукавах и спине — своеобразное «оперение» символизирует птицу. В такой одежде шаманы получают возможность связаться с загробным миром.

Современный татарский костюм сформировался к концу XIX века под влиянием культуры поволжских татар, а также традиций восточных народов, исповедовавших ислам. 

Образ представителя этого народа обычно складывался из рубахи-платья и шаровар, а также кафтана со стоячим воротником — бешмета, чекменя или казакина. В качестве верхней одежды также часто использовался халат (слово происходит от арабского «хильгат», обозначающего рабочую одежду). 

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной — она доходила почти до щиколоток и украшалась жилеткой или фартуком. Неотъемлемой частью женской рубахи был нижний нагрудник — кукрекче. Он надевался под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть при ходьбе вырез на груди.

Домашним головным убором татар была тюбетейка — небольшая шапочка, которую надевали на макушку. Тюбетейку простегивали и между строчками узором закладывали скрученный конский волос или шнур. Шапочки с самым ярким орнаментом предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки. Часть национальной интеллигенции в начале XX века, следуя моде того времени, носила фески — красные шерстяные колпаки с золотой кисточкой.

Выступление артистов на ежегодном национальном празднике «Сабантуй» в Нижнекамске

Фото: Максим Богодвид / РИА Новости

Современный татарский костюм сформировался к концу XIX века под влиянием культуры поволжских татар, а также традиций восточных народов, исповедовавших ислам. Образ представителя этого народа обычно складывался из рубахи-платья и шаровар, а также кафтана со стоячим воротником — бешмета, чекменя или казакина. В качестве верхней одежды также часто использовался халат (слово происходит от арабского «хильгат», обозначающего рабочую одежду). Женская рубаха отличалась от мужской только длиной — она доходила почти до щиколоток и украшалась жилеткой или фартуком. Неотъемлемой частью женской рубахи был нижний нагрудник — кукрекче. Он надевался под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть при ходьбе вырез на груди. Домашним головным убором татар была тюбетейка — небольшая шапочка, которую надевали на макушку. Тюбетейку простегивали и между строчками узором закладывали скрученный конский волос или шнур. Шапочки с самым ярким орнаментом предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки. Часть национальной интеллигенции в начале XX века, следуя моде того времени, носила фески — красные шерстяные колпаки с золотой кисточкой.

Дагестанскую землю населяют более 70 народностей. Каждая их них чтит свою историю и имеет отличительные черты, в числе которых — национальный наряд. Сегодня одеяние берегут как семейную ценность и передают потомкам, облачаются в него только по торжественным случаям. Дагестанский костюм менялся на протяжении веков, как менялись представления народа о красоте. 

Еще 200 лет назад традиционной женской одеждой была длинная сорочка, которую носили как платье, поскольку воспитание не позволяло девушкам подчеркивать фигуру. Позднее появились и другие атрибуты национального гардероба — головной убор чухта и кафтан бешмет. По крою последний напоминал длинный сюртук и имел воротник-стойку. 

В женских костюмах первостепенное значение имели узоры и цвет: природные мотивы служили оберегом для хозяйки, а черный цвет олицетворял покровительство ушедших предков.

Мужское дагестанское облачение похоже на мужскую одежду всех кавказских народов. Оно состоит из однотонной рубахи, брюк из толстой ткани и черкески с треугольным вырезом. Верхнюю одежду отличают расширенные книзу рукава. Акцент в образе сделан на талии: ее стягивает пояс, который не только фиксирует черкеску, но и служит ножнами для кинжала или пистолета.

