Не сжигайте полис Дума дала "автогражданке" отсрочку. Это не шизофрения, это шутка

Россия, как известно, страна уникальная. Только здесь бизнесмены поддерживают коммунистов, а бедные учителя голосуют за ультралиберальные экономические программы. И только здесь 30 миллионов автолюбителей каждый день выезжают на дороги, рискуя в случае ДТП всем своим имуществом.

Только за последний год количество дорожно-транспортных происшествий выросло на 20 процентов. Соответственно растет и совокупная стоимость выплачиваемых ежегодно компенсаций за причиненный при ДТП ущерб. Причем касается это только денег, выплаченных официально по решению суда. Подавляющее же большинство финансовых претензий владельцев автомобилей, пострадавших при авариях, удовлетворяются прямо на месте происшествия в результате неформальных переговоров. При этом по стилю переговоры чаще всего напоминают бандитские разборки с использованием силы, угроз и взяток милиции.

Особенную радость вызывают так называемые "подставы". Берем хорошо побитую машину, выезжаем на дорогу и "подставляемся" под проезжающего мимо незадачливого автолюбителя. После чего отъезжаем в сторонку и выставляем ему счет за повреждение якобы почти нового транспортного средства.

Однако и без "подстав" владельцам автомобилей хватает головной боли. Врезавшись в дорогую иномарку, скромный владелец "Жигули" рискует "влететь" на сумму, равную стоимости его квартиры. Эта опасность особенно сильна на московских трассах, полных "лексусов" и "шевроле".

Так бы и жили, но оказалось, что человечеству уже много десятилетий известен рецепт решения этих проблем - страхование автогражданской ответственности. В Европе такая страховка является обязательной уже более 50 лет. Даже среди стран бывшего СССР только Россия и Армения позволяют своим гражданам бесконтрольно "попадать на бабки" на дорогах.

Первые три года существования Думы любого созыва, российские депутаты тоже пытаются по мере скромных возможностей заботиться о своих избирателях. Вот и последняя Дума еще в апреле 2001 года приняла в первом чтении закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств". Кроме несомненной общественной значимости этого события, оно было также выгодно российским страховым компаниям, которым даже пришлось закон слегка пролоббировать.

Пока закон обсуждался, все депутаты принимали в этом самое активнейшее участие. Худо-бедно, но за полтора года удалось разработать все тонкости "автогражданки". Страховаться должны были все без исключения автомобилисты. В случае ДТП предельная сумма страховых выплат должна была составить 400 тысяч рублей. Из них 160 тысяч рублей уходили бы на выплаты ущерба, причиненного личности (до 240 тысяч - в случае причинения вреда жизни или здоровью нескольких потерпевших), и лишь 120 тысяч - за вред, нанесенный имуществу (до 160 - при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших).

Не забыли слуги народа и о социальной справедливости. Была разработана целая система коэффициентов, понижающих и повышающих тарифы. Кроме критериев, связанных с рисками на дороге - таких как возраст, стаж вождения, и водительская история, были введены и социальные коэффициенты. Так, обеспеченные жители Москвы должны были заплатить за полис почти в два раза больше, чем их соотечественники с Камчатки. Владельцам маломощных отечественных автомобилей страхование должно было обойтись дешевле, чем тем, кто ездит на иномарках. Таким образом депутаты пытались косвенно поддержать российский автопром и дать возможность малоимущим водителям купить полис по более дешевой цене за счет экономически успешной части населения.

Посчитать, сколько именно придется заплатить за полис, Дума предоставила Минфину. Согласование тарифов с частными страховыми компаниями напоминало историю Газпрома в миниатюре. Страховщики пытались доказать, что при слишком низких тарифах отрасль не сможет развиваться и встанет перед угрозой банкротства, а правительство обвиняло компании в попытке получить сверхприбыли. Все же, в марте 2003 года тарифы были в конце концов утверждены в диапазоне от 1900 рублей до 130 долларов.

Казалось, что все мытарства позади. 2 апреля 2003 года закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности транспортных средств" был утвержден Советом Федерации, а 25 апреля 2002 года - подписан президентом РФ. Уже 1 июля 2003 года закон вступил в силу. До нового года страховка нужна была только для регистрации в ГАИ и прохождения техосмотра, а с первого января 2004 незастрахованным автомобилистам грозил штраф.

Самое интересное, что все в это поверили. С момента вступления закона в силу, более полутора миллионов российских автомобилистов успели сходить в ту или иную страховую компанию и приобрести полис. Крайнюю степень наивности проявили и страховщики, выпустившие тридцать миллионов новых бланков, набравшие штат новых сотрудников и вложившие деньги в рекламную кампанию. Как будто бы забыли, что в ближайшее время нас ожидают парламентские выборы.

А неплохо было бы помнить. Говорить о внятной политической платформе партий в текущую предвыборную кампанию можно с большой натяжкой. Управляемая демократия проявляет этой осенью свой самый большой недостаток - большинство кандидатов не может сообщить своим избирателям ничего интересного. Поэтому как бороться за электорат, и за какой - не знает никто.
На этом фоне многие партии решили, что 30 миллионов автомобилистов и еще несколько миллионов сочувствующих могут помочь им пройти в Думу. Так "автогражданка" из бытовой проблемы превратилась в весомый политический аргумент.

Первым модную тенденцию начал Виктор Похмелкин - сопредседатель "Либеральной России". Уже два года он делает себе имя на автомобильной теме. В начале сентября состоялся учредительный съезд возглавляемого им блока "Новый Курс - Автомобильная Россия". Главной идеей этого движения стала борьба за права автомобилистов. А в рамках этой борьбы депутат предлагал всего-навсего…отменить закон об "автогражданке", как очередной "тяжкий побор", ложащийся на плечи населения. Соответствующий законопроект и был внесен им в Госдуму.

Очень скоро в борьбу за "колесный электорат" включились и новые партии предвыборного сезона. Еще 6 августа глава "Партии Жизни" Сергей Миронов сообщил о сделанном им открытии: принимая закон о страховании автогражданской ответственности, депутаты "думали не о людях, а о железках". Видимо, с появлением на политическом поле "Партии жизни" баланс в сторону людей должен быть восстановлен.

Сильнее всего автомобильный проект раскручивался "Народной Партией". Изменение закона об "автогражданке" официально позиционируется партией как "требование народа". Народная партия спонсировала состоявшийся 8 октября митинг протеста против введения закона в его нынешнем виде. Центральным событием митинга стала отправка премьер-министру Касьянову памятного подарка - старого автомобиля "Ока".

КПРФ также не могло остаться в стороне от борьбы за права малоимущих владельцев транспортных средств. Координатором фракции КПРФ Решульским и депутатами Илюхиным, Пономаревым и Белоусовым, был введен законопроект, который так и назывался: "Об отмене федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности". Коммунистам удалось найти и подходящего врага - капиталистов в лице могущественного "страхового лобби", настоявшего на введении антинародного закона.

Даже Жириновский и СПС не удержались и начали ратовать за внесение в закон различных поправок. Благодаря такой популярности этой темы Госдуме удалось поставить своеобразный рекорд - к середине октября было внесено целых 15 законопроектов, касающихся "автогражданки". Таким вниманием депутатов доселе не пользовался ни один федеральный закон.

Все законопроекты были направлены на снижение непосильного бремени покупки страховых полисов. Примерно треть призывала к полной отмене обязательного страхования. В некоторых законопроектах предусматривалось значительное снижение тарифов и обеспечение скидок для пенсионеров и неимущих. Самую большую фантазию проявили депутаты, призывавшие к отсрочке действия закона на год - до 1 июля 2004 года.

Решение судьбы страхования автогражданской ответственности было назначено на 14 октября. К этому дню банковский комитет Госдумы подготовил рекомендацию и предложил принять поправки о снижении тарифов и введении льгот некоторым группам населения. Удивительно, но такой вариант устраивал даже страховые компании, которые подсчитали, что даже при сниженных вдвое тарифах и суммах выплат смогут избежать грозящего им банкротства. Однако в глазах депутатов такая мера оказалась недостаточно радикальной в преддверии выборов. 249 парламентариев поддержали законопроект "Народной партии" о годичной отсрочке действия закона.

Мало того, что такая формулировка звучит абсурдно по отношению к закону, который уже действует без малого четыре месяца. Решение депутатов должно особенно обрадовать самую законопослушную часть автолюбителей, которая уже купила страховку. Теперь этим людям останется только заказать рамочки и повесить полисы у себя в гостиной как свидетельство своего неоправданного доверия к российской законодательной системе.

Скорее всего, когда закон снова войдет в силу, оставшиеся автолюбители уже не будут торопиться в страховые компании. Да и последние, скорее всего, будут заниматься обязательной "автогражданкой" с меньшим энтузиазмом. Так что Россия рискует оказаться в положении Белоруссии, где закон работает уже давно, а застраховано только 30 процентов автомобилей. Можете догадаться, какие безграничные возможности в сфере коррупции открываются при этом работникам МВД.

Так как почти все партии на каждом углу кричали об "автогражданке", избиратель вряд ли разберется, кому именно он должен быть благодарен за принятое Думой решение. 15 октября почти каждый избирательный блок украсил свой веб-сайт сообщением о победе над автогражданкой, записав ее себе в актив. Поэтому после принятия закона партии вряд ли смогут рассчитывать на значительный рост своего электората.

Для того, чтобы страхование действительно было отложено, закону необходимо пройти еще два чтения, быть утвержденным Советом Федерации и президентом. За Совет Федерации уже высказался его спикер Сергей Миронов, пообещавший завернуть думский мораторий. Да и президент вряд ли захочет показаться идиотом и подписать закон, противоположный подписанному им же менее года назад. Так что не торопитесь выбрасывать полис.

Зато история с "автогражданкой" развеяла последние сомнения в том, кто такие наши парламентарии. Возможно, способность отменять принятые тобой же законы является необходимым качеством политика нового поколения. Предлагаю Думе следующего созыва составить расписание работы сразу на четыре года: в первые два принимать любые законы, независимо от степени их вменяемости, а во вторую половину срока - законы об их отмене.

Хотя можно сразу сконцентрироваться исключительно на разрушении существующего законодательства. Школьникам наверняка понравится отмена закона об обязательном начальном образовании, работникам торговли - закона о правах потребителей, предпринимателям - закона о подоходном налоге. Глядишь, и к 2008 году Россия сможет остаться совсем без законов. Как раз к следующим выборам.

Елена Любарская

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше