Скандал на флоте Ее Величества Британская субмарина "Трафальгар" грозит превратиться во второй "Курск"

"Если сложить вместе все технические неисправности, то эта подлодка - настоящая смертельная ловушка для экипажа", - так британский таблоид "Дейли Миррор" описывает скандал, разгоревшийся на днях в военно-морском ведомстве этой страны. Речь идет о подлодке "Трафальгар" одноименного класса, которая недавно вышла в боевой поход после длительного и дорогостоящего ремонта, потребовавшегося субмарине после того, как в ноябре 2002 года она напоролась на скалы в районе острова Скай у побережья Шотландии и получила пробоину в корпусе по правому борту. На мель "Трафальгар" посадил неопытный офицер, проходивший стажировку на борту лодки, и после этого она пятнадцать месяцев стояла в доке Девонпорта. Ремонт обошелся налогоплательщикам Великобритании в 60 миллионов фунтов стерлингов.

Несмотря на это, большое количество неисправностей в системах жизнеобеспечения лодки так и не были устранены, утверждает "Дейли Миррор". Речь идет о 270 неполадках, двенадцать их которых относятся к числу критических - любой из них было бы достаточно, чтобы не выпустить "Трафальгар" в море. Среди них, например, неполадки в работе ядерного реактора, высокий радиационный уровень на борту, неисправное состояние систем для аварийной эвакуации экипажа, масляные загрязнения запасов питьевой воды. Под сомнение также поставлена квалификация командиров, управляющих подлодкой.

На прошлой неделе "Трафальгар" отправился в четырехнедельный поход, маршрут которого пролегает через Ирландское море и Атлантический океан. Проблемы не заставили себя ждать. Сначала выхлопные газы от работающих дизельных двигателей попали в систему вентиляции воздуха, так что экипажу пришлось срочно надевать дыхательные маски. Затем, когда лодка, закончив переход из Плимута, остановилась в Фаслейне, из холодильных устройств вытек смертельно опасный газ фреон, в результате чего экипаж пришлось срочно эвакуировать на берег.

После этого команду опросили на предмет жалоб. Шестьдесят моряков разных званий во всеуслышание сообщили о технических неполадках на борту. Одиннадцать членов экипажа подали рапорты на имя командира корабля Марка Уильямса, заявив, что не желают продолжать поход на неисправной субмарине.

Такого, утверждает "Дейли Миррор", флот Ее Величества не видел давно. Одиннадцать бунтовщиков тут же сняли с подлодки и под охраной доставили на берег. Два дня понадобилось командованию, чтобы найти замену подводникам, отказавшимся выполнять свои обязанности. Лишь в воскресенье "Трафальгар" продолжил поход.

Официальный представитель Военно-морских сил Великобритании заявил в понедельник вечером, что инцидент исчерпан. По его версии, часть команды действительно выразила опасения по поводу технического состояния "Трафальгара", но все неполадки уже устранены. А что касается сошедших на берег подводников, то они, согласно официальной версии, вовсе не отказывались от несения службы, а уступили настоянию капитана корабля, который сам предложил им оставить подлодку.

"Мы крайне серьезно относимся к вопросам безопасности экипажа и ядерного реактора и никогда не выпустили бы субмарину в море, если бы не были полностью уверены в ее готовности к плаванию. Переход, совершенный "Трафальгаром" из Плимута в Фаслейн, послужил проверкой готовности систем, которые оказались в порядке. Если бы безопасности подлодки действительно что-то угрожало, она была бы возвращена в док".

Между тем, утверждает "Дейли Миррор", официальная версия не соответствует действительности. Газета ссылается на анонимный источник из числа британских морских офицеров, который заявил следующее: "Эта подлодка - настоящая ловушка для экипажа, бомба с тикающим часовым механизмом. Если на борту что-то случится, дело кончится страшной бедой, как на "Курске". А все потому, что командование закрывает глаза на очевидные вещи".

По словам другого подводника, "если лодку снимут с похода, это будет скандалом национальных масштабов. Я знаю, что системы аварийной эвакуации экипажа не работают, а спасательные люки находятся в таком состоянии, что их нельзя открыть, не затопив при этом корабль".

По сведениям "Дейли Миррор", списанным на берег членам экипажа "Трафальгара" грозит трибунал и даже тюремное заключение. Среди этих 11 человек - три специалиста по вопросам безопасности корабля, главный корабельный старшина с 17-летним стажем службы, два оператора тактических систем и пятеро гидроакустиков. "Эти люди знают, что на их карьере поставлен крест. Они взвесили риск и решили, что жизнь дороже работы", - прокомментировал их решение источник "Дейли Миррор".

Морские офицеры утверждают, что командование выпустило "Трафальгар" в поход с такими неисправностями из-за нехватки денег на ремонт и давления со стороны политиков.

По словам источника "Дейли Миррор", "в настоящее время лодка подвергается страшному риску. Моряки должны быть быть уверены, что все системы, особенно спасательные, готовы к походу на сто процентов, тогда как экипажу "Трафальгара" хорошо известно, что о подобной готовности нет и речи. Единственная причина, по которой от похода отказалось не так много человек, заключается в том, что остальные подводники боятся потерять работу".

