Восточные ковбои, горы Кавказа и мистические деревни: невероятные красоты России в знаменитых на весь мир фильмах

11 фото

Мало в какой стране найдется настолько богатый спектр натуры, как в России: здесь есть широкие степи для съемок захватывающих истернов, горные реки для приключенческих боевиков, мистические русские деревни для исторических и философских картин, холодные северные края, придающие неповторимый оттенок социальным драмам. В истории советского кинематографа немало примеров, когда фильм об одном уголке СССР снимали в совершенно другом — и выглядело это не менее реалистично и живописно. Самые невероятные красоты России в кино и самые удивительные истории съемок известных на весь мир кинолент — в галерее «Ленты.ру».

Действие дебютного фильма «Теснота» Кантемира Балагова разворачивается в столице Кабардино-Балкарской Республики Нальчике в 1998 году. Картина, в которой с ходу закипают страсти межэтнических отношений, впрочем, не навязывает зрителю какой-либо этнографический экскурс и не пускается в избитые обобщения о судьбе России и ее граждан, рассказывая скорее частную, личную историю. При всей удушающей тесноте что кадра, что декораций всего фильма, финал его, разворачивающийся уже за пределами Нальчика с его бесконечными заборами и гаражами, у подножия Кавказских гор, оказывается эффектной метафорой освобождения от этой тесноты — хотя бы на пару минут.

«Теснота», Кантемир Балагов, 2017 год

Кадр: фильм «Теснота»

Действие дебютного фильма «Теснота» Кантемира Балагова разворачивается в столице Кабардино-Балкарской Республики Нальчике в 1998 году. Картина, в которой с ходу закипают страсти межэтнических отношений, впрочем, не навязывает зрителю какой-либо этнографический экскурс и не пускается в избитые обобщения о судьбе России и ее граждан, рассказывая скорее частную, личную историю. При всей удушающей тесноте что кадра, что декораций всего фильма, финал его, разворачивающийся уже за пределами Нальчика с его бесконечными заборами и гаражами, у подножия Кавказских гор, оказывается эффектной метафорой освобождения от этой тесноты — хотя бы на пару минут.

Андрей Тарковский для подготовки к съемкам «Андрея Рублева», впоследствии признанного одной из главных работ режиссера, больше полугода провел в библиотеках, изучая древнерусские ремесла, быт, судьбы исторических личностей и государственную политику. Над лентой трудилась команда консультантов-специалистов по древнерусским костюмам, искусству и быту, а сценарий проверял на правдоподобие советский историк искусства Николай Сычев. Немалую роль в репрезентации русского Средневековья в «Андрее Рублеве» сыграли и места, где проходили съемки: значительная часть ленты была снята в Псковской области, в Пскове, Печорах и Изборске. Также съемки велись в Суздале, возле Спасо-Евфимиева монастыря, а легендарная сцена полета на воздушном шаре (которую, видимо, пытались воспроизвести в последнем сезоне зарубежного сериала «Викинги») создавалась у церкви Покрова на Нерли во Владимирской области. «Андрей Рублев» стал первым в советском кинематографе фильмом, в котором был представлен эпический взгляд на религиозную жизнь средневековой Руси. Для самого Тарковского, правда, куда важнее в картине была роль заглавного художника-иконописца.

«Андрей Рублев», Андрей Тарковский, 1966 год

Кадр: фильм «Андрей Рублев»

Андрей Тарковский для подготовки к съемкам «Андрея Рублева», впоследствии признанного одной из главных работ режиссера, больше полугода провел в библиотеках, изучая древнерусские ремесла, быт, судьбы исторических личностей и государственную политику. Над лентой трудилась команда консультантов-специалистов по древнерусским костюмам, искусству и быту, а сценарий проверял на правдоподобие советский историк искусства Николай Сычев. Немалую роль в репрезентации русского Средневековья в «Андрее Рублеве» сыграли и места, где проходили съемки: значительная часть ленты была снята в Псковской области, в Пскове, Печорах и Изборске. Также съемки велись в Суздале, возле Спасо-Евфимиева монастыря, а легендарная сцена полета на воздушном шаре (которую, видимо, пытались воспроизвести в последнем сезоне зарубежного сериала «Викинги») создавалась у церкви Покрова на Нерли во Владимирской области. «Андрей Рублев» стал первым в советском кинематографе фильмом, в котором был представлен эпический взгляд на религиозную жизнь средневековой Руси. Для самого Тарковского, правда, куда важнее в картине была роль заглавного художника-иконописца.

