Новости партнеров

Ташкенту не хватало "Аль-Каеды"

Узбекские взрывы в международной перспективе

В понедельник 29 марта в столице Узбекистана Ташкенте, а также еще в одном или нескольких узбекских городах, произошли взрывы. При этом ситуация со свободой слова в этой бывшей республике СССР такова, что подробная информация об этих происшествиях или о количестве жертв до сих пор недоступна. Доподлинно известно только одно: около 8:30 утра по местному времени один из взрывов произошел в Ташкенте в районе рынка "Чорси" в Старом городе прямо возле входа в магазин "Детский мир" - возможно, детали этого происшествия дошли до российских СМИ лишь потому, что рядом вовремя оказался корреспондент ИТАР-ТАСС в Узбекистане.

В результате взрыва погибли как минимум два (по некоторым сообщениям - три) человека. Количество раненых, по разным оценкам, достигло 20 или 30 человек. По сообщению РИА "Новости", на месте взрыва были найдены фрагменты тела женщины-смертницы. Между тем сайт Фергана.Ру, основываясь на сообщениях, поступивших от очевидцев, утверждает, что на рынке произошло два взрыва с интервалом в 23 минуты.

Сведения об остальных взрывах весьма отрывочны. Представитель МИД Узбекистана Ильхом Закиров заявил, что в Ташкенте совершено сразу несколько террористических актов. На сайте Фергана.Ру также сообщается о теракте в Бухаре. Эти данные подтверждает и источник "Интерфакса" в МВД Узбекистана, говоря, правда, о двух взрывах в Бухаре. А источник РИА "Новости" в правоохранительных органах заявил, что террорист подорвался при попытке заложить бомбу в Ромитанском районе Бухарской области. Кроме этого, в МВД Узбекистана также рассказали о перестрелке, возникшей на выезде из Ташкента между сотрудниками милиции и неизвестными, пытавшимися вывезти из города несколько поясов шахидов. В результате инцидента погиб сотрудник милиции.

Таким образом, с уверенностью можно сказать только то, что утром в понедельник в Узбекистане произошла серия взрывов, которые, возможно, являлись терактами. По крайней мере, так утверждают официальные узбекские власти. МИД Узбекистана уже опубликовал заявление, согласно которому взрывы - дело рук террористов, имеющих отношение к сети "Аль-Каеда". Ильхом Закиров утверждает, что взрывы тесно связаны с аналогичными происшествиями в Мадриде и с нестабильностью в соседнем Афганистане.

Самое интересное, что, хотя после взрывов прошло всего несколько часов, милиция успела задержать нескольких подозреваемых, и эти люди уже дают показания. Выезды из Ташкента перекрыты, а в городе проходят аресты. При этом по странному стечению обстоятельств в Ташкенте еще на прошлой неделе был усилен режим несения службы сотрудниками МВД и Службы национальной безопасности. Фергана.Ру сообщает, что около 3:00 в понедельник оперативники данных ведомств были срочно вызваны к местам службы и до сих пор находятся там. Причем некоторые из них передали своим родным и знакомым, чтобы те по возможности оставались дома.

Подобная ситуация уже возникала в Узбекистане в феврале 1999 года. Тогда у ташкентских правительственных зданий произошло пять взрывов, в результате которых погибли 16 и были ранены более ста человек. Правительство обвинило в этих взрывах членов организации "Исламское движение Узбекистана", боевики которой, базирующиеся за границей, также совершили в 1999-2000 годах ряд вооруженных рейдов на территорию республики. Кроме этого было объявлено, что в организации терактов в феврале 1999 года принял участие лидер демократической партии Узбекистана "Эрк" Мухаммад Солих.

Эти обвинения были подтверждены показаниями одного из лидеров "Исламского движения Узбекистана" Захиддина Аскарова, который в 1999 году был задержан в Турции и экстрадирован в Узбекистан. Однако, уже находясь в узбекской тюрьме, Захиддин нашел возможность сообщить журналистам, что его показания были получены под пытками. Любой человек, хотя бы поверхностно знакомый с узбекскими следственными методами (среди которых Human Rights Watch упоминает даже такие экзотические, как угроза заражения подследственного СПИДом), вряд ли усомнится в словах Аскарова.