Танцоры в национальных дагестанских костюмах

Фото: DEA PICTURE LIBRARY / Contributor / Getty Images

Дагестанскую землю населяют более 70 народностей. Каждая их них чтит свою историю и имеет отличительные черты, в числе которых — национальный наряд. Сегодня одеяние берегут как семейную ценность и передают потомкам, облачаются в него только по торжественным случаям. Дагестанский костюм менялся на протяжении веков, как менялись представления народа о красоте. Еще 200 лет назад традиционной женской одеждой была длинная сорочка, которую носили как платье, поскольку воспитание не позволяло девушкам подчеркивать фигуру. Позднее появились и другие атрибуты национального гардероба — головной убор чухта и кафтан бешмет. По крою последний напоминал длинный сюртук и имел воротник-стойку. В женских костюмах первостепенное значение имели узоры и цвет: природные мотивы служили оберегом для хозяйки, а черный цвет олицетворял покровительство ушедших предков. Мужское дагестанское облачение похоже на мужскую одежду всех кавказских народов. Оно состоит из однотонной рубахи, брюк из толстой ткани и черкески с треугольным вырезом. Верхнюю одежду отличают расширенные книзу рукава. Акцент в образе сделан на талии: ее стягивает пояс, который не только фиксирует черкеску, но и служит ножнами для кинжала или пистолета.

В одежде калмыков сохранилось наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве. Напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат — верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Зимой верхней одеждой молодым калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка в возрасте до двух недель), а летом они надевали кафтаны или чапаны, подпоясанные кушаками.

Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы и шаровар. Женские летние кафтаны от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. Под кафтан калмычки надевали платье терлег из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Женщины из богатых семей имели в своем гардеробе собольи шубы. В отличие от мужчин и девушек, никогда не выходивших из дома не подпоясавшись, замужние женщины и вдовы поясов не носили.

Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались продолжительные, порой опасные походы в Китай, Тибет и Монголию. Оттуда купцы привозили украшения и шелк. Больше всего ценились серьги, особенно если на них было пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка имела серьги, а мужчина считал долгом одарить мать своих детей дорогими подарками.

Ювелирным украшениям приписывались магические свойства, их появление в народном костюме было овеяно мифами. Калмыки считали, что если человек не носит серьги, то в загробном мире с его ушей будут свисать змеи. Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка — только в правом ухе, а мужчина — в левом. Новорожденным детям также прокалывали мочки и надевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. 

Девушки в калмыцких национальных костюмах

Фото: Юрий Абрамочкин / РИА Новости

В одежде калмыков сохранилось наследие воинов-предков, живших в Монгольском ханстве. Напоминанием об их героическом прошлом, о родстве с потомками Чингисхана был монгольский халат — верхняя простеганная одежда, которую носили исключительно старики. Зимой верхней одеждой молодым калмыкам служили овчинные тулупы и шубы из мерлушки (шкурка ягненка в возрасте до двух недель), а летом они надевали кафтаны или чапаны, подпоясанные кушаками. Костюм простых калмыцких женщин был незатейлив. Он состоял из длинной широкой блузы и шаровар. Женские летние кафтаны от мужских отличались лишь тем, что не имели рукавов. Под кафтан калмычки надевали платье терлег из яркой ткани, украшенное вышивкой с растительным орнаментом по краям рукавов и подолу. Женщины из богатых семей имели в своем гардеробе собольи шубы. В отличие от мужчин и девушек, никогда не выходивших из дома не подпоясавшись, замужние женщины и вдовы поясов не носили. Чтобы калмыцкая знать могла украшать себя драгоценностями, ежегодно совершались продолжительные, порой опасные походы в Китай, Тибет и Монголию. Оттуда купцы привозили украшения и шелк. Больше всего ценились серьги, особенно если на них было пять драгоценных камней. Любая уважающая себя калмычка имела серьги, а мужчина считал долгом одарить мать своих детей дорогими подарками. Ювелирным украшениям приписывались магические свойства, их появление в народном костюме было овеяно мифами. Калмыки считали, что если человек не носит серьги, то в загробном мире с его ушей будут свисать змеи. Женщина носила серьги в обоих ушах, девушка — только в правом ухе, а мужчина — в левом. Новорожденным детям также прокалывали мочки и надевали золотые серьги с камнями красного цвета, чтобы защитить от злых духов. 

Для народа Хакасии одежда была не только способом адаптации к природе, но и отражением его эстетических вкусов. Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм отличался яркими красками и орнаментами, шился из дорогих материалов —  шелка, парчи, ценного меха. По наряду и мастерству изготовления одежды судили о социальном и семейном положении человека, его культовой принадлежности.

Основным видом нательного белья у хакасских мужчин была рубаха, у женщин — платье. И то, и другое имело одинаковый крой: широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником. Платье закрывало женскую фигуру полностью, оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. На обшлагах и подоле женского платья вышивался национальный растительный орнамент. 

