В рамках деловой программы VII Восточного экономического форума, который пройдет во Владивостоке с 5 по 8 сентября, 6 сентября состоится деловая сессия «Северный завоз: новая система снабжения». Участники мероприятия обсудят повышение эффективности северного завоза и транспортно-логистических решений в синергии с Северным морским путем, а также вопросы правового регулирования на федеральном уровне, введение в эксплуатацию цифровых сервисов прогнозирования для обеспечения надежности и сроков поставки грузов.
В дискуссии примут участие первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов; председатель комитета Государственной Думы по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов; заместитель генерального директора «РусГидро» Александр Чариков; председатель комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Андрей Шевченко и заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Анатолий Широков.
Модератором деловой сессии выступит директор Восточного центра государственного планирования «Востокгосплана» Михаил Кузнецов.
К территориям северного завоза относятся населенные пункты 25 субъектов Российской Федерации с населением более трех миллионов человек. Ежегодно в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности завозят около 3,1 миллиона тонн грузов жизнеобеспечения. Большую часть этих грузов — 75 процентов — составляют топливно-энергетические ресурсы. Прямые расходы бюджетов на северный завоз достигают 14,2 миллиарда рублей в год. Обеспечение бесперебойного снабжения территорий северного завоза — важное условие стабильного развития страны. Эта задача является зоной особого внимания и контроля со стороны президента России Владимира Путина. Во исполнение поручения президента России правительство разрабатывает проект федерального закона о северном завозе, принятие которого позволит обеспечить надежность и своевременность снабжения районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а самое главное, снизить стоимость товаров для северян.
В 2021 году на полях Восточного экономического форума между «Востокгоспланом» и «Росатомом» было подписано соглашение о взаимодействии в рамках проекта по цифровому двойнику Севморпути и создаваемой единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути «АрктикЛабс». Его цифровой двойник состоит из нескольких связанных моделей и позволяет подготовить комплексный прогноз при различных сценарных условиях — от оценки эффективности инвестиций в инфраструктуру пути и введения нового транспорта до планирования доставки груза конечному потребителю. Сейчас система «цифрового завоза» готовится к этапу опытной эксплуатации, в ходе которого будет реализовано подключение слоев гидрометеоинформации и данных локаций кораблей и ледоколов. Подключение существенно повысит точность прогноза погодных условий и эффективность логистических схем доставки грузов.
«Благодаря этому проекту северный завоз станет прозрачнее, понятнее с точки зрения логистики, затрат, объемов перевозки. Сформирована единая информационная система, основная задача которой — обеспечение надежности поставок, гарантии того, что продукты доставят в срок. Сам программный продукт работает в пилотном варианте и позволяет прокладывать маршруты как для отдельных транспортных единиц, так и для групп грузов с учетом наличия возможностей их хранения и перевалки. Естественно, все это происходит с непосредственным участием региональных властей. Например, планы по создаваемым логистическим центрам на севере Якутии позволяют проводить расчет по их предполагаемой необходимой мощности и обоснованию развертывания в том или ином районе», — рассказал директор Восточного центра государственного планирования «Востокгосплан» Михаил Кузнецов.
«Законодательное обеспечение опережающего социально-экономического развития Арктической зоны требует систематизации. Существующая сегодня межведомственная разобщенность, а также отсутствие в законодательстве четкого определения понятия "северный завоз" и единых подходов к планированию и прогнозированию объемов поставок определяют существенные различия региональных систем жизнеобеспечения труднодоступных территорий. Они не позволяют сформировать единый, хорошо работающий механизм для осуществления поставки грузов в удаленные районы Арктики и Дальнего Востока», — отметил председатель комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Николай Харитонов.
Всего в программу VII Восточного экономического форума включено более 90 деловых мероприятий, в том числе панельные сессии, круглые столы и бизнес-диалоги. Тема форума — «На пути к многополярному миру». Подробная информация о деловой программе ВЭФ-2022 — на официальном сайте: forumvostok.ru. Организатор Восточного экономического форума — Фонд Росконгресс.