Украинская армия понесла самые серьезные потери за все время участия ее солдат в миротворческих операциях. Накануне в окрестностях иракского города Эс-Сувейра погибли восемь военнослужащих, среди которых одна женщина, еще столько же получили ранения. Потеря тем более тяжелая, что почти все погибшие - командиры различных соединений. Потеря тем более нелепая, что погибли украинцы в спокойном по иракским меркам районе и не в бою, а во время разгрузки боеприпасов.
Как утверждают в Министерстве обороны Украины, 9 января иракскими полицейскими был обнаружен тайник с большим количеством боеприпасов. Помимо обычного стрелкового оружия, в нем находились снаряды и 35 авиабомб. Для их уничтожения были вызваны отдельный специальный отряд вооруженных сил Казахстана и группа украинских военных из состава 72-го отдельного механизированного батальона.
Изъятые боеприпасы на трех автомобилях были перевезены на специальный полигон для уничтожения. И далее произошло странное. Уже после разгрузки по неизвестным пока причинам произошел взрыв большой мощности. Предположительно, сдетонировала одна из авиабомб. На месте погибли командир 72-го отдельного механизированного батальона подполковник Олег Матижев, командир инженерно-саперного взвода батальона капитан Юрий Заграй, старший офицер отделения взаимодействия капитан Сергей Андрущенко, командир первой механизированной роты батальона капитан Валерий Бражевский, начальник электротехнического отделения инженерно-саперного взвода батальона прапорщик Александр Кацарский, командир инженерно-саперного отделения инженерно-саперного взвода батальона старший сержант Андрей Ситников и санитарный инструктор первой механизированной роты батальона старший сержант Вера Петрик.
Ранения получили командир роты обеспечения 72-го отдельного механизированного батальона майор Игорь Козлов, старший техник инженерно-саперного отделения батальона рядовой Александр Бахтияров, водители взвода батальона рядовые Александр Ашаган и Максим Кедик, стрелок первой механизированной роты батальона Михаил Горячевский и делопроизводитель отделения логистики батальона сержант Николай Шевяков.
Также погиб офицер казахстанского контингента капитан Кайрат Кудабаев, еще четверо его сослуживцев получили ранения. Раненым сразу была оказана первая медицинская помощь в лагере украинского миротворческого контингента "Зулу", после чего их срочно переправили на американских вертолетах в военный госпиталь в Багдаде. Уже в госпитале от ранений скончался старший техник механизированной роты 72-го отдельного механизированного батальона 7-й ОМБ старший прапорщик Владимир Седой.
Как заявили представители украинского правительства, семьи погибших, независимо от звания, получат по 105 тысяч долларов страховки. Исполняющий обязанности министра обороны Александр Кузьмук уточнил, что лично будет контролировать выплату компенсаций.
Что именно произошло на полигоне под Эс-Сувейрой, пока можно только предполагать. Версия о внезапной детонации авиабомбы выглядит не очень убедительно. Конструктивные особенности авиабомб таковы, что их взрыв практически невозможен без ударного воздействия или же включения некоего механизма, провоцирующего детонацию. Конечно, если это не специальные авиабомбы, срабатывающие по заранее заданной программе. Иными словами, шанс подрыва авиабомбы, лежащей на земле (а в министерстве обороны полагают, что взрыв произошел уже после разгрузки боеприпасов), крайне невелик. Другое дело, если авиабомбу уронили, пусть даже с небольшой высоты.
В пользу этой версии говорит тот факт, что произошел только один взрыв. Ведь в том случае, если бы авиабомба взорвалась на земле в непосредственной близости от других приготовленных к уничтожению боеприпасов, следовало бы ожидать их общей детонации, однако этого, видимо, не произошло.
Нельзя не учитывать и иную возможность. В конце декабря прошедшего года группа иракских боевиков применила новую тактику партизанской войны, которая вполне может быть взята на вооружение всем иракским сопротивлением. В полицейский участок на западе Багдада поступила ложная информация о том, что в одном из домов скрываются боевики. Как только полицейский наряд прибыл к указанному месту, произошел сильный взрыв, в результате которого погибли 30 человек, включая семерых полицейских. Вполне возможно, что склад боеприпасов, обнаруженный накануне, был такой же ловушкой и украинские военнослужащие погибли в результате детонации не установленного пока взрывного устройства.
Речь о выводе идет. Но только тогда, когда позволит обстановка. Мы хотим, чтобы выборы прошли в Ираке, чтобы пришло законно избранное правительство, чтобы мы помогли подготовить в Ираке Службу национальной безопасности. Создали условия для того, чтобы завершить свое участие здесь, в Ираке.
В любом случае, вчерашнее ЧП окончательно определит судьбу украинского военного присутствия в Ираке. Если еще в начале декабря после принятия Верховной Радой решения о выводе контингента министр обороны Александр Кузьмук охарактеризовал его как политическое, а в самом министерстве были уверены, что государству необходимо выполнять международные обязательства, в том числе поддерживать интересы США, то после последних драматических событий все тот же Кузьмук провозгласил, что украинские военнослужащие покинут Ирак еще до конца этого года. Не менее категоричен был и новый верховный главнокомандующий Виктор Ющенко, заявивший, что как только он займет пост главы государства, украинские миротворцы будут возвращены домой.
Гибель военных не оставляет аргументов и польскому командованию, в зоне ответственности которого действовал украинских контингент. Ранее польские армейские чины неоднократно высказывали свое недовольство планами по выводу украинского контингента и предостерегали Киев от поспешных решений.
Для справки:
Украинские военные находятся в Ираке с 11 августа 2003 года. В составе контингента - 5-я отдельная механизированная бригада (ОМБР) ВС Украины, которая расквартирована в провинции Васит, в городах Эль-Кут, Эс-Сувейра и Форт и на 142-километровом участке границы с Ираном. Бригада находится в составе многонациональной дивизии Центр-Юг под польским военным командованием. Всего в 2003 году в Ирак были направлены 1600 украинских военнослужащих и 375 единиц техники.
Однако уже дважды проводилась ротация контингента - в начале февраля 2004 года в Ирак направили 6-ую ОМБР и в конце сентября 2004 - 7-ую ОМБР. Во время последней ротации контингент сократили на 189 человек и 32 единицы техники. Численность миротворцев уменьшили в связи с потерями, которые бригада понесла в результате боестолкновений с повстанцами. Украинские миротворцы уже потеряли 9 военнослужащих, около 30 солдат получили ранения. Четверо миротворцев погибли в боях, двое в результате ДТП, один военнослужащий получил смертельное ранение в результате неосторожного обращения с оружием, а еще двое покончили жизнь самоубийством.
Андрей Воронцов