К женскому костюму предъявлялось много требований — в зависимости от семейного и возрастного статусов. Замужних женщин у народов Центральной Азии выделяла безрукавка поверх халатов и шуб. Молодые женщины носили распашные кафтаны из черного сукна. Нарядным дополнением являлись длинные сумочки (для замужних), украшения-кошельки (для молодых девушек и невест), игольники и кисеты.

В отношении одежды у хакасов бытовало немало примет и запретов. Так, на шве рукава и подмышками оставляли полоски — место притяжения души человека. Запрещалось ходить в порванной одежде, нежелательной была продажа личных вещей, поскольку так от прежнего хозяина могло уйти счастье. Прежде чем надеть новый костюм, его обязательно окуривали тимьяном. Женщинам запрещалось надевать мужскую одежду, садиться на нее или перешагивать — от этого мужчина мог заболеть. Обувь клали только на бок, подошвой вверх — ни в коем случае. Пуговицы считались хранителями души: при продаже одежды полагалось их отпарывать.

Девушка в национальном костюме на территории государственного природного заповедника «Хакасский»

Фото: Александр Колбасов / ТАСС

Для народа Хакасии одежда была не только способом адаптации к природе, но и отражением его эстетических вкусов. Традиционная одежда разделялась на повседневную и праздничную. Праздничный костюм отличался яркими красками и орнаментами, шился из дорогих материалов — шелка, парчи, ценного меха. По наряду и мастерству изготовления одежды судили о социальном и семейном положении человека, его культовой принадлежности. Основным видом нательного белья у хакасских мужчин была рубаха, у женщин — платье. И то, и другое имело одинаковый крой: широкие в подоле, объемные в рукаве, с разрезом на груди и отложным воротником. Платье закрывало женскую фигуру полностью, оставляя открытыми лишь шею, голову и кисти рук. На обшлагах и подоле женского платья вышивался национальный растительный орнамент. К женскому костюму предъявлялось много требований — в зависимости от семейного и возрастного статусов. Замужних женщин у народов Центральной Азии выделяла безрукавка поверх халатов и шуб. Молодые женщины носили распашные кафтаны из черного сукна. Нарядным дополнением являлись длинные сумочки (для замужних), украшения-кошельки (для молодых девушек и невест), игольники и кисеты. В отношении одежды у хакасов бытовало немало примет и запретов. Так, на шве рукава и подмышками оставляли полоски — место притяжения души человека. Запрещалось ходить в порванной одежде, нежелательной была продажа личных вещей, поскольку так от прежнего хозяина могло уйти счастье. Прежде чем надеть новый костюм, его обязательно окуривали тимьяном. Женщинам запрещалось надевать мужскую одежду, садиться на нее или перешагивать — от этого мужчина мог заболеть. Обувь клали только на бок, подошвой вверх — ни в коем случае. Пуговицы считались хранителями души: при продаже одежды полагалось их отпарывать.

Традиционный костюм для себя и мужчин — от головного убора до обуви — осетинские женщины изготавливали дома вручную. Национальная одежда этого народа имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. С течение времени она практически не изменилась.

Мужская одежда состояла из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также шубы, бурки и башлыка. В черкеске высоко ценилось сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в равнинных селах — из верблюжьей шерсти. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, часто украшенные серебром. До сих пор в домашних условиях и на работе осетины заправляют штаны в носки. Верхней одеждой осетин была бурка — накидка до пят с широкими плечами. С буркой мужчина никогда не расставался: она защищала его от холода и жары, а для пастуха служила постелью.

Осетинский женский костюм почти не отличался от мужского по крою. Сегодня как атрибут церемоний, особенно свадеб, сохранился лишь праздничный наряд. Он состоит из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом, шапочки в виде усеченного конуса и фаты. Грудь украшают многочисленные пары застежек с изображением птиц.

Головные уборы в Осетии разнообразны. К традиционным относятся войлочные шляпы и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Своеобразной была и обувь осетин: галоши могли себе позволить лишь в обеспеченных семьях.

Празднование Дня республики Северная Осетия и Дня города во Владикавказе

Фото: Елена Афонина / ТАСС

Традиционный костюм для себя и мужчин — от головного убора до обуви — осетинские женщины изготавливали дома вручную. Национальная одежда этого народа имеет тысячелетнюю историю, в ее элементах встречаются мотивы скифо-сарматской и аланской культур. С течение времени она практически не изменилась. Мужская одежда состояла из нательного белья, шаровар, бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также шубы, бурки и башлыка. В черкеске высоко ценилось сукно, изготовлявшееся в горах из козьего пуха, а в равнинных селах — из верблюжьей шерсти. Необходимыми атрибутами черкески являлись кинжал, наган и пояс, часто украшенные серебром. До сих пор в домашних условиях и на работе осетины заправляют штаны в носки. Верхней одеждой осетин была бурка — накидка до пят с широкими плечами. С буркой мужчина никогда не расставался: она защищала его от холода и жары, а для пастуха служила постелью. Осетинский женский костюм почти не отличался от мужского по крою. Сегодня как атрибут церемоний, особенно свадеб, сохранился лишь праздничный наряд. Он состоит из рубахи, корсета, светлого платья-черкески с длинным рукавом, шапочки в виде усеченного конуса и фаты. Грудь украшают многочисленные пары застежек с изображением птиц. Головные уборы в Осетии разнообразны. К традиционным относятся войлочные шляпы и башлык, встречавшийся под таким же названием и у других кавказских народов. Своеобразной была и обувь осетин: галоши могли себе позволить лишь в обеспеченных семьях.

Удмуртский национальный костюм считается символом трудолюбия и талисманом, защищающим своего обладателя от сглаза. Первые упоминания о традиционных нарядах этого этноса датируются 1726 годом. С давних времен ткацкое ремесло в Удмуртии считалось привычным делом: любая женщина с детства знала, как изготовить одежду для себя и мужчин. Ее обычно шили из сукна, овчины и холста. 

Мужской наряд был похож на русский: белая рубаха в полоску до колен с ремнем или узорным поясом и свободные холщовые штаны из ткани синего либо белого цвета. Если мужчина занимался ремеслом, он надевал толстый сыромятный ремень с медной пряжкой, на котором было предусмотрено крепление для ножа и топора. В зимнее время удмурта согревал суконный тулуп или верхняя одежда из овчины с объемным шалевым воротником, полы которого достигали земли.

Традиционный женский удмуртский костюм гораздо ярче мужского. В гардеробе удмуртки было несколько расшитых узорами кафтанов: распашной кафтан, кафтан без рукавов, зимний кафтан из шерсти и рубаха. Выбор головного убора зависел от возраста и социального статуса. Десятилетние девочки носили круглую такью из холста, украшенную монетками, от 13 лет и старше — продолговатую. Незамужние девушки надевали холщовые или кумачовые головные повязки и платки. Замужние женщины — налобные повязки или головные полотенца. 

Сегодня удмуртская национальная одежда имеет мало общего с традиционной, однако на рубашках, платьях и поясах по-прежнему выводят этнический узор. Современные удмуртские платья — это упрощенный вариант национального костюма. Настоящий традиционный наряд стал элементом гардероба, который надевают только по праздникам.

«Бурановские бабушки» исполняют песню Party For Everybody на Евровидении в Баку

Фото: David Mdzinarishvili / Reuters

Удмуртский национальный костюм считается символом трудолюбия и талисманом, защищающим своего обладателя от сглаза. Первые упоминания о традиционных нарядах этого этноса датируются 1726 годом. С давних времен ткацкое ремесло в Удмуртии считалось привычным делом: любая женщина с детства знала, как изготовить одежду для себя и мужчин. Ее обычно шили из сукна, овчины и холста. Мужской наряд был похож на русский: белая рубаха в полоску до колен с ремнем или узорным поясом и свободные холщовые штаны из ткани синего либо белого цвета. Если мужчина занимался ремеслом, он надевал толстый сыромятный ремень с медной пряжкой, на котором было предусмотрено крепление для ножа и топора. В зимнее время удмурта согревал суконный тулуп или верхняя одежда из овчины с объемным шалевым воротником, полы которого достигали земли. Традиционный женский удмуртский костюм гораздо ярче мужского. В гардеробе удмуртки было несколько расшитых узорами кафтанов: распашной кафтан, кафтан без рукавов, зимний кафтан из шерсти и рубаха. Выбор головного убора зависел от возраста и социального статуса. Десятилетние девочки носили круглую такью из холста, украшенную монетками, от 13 лет и старше — продолговатую. Незамужние девушки надевали холщовые или кумачовые головные повязки и платки. Замужние женщины — налобные повязки или головные полотенца. Сегодня удмуртская национальная одежда имеет мало общего с традиционной, однако на рубашках, платьях и поясах по-прежнему выводят этнический узор. Современные удмуртские платья — это упрощенный вариант национального костюма. Настоящий традиционный наряд стал элементом гардероба, который надевают только по праздникам.

Чеченский национальной костюм появился в XIX веке. Верхней одеждой служила черкеска, а при плохой погоде надевали бурку. Обувь делали преимущественно из сыромятной кожи. Богатые люди предпочитали чувяки и ноговицы из черного сафьяна. Иногда к ним пришивалась подошва из буйволовой кожи. 

Основным головным убором мужчине служила конусообразная папаха из овчины, а  состоятельный чеченец мог себе позволить папаху из шкуры бухарского барашка. Украшением мужского костюма служили белые или черные костяные газыри, пояс с серебряными бляхами и кинжал местного производства.

Женщины носили длинные рубахи красного или синего цвета и широкие шаровары, подвязанные у щиколотки. Поверх рубашки надевали длинное платье с широкими рукавами. Молодые девушки носили платья, собранные в талии, а у пожилых женщин наряды были широкие, пояса они не носили. Свадебное платье кроили из белого или цветного шелка по талии. Оно имело сплошной разрез спереди, на груди с обеих сторон пришивали для украшения круглые серебряные пуговицы. Голову чеченка покрывала шерстяным или шелковым платком, пожилые женщины носили под платком повязку, которая спускалась на спину в виде мешка, куда укладывались косы. Такой головной убор был также распространен в Дагестане.

В советское время чеченцы стали носить городскую одежду. У большинства мужчин сохранился лишь головной убор — папаха, с которой они редко расставались даже дома. Многие старики по сей день носят бешметы и черкески. Пожилые женщины по-прежнему ходят в широких платьях, шароварах, самодельных чувяках. Девушки предпочитают платья современных фасонов, но непременно с длинными рукавами и закрытым воротом.

Выступление танцоров на открытии Цветочного парка в Грозном в рамках празднования Дня чеченской женщины

Фото: Елена Афонина / ТАСС

Чеченский национальной костюм появился в XIX веке. Верхней одеждой служила черкеска, а при плохой погоде надевали бурку. Обувь делали преимущественно из сыромятной кожи. Богатые люди предпочитали чувяки и ноговицы из черного сафьяна. Иногда к ним пришивалась подошва из буйволовой кожи. Основным головным убором мужчине служила конусообразная папаха из овчины, а состоятельный чеченец мог себе позволить папаху из шкуры бухарского барашка. Украшением мужского костюма служили белые или черные костяные газыри, пояс с серебряными бляхами и кинжал местного производства. Женщины носили длинные рубахи красного или синего цвета и широкие шаровары, подвязанные у щиколотки. Поверх рубашки надевали длинное платье с широкими рукавами. Молодые девушки носили платья, собранные в талии, а у пожилых женщин наряды были широкие, пояса они не носили. Свадебное платье кроили из белого или цветного шелка по талии. Оно имело сплошной разрез спереди, на груди с обеих сторон пришивали для украшения круглые серебряные пуговицы. Голову чеченка покрывала шерстяным или шелковым платком, пожилые женщины носили под платком повязку, которая спускалась на спину в виде мешка, куда укладывались косы. Такой головной убор был также распространен в Дагестане. В советское время чеченцы стали носить городскую одежду. У большинства мужчин сохранился лишь головной убор — папаха, с которой они редко расставались даже дома. Многие старики по сей день носят бешметы и черкески. Пожилые женщины по-прежнему ходят в широких платьях, шароварах, самодельных чувяках. Девушки предпочитают платья современных фасонов, но непременно с длинными рукавами и закрытым воротом.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.