Теракты 1999 года позволили узбекским властям ужесточить преследования тех, кого они считали "исламскими экстремистами". Антиисламская кампания началась в Узбекистане еще в 1992 году. Придя к власти после распада СССР, президент республики Ислам Каримов столкнулся с той же проблемой, что и другие светские лидеры стран с преимущественно мусульманским населением - исламским ренессансом. В Узбекистане, как и в соседнем Афганистане, набирало силу движение молодых мусульман, мечтавших об организации исламского государства и готовых построить его насильственными методами. Для того чтобы сохранить в стране стабильность и избавиться от политических конкурентов (как из религиозного, так и из демократического лагеря), Каримов решил прибегнуть к репрессиям, которые продолжаются до сих пор.

Причем именно после терактов 1999 года контроль за религиозной жизнью жителей Узбекистана особенно усилился. Была запрещена любая религиозная деятельность, выходящая за пределы государственного контроля. Гонениям начали подвергаться даже люди, осмеливавшиеся носить бороду, совершать намаз у себя дома или самостоятельно изучать Коран. На специальных собраниях "слишком набожные" граждане подвергались внесудебному осуждению. И, самое главное, приписанные исламистам преступления дали Каримову возможность провести ряд выгодных для себя политических преобразований.

Преобразования эти касались функций и полномочий узбекских органов местного самоуправления - махаллей. Махалли существуют в каждом узбекском селе и полностью контролируют жизнь населения, вплоть до надзора за личной жизнью членов общины. В апреле 1999 года был принят Закон "Об органах самоуправления граждан", давший махаллям право принимать решения от имени населения. При этом фактически махалли оказались в подчинении у органов исполнительной власти, то есть представителей Каримова. А специальный закон "о стражах махалли" создал институт "посбонов" - людей, следящих за частной жизнью граждан и находящихся в тесной связи с правоохранительными органами.

Будучи, как видно хотя бы из вышеизложенных фактов, не самым демократическим государством мира, Узбекистан, тем не менее, пользуется широкой поддержкой США. Например, помощь США узбекским силовым структурам составила в 2002 году 79 миллионов долларов, а в 2003 году - еще 30 миллионов долларов. Кроме всего прочего, в Узбекистане располагаются американские военные базы, созданные перед началом военной операции в Афганистане, и узбекская армия также сотрудничает с США к своей немалой выгоде. И это при том, что существующий в США закон о деятельности за рубежом запрещает американцам сотрудничество с недемократическими режимами, которые никаким образом не продвигаются в сторону либерализации.

Однако из-за афганской операции и своей общей заинтересованности в борьбе с исламским терроризмом в Средней Азии, США все же предпочитали закрывать глаза на нарушения прав человека и других свобод режимом Каримова. Кроме американцев, помощь Узбекистану оказывали также Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и МВФ. Однако 27 января 2004 года Госдеп США все же заявил, что собирается рекомендовать Конгрессу прекратить оказание финансовой помощи Узбекистану. А 4 февраля группа директоров ЕБРР встретилась в Ташкенте с представителями неправительственных общественных организаций Узбекистана и также сделала вывод, что никакого прогресса в области соблюдения прав человека и развития гражданских свобод в этой республике не наблюдается. Наконец, 18 марта американский дипломат Дэвидсон, выступая на заседании постоянного совета ОБСЕ, также отметил, что узбекские власти не выполняют своих обязательств перед этой организацией.

Так что в начале 2004 года над Каримовым и его режимом сгустились тучи. Однако теперь они, весьма вероятно, благополучно рассеются. После "организованных "Аль-Каедой" и "связанных с мадридскими событиями" терактов ни у американских дипломатов ни у еврочиновников не повернется язык называть Каримова кровавым тираном. Он получил все шансы вновь стать для них союзником и товарищем по несчастью.

А заодно - и возможность оправдать очередное "закручивание гаек" в своей стране. Ведь в борьбе с терроризмом, как известно, средства не выбирают.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Индекс экономической свободы [15.01.2004]Сколько лет пройдет прежде, чем Россия удвоит ВВП? И когда догонит США?

Рейтинг коррумпированности-2003 [07.10.2003] Transparency International обнародовала ежегодный доклад об уровне коррупции в различных странах мира

Оборотная сторона борьбы с терроризмом [17.01.2002]Правозащитники бьют тревогу

Другие материалы