На Российском инвестиционном форуме в Сочи состоялась дискуссия «Экспортный акселератор. Учимся торговать глобально». Главный вывод, который сделали участники дискуссии: рост экспорта — показатель конкурентоспособности российской экономики. Первый вице-премьер и министр финансов России Антон Силуанов заметил: «Экспорт — это показатель конкурентоспособности нашей продукции, и мы (Правительство — Прим. «Ленты.ру») должны содействовать тому, чтобы наша продукция соответствовала всем мировым стандартам».
Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров подчеркнул: «Наша задача — увеличение объемов поставок несырьевого и неэнергетического экспорта, чтобы выйти на параметр 250 миллиард долларов к 2024 году. Пока мы движемся с положительным темпом, ежегодно более 10 процентов, по прошлому году почти 12 процентов прироста». «У нас созданы в субъектах Федерации центры поддержки экспорта. В этом году увеличены объемы поддержки регионов в 6 раз — 3,5 миллиарда рублей выделяется», — генеральный директор «Российского экспортного центра» Андрей Слепнев. «В 2017 году наш экспорт (нижегородский — Прим. «Ленты.ру») составил ровно 3 миллиарда долларов, несырьевой и неэнергетический. Доля несырьевого и неэнергетического экспорта — 76 процентов», — рассказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
«Доля в совокупном экспорте малого бизнеса: в России — 2 процента, в Китае — 68 процентов и в Турции — 60 процентов. Вот масштаб проблемы, которую мы должны решать», — отметил президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов. Андрей Слепнев подчеркнул: «Мы обнаружили то, что очень много барьеров в головах у предпринимателей: барьер своего региона, барьер России только, либо ближайшие союзники по Евразийскому Союзу. Те компании, которые первые разрушают свои барьеры в головах, они оказываются успешными, несмотря на всё, что прозвучало до того, выходят вовне и продвигаются глобально».
«Менеджерам необходимо определить бизнес-возможности, выйти за рамки. Кроме того, имеются внутренние и внешние барьеры для того, чтобы выйти на рынки других стран, а они чувствуют себя уютно в рамках своей страны», — обратил внимание директор по развитию сети PwC's Accelerator Питер Хоффманн.
«Зачастую менеджмент компании не выделяет необходимое количество собственных ресурсов на изучение опций поставок за рубеж», — высказался Глеб Никитин. «Внутренние препятствия для МСП очень серьезные. Может быть, не хватает навыков, времени или знаний, чтобы выявить бизнес-возможности для МСП», — отреагировал Питер Хоффманн. Президент «Опоры России» Александр Калинин подчеркнул: «У нас меры господдержки есть, но мы малый бизнес, видимо, не туда стучимся, либо дверь там такая, что малый бизнес не проходит. Мы хотим, чтобы идеи, как поддерживать малый бизнес, были взяты у бизнес-объединений».
«Задачи РЭЦ: подсказать субъектам РФ и МСП, какие у них есть возможности для выхода на внешние рынки; помочь с организацией выхода на внешние рынки; помочь определить рынки той продукции, в которой участвуют эти предприятия; оказать финансовое содействие», — заявил Антон Силуанов. «KPI торгпреда должен заключаться в том, чтобы обеспечить выход наших предприятий на рынки той страны, где у нас находится торговое представительство», — подчеркнул Денис Мантуров.
«Необходимо формирование нетворкинга, особенно для малых компаний, потому что они без посторонней помощи найти контакт с потенциальным крупным клиентом не смогут», — отметил председатель правления Фонда «Сколково» Игорь Дроздов.
«Мы выбрали 5 компаний, с которыми заключили меморандумы на акселерацию. Внутри этих меморандумов конкретные меры: совместное изучение географии возможных поставок. Мы помогаем определить конкретные точки поставок, конкретный продукт, который можно туда поставить, определяем оптимальную логистику, вырабатываем меры по поддержке и продвижению вместе с РЭЦ и формируем программу обучения персонала», — сказал Глеб Никитин.
«Первое, что нам надо сделать, — это научиться использовать те инструменты, которые в стране уже наработаны, это и торгпредства, и посольства, вся эта система нарабатывалось десятилетиями», — сказал президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Сергей Катырин.
«Надо, чтобы люди перестали бояться думать об экспорте. Многие боятся, считают, что это слишком сложно для них», — подчеркнул Глеб Никитин. «Нужны программы образования и подготовки. Необходимо посмотреть на структуру программ поддержки экспорта», — отметил Питер Хоффманн. «В нашем понимании изменилось то, что оборудование должно быть рождено глобальным, то есть мы сразу его придумали с партнерами из Германии, потому что основные рынки — это рынки Восточной Европы», — подчеркнул директор CSort Максим Савинков. «Самое важное — составить экспортный план и решить проблему лидерства, переломить предприятия и вывести их на экспорт», — отметил зампред Сбербанка Анатолий Попов.