Британские "трафальгары"

Субмарины класса "Трафальгар" изначально были разработаны для проведения операций в Средиземном море и Северной Атлантике в условиях Холодной войны. Этот класс подлодок представлял собой модификацию более раннего, доказавшего свою эффективность проекта - субмарин класса "Свифтшуэр", причем благодаря значительным доработкам новые корабли стали более быстроходными и незаметными, превосходя по этим показателям все остальные ядерные подлодки Великобритании. Из восьми запланированных субмарин этого класса были построены семь, одна за другой сходившие со стапелей судоверфи Vickers Shipbuilding & Engineering Ltd (VSEL) - заказ на первую из них, "Трафальгар", был получен 7 апреля 1977 года, затем последовали заказы на "Турбулент" (28 июля 1978), "Тайэрлесс" (5 июля 1979), "Торбэй" (26 июня 1981), "Трэнчант" (22 марта 1983), "Тэлент" (10 сентября 1984) и "Трайэмф" (3 июля 1986).

Главная задача этих "субмарин-убийц" заключается в обнаружении и уничтожении надводных и подводных кораблей противника. Благодаря этому подлодки класса "Трафальгар" могут использоваться в качестве кораблей сопровождения и прикрытия транспортных конвоев или ударных надводных группировок - именно с этой ролью субмарины более ранних классов успешно справлялись во время Фолклендской кампании. Кроме того, в задачу подлодок Королевских военно-морских сил входит сбор разведывательных данных, поэтому субмарины класса "Трафальгар" снабжены видеокамерами и инфракрасными перископами. Поскольку они также вооружены крылатыми ракетами средней дальности "Томагавк", с их помощью можно было наносить удары и по наземным целям.

Водоизмещение подлодок класса "Трафальгар" составляет 5208 тонн в подводном положении, длина - 85,4 метра, наибольшая ширина - 9,8 метра. На каждой из них установлено по ядерному реактору PWR, они способны развивать скорость до 32 узлов и опускаться на глубину до 985 футов (около 320 метров). Команда каждого корабля состоит из 97 человек, в число которых входят 12 офицеров. Благодаря наличию трех палуб эти субмарины более вместительны по сравнению с подлодками предыдущих классов. На носу каждого корабля расположены пять 21-дюймовых торпедных аппаратов, способных стрелять торпедами типа Spearfish и Tigerfish, запускать противокорабельные ракеты Sub-Harpoon или ставить мины.

Корпус каждой подлодки класса "Трафальгар" покрыт противошумными пластинами, способными поглощать радиолокационные волны. Дополнительного снижения уровня шумности конструкторам удалось добиться благодаря водометному двигателю - многолопастному ротору, вращаемому струей воды, который работает тише, чем обычный гребной винт. Правда, как раз первый корабль этого класса - "Трафальгар" - был построен в 1983 году, еще до того, как водометные двигатели были запущены в серию. Поэтому, в отличие от остальных шести лодок этого класса, "Трафальгар" снабжен винтом с семью лопастями. Как и более ранние британские ядерные субмарины, корабли класса "Трафальгар" имеют корпус каплевидной формы. Для того чтобы эти лодки могли всплывать из-подо льда, их рубки были дополнительно укреплены, а от гидропланов, укрепленных на верхней палубе, конструкторам пришлось отказаться.

Все семь лодок класса "Трафальгар" входят в состав Второй подводной эскадры, база которой находится в Девонпорте. В 1998 году, к удивлению многих специалистов, авторы Стратегического доклада по обороне (Strategic Defence Review) объявили, что к 2006 году каждая лодка этого класса будет вооружена ракетами "Томагавк". Ранее предполагалось, что это мощное наступательное вооружение получит лишь половина субмарин. Первой перевооружение прошла подлодка "Трайэмф", вторым был "Трафальгар".

Подлодки этого класса, хоть и снабжены новейшим оборудованием, за последние годы претерпели немало технических аварий. В 1998 году на "Трэнчанте" произошла утечка пара, вынудившая экипаж заглушить ядерный реактор. В 2000 году в охлаждающих трубах реактора на "Тайэрлесс" были обнаружены трещины, из-за чего лодка "поплелась" в док на Гибралтаре на запасной дизельной тяге. Более того, в августе 2000 года боеспособность всего класса была поставлена под вопрос, когда оказалось, что из семи лодок шесть временно вышли из строя. "Тайэрлесс" стояла в Гибралтаре, "Турбулент", "Торбэй", "Тэлент" и "Трэнчант" проходили ремонт или переоборудование в Девонпорте, а уже завершивший профилактические работы "Трафальгар", выйдя в море, столкнулся с новыми проблемами. В результате боевое дежурство на тот момент могла нести всего одна субмарина - "Трайэмф".

Остается надеяться, что на этот раз Ирландское море обойдется с британскими подводниками менее жестоко, чем в свое время Баренцово море обошлось с российскими.

Дмитрий Иванов

Предыдущие материалы по теме:

Огнетушители "Петра Великого" [24.03.2004]
Флагман Северного флота РФ больше не грозит Европе ядерной катастрофой

За тремя зайцами погонишься... [18.02.2004]Пуск учебной стратегической ракеты в Баренцевом море обернулся национальным позором России

"Синева", которая не попала в Куру [18.02.2004]ТТХ боевой техники, участвующей в учениях Северного флота

Неудачный маневр
[14.11.2003]Американская подлодка "Хартфорд" села на мель у берегов Сардинии

К-159 [31.08.2003]Виновных нашли сразу

Виноватых нет. Есть потерпевшие [26.07.2002]Генеральная прокуратура пришла к выводу, что в действиях проектировщиков и экипажа "Курска" состава преступления не было

"Курск" взорвут в третий и последний раз [30.05.2002]Вместе с остатками первого отсека подлодки, возможно, будут уничтожены и последние свидетельства, указывающие на причины ее гибели

Гибель "Курска": виноваты все и никто [18.02.2002]Генеральная прокуратура назвала виновных, но не причину катастрофы АПЛ "Курск"

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше