Новости партнеров

Формула борьбы с "Красным бароном"

Итоги сезона в "Формуле-1" оставляют мало надежды на то, что она станет интереснее

24 октября на бразильском автодроме "Интерлагос" завершился 55-й чемпионат мира по автогонкам "Формула-1". Победителем его уже в седьмой раз за свою карьеру стал немец Михаэль Шумахер, а его команда "Феррари" шестой раз подряд выиграла Кубок Конструкторов. Борьбы, о которой многие мечтали по окончании прошлого сезона, не получилось. В результате интерес к "королевским гонкам" серьезно упал, даже несмотря на проведение двух новых гонок - Гран-при Бахрейна и Гран-при Китая. Если и в следующем сезоне никто не сможет составить конкуренцию "Феррари" и Шумахеру, то "Формулу-1" проще отменить.

Михаэль Шумахер, конечно, великий гонщик, который по ходу нынешнего сезона добился нескольких уникальных достижений. Он стал семикратным чемпионом мира, и можно с уверенностью сказать, что этот результат в обозримом будущем не покорится никому. Он выиграл в течение одного сезона 13 гонок, и этот рекорд также претендует на эпитет "вечный". В следующем году он наверняка отберет у бразильца Айртона Сенны достижение по количеству выигранных квалификаций и станет абсолютным рекордсменом. И Шумахер вовсе не собирается уходить, что радует его болельщиков и огорчает конкурентов. При этом из-за него "королевские гонки" стали настолько предсказуемыми, что они уже не вызывают интереса.

Формула "Феррари"

Чемпионат мира 2003 года, завершившийся победой Михаэля Шумахера и "Феррари", дал поклонникам королевских гонок серьезную надежду на то, что следующее первенство получится гораздо более интересным. Судите сами - борьба за чемпионский титул шла до последней гонки, и если бы финн Кими Райкконен выиграл в Сузуке, а Шумахер-старший не финишировал на одной из самых успешных для себя трасс, то пилот "Макларена" стал бы чемпионом, и все разговоры о снижении интереса к "Формуле-1" утихли бы сами собой. Новая система начисления очков, опробованная в прошлом году, дала свой результат.

Зачетные очки получали не шесть финишировавших первыми пилотов, а восемь, а разница между победой и вторым местом составляла всего два очка, а не четыре, как раньше. Именно за счет этого Райкконен, выигравший только одну гонку, до последнего боролся с Шумахером, который выиграл шесть Гран-при. Плюс ко всему, впервые за последние пять лет в прошлом сезоне машина "Феррари" не выглядела наголову сильнее конкурентов, что и позволило одерживать победы "Макларену", "Уильямсу", "Рено" и даже "Джордану". В итоге в Кубке Конструкторов "Феррари" опередили "Уильямс" всего на 14 очков.

Практически никто не мог предположить, что в 2004 году преимущество итальянской команды над соперниками будет просто подавляющим, а конкурентами "Феррари" станут БАР и "Рено". Действительно, итальянцы не стали торопиться с разработкой нового болида и громкими заявлениями о том, что эта машина способна быть лучше предыдущей. Они просто продолжили эволюционную программу развития своей машины, которая и так из года в год становился лучшей по всем параметрам. "Уильямс" и "Макларен", окрыленные успехами 2003 года, в очередной раз пошли революционным путем и промахнулись.

"Феррари" же с первых гонок ушла в отрыв, а Шумахер начал штамповать победы одну за другой. Он выиграл бы и больше, если бы не собственная ошибка в Монако, которая выбила немца из борьбы. "Красный барон" оставлял остальным, в том числе и своему напарнику Рубенсу Баррикелло, шанс только на второе место. Стоит ли винить Михаэля в том, что он является лучшим гонщиком "Формулы-1" нашего времени, а, возможно, и лучшим спортсменом за всю историю этих соревнований? Многие скажут - посади Шумахера в другую машину, тогда он и сдуется. Но ведь у талантливого Баррикелло - точно такой же болид, а во многих ли гонках сезона он боролся с Михаэлем на равных?

Просто надо признать как факт, что Михаэль Шумахер лучший гонщик, а "Феррари" - лучшая команда. Что толку спорить, когда результаты говорят сами за себя? Что толку говорить, если "Красный барон" стал чемпионом мира еще в конце августа? Примечательно, что свой очередной чемпионский титул Шумахер выиграл в бельгийском Спа, где в 1991 году одержал первую победу в своей жизни. Пусть "Феррари" выигрывают многие гонки за счет правильно выбранной тактики дозаправок и смены покрышек, но это ведь тоже часть борьбы в "Формуле-1". Достижения итальянской команды уникальны, ведь из 18 проведенных в этом году гонок Шумахер и Баррикелло выиграли 15, опередив в Кубке Конструкторов ближайших конкурентов почти на 150 очков. Итальянская команда и немецкий гонщик превратили "Формулу-1" в "Формулу "Феррари".

"Формула денег"

Впрочем, "королевские гонки" это не только "Формула "Феррари", это еще и "Формула денег". На хорошие результаты могут претендовать только те команды, которые не испытывают проблем с финансированием. Дороговизна участия в чемпионате мира в свое время привела к распаду таких команд, как "Прост" и "Эрроуз", по окончании нынешнего сезона их судьбу рискуют повторить "Ягуар", "Джордан" и "Минарди". Даже такой мощный автомобильный концерн как "Форд" отказался содержать "формулическую" команду, бросив "Ягуар" на произвол судьбы.

Все идет к тому, что в самых популярных автогонках современности останутся только самые богатые, и им придется выставлять на трассы по три машины. Впрочем, богатые тоже жалуются на нехватку средств и требуют большего отчисления в свои карманы доходов от проведения чемпионата мира. В настоящее время десять команд, участвующих в "Формуле-1", получают только 27 процентов от примерно 450 миллионов фунтов общих доходов.

Боссам команд это не особо нравится. Более того, автопроизводители, входящие в холдинг GPWC - БМВ, "Мерседес", "Феррари" и "Рено" уже привлекли консультантов для создания к 2008 году гоночной серии, которая будет являться конкурентом "Формулы-1".

Фактический хозяин "Ф-1" Бернард Экклстоун в ответ на предложение "Феррари" отдавать командам больше денег, заявил, что нужно просто установить ограничения на командные бюджеты, резко уменьшить число тестов, на проведение которых каждая команда в год тратит примерно по 8 миллионов фунтов. Естественно, что принятие такого соглашения довольно сильно скажется на итальянской команде, ведь у нее две домашние трассы, на которых можно проводить неограниченное количество тестов. Совершенно неожиданно под этим соглашением подписались все команды. Кроме "Феррари".

Президент "жеребцов из Маранелло" Лука ди Монтеземоло и руководитель команды Жан Тодт резко высказались против принятия такого соглашения, настаивая на том, что оно совершенно непроработано, и принесет больше вреда, чем пользы. Действительно, утверждать, что предложенные меры по сокращению затрат спасут "Формулу-1", было бы неправильно. Прежде всего, потому что "королевские гонки" - это прежде всего война технологий, а вести такую войну без денег просто нелепо. Вот уж поистинe, счастье не в деньгах, а в их количестве.

В любом случае, команды должны объединиться, чтобы вместе выйти из того финансового кризиса, в который их втягивает участие в чемпионате мира.

"Формула счастья"

Но неужели все так плохо и заранее предсказуемо? Конечно, нет. Просто для того, чтобы возродить интерес к "Формуле-1", нужна, наконец, здоровая конкуренция. Королевские автогонки по-прежнему являются вершиной автоспорта, а пилоты считаются лучшими водителями в мире. Разве просто так ведут борьбу за право принять у себя "Формулу-1" многие страны? Уже в этом сезоне прошли этапы "Ф-1" в Бахрейне и Китае. В следующем сезоне к ним присоединится Турция. В 2006 году королевские гонки приедут в Мексику.

К уже существующим командам должны присоединиться еще две - MidlandF1, которая будет базироваться в предместье Лондона и спонсироваться выходцем из России Алексом Шнайдером, а также DubaiF1. К сожалению, вероятность появления в одной из этих команд пилота из России довольно мала, а вероятность того, что один из этапов "Формулы-1" будет проведет в России - еще меньше.

На итоговых результатах должны сказаться существенные изменения в техническом регламенте проведения чемпионата мира. Во-первых, командам будет запрещено по ходу гонки менять покрышки. Соответственно, они станут гораздо более жесткими, что должно снизить скорость болидов. Двигатели теперь будут использоваться в течение двух Гран-при, а за замену опять же штраф - десять мест вниз на стартовой решетке по сравнению с результатом на квалификации. Кроме того, квалификация будет теперь проходить в субботу вечером и воскресенье утром, причем время будет высчитываться среднее.

Однако как заявил когда-то Михаэль Шумахер, "можно сколько угодно менять правила, но победит все равно сильнейшая команда". Поэтому "формула счастья" на сегодняшний день может быть только одна - расстаться с легендарным "Красным бароном". Конкурентов у него по-прежнему нет - Монтойя и Райкконен, которые боролись с немцем в 2003 году, в 2004 ничего не смогли поделать. Впрочем, именно эти два пилота оставляют надежду на то, что следующий сезон не будет окрашен исключительно в красные цвета.

Андрей Сенцов

Другие материалы
Наука и техника00:02Сегодня

Еще полетаем

Почему Америка уступила России и пустила к себе самолеты-разведчики
Силовые структуры00:0219 сентября

«Хочу, чтобы это скорее закончилось»

Учитель из США больше года скитается по российским СИЗО. Его дважды хотели убить