Реформа железнодорожного транспорта в России выходит на новый, второй этап, который откроет перед пассажирами и перевозчиками новые сияющие перспективы. Прежде всего она, как минимум, спровоцирует рост цен на билеты. Дело в том, что в ходе хитроумной комбинации Министерство транспорта Российской Федерации собирается отдать железные дороги на откуп частным компаниям. Частично, разумеется, - коммерсанты будут составлять конкуренцию единственному существующему ныне государственному перевозчику - ОАО "Российские железные дороги".
Именно этой реформе было посвящено заседание правительства России в четверг. На нем выступил министр транспорта Игорь Левитин, подготовивший доклад, в котором изложены основные положения предстоящего этапа реформы. Суть предложений Министерства заключается в том, чтобы упорядочить систему лицензирования в области железнодорожных перевозок.
В настоящее время основным и единственным перевозчиком в России является ОАО "РЖД", в управление которому отдана вся железнодорожная инфраструктура. Кроме государственной компании существует примерно с десяток частных, которые также в просторечии именуются "перевозчиками", но на самом деле имеют статус операторов. Согласно изменениям, которые готовит правительство в лице Минтранса, они должны стать полноправными конкурентами "РЖД", вернее - его дочерних предприятий, специально созданных по такому случаю.
Нынешние операторы владеют примерно четвертью российского подвижного состава, самостоятельно осуществляя перевозки, и вполне могли бы называться перевозчиками, если бы не одно "но". Дело в том, что все эти вагоны, которыми владеют "частники", движутся по рельсам, которыми владеет РЖД. Являясь владельцем железнодорожной инфраструктуры, это предприятие диктует тарифы, проводя собственную ценовую политику в обход коммерсантов.
На втором этапе структурной реформы на железнодорожном транспорте необходимо обеспечить:
- пригородных пассажирских перевозок,- пассажирских перевозок дальнего следования,- ремонта технических средств для железнодорожного транспорта и производства запасных частей,- транзитных, интермодальных и рефрижераторных перевозках,- непрофильных видов деятельности, не связанных с перевозками.
Как отмечают "Финансовые Известия", отношения между монополистом-перевозчиком и операторами-частниками далеки от идеальных. Они бы и рады вводить собственные тарифы, да РЖД не дает. Пока что все споры разрешают Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба тарифов (ФСТ). С вводом системы лицензирования будет фактически отменено государственное тарифное регулирование - тогда компании, получив лицензии в Минтрансе, смогут напрямую заключать с РЖД коммерческие договоры. Причем касается это как пассажирских, так и грузовых перевозок.
Понятно, что ни в ФАС, ни в ФСТ этим нововведениям не рады, ведь у них отбирают значительные полномочия. "Плохо представляю себе, кто сможет составить конкуренцию РЖД. Перечисленные Александром Мишариным (замминистра, который участвовал в заседании правительства - Лента.Ру) компании явно будут возить только собственные грузы, да и их РЖД вряд ли так легко согласится допустить на свой рынок", - заявил "Известиям" источник в ФАС.
Так что же это за план, который так не понравился вышеперечисленным ведомствам? Подробно и внятно он изложен на сайте правительства, которое в целом приняло его на своем заседании. Отметим, что двумя основными направлениями, которые определяют все остальные, являются привлечение инвестиций и развитие конкуренции на рынке железнодорожных перевозок. Кстати сказать, вопрос с инвестициями непосредственно увязан со вторым пунктом и напрямую зависит от успешной реализации программы лицензирования. Отметим, что в документах, представленных на рассмотрение правительству, фигурировало слово "концессия". Ее кабинет рассматривал в качестве варианта привлечения частных инвестиций.
Стоит отметить, что в материалах, представленных правительству, ничего не сказано о том, кто будет владеть инфраструктурой, то есть по чьим рельсам будут катиться вагоны новых перевозчиков. По всей видимости, владеть ими по-прежнему будут все те же РЖД. Другое дело, что теперь их отношения с коммерческими компаниями (а также с "дочками" тех же РЖД) будут строиться на рыночной основе - в этом и заключается идея создания конкуренции на российских железных дорогах.
Очевидно, что если условия для рыночной конкуренции будут честными, то у РЖД появятся серьезные конкуренты. Уже сейчас операторам по силам на равных соревноваться с государственной железнодорожной компанией.
Однако пока все упирается в законы. "С учетом административной реформы требуется внесение изменений и дополнений в Федеральные законы от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ "О естественных монополиях" и от 10.01.2003 года № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", - говорится в докладе Минтранса. Вице-премьер Александр Жуков, возглавляющий Совет директоров ОАО "РЖД", подсчитал, что до конца года "необходимо принять 12 нормативно-правовых актов из 22, которые должны были быть приняты еще 2003 году".
Но представим, что все необходимые законы будут приняты. Что же в таком случае владелец российских рельсов - РЖД - собирается противопоставить конкурентам? В планах правительства - создать дочерние структуры государственной компании, которые будут существовать наравне с коммерческими фирмами-перевозчиками.
В 2007 году РЖД собирается "разродиться" Федеральной пассажирской компанией (ФПК). Она будет сформирована в качестве структурного подразделения ОАО "РЖД" в 2005 году и выделена в дочернее предприятие ОАО "РЖД" в 2007 году. Об этом сообщил замминистра Александр Мишарин, и эта информация содержится в докладе Минтранса. О ней уже говорилось ранее, но до сих пор сроки создания ФПК были иными - "дочка" РЖД должна была появиться на свет в 2003-2004 годах. Однако этот процесс тормозится отсутствием необходимых нормативных актов и законов.
В замыслах правительства создать также 53 пригородных пассажирских компании. Этот процесс начнется в 2005 году, но протекать будет несколько сложнее. Дело в том, что пригородные пассажирские перевозки по определению являются убыточными. По словам Мишарина, для создания пригородных компаний также необходимо определить порядок компенсации убытков. Он утверждает, что есть несколько источников компенсации этих убытков: средства бюджетов различных уровней, перекрестное субсидирование пассажирских и грузовых перевозок, прибыль от дополнительных видов деятельности компаний, снижение издержек. Отрегулировать эти механизмы также придется в течение нескольких лет.
За всеми вышеперечисленными цифрами и процессами скрывается важный вопрос о том, каким образом эти перемены отразятся на пассажирах. РБК, цитируя слова Мишарина, утверждает, что, прежде всего, изменится стоимость билетов - она резко возрастет. Однако, как утверждает замминистра, фактически Минтранс предлагает вывести из госрегулирования пассажирские перевозки в вагонах купе и СВ поездов дальнего следования. По его словам, цены на проезд в плацкартных вагонах и пригородных поездах должны расти в меньшем объеме, чем реальные доходы населения (то есть должны быть в пределах инфляции), в то время как "купе и СВ - это рынок и спрос, и это отдельный источник покрытия убытков от пассажирских перевозок".
Отметим, что компенсация затрат на обслуживание малоприбыльных (убыточных) плацкартных и общих вагонов за счет купейных и СВ уже давно вполне освоена РЖД. Как отмечается на сайте корпоративного издания "РЖД партнер", доходы в пассажирском хозяйстве в последнее время растут исключительно за счет особой системы тарифообразования. Речь идет именно о дерегулировании (отпуске) цен на билеты в СВ и купе, а также в некоторых (фирменных) поездах - те, кто хочет ездить с комфортом, оплачивают льготный проезд тех, кто не может оплатить истинную стоимость плацкарта.
Таким образом, реформа железнодорожного транспорта пока опережает собственную законодательную базу. Хочется верить, что когда все нормативные акты, которые призваны ее обеспечить, будут, наконец приняты, пассажиры особенных изменений на себе не почувствуют. А впрочем - рынок есть рынок. Конкуренция, возможно, спровоцирует перевозчиков на изобретение новых причудливых тарифных схем. Впрочем, дешевле железнодорожные билеты все равно не станут, а для простых пассажиров именно это и будет считаться главным результатом реформы. Остается надеяться, что за наши деньги мы, по крайней мере, получим отличный сервис.
Павел Аксенов