Эта хрестоматийная фраза анархиста Железняка, которая поставила точку в истории российского Учредительного собрания, пережила не только самого автора, вождей всех времен и народов и застрельщиков перестройки, но и, наверняка, переживет современных нам гарантов конституции и строителей вертикалей. По той простой причине, что в этих двух словах выражена вся суть отношения правителей России к представительской власти, как общегосударственного, так и местного значения. При этом все деяния власти центральной мотивируются исключительно инициативой снизу. 13 сентября 2004 года очередной всенародно избранный верховный главнокомандующий в очередной раз покончил с вредной практикой выборов в субъектах федерации под лозунгом, который вполне может сойти за пресловутую "национальную идею" - борьбы с терроризмом.
ВЫСТУПЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА ПУТИНА ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙВладимир Путин: "Необходимо действовать" Обращение Президента России Владимира Путина к гражданам России
Как известно, по мере укрепления основ социализма классовая борьба обостряется. Этот афоризм, изреченный некогда другим главнокомандующим всея Малыя и Белыя, в свое время открыл перед Кремлем безграничный простор для маневра и манипуляции сознанием сограждан. Под знамена борьбы со всевозможными вредителями и диверсантами, стремившимися всеми силами воспрепятствовать мирному труду советского человека, встало почти все оставшееся на свободе население страны. Исход этой драматической битвы известен. Современный Кремль, сменивший часть рубиновых звезд на золоченых двуглавых орлов, похоже, сделал надлежащие выводы. Строительство новой страны-крепости, способной противостоять натиску врага столь же коварного и столь же неопределенного, как враг классовый, началось.
Это серьезная корректировка принципов формирования органов власти регионов, но она оправдана. Мы видим довольно много примеров, когда во главе исполнительной власти появляется человек, ни сном ни духом не знающий, что делать, но интересный, юмористичный, необычный, экстравагантный, а нужны люди, которые могут лучше служить своим гражданам.
Первое впечатление, которое произвели слова президента Путина, произнесенные им на расширенном заседании правительства с участием глав субъектов Российской Федерации, - наболело. Глава государства очень устал от творящегося в его стране беззакония. Не совсем, правда, понятно, почему предел его терпению наступил только сейчас, а не, скажем, после "Норд-Оста", но, несомненно, все сказанное Путиным в начале его выступления было сказано от души. Ведь нужно быть совершенно черствым человеком, чтобы не принять близко к сердцу события в Беслане, и совершенно верно, что одного "сострадания со стороны представителей власти недостаточно".
И Путин велит действовать. Крепить единство страны, так как именно в этом президент видит главное условие победы над терроризмом. Конечно, несведущему человеку может прийти в голову мысль, что условия победы кроются в несколько иных областях, например, в эффективности действий спецслужб, в доверии населения страны к своим чиновникам и правоохранительным органам, но верховному главнокомандующему виднее. Тем более, что любому здравомыслящему гражданину вряд ли придет в голову сомневаться в необходимости единства страны.
Однако единство бывает разным. В своей речи от 4 сентября Владимир Путин указал, что все мы живем в условиях "не соответствующей состоянию и уровню развития общества политической системы". Из чего стало ясно, что у президента есть некий уникальный инструмент, позволяющий произвести необходимые измерения и сделать подобный вывод. И вот он уже предлагает свой способ разрешения противоречия. Нужно просто изъять из системы принцип выборности глав субъектов федерации и заменить его на привычное для российского менталитета назначение наместников.
Заявление о назначаемости губернаторов — антиконституционное. Это переход к неэффективной системе власти, следствием чего станет огромная напряженность в национальных республиках. Представьте, например, что президент Татарстана будет назначаться, а не выбираться. Власть утратит связь с населением, вырастет уровень коррупции, еще больше увеличится бюрократический аппарат.
Нет, совершенно отменить выборы пока не представляется возможным, такого не происходило даже в Советском Союзе, о безвременной кончине которого совсем недавно сокрушался нынешний президент, но применить ту же схему "выборов без выбора" реально. Итак, по замыслу главы государства, губернаторы более не будут занимать свои кресла в результате прямых и всеобщих выборов, когда в гонке участвует неограниченное количество претендентов. Отныне кандидатуры глав субъектов будут лишь утверждаться законодательными собраниями по представлению президента. Безусловно, региональные парламенты могут совершить немыслимое - отказаться принять назначенца, но, зная специфику национальных выборов, к этому стоит относиться скептически.
Таким образом, статья 32-я Конституции Российской Федерации, гарантирующая в пункте втором всем гражданам право "избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления", по сути теряет свой смысл, так как очевидно, что в губернаторы отныне сможет попасть только гражданин, достойный этой должности по мнению главы государства, но это несущественная потеря на пути к единству в момент противостояния с опасным врагом. Что касается собственно Конституции, то некоторые демократы правого толка и присоединившиеся к ним левые сетуют на ее попрание, но доводы их невразумительны. Так, независимый депутат Владимир Рыжков зачем-то ссылается на решение Конституционного суда аж от 18 января 1996 года, когда была признана не соответствующей Основному закону норма об избрании главы администрации Алтайского края законодательным собранием.
Тогда судьи решили, что региональный парламент "превращается в своеобразную избирательную коллегию, решение которой подменяет прямое волеизъявление избирателей". Но уже вчера возглавлявший в 1996 году Конституционный суд Владимир Туманов, комментируя слова президента, фактически ответил господину Рыжкову следующими словами: "В конституционной практике часто встречаются ситуации, когда приходится жертвовать полнотой реализации одного принципа ради другого. Принципы достаточно широки, и в разных исторических условиях они могут наполняться различным содержанием". Так что не приходится сомневаться, что и нынешний состав суда подтвердит правомочность действий Владимира Путина. Правда, для начала все же придется внести небольшое изменение в Конституцию, так как в том ее разделе, где оговариваются права и обязанности президента, нет пункта, наделяющего верховного главнокомандующего правом предлагать кандидатуры губернаторов. Премьер-министров, глав Центрального банка, состав Конституционного суда - да, но глав субъектов федерации - нет. Но эти изменения будут минимальными, как раз тем самым случаем "наполнения принципов различным содержанием".
1. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
И совсем уж просто дело обстоит с законом от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в котором четко регламентируется способ избрания глав региона. Президентской команде необходимо просто предложить парламенту соответствующие поправки. В условиях, когда законодательный орган страны контролируется одной пропрезидентской партией, его решения вполне предсказуемы. Однако губернаторам пугаться пока нечего. Как полагает председатель Центризбиркома Александр Вешняков, действующие столпы региональной исполнительной власти будут незыблемы до конца своих полномочий.
Но и этого, по мнению президента, недостаточно. Истинное единение страны перед лицом террора, оказывается, невозможно без создания национальных партий. А отсюда следует закономерный вывод о необходимости введения пропорциональной системы выборов в Госдуму. Действительно, 225 так называемых депутатов-одномандатников, которые сейчас занимают половину кресел в здании на Охотном ряду, не могут соперничать с партией в деле обеспечения национальной безопасности. А еще лучше, если партия будет одна, тогда она не будет тратить драгоценное время на обсуждения судьбоносных вопросов. Но, как говорил в свое время писатель-сатирик Жванецкий, "об этом можно только мечтать". Пока же законодателям предстоит изменить несоответствующий чаяниям народа и президента Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы.
Эта палата была бы хороша, если бы кроме нее в стране были свободная пресса, ликвидация административного ресурса, независимый бизнес, свободная оппозиция, которая бы кусала власть; нужна система независимых судов, прокуратура, которая бы занималась контролем за соблюдением законности. Создавать такую палату, когда нет других компонентов, — то же самое, что бороться с раком печени путем припудривания носа.
Кроме уже упоминавшегося укрепления госвласти президент озаботился и общественным контролем над ней. И здесь его предложения поистине революционны. Владимир Путин ратует за создание некой общественной палаты "как площадки для широкого диалога", в которой бы не только обсуждались гражданские инициативы, но и проводились экспертизы действий государственных органов, в том числе спецслужб. Это очень важно, подчеркивает президент, и тут не приходится сомневаться: кто как не верховный главнокомандующий должен знать, что в стране, где даже список гостайн является гостайной, органы госбезопасности с большим воодушевлением станут отчитываться перед общественными организациями.
В свою очередь граждане с не меньшим усердием будут объединяться в структуры по охране общественного порядка на улицах городов. Ведь, как заявил Владимир Путин, трудящиеся буквально горят желанием принять участие в этом благородном деле. Следовательно, совсем скоро мы увидим картину, милую сердцу любого человека, заставшего годы правления освободителя Малой Земли: суровых гражданок неопределенного возраста с красными повязками на рукавах и перманентом на головах, призывающих к порядку толпу разбушевавшихся футбольных фанатов.
Особое внимание Владимир Путин уделил проблемам развития северокавказского региона, который является и "жертвой кровавого террора, и плацдармом для его воспроизводства". Причем корни террора президент обнаружил "в недостатке эффективной социальной политики и в низком уровне образования подрастающего поколения". Абсолютно справедливый вывод. Правда слегка беспокоит тот факт, что самые громкие нападения боевиков на спящие города и взрывы в мегаполисах готовят, в основном, бывшие комсомольские активисты и передовики социалистического производства, которым в Советском Союзе были доступны все виды образования и социальных программ, но эти люди уже уходят в прошлое, нужно заботиться о подрастающем поколении.
И эти хлопоты президент возлагает на своего нового полпреда в Южном Федеральном округе Дмитрия Козака, который по совместительству будет возглавлять и особую Федеральную комиссию по Северному Кавказу. А в подмогу ему будет создано новое министерство, ответственное "за вопросы региональной и национальной политики", существовавшее некогда в структуре правительства СССР. Возглавит сие ведомство непотопляемый экс-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. Напрасно злые языки утверждали, что отзыв в Москву станет концом его политической карьеры. И вот этому тандему глава государства поручает в ближайшее время "добиться заметных результатов по улучшению уровня жизни в регионе". Лучше в ближайшую пятилетку. И нет сомнений, что уже в скором будущем страна с воодушевлением будет смотреть репортажи о том, как "всесоюзная житница, здравница и кузница", по меткому определению товарища Саахова из "Кавказской пленницы", семимильными шагами движется к спокойствию и процветанию.
Однако с терроризмом Владимир Путин намерен бороться не только на Северном Кавказе, но и в других регионах. К сожалению, президент на этот раз воздержался от использования емких идиоматических оборотов, которыми ранее сопровождал свои комментарии на эту тему и которые уже стали народным фольклором.
Об этом уже давно все говорят. Нам, кстати, совершенно непонятно, почему президент сделал это заявление только сейчас. Другое дело, чем это может закончиться. Вспомните катарский суд — это позор для страны. Если не перестанем вот таким образом "сдавать" своих, то говорить об "уничтожении террористов" нет смысла.
Но зато распорядился уничтожать террористов в их логове, причем даже в том случае, если оно находится за рубежами отечества. Если вспомнить недавние высказывания начальника Генерального штаба Балуевского о готовности армии наносить превентивные удары по базам террористов, станет очевидно - терпению высшего руководства страны пришел конец. Отныне любой потенциальный экстремист должен будет помнить о неминуемом и, возможно, превентивном возмездии. Конечно, в этом вопросе не удастся избежать перегибов, вроде "применения силы" московскими милиционерами против Героя России летчика-испытателя Толбоева, у которого оказалась "подозрительная" фамилия, но на войне как на войне. Устойчивая мания преследования должна развиться и у пособников террористов, снабжающих их документами и оружием, пропускающих грузовики с боевиками через блокпосты или снабжающих сепаратистов информацией о передвижении колонн федеральных войск, а также пропускающих смертников на борт самолетов и регистрирующих их в столице. Всем им грозит суровое наказание, адекватное "последствиям, которые наступили в результате этого преступления".
Но, пожалуй, самое главное президент сказал в своей последней фразе. "Борьба с террором – это наша общая и главная цель", - заявил Владимир Путин. При этом он не указал сроков, отведенных на эту борьбу, и даже не назвал некоего важного события, вроде взятия Берлина в годы Второй мировой, которое ознаменовало бы победу или хотя бы ее приближение. А это значит, что страна будет сплачиваться вокруг вертикали власти неопределенное время. Во всяком случае та часть страны, что еще помнит: по мере укрепления основ социализма классовая борьба обостряется.
Андрей Воронцов