Культовый фильм «Брат» режиссера Алексея Балабанова, помимо прочего, превратил задворки Санкт-Петербурга в точки туристического притяжения — интернет полнится фотографиями людей, повторяющих маршрут Данилы Багрова по городу. Последняя же картина Балабанова Петербург затрагивала лишь отчасти — основное действие роуд-муви «Я тоже хочу» разворачивается в мистической деревне (основные съемки велись в селе Еськи Бежецкого района Тверской области) между Северной столицей и Угличем, где находится Колокольня счастья. Роль этой таинственной постройки исполнила ветхая колокольня начала XIX века Запогостской церкви в Шекснинском районе Вологодской области. Балабанов утверждал, что именно эта покосившаяся колокольня, которая стоит на острове, натолкнула его на идею фильма. Картина об уходе человека из жизни, после выхода которой Балабанов скончался, быстро обрела мистический ореол: колокольня, снятая в фильме, обрушилась через 40 дней после смерти кинематографиста.

«Я тоже хочу», Алексей Балабанов, 2012 год

Кадр: фильм «Я тоже хочу»

Культовый фильм «Брат» режиссера Алексея Балабанова, помимо прочего, превратил задворки Санкт-Петербурга в точки туристического притяжения — интернет полнится фотографиями людей, повторяющих маршрут Данилы Багрова по городу. Последняя же картина Балабанова Петербург затрагивала лишь отчасти — основное действие роуд-муви «Я тоже хочу» разворачивается в мистической деревне (основные съемки велись в селе Еськи Бежецкого района Тверской области) между Северной столицей и Угличем, где находится Колокольня счастья. Роль этой таинственной постройки исполнила ветхая колокольня начала XIX века Запогостской церкви в Шекснинском районе Вологодской области. Балабанов утверждал, что именно эта покосившаяся колокольня, которая стоит на острове, натолкнула его на идею фильма. Картина об уходе человека из жизни, после выхода которой Балабанов скончался, быстро обрела мистический ореол: колокольня, снятая в фильме, обрушилась через 40 дней после смерти кинематографиста.

Заглавный герой этого оскароносного фильма Акиры Куросавы, снятого культовым японским режиссером в СССР, — полулегендарный нанаец, участвовавший в качестве проводника в экспедициях штабс-капитана Владимира Арсеньева по Уссурийскому краю в начале XX века. В этой приключенческой исторической драме скрыт и неожиданный энвайроменталистский посыл, идея о бережном отношении к дикой природе: заглавному герою-охотнику, роль которого исполнил тувинский актер Максим Мунзук, с приходом цивилизации в родную тайгу все сложнее вести привычный образ жизни. И, конечно же, посыл этот до голливудских зрителей, наградивших картину «Оскаром», без завораживающих видов дальневосточных лесов, гор и равнин донести было бы невозможно.

«Дерсу Узала», Акира Куросава, 1975 год

Кадр: фильм «Дерсу Узала»

Заглавный герой этого оскароносного фильма Акиры Куросавы, снятого культовым японским режиссером в СССР, — полулегендарный нанаец, участвовавший в качестве проводника в экспедициях штабс-капитана Владимира Арсеньева по Уссурийскому краю в начале XX века. В этой приключенческой исторической драме скрыт и неожиданный энвайроменталистский посыл, идея о бережном отношении к дикой природе: заглавному герою-охотнику, роль которого исполнил тувинский актер Максим Мунзук, с приходом цивилизации в родную тайгу все сложнее вести привычный образ жизни. И, конечно же, посыл этот до голливудских зрителей, наградивших картину «Оскаром», без завораживающих видов дальневосточных лесов, гор и равнин донести было бы невозможно.

Суровая социальная драма «Левиафан» Андрея Звягинцева, вдохновленная драматичной (а для кого-то крайне воодушевляющей) историей взбунтовавшегося против крупной компании и местных властей американца Марвина Джона Химейера, в декорациях холодных просторов Мурманской области и российских реалиях приняла формы несколько иные, но не менее трагичные. Фильм снимался в рыбацком селе Териберка на берегу Баренцева моря. Картина, мировой успех которой (призы в Каннах, на «Золотом глобусе», номинация на «Оскар») «прославил» разруху и общий упадок Териберки на весь мир, сослужила ей и добрую службу — за несколько лет после премьеры село преобразилось благодаря возросшему потоку туристов. Кстати, летом 2021-го в поселок наконец вернули муляж скелета кита, появившегося в «Левиафане», — его установили возле местного ресторана.

«Левиафан», Андрей Звягинцев, 2014 год

Кадр: фильм «Левиафан»

Суровая социальная драма «Левиафан» Андрея Звягинцева, вдохновленная драматичной (а для кого-то крайне воодушевляющей) историей взбунтовавшегося против крупной компании и местных властей американца Марвина Джона Химейера, в декорациях холодных просторов Мурманской области и российских реалиях приняла формы несколько иные, но не менее трагичные. Фильм снимался в рыбацком селе Териберка на берегу Баренцева моря. Картина, мировой успех которой (призы в Каннах, на «Золотом глобусе», номинация на «Оскар») «прославил» разруху и общий упадок Териберки на весь мир, сослужила ей и добрую службу — за несколько лет после премьеры село преобразилось благодаря возросшему потоку туристов. Кстати, летом 2021-го в поселок наконец вернули муляж скелета кита, появившегося в «Левиафане», — его установили возле местного ресторана.

Хоть сюжет картины «Белое солнце пустыни» и разворачивается на восточном берегу Каспийского моря, большая часть фильма Владимира Мотыля была снята на берегу западном, в Дагестане. Кинематографисты создали декорации среднеазиатского городка Педжента, в котором происходили основные события фильма, в окрестностях Махачкалы, на побережье моря. А знаменитая сцена с закопанным по шею в песок местным жителем Саидом (Спартак Мишулин), которого спасает главный герой Федор Сухов (Анатолий Кузнецов), снималась в песках бархана Сарыкум, крупнейшего песчаного бархана в Европе, который расположен в Кумторкалинском районе Дагестана.

«Белое солнце пустыни», Владимир Мотыль, 1970 год

Кадр: фильм «Белое солнце пустыни»

Хоть сюжет картины «Белое солнце пустыни» и разворачивается на восточном берегу Каспийского моря, большая часть фильма Владимира Мотыля была снята на берегу западном, в Дагестане. Кинематографисты создали декорации среднеазиатского городка Педжента, в котором происходили основные события фильма, в окрестностях Махачкалы, на побережье моря. А знаменитая сцена с закопанным по шею в песок местным жителем Саидом (Спартак Мишулин), которого спасает главный герой Федор Сухов (Анатолий Кузнецов), снималась в песках бархана Сарыкум, крупнейшего песчаного бархана в Европе, который расположен в Кумторкалинском районе Дагестана.

Знаменитая «Сибириада» Андрея Кончаловского, из типичного госзаказа на фильм о жизни нефтяников превратившаяся в эпопею о столкновении людских поколений и судеб, разворачивается в сибирском селе Елань. Поселение это выстроили под Тверью. Также в фильме появляются тверская деревня Савинские Горки Торжокского района. Съемки зимних сцен проходили в Ленинграде, времена войны снимали в Феодосии, часть съемок проходила на «Мосфильме» и даже в Татарстане. Однако натурные съемки велись и в настоящей Сибири — возле деревни Нагорный Иштан в Томской области.

«Сибириада», Андрей Кончаловский, 1978 год

Кадр: фильм «Сибириада»

Знаменитая «Сибириада» Андрея Кончаловского, из типичного госзаказа на фильм о жизни нефтяников превратившаяся в эпопею о столкновении людских поколений и судеб, разворачивается в сибирском селе Елань. Поселение это выстроили под Тверью. Также в фильме появляются тверская деревня Савинские Горки Торжокского района. Съемки зимних сцен проходили в Ленинграде, времена войны снимали в Феодосии, часть съемок проходила на «Мосфильме» и даже в Татарстане. Однако натурные съемки велись и в настоящей Сибири — возле деревни Нагорный Иштан в Томской области.

Эту приключенческую драму Александра Мельника можно было бы назвать проходной, если бы не качественная работа художников — фильм «Территория» (ремейк одноименной ленты 1978 года по мотивам романа Олега Куваева) действительно хорош в визуальном плане, а его отличительной чертой, безусловно, являются захватывающие пейзажи Крайнего Севера России. Картина, в частности, снималась на плато Путорана, в котором насчитывается около 25 тысяч озер, а также в бухте Провидения в Анадырском заливе Берингова моря.

«Территория», Александр Мельник, 2014 год

Кадр: фильм «Территория»

Эту приключенческую драму Александра Мельника можно было бы назвать проходной, если бы не качественная работа художников — фильм «Территория» (ремейк одноименной ленты 1978 года по мотивам романа Олега Куваева) действительно хорош в визуальном плане, а его отличительной чертой, безусловно, являются захватывающие пейзажи Крайнего Севера России. Картина, в частности, снималась на плато Путорана, в котором насчитывается около 25 тысяч озер, а также в бухте Провидения в Анадырском заливе Берингова моря.

Драма Александра Велединского «Географ глобус пропил» привлекла недюжинное внимание публики не только к инсталляции «Счастье не за горами», которая расположена на набережной реки Камы в Перми, но и к красотам дикой природы Урала. В фильме, в частности, можно увидеть реку Усьву, по которой совершают сплав герои, и знаменитые скалы Усьвинские Столбы. Каскадерские съемки, однако, проводились в Свердловской области, на реке Исеть. Для создания ленты съемочная группа дважды отправлялась в экспедицию; для съемок речного похода кинематографисты ждали того уровня воды, который поднимается на реке всего на две недели в мае.

«Географ глобус пропил», Александр Велединский, 2013 год

Кадр: фильм «Географ глобус пропил»

Драма Александра Велединского «Географ глобус пропил» привлекла недюжинное внимание публики не только к инсталляции «Счастье не за горами», которая расположена на набережной реки Камы в Перми, но и к красотам дикой природы Урала. В фильме, в частности, можно увидеть реку Усьву, по которой совершают сплав герои, и знаменитые скалы Усьвинские Столбы. Каскадерские съемки, однако, проводились в Свердловской области, на реке Исеть. Для создания ленты съемочная группа дважды отправлялась в экспедицию; для съемок речного похода кинематографисты ждали того уровня воды, который поднимается на реке всего на две недели в мае.

Дальний Восток для советских режиссеров был сродни Дикому Западу, а приключенческие триллеры, снимавшиеся в этих краях, назывались истернами — наподобие вестернов. Ярким представителем этой волны стал фильм «Злой дух Ямбуя» Бориса Бунеева, в котором рассказывается о геодезической экспедиции времен 1940-х, три участника которой исчезают при загадочных обстоятельствах. Отправившиеся на поиски пропавших коллеги узнают от племени эвенков, что в этих краях обитает злой дух. Съемки картины проводились летом и осенью 1977 года в окрестностях села Иенгра Нерюнгринского района Якутии, в них принимали участие оленеводы эвенкийского совхоза «Золотинка». Широкие панорамы безлюдной тайги, эвенкийские охотники, привлеченные к съемкам, — «Злой дух Ямбуя» представляет собой не только увлекательный триллер, но и картину-открытку региона, полную интересного этнографического материала.

«Злой дух Ямбуя», Борис Бунеев, 1977 год

Кадр: фильм «Злой дух Ямбуя»

Дальний Восток для советских режиссеров был сродни Дикому Западу, а приключенческие триллеры, снимавшиеся в этих краях, назывались истернами — наподобие вестернов. Ярким представителем этой волны стал фильм «Злой дух Ямбуя» Бориса Бунеева, в котором рассказывается о геодезической экспедиции времен 1940-х, три участника которой исчезают при загадочных обстоятельствах. Отправившиеся на поиски пропавших коллеги узнают от племени эвенков, что в этих краях обитает злой дух. Съемки картины проводились летом и осенью 1977 года в окрестностях села Иенгра Нерюнгринского района Якутии, в них принимали участие оленеводы эвенкийского совхоза «Золотинка». Широкие панорамы безлюдной тайги, эвенкийские охотники, привлеченные к съемкам, — «Злой дух Ямбуя» представляет собой не только увлекательный триллер, но и картину-открытку региона, полную интересного этнографического материала.

«Свой среди чужих, чужой среди своих» — еще один знаменитый советский истерн, снятый вдохновившимся картинами Серджо Леоне режиссером Никитой Михалковым. Действие этого приключенческого триллера разворачивается после Гражданской войны в вымышленном городе на юге России. Основная часть съемок велась в Чечне, в окрестностях Грозного (говорят, сподобил на это Михалкова известный чеченский артист Махмуд Эсамбаев). Правда, главную экшен-сцену ограбления поезда затем пересняли возле Баку — выяснилось, что снятый до этого вариант оказался бракованным, а в Чечне к тому времени уже выпал снег.

«Свой среди чужих, чужой среди своих», Никита Михалков, 1974 год

Кадр: фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих»

«Свой среди чужих, чужой среди своих» — еще один знаменитый советский истерн, снятый вдохновившимся картинами Серджо Леоне режиссером Никитой Михалковым. Действие этого приключенческого триллера разворачивается после Гражданской войны в вымышленном городе на юге России. Основная часть съемок велась в Чечне, в окрестностях Грозного (говорят, сподобил на это Михалкова известный чеченский артист Махмуд Эсамбаев). Правда, главную экшен-сцену ограбления поезда затем пересняли возле Баку — выяснилось, что снятый до этого вариант оказался бракованным, а в Чечне к тому времени уже выпал снег.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше